К 885-летию со дня рождения святителя Кирилла Туровского

К 885-летию со дня рождения святителя Кирилла Туровского

Кирилл Туровский является одним из самых значимых просветителей и церковных деятелей Древней Руси. Большая часть его деятельности приходится на земли, в нынешнюю пору принадлежащие Беларуси. Значительную часть жизни церковный служитель прожил именно в Турове, поэтому епископ и стал именоваться соответствующим образом.

Святитель Кирилл Туровский по праву причислен к лику святых.

Рождение богослова пришлось на далекий 1130 год. Туровское вняжество, существовавшее в X-XIV веках, в то время располагалось в границах между средним и нижним течением Припяти.

Появление на свет долгожданного наследника стало знаменательным событием для состоятельной семьи. Религиозное образование, которое получил будущий святитель, считалось одним из самых достойных. Помимо изучения церковных писаний он обучался красноречию, письменности и каллиграфии. В совершенстве овладел основными древнерусскими языками, а также византийской историей.

Уже с детства было видно, что мальчику чужд тот образ праздной и роскошной жизни, которую вели его родители и родственники. Когда пришло время, по промыслу Божьему и по расположению собственной воли, он отказался от богатого наследства и примерно в 1161 году удалился в находившуюся близ Турова Борисоглебскую обитель, став там послушником.

Здесь, под руководством опытных наставников, он учился и приобщался к аскетическому деланию, здесь дал обеты и принял монашеский постриг.

Подвизаясь в обители, Кирилл много молился, изнурял свое тело постами и бдениями.

Братия монастыря дивились его пламенной ревности, целеустремленности, глубокому смирению, и он служил им примером.

Одним из главных правил поведения святого Кирилла в монастыре было безропотное послушание игумену. Сам он неоднократно высказывался, довольно остро, что тот, кто не имеет послушания игумену, не может спастись.

Довольно быстро Кирилл Туровский осознал, что стандартное служение в церкви  недостаточно для него.

Желание послужить Господу в более значимом виде сподвигло его на своеобразное решение о затворничестве. В то время уединенные священники затворялись в так называемый «столп», которым по обыкновению являлась башня здания. Сделано было это для того, чтобы лучше познать себя, а также все свое время посвятить духовному самосовершенствованию, разговору с Богом и литературным знаниям. В этот период Кириллом Туровским создаются первые значимые божественные писания. Особенностью его работ является не простое цитирование Ветхого и Нового Заветов, а дополнение религиозных текстов своими комментариями.

Очень быстро его работы обрели широкую известность. Стали настолько распространены, что их стали включать в церковные сборники. Молитвы стали использоваться не только в местных храмах, но и в соседних княжествах.

После кончины Туровского архипастыря братия хотели видеть на освободившемся месте Кирилла. Князь и жители города хотели того же. Внимая просьбам жителей и выражая личное согласие с кандидатурой Кирилла, примерно в 1169 году, митрополит возвел его в архиерейское достоинство, посвятил во епископа города Турова.

Став архипастырем, Кирилл Туровский ещё больше увеличил свои подвиги. Вместе с тем, он со всей ответственностью подошёл к исполнению главных задач, стоявших перед ним как перед епископом.

Большое внимание он уделял борьбе за чистоту Православия.

В роли борца он присутствовал на Соборе 1169 года, осудившем епископа Феодора, человека дурной жизни и дурных мыслей, «прославившегося» уклонением в ересь и многими злодействами. Святой лично участвовал в разоблачении Феодора. Согласно некоторым свидетельствам, он лично предал его архиерейскому проклятию.

Одним из направлений деятельности епископа Кирилла была проповедь. Он активно проповедовал в храме и через письменные сочинения.

Произведения святого Кирилла пользовались немалой популярностью. Их любил читать сам князь Андрей Боголюбский, известный своим благочестием и влиянием на прочих князей. Часть посланий, составленных блаженным Кириллом, предназначались специально для Великого князя.

В конце земной жизни, около 1180–1182 годов святой Кирилл, движимый стремлением к молитвенному уединению, богомыслию и богосозерцанию, оставил епископскую кафедру и отошёл на покой.

В этот период он продолжал заниматься писательской деятельностью, просвещая чад Божьих и борясь с заблуждениями.

Сила его писательского и проповеднического таланта была таковой, что впоследствии за ним закрепилось имя «второй Златоуст». Произведения святителя тиражировались в сборниках наряду с произведениями известных Вселенских отцов.

Дошедшие до нас труды (к сожалению, часть из них были утрачены) до сих пор пользуются уважением и высоким авторитетом.

Святой Кирилл мирно почил о Господе 28 апреля 1183 года.

В честь Кирилла Туровского установлены памятники в Минске, Гомеле и Турове, названа Духовная академия в Минске.