Новости

Архиепископ Гурий, ректор Минской Духовной Семинарии, совершил Божественную Литургию в семинарском Трехсвятительском храме

28 февраля 2016 года, в Неделю о блудном сыне, ректор Минской Духовной Семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий совершил Божественную Литургию в семинарском Трехсвятительском храме.

28.02.2016 | Жизнь-служение

Его Высокопреосвященству сослужили первый проректор Семинарии протоиерей Андрей Цигель, первый проректор Витебской духовной Семинарии протоиерей Константин Изофатов, инспектор Минской Духовной Семинарии протоиерей Виктор Василевич и иерей Александр Снежко. Диаконский чин возглавил секретарь Педагогического совета Семинарии протодиакон Георгий Пшенко.

Богослужебные песнопения исполнил хор Трехсвятительского храма, регент — И. И. Залевская.

После сугубой ектении архиепископ Гурий вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским словом.

«Сегодня мы слышали евангельское повествование, притчу о блудном сыне, который, получив от отца богатые дары, не захотел жить под опекой отцовской, но по своей воле. Вот и ушел в страну далекую, где проводил время распутно, расточая все полученное от отца наследство, -- напомнил Владыка. -- И вот настал в стране той великий голод…

Так нередко Бог посылает погрязшим в грехах людям внешние бедствия, чтобы заставить их образумиться. Эти внешние бедствия  одновременно и наказание Божие, и призыв Господень к покаянию. И, чтобы выжить, вынужден был этот непутевый сын отца своего идти пасти свиней. А это занятие самое унизительное для иудеев, которые по своему закону гнушаются свиней, как животных нечистых.

Так грешник, когда привязывается к какому-нибудь предмету, через который удовлетворяет свою греховную страсть, доводит себя нередко до самого унизительного состояния. Даже рожков никто не давал ему – это плоды одного дерева, растущего в Сирии и Малой Азии, которыми питают свиней. Этим указывается на крайне бедственное состояние грешника. И вот от такой жизни он, наконец «приходит в себя», словно вдруг прозревает и начинает понимать, до какой же степени низости он дошел.

«Встану, пойду к отцу моему» – решает блудный сын, и это есть решимость грешника оставить грех и покаяться. Он уже согласен хотя бы и на самых тяжелых условиях быть принятым в дом отчий.

Все дальнейшее изображение событий имеет целью подчеркнуть беспредельность любви Божией к кающемуся грешнику, Божественное всепрощение и ту радость, которая бывает, по словам Христовым, на Небесах о едином грешнице кающемся (Луки 15:7).

Отец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его и, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его в самую лучшую одежду. Он устраивает в честь его возвращения домашний пир.  Так  Господь  принимает кающегося грешника и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех.

Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, это образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братиям. Они хвалятся исполнением воли Божией, но не хотят иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. Вместо сочувствия брату и отцу, старший брат начинает выставлять свои заслуги, брата не желает даже называть “братом”, а презрительно говорит: “этот сын твой”.

«Ты всегда со мною и все мое – твое» – говорит отец старшему сыну своему, давая понять этим, что фарисеи, в руках которых закон, всегда могут иметь доступ к Богу и духовным благам, но не могут заслужить благоволения Отца Небесного, если не победят свое жестокосердие и высокомерность…».