«Любящая Матерь в Образе Пресвятой Богородицы»

«Любящая Матерь в Образе Пресвятой Богородицы»

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста («Уроки доброты»)

«Любящая Матерь в Образе Пресвятой Богородицы»

Цель: воспитание чувства любви и благоговения к святым, почтение и любовь к родителям.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с разными образами Пресвятой  Богородицы - Матери Божией: «Владимирская», «Умиление», «Тихвинская», «Казанская», «Всецарица», «Жировичская», «Иверская»;

разъяснить, что изображений Пресвятой Богородицы много, а Матерь Божия  – одна;

найти сходство в образе Богородицы и родной мамы: они умеют любить безгранично.

Развивающие:

cпособствовать развитию и пониманию смысла слов смирение и послушание,

развивать умение пользоваться  этими  качествами  характера в жизни;

развивать монологическую речь, умение составлять описательный рассказ.

Воспитательные:

способствовать осознанию детьми важности эмпатии, заботы и доброты к родным;

воспитывать в них послушание, чувство благодарности, желание совершать добрые поступки.

Оборудование:

репродукции иконы Пресвятой Богородицы: «Владимирская», «Умиление», «Тихвинская», «Казанская», «Всецарица», «Неувядаемый цвет», «Жировичская», «Иверская»;

коллаж «Наши мамы»;

клубок  шерстяных ниток;

«цветик-семицветик»; разноцветные лепестки, клей ПВА, жёлтые кружочки  в 1см.

Предварительная работа:

заполнение опросника «Что я знаю о своей маме?»;

фотографии  мам;

разучивание стихов о маме;

дидактические игры: «Пожелание», «Назови маму ласково», «Благодарение»;

изготовление совместно с родителями коллажа «Наши мамы».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Вводная часть: 

Хорошие мои, займите свои места, пожалуйста. Ребята, вы знаете, что всякое благое дело начинается с чего? (…) Правильно, с молитвы.  А кто мне  скажет, что такое молитва? Как мы себя осеняем крестом? Что означают сложенные наши пальчики?  …

Молитва Святому Духу «Царю нНебесный»  

Приглашаю ребят подойти ко мне 

Педагог:  Сегодня мы поговорим с вами об Образе Пресвятой Богородицы и о наших любимых мамах.

У меня к вам вопрос: «С чем или с кем можно сравнить вашу маму?»  (С солнышком…) Как бы вы назвали свою маму? (ответы детей. …)  Давайте подойдём к коллажу «Наши мамы».  Посмотрите, чьи это портреты? Чья это мама? А это чья мама? Какая она? Почему ты так считаешь? Ребята, а как вы думаете, почему фото ваших мам расположены вокруг солнышка? (ответы детей)  

Соответственно ответам ребят задаю новые наводящие вопросы.                              

Как любит вас мама?  Какая твоя мама, Сережа? А твоя, Лёша? …Почему?  Ребята, для чего нужна мама?  (разные ответы)  … Чтобы научить нас любить.

Приглашаю детей занять место на стульчиках 

Педагог: Так Богом устроено, что каждый  на свете имеет маму.  Все мамы разные, все любимые. Но у нас  есть ещё Матерь, которая очень любит и нас, и наших мам, и всех людей. Это Божия  Матерь – Мама всех мам. Она сильна тем, что всех оберегает, защищает, всем помогает, покрывает своим Покровом от бед и невзгод. Поэтому верующие молятся Пресвятой Богородице, просят у неё заступничества и помощи.   

Приглашаю подойти   к столу и рассмотреть иконы Пресвятой Богородицы. Произношу обещание Богородицы: «Кто будет с верою и любовью  обращаться с молитвой ко мне, получит утешение и исцеление».

Вы видите несколько икон с изображением Пресвятой Богородицы.  Это  «Жировичская», «Владимирская», «Тихвинская» и другие…                             Перечисляю и коротко останавливаюсь на каждом образе с кратким пояснением. Поясняю, что их гораздо больше, так как Богородица являлась во многих местам и везде подавала помощь и заступничество просящим. 

Но помните, ребята, что икон различных с изображением Божией Матери много, а Сама Богородица – одна. Она Матерь Бога нашего.

Кто мне скажет, как зовут Сына Богородицы?  (……)  Правильно!

2.Основная часть.

2.1. Послушаем рассказ… (рассказ сопровождается показом иконы «Неувядаемый цвет»)

В одном городе жили муж и жена–Иоаким и Анна. У них до старости не было детей. Они усердно молились Богу, не огорчались на то, что их унижают  и обижают другие. Ведь раньше не иметь детей считалось позором. 

Иоаким и Анна люди были благочестивые и добрые, за веру, молитвы и усердное  служение  Богу Господь послал им Младенца – дочь Марию.  

Когда Марии исполнилось три года, родители привели её в Храм и оставили на там на воспитание и служение Господу. Это было их обещание Богу за дарованного ребёнка. И они его выполнили. Запомните, ребята: обещания всегда нужно выполнять, особенно если мы даем их Богу.  

Мария жила в монастыре и пребывала на протяжении всего дня в молитве. Однажды явился ей Архангел Гавриил и принёс весть, что она родит Божьего Сына, Иисуса Христа, так как именно она избрана Богом. Мария  с покорностью воле Божией и смирением приняла эту весть.  (Демонстрирую показ иконы «Рождение Иисуса Христа»).  Через определённое время у Пресвятой Богородицы родился Сын. Мария всегда была с Сыном, pаботилась о Нём.

Дети, посмотрите на иконы, сколько любви и нежности во взгляде Пресвятой Богородицы к своему Сыну, сколько тепла  и заботы. Богородица нежно обнимает Его одной рукой, а другой – ограждает от зла.

2.3.  Все мамы заботятся о своих детках. Подумаем, ведь это так? А как заботятся? Как любят? 

Сейчас я вам спою «Колыбельную».  Кто хочет немножко побыть моим ребёнком?  Хорошо…(того, кто согласится, беру на колени)

Под музыку (минусовку) пою:

«За печкою поёт сверчок, угомонись, не плачь, дружок.

Пусть за окном морозная, ясная ночка звёздная.

Ясная ночка, звёздная. Ясная ночка, звёздная.

Ты спи, а я спою тебе. Как хорошо там на небе, 

Как нас с тобою серый кот , в сказку с собою унесёт  ….

Педагог: О чём пела мама в песне? (Ответы детей). А ваши мамы, когда, укладывают вас спать, поют колыбельную? Может, кто-нибудь ее запомнил и нам споёт нам?.. (……………… .)

А еще мама охраняет сон своего ребёнка молитвой, чтобы он вырос здоровым и благочестивым, хорошим помощником, добрым ко всем людям.    

Ваши мамы молятся о вас Пресвятой Богородице. Как же мама молится, какими словами? Возможно, она просит  так: «Радуйся, Пресвятая Богородица. Прошу Тебя, чтобы мои дети росли не только здоровыми, но и добрыми, послушными, были истинными христианами».

Мамина молитва очень сильная, ведь она идёт от сердца. Заступница, Царица Небесная, всегда приходит на помощь просящим, простирает свой Покров над всеми нами.  

2.4. Физминутка «Мы с тобой одна семья».  Звучит мелодия песни «Душа безудержной Пасхальною великой радостью полна…» (минусовка). Дети под музыку выполняют движения по команде педагога.

«Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я – Да! – Да!

Улыбнись соседу справа, 

Улыбнись соседу слева, 

Мы с тобой друзья! - Да!  И продолжаем дальше играть по кругу.

(пожмём соседу руку справа…слева…обнимем и т.д.)

2.5.А теперь, после весёлой разминки и отдыха, займём свои места.

Послушаем рассказ о мальчике Игнате: «Жил-был Игнат со своей мамой. Игнат играл в саду. Мама смотрела в окно. Он наломал прутиков и стал сажать их рядом. Мама спросила: - Что это ты, сыночек, делаешь? Мальчик ответил: - Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблоки. Я буду кормить тебя и папу. Мама позвала к себе Игната и поцеловала его беленькую головку».

Вопросы: За что мама поблагодарила сына – поцеловала его беленькую головку? Чему она так порадовалась? (Ответы детей: что сделал мальчик Игнат и для чего; что порадовало маму)  

Да, дети, но ведь мама ничего не сказала сыну, а просто,  поцеловала?.. Да, часто поступки важнее слов.  Нужно не забывать благодарить своих близких за добрые дела. Да не только близких, а всех, кто делает добро, помогает вам, жалеет вас. 

Не забывайте также благодарить Бога и Пресвятую Богородицу. Вы спросите: – За что? А я вам скажу: – За всё! За утро, за хлеб, за солнышко, за  добрую и заботливую маму, за справедливого папу, за бабушку-сказочницу, за мастера-дедушку… Благодарите за всё!

2.6. Игра «Ниточка тепла»  Звучит музыкальное сопровождение с определенным режимом остановки    

Сейчас мы с вами поиграем. Я держу в руках клубочек ниток. Смотрите, какой он красивый, красочный, так и просится поиграть. Его мы будем передавать друг другу в руки, при этом  тот, у кого он окажется в руках, будет благодарить свою маму за что-то хорошее…(постепенно руки у ребят сплелись «в клубок»).  Продолжаю. Радуюсь, что у каждого из вас нашлись слова благодарности маме. Все от души  старались подбирать нужные слова так, что даже мне стало тепло и уютно. Ведь это тепло побежало по ниточке и охватило всех вас. Здорово,  не правда ли? Спасибо, ребята, за ваши добрые и ласковые слова для мамы.

Хорошие мои, кроме тёплых пожеланий, мы должны радовать наших мам своим смирением и послушанием, своими поступками. Кто мне скажет, как это? (Ответы детей). Давайте теперь будем скручивать нитки в клубок, со словами послушания от каждого. Начинаю первой я. (Стану терпеливой….дети:  послушным, не злиться, молиться и т.д.)

2.7.Беседа-размышление.  Как вы считаете, легко ли быть мамой? Почему?...  Саша, твоё мнение? А  Ира  как  думает?..  

Да, ребята, быть мамой не просто, а трудно. Это большой труд!

 А вы молитесь о своих мамах?  О чем можно попросить у Бога для мамы?

Песня «Мама снова от забот к вечеру устанет…»  Поют малыши.

Мама снова от забот к вечеру устанет

Свечку тонкую зажжет, на колени встанет.

Рядом с мамой стану я Богу помолиться,

И молитовка моя тихо затеплится.

Богородица на нас милостливо взглянет.

И на сердце в тот же час так спокойно станет. 

Рядом с мамой стану я Богу помолиться,

И молитовка моя тихо затеплится.  

3.Итог занятия: 

О  чём сегодня мы с вами говорили? А какой образ Богородицы вам запомнился больше?  

Говорили ещё и о мамах, какие они у вас славные. Говорили о том, что нужно благодарить  Бога, Пресвятую Богородицу, маму, любого человека за доброе отношение к нам. Учились смирению и послушанию, обещали, что будем стараться такими быть.

Мы любим мам просто за то, что они наши мамы и постараемся не огорчать их никогда. Пресвятая Богородица, храни наших мам! 

Обращаюсь к образу: «Богородица, Царица Небесная! Радуйся! Пусть наши детки растут добрыми, умными, заботливыми, благочестивыми, послушными.  Пусть будет у них крепкая вера в Бога и любовь к Нему. Пусть учатся они любви у своих мам».

Продуктивная деятельность: (музыкальное сопровождение «Милосердие») Смотрите,  у вас на столе в корзиночке лежат лепестки и клей. Кто мне ответит, сколько лепестков? Да, семь.  Мы  должны их превратить в «цветик-семицветик». Семь лепестков. 

А чего ещё в нашей жизни бывает семь? (ответы) Правильно, семь дней недели. Посмотрите, какие красочные лепестки. Давайте создадим цветок  с любовью. Когда будем клеить его, то в душе, будем желать мамочке своей  чего-то очень хорошего. А вечером вы для своих мам сделаете приятный сюрприз: подарите «семицветик» с добрыми пожеланиями и расскажете, что узнали сегодня на занятии.     

Заключение:  молитва «Достойно есть…»

Сам Господь и Божья Матерь помогали сегодня нам! А я радуюсь, что вы, мои славные, хорошо трудились на занятии, были старательными, послушными  и внимательными. Будьте всегда такими.   

 

Алла Николаевна Золотова,

преподаватель факультатива «Основы православной нравственности»,

г. Новогрудок

Наверх