Архиерейское Богослужение в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы
Накануне дня Успения Пресвятой Владычицы Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Гурий, архиепископ Новогрудский и Лидский, Управляющий делами Белорусского Экзархата возглавил малую вечерню с чином выноса плащаницы Приснодевы Марии и чтения Акафиста Успению Пресвятой Богородицы. Его Преподобию сослужили духовенство из числа братии монастыря, Новогрудской епархии и Минских Духовных школ.
27.08.2012 | Жизнь-служение
Термин «плащаница» стал применяться в русских богослужебных книгах с конца XVI века. Плащаница — полотно с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Пресвятой Богородицы.
Плащаницы с изображением Пресвятой Богородицы появляются позже плащаниц с изображением Иисуса Христа. Однако уже в Чиновнике Московского Успенского собора (1630-е годы) говорится, что во время празднования Успения на вечернюю службу выносили икону Праздника и возлагали ее на аналой, а на престол полагали покров и плащаницу Богородицы с жемчугами.
Сохранилась шитая пелена XV века с изображением Успения Богоматери из Кирилло-Белозерского монастыря, которая подвешивалась к чтимой иконе Успения Божией Матери в местном ряду иконостаса. Однако массовое появление в храмах Богородичных плащаниц относится лишь к XIX веку.
На начало совершения малой вечерни храм заполнялся паломниками и прихожанами монастыря, которые прибыли помолиться пред плащаницей Небесной Владычицы, испрашивая у Нее помощи и заступления пред Царем Небесным -- Господом нашим Иисусом Христом.
Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением была положена на престол, где она будет находиться до Всенощного бдения.
Сотворив земной поклон, верующие с благоговением припадали к плащанице, молясь о своих нуждах, поверяя тайны и печали. Всех Она слышит, всех любит, за всех ходатайствует пред Сыном Своим, Господом нашим Иисусом Христом. Ибо и по успении Своем не оставила нас, грешных. Ведь как поется в тропаре празднику: «В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».