Новости

«В неделю мытаря и фарисея»: архиерейское Богослужение в Успенском соборе Жировичской обители

28 января 2018 года, в Неделю о мытаре и фарисее, ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Жировичского монастыря.

28.01.2018 | Жизнь-служение

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Новогрудской епархии и братия монастыря в священном сане.

Диаконский чин возглавил протодиакон Георгий Пшенко.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор семинарии (регент — протодиакон Андрей Скробот).

По окончании Богослужения Его Высокопреосвященство обратился к молящимся со словом наставления.

«Святая Церковь готовит нас ку Великому посту, и сегодня для нашего назидания была предложена притча Спасителя о мытаре и фарисее. Она учит, как нужно правильно молиться, чтобы получить пользу и молитва наша не была во грех, — отметил Архиерей в проповеди.

… Два человека пришли в храм: мытарь, сборщик податей, человек грешный, которого ненавидели в силу его должности соплеменники, и фарисей — представитель людей, ревновавших о благочестии.

Фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди: то есть не такой, как те, кто к его единомышленникам не принадлежал. Перечисляя свои достоинства, фарисей  благодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним.

А мытарь, не смея воззреть на небо, бия себя в грудь, чтобы проснулась душа его омертвевшая, обращаясь ко Господу, говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13). И завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14).

Обращаясь к ученикам, Господь говорит, что мытарь вышел из храма оправданным более, нежели фарисей, который, казалось бы, изучал Священное Писание и в меру своего разума и сил совершал добрые дела. Но не внешнее благочестие оказалось угодным Богу. Благо пред Богом – сокрушенное сердце человека, осознание им своей греховности. Именно это и является самим главным в нашей духовной жизни.

Время Великого поста – время покаяния, сугубой молитвы, строгого воздержания в пище и всех своих чувствах. Будем же стремиться к духовно- нравственному состоянию души, чтобы подобно евангельскому мытарю, в ней звучали эти смиренные, богоугодные слова: «Боже, милостив буди мне, грешному». Эти слова, ставшие делами, способны преобразовать жизнь нашу по закону Божию».