Урок-размышление «В чем смысл жизни?»

Урок-размышление «В чем смысл жизни?»

Новогрудская епархия

Урок-размышление  «В чем смысл жизни?»

(Подготовила Курильчик Светлана, выпускница Слонимского Духовного училища)

Цель:

Вместе с детьми, на основе анализа своей жизни и жизни других людей, создать правильное представление о смысле человеческой жизни и о том, в каких условиях возможно достижение цели, которую поставил перед человеком Бог и к которой мы стремимся.

Задачи:

— дать краткий анализ духовно-нравственного положения современного общества;

— показать необходимость смысла жизни;

— проанализировать ложные цели жизни человека;

— показать бессмысленность атеистического взгляда на человеческую личность;

— дать понятие о вечности и необходимости единения с Богом для приобретения счастья;

— сделать вывод о важности приобщения человека к жизни Церкви.

План.

1. Потеря смысла жизни — катастрофа личности.

2. Поиск утраченного.

3. У всего существующего есть цель.

4. Разбор мнений.

5. Где мы можем быть счастливы.

6. Приближение к Богу как цель жизни.

7. Церковь — корабль спасения.

 

               Чаша жизни. 

Мы пьем из чаши бытия 

С закрытыми глазами, 

Златые омочив края

Своими же слезами.

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадает 

И всё, что обольщало нас, 

С завязкой исчезает,

Тогда мы видим, что пуста 

Была златая чаша, 

Что в ней напиток был - мечта 

И что она - не наша. 

                                     М. Лермонтов.

В наше время -  время научно-технического прогресса, улучшения благосостояния общества, когда, казалось бы, пришло для людей время счастливой жизни, психологом приходится ломать головы над новым явлением — катастрофическим обеднением духовных ценностей в обществе и, как следствие,  умножением душевных болезней, самоубийств, тяги к наркомании и преступлениям. Как объяснить то, что врачи называют экзистенциальным неврозом? Им теперь страдают около 20% жителей Европы.

И среди самых разных ответов есть один достаточно интересный. Оказывается, многие недуги души связаны с тем, что человек переживает глубокую внутреннюю пустоту.

А любая пустота - это отсутствие чего-то.

Да ведь сегодня многие люди, не исключая детей и подростков, страдают от потери самих себя, смысла и коренных ценностей своего существования. Жизнь становится тусклой и примитивной, а её тонус - инертным и вялым. Окруженный излишними материальными благами, человек теряет ответ на самый главный вопрос в своей жизни: «Зачем я живу?».

Этот вопрос неоднократно вставал перед поколениями разных времен.

Через духовную пустоту проходили и многие известные люди. Вспомним Александра Сергеевича Пушкина.

26 мая 1828 года, в день своего рождения, А. С. Пушкин особенно тяжело переживал гнетущую внутреннюю опустошенность. Это был глубокий личностный кризис, жалоба на слепой и жестокий рок, казалось бы, неотвратимо определяющий судьбу. В этот день поэт пишет свои знаменитые «Стансы» о том, что жизнь есть дар, однако совершенно ненужный, лишний, бессмысленный:

Дар напрасный, дар случайный, 

Жизнь, зачем ты мне дана? 

Иль зачем судьбою тайной 

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью 

Из ничтожества воззвал, 

Душу мне наполнил страстью, 

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною: 

Сердце пусто, празден ум. 

И томит меня тоскою 

Однозвучной жизни шум.

Ученые считают, что все вещи видимого мира служат определенной цели, которая изначально им задана. Какой предмет мы ни возьмем, даже самый малозначительный, всегда сможем найти объяснение необходимости его существования.

— Вот, например, дом. Для чего он существует?

Для того, чтобы в нем кто-то жил. А стол? (дерево? микроб? Солнце? и т. д.)

Тем более должен существовать смысл в жизни человека, который является венцом всего творения. Немыслимо, чтобы у человека, наделенного сложнейшим и уникальнейшим организмом, духовными дарованиями, блестящим умом  и  таким чудом, как чувства,  не было бы никакой цели и предназначения. Ведь не зря каждый человек, от ребенка до ученого, жаждет открыть неизвестное, разгадать законы бытия. Чем это все продиктовано? Простым любопытством?

Человек ищет осмысленности своей жизни, ищет так, как будто он потерял что-то очень важное.

— Ребята, попробуйте назвать такую работу, которой не хотел бы заниматься никто из людей?

В мире много профессий, и каждая хоть кому-то да приходиться по душе. И только одной работы не желал никто, никогда и нигде — это работы бессмысленной.

Во время Второй Мировой войны фашистские захватчики устраивали в концлагерях над пленными следующую пытку. Они заставляли бесцельно переносить камни с одного места на другое - и обратно. Многие, осуществляя эту бессмысленную работу, теряли последние внутренние силы, надламывались.

Значит, человек не терпит бессмысленности.

Об этом замечательно сказал русский писатель и мыслитель Ф. М. Достоевский:

«Ибо тайна бытия человеческого  не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом всё были хлебы».

Потеря смысла в жизни сравнима с жаждой.

Если бы не было воды, человек и не жаждал бы! Если бы не существовало смысла жизни, человек и не мучался бы от его отсутствия!

Сам поиск человеком смысла жизни показывает, что смысл этот действительно существует.

— Ребята, давайте попытаемся его отыскать! Пожалуйста, ваши мнения. В чем, скажем, состоит смысл вашей жизни?

 (Дети высказывают свои мнения)

— Хорошо, теперь давайте разберем каждый случай отдельно.

— Может быть, цель нашей жизни в удовлетворении пищей?

Но как раз - таки наоборот: мы принимаем пищу для того, чтобы поддерживать жизнеспособность своего организма. Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.

Да и сколько бы человек не насыщался едой, он не удовлетворит свою потребность раз и навсегда.

— Возможно, цель нашей жизни в приобретении полного покоя? 

Однако трудно сказать, от чего человек больше устаёт — от работы или от безделья? 

Человеку свойственно трудиться. Еще Адаму Бог дал работу: возделывать и хранить сад Эдемский. А как считают медики, лучший отдых — это перемена занятия. 

— Может быть, причина кроется в отсутствии материального достатка?

Есть современная статистика, что в развитых европейских странах, где выше всего уровень жизни и благосостояние человека, более всего людей оканчивают жизнь самоубийством. Не заставит ли это задуматься нас о многом?

Как правило, люди, привязанные к деньгам и всеми силами стремящиеся к большому  материальному достатку, не любят Бога. Их бог – деньги. На них они надеются более всего в жизни. У накопителя нет времени задуматься, зачем он живет и каково его предназначение на земле. Он сам себе избрал цель и не понимает, бедняга, что со временем они могут его погубить на корню.

Из века в век повторяется замкнутый круг: Сколько ни дай человеку, ему все мало. Да и чтобы достичь большого заработка, надо приложить столько усилий, времени и жизненной энергии, что сам заработок порой становится уже не в радость. Да и способен ли человек взять свои богатства с собой в гроб? В лучшем случае, они сполна покроют расходы на похороны и станут достоянием  (причем также временным) адресатов завещания.

— Может быть, для счастья  и смысла жизни не хватает власти и славы?

Нам трудно судить, но давайте обратимся к словам того, кто сам обладал абсолютной властью.

Ветхозаветный царь Соломон, как известно, был столь богат, что вся домашняя утварь во дворцах его была из чистого золота; был столь премудр, что цари приходили послушать его, и был столь славен, что враги трепетали его. Он, будучи просвещен и могуществен более всех своих современников, мог удовлетворять всем своим желаниям и прихотям, так что почти не было вещи на свете, которой бы он не имел или не мог получить. Но при всем том и он не мог насытить своего сердца, и желания сердца томили и мучили его гораздо более, чем обычного человека; и он, наконец, испытав все не свете, сказал в своих писаниях: «Все на сем свете суета, и ничто не может насытить наших желаний».

Многие стремление к славе называют целью жизни. Человек действительно жаждет славы. Но стремиться нужно к славе небесной. Слава на земле дается далеко не всем. Но и те, кому она дается, не бывают ею удовлетворены, им хочется большего. Приведем в качестве примера личность Александра Македонского. Он покорил весь мир. Не было человека более прославленного, чем он. Однако и этого великого завоевателя видели плачущим.

«Почему ты плачешь?» - спросили его. «Потому что, - ответил он, - больше нечего покорять!»

Если даже и удается достичь земной славы, не так-то легко ее сохранить. Много ли людей удержалось на высоте славы? Вот мудрый ответ, который был дан однажды царю Египта Сесотру.

Царь Сесотр взял в плен пять других царей. Во время путешествия он вывел их из своей колесницы и вдруг увидел незнакомца, внимательно рассматривавшего знаки на колесах.

«Что ты смотришь?» - спросил его царь. «Я смотрю, - ответил он, как значки на колесах твоей колесницы то возвышаются вместе с колесом, то оказываются у самой земли. Это напоминает мне о том, что и я когда-то был на высоте, а теперь мое положение весьма скромное. Так же и  ты, сегодня ты победитель. Но будь бдителен: как бы ни потерпеть поражение! Жизнь – это тоже катящееся колесо».

Итак, стремление к славе мы не можем считать целью жизни.

— Есть мнение, что мы живем ради своих детей.

А для чего же живут наши дети? А их дети? И так можно ставить вопрос до бесконечности. Если каждое поколение полагает смысл своего существования только в воспитании нового поколения, тогда все человечество в целом оказывается в каком-то бессмысленном движении по течению времени «в никуда». Цель, не имеющая конца. Удовлетворяет ли она вас?

— А некоторые утверждают, что мы живем ради знаний. Так ли это?

Цель жизни должна быть для всех достижимой, а знаниями может овладеть не каждый. На земле довольно много людей, не владеющих даже элементарной грамотностью. Да и в каких бы университетах вы не учились, всеми науками не овладеть. Да и те, которые будете изучать, не сможете освоить в совершенстве.

У одного царя был поистине мудрый слуга. Однажды он не смог выполнить какое-то поручение. Тогда царь сказал ему: «За что же я тебе плачу?»  «Ты мне платишь за то, что я знаю и умею, - ответил он. – Если бы ты платил мне за то, чего я не умею и не знаю, то тебе не хватило бы денег всей Франции».

— Некоторые люди целью своей жизни ставят наслаждения. Может ли удовольствие и  наслаждение быть целью жизни?

Но опять-таки, не каждый может себе позволить постоянно наслаждаться. Удовольствия и развлечения требуют денежных затрат, которые далеко не всем по карману. Значит, человек небогатый, не имеющий возможности наслаждаться жизнью, не может и иметь цели в жизни? Значит, ему не к чему стремиться?  Это абсурд.  А те люди, которые только развлекаются и наслаждаются жизнью, остаются ли вполне довольными? Представьте себе состояние человека, например, после очередных развлечений за полночь. Он чувствует себя не отдохнувшим, а разбитым.

— Многие люди тратят огромные усилия и время для сохранения своего здоровья. Может быть, оно и есть цель нашей жизни?

Однако здоровье не вечно. 

Один богатый человек заболел и был при смерти.  Врачи ничего не могли сделать. Он попросил проводить его в помещение, где находился его сейф. По его просьбе сейф открыли. Он в последний раз с грустью взглянул на купюры и, сделав оскорбительный жест рукой, сказал: «Тьфу  на вас! Я зарабатывал вас всю жизнь, а вы теперь не можете мне помочь!..»

Мы можем своими усилиями только продлить здоровье. А есть немало людей, которые рождаются с какими-либо болезнями. Что же для них смысл жизни потерян? Нет, здоровье дается ради чего-то, оно не есть цель само по себе. Но это другой разговор.

— Ребята, а что мы желаем чаще всего, поздравляя друг друга? 

Счастья. Конечно же, каждый человек в своей жизни стремиться к счастью. Потому вопрос о смысле жизни можно сформулировать по-другому: Когда и где мы можем быть счастливы?

Представьте, что вам дали конверт, набитый купюрами, и сказали: «Делай с ними что угодно, трать на что хочешь, делись с друзьями, но знай, что завтра ты должен возвратить деньги обратно». Обрадуетесь вы тому, что завтра от вас отнимут? Нет.

А человеческая жизнь настолько коротка, что ее можно сравнить с одним днем, или, как в этом стихотворении, со спектаклем, которому, как бы долго он ни длился, обязательно придет конец.

                        Смотря на детей.

Мальчик мой милый в коротких штанишках,

Я ухожу, а ты остаешься.

И будут твердить тебе устно и в книжках,

Что ты перестройки всемирной добьешься.

Что ты полетишь на другие планеты,

Поставишь на службу расщепленный атом,

У космоса новые вырвешь секреты

И сделаешь мир бесконечно богатым.

Что ты чудодействием техники брызнешь

На все, что подвержено смерти и горю,

И люди придут к ослепительной жизни

Не где-то, когда-то, а близко и скоро.

Мой милый, мой бедный, доверчивый мальчик,

Все это игрушки, твое обольщение.

Чем дальше играешь, тем дальше и дальше

Отводиться миг твоего просветления.

Но смерть приведет этот час за собою.

Поймешь ты, да поздно, уж силы иссякли,

Что целую жизнь ты бессмысленно строил

Удобное кресло к финалу спектакля.

Что путь твой был предков известной тропинкой,

Что двигался, дедов своих не догнав ты,

Хотя они шли в большинстве по старинке,

А ты пролетел в корабле астронавта.

И вот уже Смерти всеобщие двери.

Войдешь в них и ты со всемирным течением

И скажешь: «Зачем я, зачем я не верил,

Что жизнь — это к вечности приготовление.

Зачем не собрал я богатство другое —

Сокровища сердца! Они б не иссякли,

Ведь целую жизнь ты бессмысленно строил

Удобное кресло к финалу спектакля.

— Что же человек может взять с собой в вечность? Свой дом, богатство, жену, пищу?

Все материальные блага, ради которых люди тратят здоровье и время, со смертью человека теряют для него свой смысл, т. к. перестают быть его собственностью, как конверт с деньгами из вышесказанного примера.

Что же из этого следует чисто логически? А то, что если есть только эта моя жизнь и если она заканчивается смертью — уничтожением моей личности, то смысла у такой жизни нет, и искать его бессмысленно.

— Что, ребята, поиск окончен. Вы согласны? Или, может, еще где-нибудь забыли поискать?

Обратимся еще раз к нашему вопросу. В чем смысл каждой вещи? Видимо, не в ней самой, а в той цели, которую мы с помощью этой вещи достигаем. Например, кастрюля имеет свою цель всем нам известную. Но если кастрюля дырявая, она теряет свой смысл, и мы ее выбрасываем как бессмысленный предмет.

То есть смысл, если он есть, лежит вне самой вещи, в ее цели.

Значит, ищем цель нашей жизни за ее пределами.

— А есть там что-нибудь? Что остается, когда умирает человек? Душа. И в каком измерении она живет?

В Вечности. И смысл действительно может быть только тогда, когда жизнь человека вечная, и счастлив будет человек только тогда, когда это счастье у него никто никогда не отнимет.

 Об этом же писал и Ф. М. Достоевский. Обратимся к его словам:

«Вся жизнь человека, личная и общественная, стоит на вере в бессмертие души. Это наивысшая идея, без которой ни человек, ни народ не могут существовать».

Значит, на вопрос, где человек может быть счастлив, мы ответили: в вечности.

Осталось ответить на последний вопрос: в каких условиях человек в вечности будет счастлив?

А на этот вопрос уже очень давно замечательно ответил святитель Феофан Затворник:

« Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьём удостоверяясь в своем исхождении от Бога, она чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им».

А Блаженный Августин, обращаясь к Богу, говорил: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

А ведь оно так и есть. Человека ничего не удовлетворяет в этой жизни, т.к. душа требует высшего, неземного, небесного. Ведь удовлетворить душевные потребности может только Бог, Которым она создана.

Этот духовный голод осознано или неосознанно чувствует каждый из нас. Он и в строках Арсения Тарковского:

Вот и лето прошло,

Словно и не бывало.

На пригреве тепло,

Только этого мало.

Все, что сбыться могло, 

Мне как лист пятипалый 

Прямо в руки легло, 

Только этого мало.

Понапрасну ни зло, 

Ни добро не пропало, 

Все горело светло, 

Только этого мало.

Жизнь брала под крыло, 

Берегла и спасала, 

Мне и вправду везло,

Только этого мало.

Листьев не обожгло, 

Веток не обломало... 

День промыт, как стекло, 

Только этого мало.

Как известно из Библии, человек создан по образу и подобию Божию. То есть Бог создал нас по Своему образцу, наделил нас качествами, сходными с Его свойствами: вечностью, бесплотной душей, разумом, свободой и прочим и дал нам это все для того, чтобы мы могли достичь «подобия» Богу, что и является высшим назначением человека. Другими словами, душа человека счастлива только тогда, когда приближается к Богу, а приближается тогда, когда становиться похожей на Него. А похожи мы на Бога или нет, зависит от нас с вами, от той жизни, которую человек проживет на земле. Жизнь коротка, но имеет огромную важность! От того, как мы ее проживем, творя добро или зло, зависит наше будущее в вечности.

Осталось только сделать вывод, что цель нашей жизни — прожить ее так, чтобы наша душа была счастлива в вечности, находясь рядом с Богом. Ведь мы будем тогда так счастливы, как счастливы сейчас ангелы, как счастливы были когда-то Адам и Ева, находясь в общении с Богом. Они согрешили и потеряли свое счастье, а наша цель -вернуть его, став членами Церкви, созданной Господом Богом нашим Иисусом Христом для нашего спасения.

После грехопадения цель единения с Богом стала для человека недостижима.  И только Христос, взяв на себя грехи всего мира, пострадав и воскреснув, создал святую Церковь, через которую мы вновь можем соединиться с Богом в таинстве Евхаристии. Нам же остается следовать Его примеру и учению Церкви. Церковь же уже третью тысячу лет указывает нам цель жизни и способы ее достижения. Истории известны тысячи людей, прошедших достойно жизненный путь и достигших святости и блаженства в вечной жизни. Среди них были люди самые разные, жившие в разное время, в разных странах, разного сословия и положения, состояния и чина, пола и возраста. Святость достижима для всех людей без исключения, будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок, ученый или неграмотный, богатый или бедный, начальник или подчиненный. Все имеют равные возможности подражать Христу в добродетели.

Вот, например, как учил преподобный Серафим Саровский своего ученика Мотовилова о цели жизни христианской, (краткий пересказ беседы батюшки с Мотовиловым)

Ребята, вспомните отчаянные строки А. С. Пушкина, зачитанные в начале урока…

 Дар напрасный, дар случайный, 

 Жизнь, зачем ты мне дана? 

 Иль зачем судьбою тайной 

 Ты на казнь осуждена?..

Тогда они попали к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Архипастырь направил великому соотечественнику ободряющее послание, избрав ту же форму, лексику и стихотворный размер:

Не напрасно, не случайно 

Жизнь от Бога мне дана, 

Не без воли Бога тайной 

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью 

Зло из темных бездн воззвал, 

Сам наполнил душу страстью, 

Ум сомнением взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною! 

Просияй сквозь сумрак дум, 

И созиждется Тобою 

Сердце чисто, светел ум. 

А. С. Пушкин, окрыленный мудростью и молитвой святителя Филарета, с благодарностью отвечал ему:

                    Я лил потоки слез нежданных. 

                    И ранам совести моей

                    Твоих речей благоуханных 

                    Отраден чистый был елей.

Так Церковь — как корабль спасения среди бушующего житейского моря — руководит желающими достичь светлой пристани в Царствии Небесном. Нам же, ребята, нужно не лениться, а старательно изучать и исполнять учение Святой Церкви, в чем да поможет нам Господь.

Дополнительные материалы к уроку

 Суетность земных стяжаний.

Все мы очень хорошо знаем, что надежда на земные блага су¬етна и что мы более должны заботиться о стяжании благ небесных и вечных, нежели временных и тленных, однако многие из нас не свободны от пристра¬стия к последним и на них одних возлагают всю свою надежду. Так, не упо¬миная уже о сребролюбцах, сколько мы видим на свете людей, даже и доб¬рых, которые говорят: «Придет болезнь, старость, что я буду делать без де¬нег?» Говорят так многие, и выходит, что только деньги одни могут облегчить нам болезнь или старость. А на деле получается совсем иное. Не деньги, а совершенно другое нужно нам и полезно во время болезни и старости.

Один огородник Иоанн был весьма милостив к бедным. Из того, что приобретал, он только малую часть оставлял для себя, а остальное все разда¬вал неимущим. Прошло так довольно времени, и вдруг Иоанна начинает тре¬вожить мысль: «Что я буду делать, когда состарюсь и буду болеть? Кому я буду нужен? Кто будет кормить меня?» Стал думать об этом Иоанн и начал копить деньги и скопил довольное количество серебра. Пришла затем, как будто в оправдание его забот, к нему и болезнь. Нога у него загнила и покры¬лась ранами, и он начал лечиться. Но лечение шло очень туго. Призывал он многих врачей, сыпал им деньги, а между тем пользы не было никакой. Что делать? Приглашает он наконец врача, искуснейшего всех. Тот осмотрел ногу и сказал Иоанну, что в его болезни остается только одно средство: отнять ногу. «Иначе, — добавил он, — все тело твое сгниет». Делать нечего, Иоанн согласился, и врач обещал прийти к нему на следующий день. Наступила ночь перед ужасным днем, и всплакнул Иоанн. «Господи, — сказал он, — помяни мои первые дела, когда я был щедр на милостыню, и исцели меня!» Едва только он сказал это, как вдруг стал пред ним Ангел Божий и сказал: «Ну, где твое серебро, которое собрал ты?» — «Грешен, Господи, — отвечал Иоанн,— прости меня, отселе я так поступать не буду!» Тогда Ангел коснул¬ся его ноги, и она тотчас стала здоровой. И встав, Иоанн пошел на работу. Утром приходит к нему врач резать ногу и, не видя его, спрашивает: «Где Иоанн?» — «Да ушел, — говорят, — рано на работу в огород». Ужаснулся врач и пошел, чтобы собственными глазами убедиться в справедливости услышанного. Приходит и, действительно, видит Иоанна копающим землю. Прославил он тут Бога и сказал: Блажени милостивый, яко тии помиловани будут. 

Итак, не деньги, а наши добрые дела могут облегчить нашу участь и во время болезни и в старости, и во всякое время (1 Цар. 12:21). Поэтому и копи¬те больше их, а не деньги про черный день (из Слова о Иоанне огороднике),

Рекомендуемая литература:

1. «Сокровенный мир Православия», Валерий Духанин, Издат. Московской Патриархии, 2009 г. Раздел «В поисках смысла жизни»

2. «Зачем ты живешь?» Архиепископ Харлампий (Василопулос), Тверь, Издательство «Лист», 2007.

Наверх