Новости

В Неделю о мытаре и фарисее архиепископ Гурий совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря

21 февраля 2016 года, в Неделю о мытаре и фарисее, ректор Минской Духовной Семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий совершил Божественную Литургию в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря.

21.02.2016 | Жизнь-служение

Его Высокопреосвященству сослужили духовник обители игумен Авель (Страпко), духовник Новогрудской епархии протоиерей Владимир Гуща и братия обители в священном сане.

Диаконский чин возглавил протодиакон Георгий Пшенко. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Семинарии, регент — протодиакон Андрей Скробот.

После сугубой ектении архиепископ Гурий вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским словом.

Владыка отметил, что начались подготовительные недели Великого поста, и Святая Церковь, чтобы расположить нас к покаянию, приводит примеры, когда Господь прощал великих грешников – тех, кто обращался к Нему с покаянной молитвой.

«Сегодня мы слышали Евангельскую притчу о мытаре и фарисее, — напомнил Архиерей. — Мытарь, сборщик податей, считался самым нечестивым человеком в богоизбранном народе. Потому что эта земля была порабощена римлянами – язычниками, и некоторые израильтяне, чтобы хорошо устроиться в жизни, шли на службу этим язычникам-поработителям, собирали налоги и, пользуясь властью, брали гораздо больше, чем определено было римской властью. Разоряя семьи, горе и слезы они приносили народу. Поэтому слова «грешник» и «мытарь» были синонимами.

И вот такой человек однажды зашел в храм, вспомнил, что принадлежит богоизбранному народу и, осознавая тяжесть своих прегрешений, не смел даже глаза понять, стоял у дверей храма.         

Фарисей же, напротив, тщательно изучал Божественное Писание, старался исполнять предписания Закона и десятину из прибыли отдавал нуждающимся. Он стаял вблизи Алтаря, считая себя человеком благочестивым, мысленно осуждая других. Он благодарил Бога, но вместе с тем превозносился над грешниками.

И вот Господь, Праведный Судья, пред Которым видны все наши дела и слова, и мысли, говорит нам, что осуждающий других, превозносящийся фарисей вышел из храма осужденным. А мытарь – великий грешник, но с верою прибегший к Богу, с покаянной молитвой и смирением, вышел оправданный.

Не превозноситься нужно своими делами, как учит Господь, иначе можно все потерять, а жить в смирении, не приписывая себе добродетели.

А грешников призывает Господь не отчаиваться в милосердии Божием, не прилагать грехи ко грехам, а умолять Спасителя о помиловании…».