Успение Пресвятой Богородицы: праздничное Богослужение Архиерейским чином
28 августа Божественную Литургию в Свято-Успенском Жировичском монастыре возглавил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Ему сослужили Управляющий делами Белорусского Экзархата Высокопреосвященнейший Гурий, архиепископ Новогрудский и Лидский, епископ Борисовский, викарий Минской епархии Вениамин Тупеко, духовенство обители, Новогрудской и Минской епархий, Минских Духовных школ.
28.08.2012 | Жизнь-служение
На праздник Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Успенский храм собралось великое множество народа. Очень многие исповедовались, чтобы в праздник причаститьсяСвятых Христовых Тайн.
Священнослужители и обители, и епархии совершали таинство исповеди и во время Всенощного бдения, и во время Божественной Литургии.
По окончании Богослужения Крестный ход во главе с Архиереями направился к Явленской церкви, где читался акафист Успения Пресвятой Богородицы.
Высокопреосвященнейший архиепископ Гурий поздравил всех, собравшихся в храме в этот праздничный день, с праздником Успения Пресвятой Богородицы и обратился к пастве: «Сегодня день, когда Матерь Божия была взята Господом на Небо и, возвеличенная превыше херувимов и серафимов, стала Царицей вселенной, -- сказал в проповеди Владыка. -- Мы воспеваем Ее в праздник: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая». И Она не оставляет грешное человечество. Сегодня пред Богом Она молится и ходатайствует за всех нас.
Мы должны призывать Ее на помощь, нашу Заступницу и Помощницу, но еще должны мы стараться в меру своего сознания и сил подражать Ей.
В Евангелии, которое мы слышали сегодня, говорится, что Господь «призрел на смирение рабы Своея». Велика сила смирения, без него все добродетели не имеют цены. И если мы хотим быть под покровом Пресвятой Богородицы, должны учиться смирению.
В Лице Пресвятой Девы христианство имеет дивную красоту девства, совершенства и смиренной премудрости. В церковном сознании утверждена мысль о Богоматери как об идеале обожествленного человека. Имя Пресвятой Девы воспевается во всех церковных Богослужениях. Праздники Богородичные равны праздникам Господним. Изображают Ее чертами вышечеловеческими: приснотекущий Источник, напаяющий жаждущих; огненный Столп, показующий всем путь спасения; Неопалимая Купина, всех скорбящих Радость; Матерь рода человеческого; благая Одигитрия — Путеводительница ко спасению.
Пресвятая Дева возлюбила чистоту душевную и телесную, дала обет девства, чтобы в посте и молитве день и ночь служить Богу. Когда же мы просим помощи и покрова Богоматери, должны также заботиться о чистоте души и тела, отгоняя от себя всякий блуд и распущенность, которые так сегодня пропагандируются…».
Пресвятая Богородица…Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам описание Ее внешнего вида. Святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель… У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".
По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать".