К 660-летию со дня рождения преподобного Андрея Рублева, иконописца

К 660-летию со дня рождения преподобного Андрея Рублева, иконописца


Икона. Иконопись. Преподобный Андрей Рублев — великий иконописец и почитаемый святой ( 2 часа)

Цели занятия:

- познакомить учащихся с житием и творчеством прп.Андрея Рублева;
- раскрыть отличия иконы и картины;
- через творчество прп. Андрея Рублева пробудить интерес к иконописи, как к церковному искусству;
- воспитывать благоговейное отношение к святыням.

Ход занятия:

Слайд 1

Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшняя тема нашего занятия достаточно обширна. И первая ее часть звучит так: «Икона. Иконопись».

- По-вашему, что мы можем назвать словом «икона»?

Итак, икона - (от греч. εἰκών (икон) — изображение, образ) – живописное изображение Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописным канонами и освященное по церковному чину.

Думаю, многие из вас не просто видели иконы, но и имеют их дома. В целом, легко отличить икону от картины, даже если последняя написана на религиозные темы.

Слайд 2

Картина – это художественный образ. Он создан творческой фантазией художника и является формой передачи его собственного мироощущения.

Каким оно может быть? Конечно же, очень разным и переменчивым, как настроение. Оно может зависит от разных причин: как от исторической ситуации, политической системы, так и от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она выражается в какой-то особой живописной манере, специфических приемах композиции, в цветовом решении.

Икона же –  это откровение Божие. Оно высказано языком линий и красок. Это откровение дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное (общее).  Иконописание – не самовыражение, а, можно сказать, служение. Если говорить о самой иконописи, то можно сказать, что это вид живописи, который предназначен для создания священных изображений — икон. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске.

Давайте попробуем подумать, в чем же основные отличия картины и иконы?

Первое отличие:

«Условная подчеркнутость изображения на иконе.» Как это понять и увидеть?

 Изображается не столько сам предмет, сколько его идея. Как правило, самое распространенное – это удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти.

Слайд 3

В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса. Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции.

Второе отличие:

Слайд 4

«Принцип изображения пространства».

 Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. А вот для икон характерна обратная перспектива.

Слайд 5

Третье отличие:

Слайд 6

«Отсутствие внешнего источника света».

Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Свет изливается из самих ликов.

Четвертое отличие:

Слайд 7

«Цвет не является средством построения иконы, он несет символическую функцию».

Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства.

Золото – символ Божественного света, и чтобы предать на иконах сияние этого света, требовались не краски, а особый материал. Таким материалом стало золото, как металл, который не подвержен коррозии.
Глухой черный цвет, цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

Пятое отличие:

Слайд 8

«Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу».

На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа.

Картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве.

- А знаете ли вы историю появления первой иконы?

Слайд 9

Образ Христа “Спас Нерукотворный” по праву называется первой иконой Иисуса Христа. Уникальность ее в том, что лик Спасителя не был зафиксирован человеческой рукой (отсюда название “Нерукотворный”). Это отпечаток лица Иисуса Христа на полотне – убрусе. Впоследствии образ стал иконографическим, его стали изображать на иконах.

Все современные иконы с формальной точки зрения дело рук иконописцев и художников, и только первообраз является Нерукотворным. По Преданию Церкви, история происхождения иконы относится ко времени земной жизни Спасителя. Древним городом Эдессой правил Авгарь Ухама. Он был неизлечимо болен проказой. Правитель узнал об Иисусе Христе, который совершал многие чудеса, в том числе исцелял безнадежно больных. Авгарь послал за Ним в Палестину своего слугу Ананию. Слуге было приказано, в случае, если Спаситель не сможет прийти сам, изобразить Его на холсте.

Живописец из-за большого скопления народа, всегда окружавшего Иисуса Христа, не смог написать Его Лик. Господь не мог посетить Авгаря, но пообещал прислать к нему кого-то из Своих учеников. Узнав о желании Анания изобразить Его, Христос повелел принести воды и полотенце. Он умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу правителю, после чего Авгарь исцелился от проказы.

- Ребята, а знаете ли вы технологию написания иконы? Это невероятно сложный, но очень интересный процесс.

Традиционная техника написания иконы складывалась в течение двух тысячелетий. Сам процесс изготовления иконы трудоемкий и длительный, в нем соблюдается определенная строгая последовательность.

Писать иконы может далеко не каждый, пусть даже и высокопрофессиональный, художник. Иконопись требует веры и просвещенности мастера учением Православной Церкви. Каждый настоящий иконописец должен быть православным христианином, иметь священническое благословение на свою деятельность и жить духовной жизнью, особенно в период написания иконы, – поститься, молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн в Таинстве Евхаристии.

Этапы создания иконы:

1. ДОСКА. СЛАЙД 10

Как правило, для изготовления основания иконы используются такие породы дерева, как липа, сосна, ель, на юге – кипарис. Для предохранения доски от коробления делаются специальные шпонки. На лицевой стороне иконы выдалбливается небольшое углубление – «ковчег». В первую очередь, «ковчег» имеет богословское обоснование, символизируя ковчег спасения и глубину духовного измерения. А также «ковчег» имеет практическую пользу, уберегая изображение от повреждений.

2. ГРУНТОВКА ДОСКИ. СЛАЙД 11

Когда доска готова, мастер приступает к грунтовке, на доску наносится левкас.

Это происходит так: на поверхность доски, пропитанную клеем, наклеивается павалока – кусок льняной или хлопчатой ткани, которая предварительно была замочена в клее. Доска должна после этого хорошо просохнуть. Следующим шагом становится нанесение левкаса, основой которого является известняковый мел. Мел предварительно просеивается и варится с клеем и водой. Выстоянный левкас в течение суток пригоден для нанесения на саму доску. Наносится до 15 слоев левкаса. Мастер должен следить за тем, чтобы слои были тонкие и ровные. После третьего слоя левкас выравнивают пемзой или шкуркой.

3. РИСУНОК. СЛАЙД 12

Следующим этапом является рисунок. Рисунок исполняется кистью или углем по просохшему левкасу. Таким способом пользовались древние мастера и пользуются до сих пор некоторые мастера, имеющие за плечами богатый опыт написания икон. В большинстве же случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску при помощи точечного прокалывания контуров изображения.

4. ЗОЛОЧЕНИЕ. СЛАЙД 13

Далее мастер приступает к золочению. Рисунок процарапывается по контуру, и левкас, который окажется под золотом, тщательно полируется. Мастер со всей аккуратностью работает с хрупкими листками сусального золота.

5. ЭМУЛЬСИЯ. СЛАЙД 14

Далее готовится эмульсия. Готовят ее с применением желтка куриного яйца. Краски, затертые на желтке, не смываются водой. Используются также активные эмульгаторы масел, чтобы вода и масло не отделялись друг от друга. В качестве разбавителя подходит хлебный квас, сухое белое вино или разбавленный винный уксус.

6. КРАСКИ. СЛАЙД 15

В иконописи мастер зачастую изготавливает краски сам из природных минеральных пигментов, но также может использовать и современные пигменты химического производства. Пигменты измельчаются, перетираются, добавляется эмульсия. Когда краски готовы, мастер переходит непосредственно к живописи.

7. ЖИВОПИСЬ. СЛАЙД 16

Для иконописи характерна многослойная техника последовательной живописи. Каждый из этапов прописывания имеет свое богословское значение. К примеру, в последнюю очередь тщательно прописывается лик святого. Этот процесс завершается подрумянкой и нанесением таких мазков как «оживки» и «движки». Это небольшие прикосновения кисти в самых светлых местах. Оживки называются так потому что оживляют лик, символизируют отблески Божественного света. Обведение контуров рисунка кистью подводит иконописный процесс к завершению. Икона считается полностью завершенной, когда мастер уже выписывает буквы имени святого.

8. ОЛИФА. СЛАЙД 17

После всех проведенных работ разогретая икона покрывается олифой. Олифа предназначена для защиты иконы от влаги, пыли, а также для укрепления красочных слоев и улучшения цвета.

Вот такой сложный процесс написания иконы.

- Ребята, знаете ли вы имена каких-либо художников? Конечно, да.

- А иконописцев?

Известных миру имен не так много, поэтому сегодня поговорим об одном из них.

Не случайно мы в начале познакомились с понятиями иконы и узнали технологию ее написания. Это нужно было для того, чтобы вы поняли, в чем же заключался и заключается подвиг и труд иконописца.

Итак, однажды князь Василий — сын Димитрия Донского — послал гонцов собирать мастеров для росписи нового московского храма. Лучшими иконописцами были, конечно, греки. Но выбор пал и на одного русского монаха — Андрея Рублёва.

Слайд 18

Он был живописцем в библиотеке Троице-Сергиева монастыря, основанного удивительным русским святым, Сергием Радонежским.

Слайд 19

Но это была не просто библиотека, а настоящая книжная мастерская. Тогда — в конце 14 века — все книги были самодельными и рукописными. Красивыми крупными буквами их переписывали на большие листы, из дощечек, покрытых тканью, делали переплёты, особые места текста выделяли картинками. В одной из старинных книг — Евангелии, переписанном для бояр по фамилии Хитрово, — сохранились первые миниатюры юного Андрея.

Слайд 20

А теперь его ждал прекрасный Благовещенский собор Московского Кремля.

Слайд 21

В те времена все простые люди ходили пешком. Вот и Андрей, узнав о приглашении князя, пошёл в Москву. В тот год была ранняя весна. В конце февраля уже наступила оттепель, а в марте зазеленела трава, и на реке тронулся лёд.

Недавно русские войска победили татаро-монгол на Куликовом поле, и на Руси появилась надежда на скорую свободу. Несмотря на разорение и бедность, всё теперь напоминало о светлом празднике Благовещения, и в синем небе виделся молодому иконописцу Архангел Гавриил, несущий в руках лилию для Пресвятой Богородицы… И все эти дивные краски Андрей захотел вложить в иконы, которые предстояло ему написать.
Главным в дружине иконописцев Благовещенского собора был назначен знаменитый Феофан Грек. Он писал иконы не так, как другие мастера. Обычно сначала наносился контур, а потом получившаяся пропись раскрашивалась. Феофан же сразу писал красками, нанося на сырую штукатурку широкие мазки. Так же — без прописей — научился рисовать и Андрей. Но линии у него были более плавными, а цвета светлыми и радостными.

Фрески можно создавать только в тёплое время года, поэтому работа по росписи храма шла быстро, и уже к концу лета Благовещенский собор был полностью украшен.

Слайд 22

Через три года к Андрею снова обратились с просьбой о росписи храма — на этот раз Успенского в городе Владимире. К этому времени у иконописца уже была своя дружина художников, вместе с ними он и взялся за работу.

Слайд 23

Вышло всё у них как-то необычно и радостно. Даже сцена Страшного суда была изображена по-новому. Не как наказание, а как самое главное и радостное событие — встреча с Богом. Апостол Пётр на этой фреске широким взмахом руки зовёт всех праведников к Царю, а они смущённо и радостно идут, не веря своему счастью.

Следующим для Андрея стал Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры — того самого монастыря, в книжной мастерской, которого он долгое время трудился. Деревянный Троицкий храм был сожжён монголом Едыгеем, и теперь на этом же месте братия монастыря строила новую каменную церковь. Расписывая этот храм, Андрей создал удивительный образ — икону Пресвятой Троицы. Списки (то есть копии) этой иконы есть, наверное, в каждом храме нашей страны.

Слайд 24

Лучшим иконописцем может стать только монах-молитвенник. А преподобный Андрей Рублёв со слезами молился во время своей работы.

Его прославили в лике святых, когда исполнилась ровно тысяча лет с момента Крещения Руси. Примерно тогда же решили обновить потемневшую от времени икону Троицы. Осторожно очистив первый слой, учёные увидели вовсе не старинную икону… Они стали снимать краску слой за слоем. И вдруг увидели кусочек лазури — «более небесной, чем земное небо». И теперь эта икона, как и в начале 15 века, сияет весенними красками великого русского иконописца преподобного Андрея Рублёва.

Подробности жизненного пути преподобного Андрея Рублева почти неизвестны. Родился Андрей Рублев в 60-х годах 14-го столетия, место рождения также неизвестно точно. По одним сведениям, он родился в городке Радонеже, расположенном рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, по другим — в Нижнем Новгороде. Отец его был ремесленником, о чем можно судить по его фамилии, ведь рубелем в те времена называли инструмент для работы с кожей. По некоторым данным, еще в юности он стал послушником Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом, получив при пострижении имя Андрей (точное его имя неизвестно).

Биография иконописца Андрея Рублева берет свое начало в стенах Троице-Сергиевой Лавры, где он начинает обучаться мастерству иконописи, изучает труды по философии Сергия Радонежского, основателя монастыря. Там же, посещая монастырскую библиотеку, он внимательно и с большим рвением изучает работы мастеров и художников античности, писавших иконы.

В молодости Андрей Рублев был пострижен в монахи. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных иконописца. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Слайд 25

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг– Даниил Черный. По преданиям, перед смертью к нему явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.

Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля.

Сегодня мы с вами заглянули в прекрасный и неведомый нам мир – мир иконописи. Мастера-иконописцы во все времена мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к вере, миру и согласию.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте»
Ребята, хотелось бы, чтобы после нашего занятия, вы заинтересовались историей нашей Церкви, ее традициями. Хочется верить, что отныне ваше отношение к православным святыням будет более осознанное и трепетное.