Как творить милостыню?

Как творить милостыню?

CОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:

Кому нужна наша милостыня?

Нищета подлинная и мнимая.

Благотворительность на Руси.

Забота о благоустроении и  украшении храмов – великая добродетель.

“Тебе предает себя бедный; сироте ты помощник” (Псалом 9, 35)…

Сколько у нас таких, у кого неткуска хлеба насущного, сколько должников, беспомощных, сколько дрожащих от холода! Бог велит нам иметь о них попечение, оказывать им помощь. Он хочет, чтобы один человек терпел нужду, а другой ему помогал в сей нужде, чтобы нужду терпел бедный, а помогал ему ты – богатый. Для чего так? Для пользы того и другого: чтобы бедный получил венец за терпение, а ты – за милосердие.

И вот тебе правило: Давай, куда надобно; давай, сколько надобно;давай, как надобно; давай, когда надобно. 

То есть: рассуждай и человека, кому даешь, и меру, и образ подаяния, и время.

Давай, куда надобно.

Когда ты даешь, даришь, издерживаешь, расточаешь свое богатство на свои прихоти, например, на игры, на наряды, на выпивки и разные увеселения, то знай, что ты это отдаешь не на добро, а в дар дьяволу. 

Когда же жертвуешь на церковь, монастырь, на помощь бедному семейству, на приданое бедной девице, на пропитание сироты, помощь вдове, то знай, что ты отдаешь богатство именно туда, куда надобно: ты приносишь все это в дар Господу Богу.

Давай, сколько надобно.

Смотри по человеку и по его нужде. Нищему, который бродит по миру, довольно и двух денежек на покупку насущного хлеба, но этих двух денежек недостаточно почтенному человеку, который по каким-нибудь прискорбным обстоятельствам пришел в нищету; недостаточно и на приданое бедной девице. Какова нужда, такова и помощь быть должна. 

Каково состояние подающего, такова должна быть и милостыня. Богатый давай больше, бедный может дать меньше. А у Господа оба они получат равную награду. Две медных лепты положила убогая вдовица в сокровищницу церковную, куда богатые клали золото и серебро, но Христос похвалил ее приношение больше других: Все, — сказал Он, — клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12: 44), то есть все свое состояние.

Дверь можно отпереть и золотым, и железным, и даже деревянным ключом, лишь бы он подходил к замку: так и райскую дверь богатый может отпереть себе червонцем, а бедняк – медной денежкой.

Давай, как надобно.

Давай с приветливым взором от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7).

Кто подает милостыню бедному, тот одолжает Самого Бога: Благотворящий бедному дает взаймы Господу (Притча 19:17).

Итак, подумай, с какой радостью надо подавать милостыню! 

Как посеешь, так и пожнешь: посеешь щедро, много и пожнешь; посеешь скупо, мало и соберешь. Как подавать милостыню учит сам Христос: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6:3). Это значит: пусть твоя милостыня будет тайной, так, чтобы не только люди не знали о ней, но чтобы и сам ты не считал своего добра. Когда подает одна рука другой, о том знать не надо. Пусть они обе подают щедро и обильно. 

Давай, когда надобно.

Это всего нужнее и для бедного, и для самого тебя. Дорога милостыня во время скудости. Помогай тогда, когда еще можно помочь. Давай, пока бедняк не пришел в отчаянье, не предался воровству и другим порокам, пока не умер с голоду и холоду. Как велика награда за милостыню у Господа, какое утешение доставит она твоей совести! 

Cвятой праведный Иоанн Кронштадский писал: 

”Через какую трубочку диавол высасывает нашу любовь к Богу и ближнему? Через пристрастие к богатству, к пище, питью, лакомству, одежде, к домам, к мебели, к посуде богатой, к книгам и т.п. Поэтому-то богатство, сладости и питья, красота одежд, домов, мебели, посуды должны быть у христианина в пренебрежении, и первейшей его заботой в жизни должно быть угождение Богу и ближнему во благое к созиданию. О, как мудр должен быть христианин в жизни!.. 

Все повинны пред Богом и все равно нуждаемся в Божием к нам милосердии. Потому, любя друг друга, надо терпеть друг друга и оставлять, прощать другим их погрешности против нас, чтобы и Отец наш Небесный простил нам согрешения наши” (Мф.6:14).

Вопросы к ученикам:

Рады ли мы поделиться последним? Что легче: давать или брать?

Что значит  “делить по-братски”?

И.С.Тургенев.

Стихотворение в прозе“НИЩИЙ”

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

февраль, 1878г.

МИЛОСТЫНЯ

Вблизибольшого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

Он шатался находу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат – и как он здоровье истратил, а богатство раздал другим, друзьям и недругам…

И вот теперь у него нет куска хлеба – и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце, и стыдно.

 А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.

 *

Самая мудрая милостыня – это когда человек принимает на свое постоянное иждивение какого-нибудь беспомощного человека – будь то лишенный возможности трудиться старик или семья беспомощных сирот.

А еще на Руси всегда помогали талантливым, одаренным людям. Русская жизнь знает необыкновенный пример такой благородной, предупредительной и мудрой помощи.

Один из великих русских композиторов Петр Ильич Чайковский первую половину своей жизни, не имеядостатка, разменивался по мелочам, а потому лишен был спокойствия духа и возможности полностью отдаться творчеству. 

Эти обстоятельства знала его искренняя почитательницагоспожа фон Мекк, которая обладала большим состоянием. Она вела переписку с Чайковским, восхищалась его музыкальнымитворениями, но не искала личного знакомства с ним. Их отношения являли замечательный пример чисто духовных отношений.

Поддержав талант композитора ежегодной хорошей пенсией, госпожа фон Мекк дала возможность Петру Ильичу Чайковскому писать музыку. Великодушное пособие госпожи фон Мекк, оказанное не просто человеку, а музыкальному гению, открыло лучшую пору творчества Чайковского.

Этой умной и широкой души женщине с деликатным сердцем обязан не только Чайковский, ей обязан весь мир русской музыки, русской культуры.

Прослушивание“Сентиментального  вальса” П.И. Чайковского

***

Альфред Нобель.

Талант – гордыня – покаяние — милосердие.

Альфред Нобель – один из известнейших людей XX столетия. Имя его, конечно же, знакомо каждому, но как сложилась его судьба, мало кому известно.

 Отец Альфреда – Эммануэль Нобель – шведский инженер, проживал в Петербурге. Он был известен своим механическим заводом под названием “Русский Дизель”. Капитал свой семья Нобелей нажила благодаря нефтепромыслам в Баку. Страсть отца – постоянный поиск новых, более совершенных взрывчатых веществ, передалась сыну. “Моя мечта, 

— говорил старший Нобель, — изобрести столь мощное оружие, которое бы сделало нас диктаторами в вопросах войны и мира на ближайшие столетия!”

Постоянные опыты со взрывчаткой привели к трагедии:семья лишилась младшего сына Оскара. Но Альфред продолжает работать, и вскоре в Гамбурге он строит завод по производству нитроглицерина – опаснейшего взрывчатого вещества. Этот завод стал главным очагоммеждународного страха, ведь отсюда оно распространялось по всему миру. Злостная эпидемия взрывов сотрясала все точки земного шара, принося с собой горе, увечья, смерть…

 Наконец, в Бремергафене – главной базе германского флота, где готовился в дальний путь пассажирский пароход “Мозель”, —произошла трагедия, получившая резонанс во всем мире. При погрузке взорвался нитроглицерин, который тайно пытался пронести на пароход американский бизнесмен. Как писали газеты, раздался страшный взрыв. Пароход лопнул по швам. Кругом все было усеяно частями человеческих тел, всюду виднелись лужи крови, убитые и раненые…

 Нобеля это не остановило. Напротив, боясь убытков, он стал лично рекламировать нитроглицерин, доказывая всем, что это вещь совсем безобидная. Как ни удивительно, но адские его эксперименты заканчивались всегда гладко. Ставкой была сама жизнь, а он смело швырял пачки нитроглицерина в костер и оставался цел. Казалось, невидимые злые силы помогают этому “гению смерти” продолжать научные изыскания.

И Нобель их продолжал! Появилось новое взрывчатое вещество, еще болеесильное по своим разрушительным свойствам, – динамит. А дальше?

Далее и динамита показалось мало, Нобель стал подумывать об изобретении бактериологического оружия…

Итак, Альфред Нобель достиг, казалось, всего!

Он сказочно богат, он архиталантлив: кроме вышеуказанных изобретений, пишет стихи и пьесы на четырех языках (!). Но что это с его душой?

В расцвете славы и почитания он признается: “В моем представлении все человечество – это разношерстная свора бесхвостых обезьян, временно помещенных на земном шаре, который давно и бесцельно вращается в мировом пространстве…Да, жизнь человеческая не имеет смысла…” 

Так размышлял Альфред Нобель, придя к выводу,что нет ничего греховного в том, если человек поскорее сведет с ней счеты.

Альфред Нобель покупает виллу в Сан-Ремо и здесь, в тиши итальянского курорта, среди экзотической природы, обдумывает самое страшное, пожалуй, свое изобретение – приют для самоубийц.

— Пусть моя вилла станет прекрасным убежищем для всех разочарованных в жизни, для кого смерть является выходом из запутанного лабиринта. У меня все давно продумано: последние свои дни самоубийца живет в райской обстановке, после чего садится на стул, изобретенный мною… Едва заметное нажатие кнопки – и он мертв от удара электричеством.

Так называемое “гениальное изобретение” для самоубийц нашло впоследствии свое применение – стало прообразом электрического стула для казней в Америке.

НоГосподу было угодно, чтобы Альфред Нобель узнал о себе правду. Случилось так, что в России умер его брат, Людвиг. Но в европейских газетах по ошибке репортеров поместили сообщение о гибели его, Альфреда. Для Альфреда Нобеля это стало потрясением. Ему показалось, что он и вправду умер, когда прочел о себе статьи: “Миллионер на крови”, “Торговец смертью”, “Динамитный король”…

Нобель был морально раздавлен: неужели в памяти потомков он останется лишь злодеем мирового масштаба? Кто вспомнит его хорошим словом? 

У Альфреда нет семьи, он бесконечно одинок и никому не нужен. Он не оставил после себя детей, не дал никому новой жизни, наверное, потому, что сеял только смерть. И никакие научные открытия не смогут оправдать его в глазах грядущих поколений. 

Мысли догоняли одна другую. Да, он Нобель уже стар, болен, слаб. Но еще есть время. Завещание… Успеть покаяться во грехах!

Обычный листок бумаги, наскоро исписанный умирающим человеком, оказался для многих пострашнее динамита. А для нас – документом покаяния человека, который успел понять, что нет в жизни ничего более ценного на земле, чем сама жизнь, направленная на добро. 

Почти весь свой капитал Альфред Нобель распорядился отдать на учреждение премий, которые ежегодно станут получать ученые, писатели, принесшие “наибольшую пользу человечеству”.

Часть капитала Нобель завещал поборникам мира, тем, кто “наиболее содействовал братскому сближению народов и упразднению или уменьшению стоящих под ружьем армий”.

Родственники Нобеля негодовали, простые люди удивлялись, но отныне деньги Альфреда Нобеляне приносят смерть, напротив, они несут в мир гуманные братские начала…

Такова сложная и противоречивая жизнь Альфреда Нобеля, основателя Нобелевских премий.

Есть о чем задуматься всем нам сегодня, когда так велико искушение ради капитала и процветает в мире стремление к наживе. Мы не “бесхвостые обезьяны”, а потому будем стремиться жить по заповедям Божиим, стремясь к делам любви и милосердия!

***

Делами милосердия, широтой душевной всегда славился русский народ. “Загадка русской души”, говоря словами писателя Федора МихайловичаДостоевского, до сих пор так и не разгаданарасчетливым и скуповатым западным человеком. Не такое это простое дело!

…Было время на Святой Руси, когда заботу о построении и благоукрашении Храмов Божиих почитали все бесспорновеличайшей добродетелью, когда дело это было самым любимым для православного русского человека. Люди богатые не жалели для этого всего своего состояния: щедрою рукою благотворили они церквам и монастырям, находили для себя высшее наслаждение в том, чтобы зрети красоту Господню и посещати Храм святый Его (Пс.26:4).

Расставаясь с жизнью земной, христолюбивые предки нашине хотели знать более лучшего и верного сбережения своих сокровищ, как в назначении их на нужды церковные, на вечный помин своей души.

Мир и благословение этим добрым и боголюбивым душам!Прошли десятилетия, столетия, уже и кости истлели в могилах, а Святая Церковь до сих пор не перестает молиться о спасении их за каждым своим богослужением. 

И до тех пор, пока будет в храмах Божиих совершаться служба, не прекратится о них моление. О всех блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего, о плодоносящих и добродеющих во всечестном храме сем. 

Господь и Царица Небесная не раз проявлялисвою особенную любовь и благоволение устроителям и благоукрасителям Храмов Божиих… 

*

Жил некогда в Печерском монастыре инок по имени Эразм. Он имел большое состояние, но, став монахом, из любви к благолепию Дома Божия, решился употребить все свое богатствона нужды Церкви. Когда же после этого впал в нищету, многие стали пренебрегать им, а диавол не преминул явиться со своими кознями и наветами. Он внушил Эразму мысль, что он напрасно потратил свое имение на Храм, что за это не будет ему никакой награды от Бога, что гораздо правильнее поступают те, кто употребляютбогатство свое на милостыню. Поддавшись такому внушению от диавола, Эразм впал в отчаянье и стал проводить жизнь в небрежении, лености и пороках. 

Но Господь вразумил стоящего на краю гибели. Эразм впал в тяжкую болезнь,лишился зрения, речи и семь дней лежал, еле переводя дыхание. На восьмой день к нему собрались братья монастыря и, видя его страдальческое состояние, говорили: ”Горе, горе душе его! Жила в лености и во всяком грехе, и вот теперь так жестоко мучается!”

Вдруг, к изумлению всех, Эразм встал с постели, как здоровый, и стал говорить: “Подлинно, отцы и братия, я таков, каким вы меня считаете, и жил я нерадиво. Но вот сегодня явились ко мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали, что молятся за меня пред Богом, и что по их молитвам дал мне Господь время на покаяние. После этого увидел я Богородицу с Богомладенцем в руках в сопровождении множества святых. Святая Владычица сказала: “Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, то и Я украшу и возвеличу тебя славою в Царстве Сына Своего. Нищих вы всегда имели с собою, Церкви же Моей не имели. Итак, вставши, покайся и приими великий Ангельский образ; в третий день Я возьму тебя к Себе”. Сказавши это, Эразм стал исповедоватьсяпред всеми в своих грехах. Не стыдясь, но радуясь о Господе…

Как трогателен этот рассказ, не правда ли? Кто после этого будет думать, что он напрасно растратил свое достояние, пожервовав его на храм Божий? Нет, у Господа сочтены все жертвы наши, как бы они незначительны не были. Он вознаградит за них каждого.

У жертвующих на храм Господень радостно и спокойно бывает на душе. Благодать Божия наполняет души их миром, невольно располагает других к уважению их. Благо бывает таким людям на земли, потому что милосердный Господь сторицею воздает уже здесь; благо им будет и на Небеси.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7).

***

Нищета подлинная и мнимая

Подавать или не подавать каждому нищему?Вcе ли нищие, вернее, те, кто себя так представляют, являются нищими в том смысле, в каком о них говорится в Священном Писании?

Как оградить от обмана и греха наивных и простодушных людей, на чьей доброте и человеколюбии играют бессовестные вымогатели и обманщики, ведя вольготную, безалаберную и порочную жизнь?

Одеть нагого, безусловно, похвально; накормить голодного — тоже. Но если просящий одет лучше, чем многие из тех, к кому он обращается за подаянием, нуждается ли он? Что ведет его по миру с протянутой рукой? Что заставляет вымогателей, поставивших свое дело, можно сказать, на коммерческую основу, отыскивать по всей стране калек и уродцев, выставляя их напоказ в людных местах, и с их помощью выклянчивать у доверчивых граждан деньги?

Схема действий вымогателей: дети и инвалиды клянчат, выпрашивая милостыню, надсмотрщики отбирают и делят между собой добытое. Большая часть этих лихоимств совершается с призыванием имени Христа.

Страшный грех берут на себя те, кто под видом монахов или служителей церквивымогают деньги якобы на храм или монастырь.Сегодня и с таким обманом можно столкнуться. Толькопопрошаек этих не встретишь у Церкви. Они бродят по поездам, метро и другим людным местам. Очевидно, где-то в глубине души они осознают свое падение и, боясь Бога, не решаются приблизиться к Церкви. Совесть все-таки обличает.

Верующие нищие просят милостыню у храма Божия. Но если и по отношению к ним у вас возникают сомнения, спросите совета у священника. А еще прислушайтесь к голосу сердца, оно вам подскажет: нуждается ли этот человек в вашей помощи или оказать ее нужно кому-то другому.

Нужно помнить одно: милостыню нужно давать милуя, с добрым расположением сердца. Тогда только она угодна Богу и принесет пользу нуждающемуся в ней человеку.

Евангелие от Матфея, гл. 6, 1-4

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Епископ и нищий

Некогда в Кипрской стране было великое безводье. Епископ той страны с клиромстал усердно просить Господа, чтобы послал на землю дождь. Во время молитвы был с неба голос: “Завтра, после утрени, выйди к городским воротам и кого увидишь первого, входящего в оные, попроси помолиться о дожде, и, когда тот помолится, дождь будет”.

И вот первым вошел в ворота нищий, несший на себе вязанку дров. 

— Отче, помолись, чтобы Господь послал дождь на землю!

Старец преклонил колена и стал молиться. И, о чудо! Вскоре, к общему изумлению, пошел сильный дождь. Тогда епископ сказал нищему: “Отче, сотвори любовь и, ради общей пользы, расскажи нам твою жизнь.”

Нищий отвечал: “Жизнь моя теперь проходит лишь в том, что я каждый день выхожу из города и, собравши бремя дров, продаю их; на вырученные деньги покупаю себе хлеб на дневное пропитание, а затем иду к церкви, при которой провожу ночь. На следующее утро поступаю так же”…

 Вопросы к ученикам:

1) Как вы относитесь к нищим? Что чувствуете, когда у вас просят милостыню?

2) Как вы относитесь к тем, кто беднее вас живет, одевается? 

3) Возникает ли в душе чувство сострадания к неимущим, т.н. “бомжам”, спившимся людям? 

Плат разбойника

При царе Маврикии во Фракии был свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь употребил для его усмирения милость – послал к нему свой крест со словами: “Не бойся”.

Это средство так подействовало на разбойника, что он тотчас раскаявшись сам явился к царю. В скором времени он впал в тяжкую болезнь и во сне увидел Страшный Суд. По пробуждении он почувствовал приближение смерти и со слезами и горьким сокрушением на протяжении многих часов исповедовал свои грехи, просил прощения, а затем скончался. 

В час его смерти живущему в доме с ним врачу было видение, как явилось к разбойнику множество бесов с хартиями его многочисленных грехов и два Ангела с весами. И, не имея что положить на весы в противовес грехам, положили плат, омоченный слезами разбойника, которые он проливал перед смертью. И, о бездна милосердия Божия! Плат перетянул все грехи разбойника. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленные.

Вопросы к ученикам:

1) Жестокие поступки, имевшие место в вашей жизни – вызывают ли они в сердце раскаяние?

2) Знакомо ли вам чувство покаяния, тревожные сигналы совести?

3) Слезы добрые и злые – как вы это понимаете? 

Царская одежда

При перенесении св. мощей мученицы Анастасии к преп. Маркиану подошел нищий и попросил милостыни, а так как у преподобногоденег с собой не было, а отпускать нищего без подаяния было не в его обычае, то, отозвав просящего в сторону, преп. Маркиан снял с себя одежду и, отдав ее нищему, остался в одном церковном облачении.

По окончании шествия служили Божественную Литургию. Маркиан был в числе служащих. Он всячески старался скрыть недостаток в одежде, озирался на окружающих и оправлял на себе ризу. Между тем сослужащие Маркиану вместо наготы видели, что у него под ризой – царская одежда, украшенная золотом и драгоценными каменьями.

Доложили Патриарху, который, призвав Маркиана, стал его укорять: “Ты, брат, поступаешь вопреки закону! Прилично ли литургировать тебе в царской одежде?”

Преподобный со смирением пал к ногам cвятителя: “Прости меня, Владыко, я не виновен в этом”.

В это время некто из присутствующих открыл ризу преподобного, и все увидели тело его без всякой одежды! После этого святой уже не мог скрывать происшедшее с ним на шествии, и тут все поняли, что царская одежда, прикрывающая тело святого во время Литургии, было не что иное, как знак Омовенной Божиеймилости к Своему милостивому рабу.

Вопросы к ученикам:

1) Сострадание – это пережиток времен преп. Маркиана, или же чувство это вам знакомо?

2) Готовы ли вы помочь нуждающемуся? Что значит “поделиться по-братски”?)

3) Что приятнее легче – давать или просить?

ПОУЧЕНИЯ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете. 

Если постраждете со страждущим – в мученики счисляетесь.

Если простите обидящего, за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь. 

Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься. Если укоришь себя, обвинишь и осудишь себя перед Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь. 

Если исповедуешь грехи свои перед Богом, за сие вам прощение и мзда. Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него.

Св. Златоуст глаголет: “Аще посетуешь точию о гресех, то приимет он в вину твоего спасения”.

 *** 

Не забудь

О, не забудь, что ты должник

Того, кто сир, и наг, и беден,

Кто под ярмом нужды поник,

Чей скорбный лик там худ и бледен;

Что от небес ему одни 

С тобой даны права святые

На все, чем ясны наши дни,

На наши радости земные!

И тех страдальцев не забудь,

Что обрели венец терновый,

Толпе указывая путь –

 Путь к возрожденью, к жизни новой!

 И пусть в дому твоем найдут 

 Борьбой измученные братья

 Забвенье мук, от бурь приют

 И брата верные объятья!

 А.Плещеев

*** 

 Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья,

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил любви твоей

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

М. Лермонтов 

 ***

… Торгуя совестью пред бледной нищетою,

 Не сыпь своих даров расчетливой рукою:

 Щедрота полная угодна Небесам.

 В день грозного Суда, подобно ниве тучной,

 О сеятель благополучный,

 Сторицею воздаст она твоим трудам.

 Но если, пожалев трудов земных стяжанья,

 Вручая нищему скупое подаянье,

 Сжимаешь ты свою завистливую длань, —

Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,

 Что с камня моет дождь обильный,

 Исчезнут, Господом отверженная дань…

А. Пушкин

 *** 

 Мирон

Жил вгороде богач, по имени Мирон.

Я имя вставил здесь не с тем, чтоб стих наполнить;

Нет, этаких людей не худо имя помнить.

На богача кричат со всех сторон

Соседи; а едва ль соседи и не правы,

Что будто у него в шкатулке миллион – 

А бедным никогда не даст копейки он.

Кому не хочется нажить хорошей славы?

Чтоб разговорам о себе другой дать оборот,

Мирон мой распустил народ,

Что нищих впредь кормить он будет по субботам.

И точно, кто ни придет к воротам –

Они не заперты никак.

 “Ух ты, — подумают, — бедняжка разорился!”

 Не бойтесь, скряга умудрился:

 В субботу с цепи он спускает злых собак;

 А нищему не то, чтоб пить иль наедаться, —

 Дай Бог здоровому с двора убраться.

 Меж тем Мирон пошел едва не во святых.

 Все говорят: “Нельзя Мирону надивиться:

 Жаль только, что собак таких он держит злых

 И трудно до него добиться,

 А то он рад последним поделиться”. 

И. Крылов

***

Федор Абрамов. Всего один день

Афанасий Егорович, больше известный в деревне как Афонька, добрую половину жизни судился со своими детьми, с каждого взыскивал алименты. Ну, а как он мытарилпритеснял жену, про это и говорить нечего: та, бедная, не пивала чая с сахаром досыта.

Перед самой смертью, однако, на старика нашло просветление, и все свои сбережения (а они у него были немалые, хороший, работящий был плотник) он отписал детям. И тут он познал такую радость, такое счастье, какого ни разу не испытал за всю свою долгую, муторную жизнь. 

— Ох, ох, ребята, — обливаясь слезами, говорил он из последних сил, — как жизнь-то у Бога хорошо устроена! А мне этой хорошей жизни только и выпало, что один день.

Притча про нищего

На площади большого города сидел нищий. Тело его едва прикрывали лохмотья, оно дрожало от холода в стужу и изнывало от солнца в зной, он редко бывал сыт. Над ним смеялись, его ругали, а порой и били, кому вздумается.

Однако лицо его всегда было весело, оно сияло радостью. Он словно не слышал брань, не замечал пронизывающего ветра, как будто кто-то внутри веселил, согревал его. Он всем желал добра, за всех молился. Даже когда кто-то швырял ему камни вместо корки хлеба и заливался хохотом, он без всякого огорчения молился за него, молился, быть может, еще усерднее.

Когда истек срок его земной жизни, явился ему Ангел и говорит:

— Господь послал меня взять твою душу и отвести в рай. 

Нищий удивленно ответил: 

— Как в рай? Я уже в раю, мне некуда из него идти!

Ангел стал уговаривать:

— Там ты будешь не один! Там ты будешь со всеми святыми и ангелами.

Нищий признался:

 — Я уже и теперь со всеми святыми и ангелами. 

Ангел продолжал убеждать:

— Но там ты будешь с Самим Господом! 

Нищий прошептал: 

— Господь и здесь со мною.

Возвратившись к Богу, Ангел рассказал: 

— Нищий не хочет в рай. Говорит, что он уже в раю.

Господь не удивился, а послал на землю божественного певца с золотыми гуслями царя Давида. И когда зазвучали волшебные струны, полились прекрасные песни-псалмы, заслушался нищий и пошел за сладостными звуками в рай.

Вопросы к ученикам:

1) Как научиться жить без ропота, быть довольным жизнью?

2) В чем смысл жизни? 

3) Посещают ли вас мысли о том, что мы странники и гости на этой земле?

 *** 

Бог желает, чтобы один человек терпел нужду, а другой помогал ему в сей нужде, чтобы нужду терпел убогий, а помогал ему ты – богатый. Для чего так?Для пользы того и другого. Чтобы убогий получил венец за терпение, а ты – за милосердие.

Три вида милостыни:

1) накормить голодного (эту милостыню особенно любили святые равоноапостольные Нина и Ольга);

2) подарить одежду (преп. Евфросиния Полоцкая);

3) пожертвовать деньги. При этом, подавая, надо сказать, за кого милостыня, помолиться про себя: “Господи, приими подаяние за (имя рек) во славу Твою”.

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПОСЛОВИЦЫ

Учись работать, чтоб не учиться просить милостыню.

Прп. Ефрем Сирин

Мы должны хранить имущество так, как будто оно у нас чужое.

Свт. Иоанн Златоуст

Будем презирать деньги, чтобы не потерять из виду своих друзей.

Свт. Иоанн Златоуст

Дай копейку – и возьми Небо, не потому, что оно дешево, а потому, что Податель его шедр, Он ждет и от тебя щедрости.

Свт. Иоанн Златоуст

Сей добро, посыпай добро, жни добро, оделяй добром.

Ищи себе прибыли, и другому не желай гибели. Чужой бедой сыт не будешь.

Жизнь дана на добрые дела.

У каждого плода свои семена.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Жить – Богу служить.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Одной рукой собирай, другой раздавай.

Жизнь дана на добрые дела.

Жизненные советы 

Как побороть жадность?

Делами милосердия и милостыней.

 ***

Ни одной вещи на земле не считай своею собственной. Помни, что все дано нам Богом лишь на малое время, все вещи вокруг нас только Его милостью и сохраняются. И мы должны делиться с ближними и нуждающимися – в этом заповедь Божия.

***

Избегай роскоши и любого излишества, не люби красивых, дорогих вещей, никогда не проси у родителей купить тебе новую одежду или обувь. Обходись тем, что имеешь.

 *** 

Не копи деньги. Деньги существуют не для того, чтобы беречь их, но для того, чтобы ими пользоваться. Пользоваться разумно, с пользой для ближних и для себя. 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ: 

Стихи: А. Плещев. ”Не забудь”. 

М. Лермонтов. “Нищий”.

А. Пушкин. “Торгуя совестью”… 

А. Кольцов. “Крестьянская дума”. 

В. Жуковский. “Песня бедняка”. 

И.Никитин. “Нищие”,  “Ночлег в деревне”.

К.Ушинский. “Песняптички”. “Божии детки”.

Рассказы: “Машенька”, “Милосердие” и др. Б. Ганаго.

Ф. Абрамов. “Всего один день”.

Басни:“Мирон”, “Купец” и др. И.Крылова. 

“Притча о нищем” и др. литературные произведенияпо усмотрению педагога.

Видеофильмы: Г.Х. Андерсен. “Девочка со спичками”; “Метель"

Возможно использовать музыку: П.И.Чайковский. “Сентиментальный вальс”.

Старинный русский романс “Гори, гори, моя звезда”.

А. Аренский. “Грустная песня” (для виолончели и фортепиано).

Предлагаемая литература:

“Нагорная проповедь” – Ев. от Матфея, 5, 6, 7; от Луки 6, 12—41; 

“О милостыне”, “О любви к ближнему”.

 “Притча о богатом и Лазаре” – Ев. от Луки, 16, 19 – 31.

 “Лепта вдовицы” – Ев. от Марка, 12, 41-44; Ев. от Луки, 1-4.

 “Притча о милосердном самарянине”Ев. от Луки, 20 –37.

 “О Cтрашном Cуде” Ев. от Матфея, гл. 25, 31-46 “Закон Божий”.

 К. Ушинский “Родное слово”, “Детский мир и хрестоматия” (I и II части). 

 Сборник статей “Школа 

 православного воспитания” (Мудрый выбор), сост. А. Стрижев.

 С. Иванова.“Введение во храм Слова”, “Как творить милостыню”.

 В. Екименкова. “Вера исцеляет сердца”. 

 Л. Сурова. “Православная школа сегодня”.

 Б.Ганаго.”Будем как дети”, “Детям о вере”, “Детям одуше”, “Детям о молитве”, “Детям о слове” и др. 

 Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене. “Основы нравственности”.

 С. Успенский. “Катехизис в рассказах”.

 С. Шамаева. “Ваня, Аленка и бабушкины молитвы”.

 “Основы православной культуры”. Сост. О. Харитонова и др. (по усмотрению педагога).

 Свящ. Тимофей, педагог Т. Берсенева “Уроки о здоровье и добродетели” (“Милостыня и милосердие”).

Наверх