Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Цель: познакомить с житием преподобного Серафима Саровского

Задачи: развивать умение соотносить свои поступки с общечеловеческими нравственными нормами; воспитывать милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Ход занятия:

Старец Божий, старец кроткий,

В лаптях, с палкою простой,

На руке иссохшей чётки,

Взор, горящий добротой.

Сколько дивного смиренья

В страстотерпческих чертах,

Дивный дар богомоленья

Лёг улыбкой на устах.

Тяжким подвигом согбенный,

Он идет – гонец небес.

Прозорливый, вдохновенный,

Полный благостных чудес.

Благодатной силой веет

На молящих от него,

Гордый разум цепенеет

Перед святостью его.

— Ребята, скажите, чей образ вы видите в этом стихотворении Сергея Бехтерева? (рассуждения детей)

— Какие слова особо характеризуют этого человека как святого? (старец Божий, страстотерпческие черты, дар богомоленья, благодатная сила, прозорливый)

— Можно ли использовать эти слова для описания обычного человека)

— Кого называют страстотерпцами? (В Православной Церкви страстотерпцами называют христианских мучеников, претерпевших страдания)

Верно, здесь речь идет о молитвеннике, благодатном старце, добром, смиренном и кротком. Это стихотворение посвящено великому русскому святому – преподобному Серафиму Саровскому. (слайд 1)

— Кого называют преподобными? (Преподо́бный – святой, достигший христианского совершенства в подвиге монашества).

В текущем 2018 году мы празднуем 115-летие со дня прославления его в лике святых.  Хотелось бы, чтобы вы узнали о нем побольше: какой была его земная жизнь, как он достиг святости, почему так почитаем в народе. (слайд 2)

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. (слайд 3) 

— Как вы думаете, почему Господь спас Прохора? (рассуждения детей)

Господь видел в нем будущего святого и чудесным образом хранил Своего избранника. 

Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться. (слайд 4)

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. (слайд 5) Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. (слайд 6)

Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Прохор, который в сердце своем твердо решил всего себя отдать Господу, с радостью проходил все самые тяжелые монастырские послушания. Он рубил деревья в лесу, целыми ночами выпекал хлеб для братии, трудился плотником и строителем. Но самое главное, он учился молиться, приучал свой ум и душу возноситься к Богу, чтобы ничто в мире не могло отвлечь от молитвы.

Мудрые люди говорят, что молитва, настоящая молитва к Богу, – самый тяжелый на свете труд. Как ни тяжко порой бывало, но к церковным службам Прохор приходил первым, а покидал храм последним. 

— Какие качества проявились в монастыре у юного Прохора? (трудолюбие, старание, усердие, добросовестность, смирение)

Уже в эти юные годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве молился. 

Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери...", и желал, чтобы его причастили Святых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. (слайд 7)

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что означает «пламенный». Через год Серафим Саровский был посвящен в сан иеродиакона. Он ежедневно служил в храме, постоянно молился и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии.

Особенного благодатного видения преподобный Серафим Саровский сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес: "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим Саровский, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. 

После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим Саровский был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. 

Спустя еще некоторое время преподобный Серафим Саровский ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после Литургии, за которой причащался Святых Тайн. Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. 

Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники - схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания. 

Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. (слайд 8) 

Это нарушало его уединение. Преподобный взял на себя подвиг безмолвия. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный Серафим Саровский из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб. (слайд 9)

— Как вы думаете, на что похожи такие отношения человека и животных? Какую аналогию возможно здесь провести? (рассуждения детей)

Преподобный достиг того уровня духа, что даже животные поменяли свое отношение к нему. Такие отношения были между человеком и животными в раю.  

Видя подвиги преподобного Серафима Саровский, враг рода человеческого еще больше вооружился против него.  Для отражения натиска врага преподобный Серафим Саровский усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.  (слайды 10,11) 

Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного Серафима Саровского это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Святой Серафим Саровский, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Всё сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. (слайд 12) 

— Почему преподобный Серафим не отвечал своим обидчикам, не защищался? (рассуждения детей)

Он принимал все со смирением и покорностью, как и положено настоящему монаху. 

Придя в сознание, преподобный дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим Саровский после таких побоев остался жив. Но преподобный Серафим Саровский не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. После этого случая преподобному Серафиму Саровскому пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келию.

Оставшись навсегда согбенным (сгорбленным), преподобный Серафим Саровский ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии он взял на себя подвиг молчания, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов и непрестанно молясь. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима Саровского стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". 

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму Саровскому или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный Серафим Саровский избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим Саровский приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров - прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве. 

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех. Серафим Саровский видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. 

Приходившие к преподобному Серафиму Саровскому чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое". Серафим Саровский стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, Серафим Саровский всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня". 

В последний период земной жизни преподобный Серафим Саровский особенно заботился о своем любимом детище - Дивеевской женской обители. Он был настоящим отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. 

В последние годы жизни преподобного Серафима Саровского один исцеленный им человек видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой Серафим Саровский строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

Все знали и чтили преподобного Серафима Саровского как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим Саровский еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами". При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим Саровский стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 

1 января 1833 года преподобный Серафим Саровский в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". 

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келии преподобного; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром". Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный Серафим Саровский стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. (слайд 13)

Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим Саровский был всю жизнь.

Тело преподобного положили в дубовый гроб, который был сделан его собственными руками. (слайд 14) Похоронили преподобного Серафима возле монастырского собора у алтаря. В течение семидесяти лет после кончины батюшки Серафима люди во множестве приходили к нему на могилу. По молитве угодника Божия тысячи и тысячи христиан были исцелены от болезней, телесных и душевных.

19 июля 1903 года произошло открытие святых и многоцелебных мощей батюшки Серафима и прославление его в лике святых, ставшее всенародным торжеством. (слайд 15)

В 20–е годы XX века во время революционной смуты и гонений на Церковь, предсказанных преподобным Серафимом, святые мощи его пропали. А совсем недавно они чудесным образом были обретены вновь. В июле 1991 года мощи были перенесены в возродившийся после разрухи Дивеевский монастырь. Здесь они покоятся и ныне. (слайд 16)

Закрепление пройденного

Предлагается 2 варианта рефлексии в зависимости от возраста детей: просмотр мультфильма либо викторина

Игра – викторина 

1.  В детстве святого Серафима звали: 

a)  Никита 

b) Прохор  

c)  Феофан  

2.  Тяжело заболев в детстве, преподобный получил исцеление от иконы Божией Матери:

a) «Знамение» 

b) «Казанская»  

c) «Державная» 

3.  Перед уходом в монастырь мать благословила будущего святого: 

a)  Евангелием 

b) Иконой Пресвятой Богородицы 

c)  Распятием  

4.  Святой Серафим Саровский носил на плечах котомку с: 

a)  Хлебом 

b) Камнями 

c)  Книгами 

5. Святой Серафим взял на себя подвиг: 

a)  Молчания 

b) Старчества 

c)  Затвора 

d) Все перечисленные 

6. О кончине преподобного узнали благодаря: 

a) пожару 

b) грозе 

c)  урагану 

7. Старец был причислен к лику святых 

a)  В 1901 году 

b) В 1902 году 

c)  В 1903 году

Подведение итогов занятия

(Слайд 17) Перед вами возможно подлинный прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского. Глядя на него, что вы можете сказать о преподобном Серафиме? Какие черты вас особенно поразили, какие факты жития оставили след в вашей памяти?

Преподобный Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых на Руси.  (слайд 18) В каждой местности есть храм, освященной в его честь. В каждом храме есть икона преподобного Серафима Саровского. В Дивеевскую обитель постоянно едут паломники, чтобы побывать у батюшки Серафима, преклониться перед его нетленными мощами, получить помощь и заступничество.

Живо наследие батюшки Серафима. Его наставления и поучения для христиан до сих пор являются актуальными нужными.

Звучат его слова: «РАДОСТЬ МОЯ, НЕ ВРЕМЯ НАМ УНЫВАТЬ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! СТЯЖИ ДУХ МИРЕН И ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ!»