К 435-летию со дня рождения святой праведной Софии, княгини Слуцкой

К 435-летию со дня рождения святой праведной Софии, княгини Слуцкой

Цели урока: пробудить интерес к истории Православной Церкви и истории церковного раскола.

Задачи урока: показать учащимся сложности жизни православных людей и существования Православной Церкви в целом в условиях изучаемого времени; познакомить учащихся с жизнеописанием святой праведной Софии Слуцкой.  

Ход урока:

Доброго дня, дорогие ребята! На протяжении всей нашей жизни мы знакомимся с судьбами великих людей. Великих потому, что они, благодаря своим стараниям, уму, смелости, жизненным принципам, внесли огромный вклад в развитие и становление различных отраслей науки, культуры, государства и так далее. Они так или иначе преуспели в тех или иных сферах.

Православная вера, религия – это та сторона нашей с вами жизни, которая тоже имеет огромный ряд примеров правильной жизни, самоотверженности, любви к ближнему. Людей, которые являются для нас примерами, мы называем святыми или исповедниками.  Многие из них известны нам как личности, сыгравшие немалую роль в истории государства. Это, к примеру, святой благоверный князь Александр Невский, преподобная Евфросиния Полоцкая, святые Царственные Страстотерпцы: Николай и Александра Романовы …

Сегодня мы поговорим с вами о святой нашей земли белорусской –праведной княгине Софии Слуцкой.

Святой праведной Софии Слуцкой довелось жить в то нелегкое время, когда Православная вера на наших землях находилась под запретом и жестоко преследовалась со стороны властей. После объявления в 1596 году церковной унии власти стали насильно отбирать у православных монастыри, храмы, церковные имения и передавать униатам. Священников, которые не хотели переходить в унию, изгоняли с приходов, особо упорных арестовывали, сажали в тюрьмы. Православных мирян предавали проклятию, силой загоняли в униатские церкви. Православному духовенству запрещалось открыто появляться на улице со Святыми Дарами, даже мертвых не дозволялось хоронить публично, а только под покровом ночи.

Давайте немного остановимся на самом понятии «уния».

У́ния (от позднелат. unio «единение») — союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом. Отдельно также выделяется церковная уния, являющаяся объединением двух или более христианских конфессий.
В 1054 году произошел раскол христианства. В результате чего на Западе образовались римско-католическая церковь с центром в Риме, а на Востоке – Православная церковь с центром в Константинополе. Римско-католическая церковь все чаще начала заявлять об объединении. На самом же деле она просто хотела подчинить себе Православную церковь. Греческие же и русские епископы отказывались подчиняться Папе Римскому и принимать католические догматы, которые противоречат Апостольскому учению – например, что Папа римский – наместник Бога на земле, что он может менять слова Апостолов и даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии, что причащаться, вопреки Господню установлению, нужно только тела Христова (оплатками), а не тела и крови, как завещал Христос.

После долгих усилий и подкупа властей, в конце XVI в. в пределах Речи Посполитой все же была введена церковная уния – соединение православных с католиками. Это событие, произошедшее в 1596 г. в Бресте, не являлось искренней попыткой восстановить утраченное христианское единство на основании уважения и равноправия. Согласно замыслу правительства Польско-Литовского государства и руководства католической церкви, уния имела целью вытеснить Православие из духовной жизни белорусского и украинского народов. Униаты считали себя как бы проводником православных в католичество.

Вот в такой атмосфере религиозной нетерпимости княгиня София стала защитницей и покровительницей гонимого Православия на Слуцкой земле.

Святая София была последней представительницей славного рода князей Слуцких и Копыльских — Олельковичей, потомков великого князя Литовского Ольгерда. Князья Слуцкие происходили из Литвы, но, приняв Православие, они стали именоваться «русскими князьями». Родоначальником князей Олельковичей-Слуцких стал внук Ольгерда — Александр Владимирович (†1454). Его ласково называли Олелько.

«Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви,» — говорит Священное Писание (Рим. 11:16). Так и «начаток» рода князей Олельковичей освятился тем, что принял и хранил святое Православие.
Известно, что князь Олелько много жертвовал Киево-Печерскому монастырю, где и был потом похоронен. Его сын Семен обновил в обители собор, а внук Юрий продолжил традицию благотворений. Уже к XVI веку в родовом Слуцке насчитывалось более десяти церквей и три монастыря.

Сын Юрия Семеновича Юрий II, дед праведной Софии, как и его предки, отличался искренним боголюбием. Женат он был на дочери краковского каштеляна Екатерине Тенчинской и имел трех сыновей: Юрия III, Яна-Симеона и Александра.

Перед смертью Юрий Юрьевич Олелькович составил завещание, в котором сделал одно принципиально важное указание: «Дети, под страхом отеческого проклятия, должны всегда оставаться верными Православию. При нарушении же воли завещателя лишаются права на наследство».

- Как Вы думаете, о чем говорит этот завет? (О том великом значении, которое имела святая Православная вера для людей в те времена. Не было ничего страшнее, чем предать ее).

Отец праведной Софии Юрий III оказался единственным из трех сыновей, кто выполнил завет родителя и сохранил Православную веру.

Слуцк за время владения им князьями Олельковичами заметно расширился и, как столица княжества, приобрел большое значение. К началу XVI века это была уже сильная крепость. Олельковичи построили много красивых православных храмов. Население княжества и города Слуцка составляли в основном православные. Католики и иудеи появились здесь в незначительном количестве лишь с середины XV века. Жители города занимались, главным образом, торговлей и ремеслами. В 1441 году Слуцк получил магдебургское право и был причислен к наиболее важным городам Литвы.

В 1585 году Юрий III женился на Варваре, дочери подляшского воеводы. Брак оказался недолгим — князь скончался в двадцатишестилетнем возрасте. Перед смертью он успел увидеть свою новорожденную дочь Софию, которая появилась на свет 1 мая.

Княжна осталась без отца. Ее мать Варвара спустя семь лет вышла замуж за гомельского старосту Андрея Сапегу и родила ему дочь Элеонору.

Уже в младенчестве святая София оказалась богатой наследницей: ей досталась третья часть большого родового наследства. Через некоторое время, в течение нескольких лет, умерли дядья Софии — Александр и Ян-Симеон. Так как детей они не имели, к маленькой Софии перешли все остальные части владения рода Олельковичей.

Так сложилось, что при живой матери княжна София попала под опеку родственников — семьи Ходкевичей. Сперва опекуном девочки-княжны стал жмудский староста Юрий Ходкевич.

Заботясь о последней представительнице Слуцких князей, Ходкевичи преследовали и свои личные интересы. Они были большими должниками у князей Радзивиллов и решили погасить долги за счет приданого малолетней княжны. В 1594 году состоялось соглашение между Юрием Ходкевичем и гетманом Великого княжества Литовского князем Христофором Николаем Радзивиллом о бракосочетании его сына Януша с Софией Слуцкой. В соглашении говорилось, что, когда княжна станет совершеннолетней и сама захочет выйти за князя Януша, тогда опекун ее за него выдаст. Во время заключения соглашения Янушу было неполных 15 лет, а Софии всего 8. Поэтому бракосочетание решили назначить на 6 февраля 1600 года, когда девочке должно было исполниться тринадцать с половиной лет — возраст, в котором, по церковным правилам, можно было вступать в брак.

После смерти в 1595 году Юрия Ходкевича опека над Софией перешла к ее двоюродному дяде — Иерониму Ходкевичу. Тот на похоронах брата подтвердил договоренность о замужестве Софии. Иероним Ходкевич обязывался через три недели после свадьбы передать молодоженам Слуцкое княжество со всеми владениями. В случае же невыполнения договора Иероним должен был выплатить Радзивиллам 100 000 коп литовских грошей. Единственным условием, по которому соглашение могло быть расторгнуто, являлось нежелание самой княжны вступить в брак с Янушем.

Всё складывалось благополучно, однако спустя несколько лет вокруг договора начали разыгрываться бурные страсти.

Предполагаемый брак княжны Софии с Янушем Радзивиллом стал для Ходкевичей средством защиты своих интересов и амбиций.

Спор между магнатскими родами грозил вылиться в кровавую бойню.

Юная София со слезами молила Спасителя и Его Пречистую Матерь не допустить кровопролития, невольной причиной которого она могла стать. Сколько пролила девочка-княжна слез и сколько вознесла горячих молитв за время раздоров между ее опекунами и родственниками жениха, одному Богу известно!

Наступило 6 февраля 1600 года, когда княжна София должна была согласно договору вступить в брак. В этот день Христофор Радзивилл призвал своих людей взяться за оружие и быть готовыми в случае необходимости штурмовать дом Ходкевичей. Но прежде решили выслать к каштеляну Иерониму знатных делегатов, чтобы напомнить об истекшем сроке и спросить, желает ли княжна София выйти за князя Януша.

Когда послы подошли к дому Ходкевичей, им долго не открывали. Затем к делегатам вышел сам виленский каштелян. Он заявил, что готов выполнить обязательства и ждет князя Януша с друзьями, но не хочет принуждать княжну к невольному браку.  Иероним Ходкевич клялся, что не знает о воле княжны и никогда не спрашивал ее об этом. Он предложил послам самим пойти и спросить у Софии о ее отношении к князю Янушу.  Послы отказались.

К величайшей радости княжны Софии, этот день завершился без кровопролития.

Взаимные разбирательства продолжались. Закончились они 8 июня 1600 года, когда, наконец, стороны договорились о браке между Софией и Янушем. Свадьбу решили справить 1 октября 1600 года. Было принято решение о разделе имущества. Кроме всего прочего, было подтверждено, что Януш Радзивилл после женитьбы не будет принуждать княжну Софию к перемене вероисповедания.

1 октября в Бресте состоялась торжественная церемония бракосочетания Софии и Януша. Когда были улажены все формальности относительно вступления в наследственные права, молодожены уехали в Слуцк.
Недолго, однако, им довелось побыть вместе. Вскоре князь Януш отправился в Лифляндию на войну со шведами. Вообще это был человек непоседливый, энергичный, даже авантюрный. Он получил хорошее образование, много путешествовал. Княгиня проводила много времени одна, беспокоясь и тревожась за мужа. Ей приходилось самой управляться в княжестве. Юная княгиня направила свою любовь и попечение на сохранение и утверждение Православия в условиях возрастающего гнета со стороны католиков и униатов.

Святая София превратила принадлежавший ей Слуцк в твердыню Православной веры. Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города Слуцка, которые объединились в Преображенское братство. Она была щедра и проста. Существует предание, что княгиня пешком ходила в построенную на ее средства Покровскую церковь на Мир-горе, куда в день Покрова Пресвятой Богородицы стекалось большое количество богомольцев из разных мест.

Кроме заботы о благолепии храмов и монастырей, княгиня София с мужем Янушем принимала живое участие в церковных делах. Она убедила супруга испросить у короля грамоту о запрещении в их владениях насильно принуждать православных к унии. Этим она юридически защитила своих подданных в вопросе сохранения Православной веры.

Недолго, однако, судил Господь жить на земле благочестивой княгине. Слабое здоровье ее таяло от многообразных забот и скорбей. Святой Софии довелось пережить сиротство, затвор, интриги, тревоги, душевную боль, смерть детей — оба ее ребенка умерли в младенчестве. А многого мы и не знаем… Но это были те скорби, которыми «надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

19 марта 1612 года в имении Омелево во время третьих родов Слуцкая княгиня София скончалась. Родившуюся дочь назвали Екатериной. Однако девочка-младенец ненамного пережила страдалицу-мать и умерла, не прожив и суток.

Весь Слуцк оплакивал добрую свою госпожу и ее дитя.

В память о праведной жизни княгиню погребли в церкви Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Гроб был накрыт дубовым колпаком-футляром, покрытым темно-малиновым сукном с гербом Олельковичей и надписью: «блажени плачущии, ибо тии утешатся». На футляре лежала фамильная икона Покрова Пресвятой Богородицы, к которой прикладывались богомольцы во время молитвы у гроба праведной княгини-заступницы.
Святая София пренебрегала земными благами, более устремляя духовный взор к Горнему по слову Спасителя: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

В память о благочестивой супруге князь Януш продолжал поддерживать в Слуцких владениях горячо любимое ею Православие. Своими княжескими грамотами он подтверждал завещанные княгиней Софией церковные традиции. В одной из грамот в частности говорилось: «…церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены».

Время показало, что деятельность святой Софии оставила неизгладимый след доброго материнского отношения к своему народу и родной Православной Церкви.

За праведную жизнь Господь прославил Свою избранницу: ее мощи на протяжении веков остаются нетленными, и по молитвам у них происходят многочисленные чудеса.  Первые письменные свидетельства о некоторых из них оставил в начале XIX века учитель Слуцкой духовной семинарии иеромонах Маркиан.

До конца войны мощи святой Софии хранились в подвале одной женщины, куда их перенесли по совету будущего новомученика архимандрита Серафима (Шахмутя). Когда появилась возможность, их перенесли в Свято-Духов собор, где они находились в Варваринском приделе. Сейчас нетленное тело святой Софии Слуцкой почивает в северном приделе Свято-Духова кафедрального собора. Там все желающие имеют возможность поклониться мощам святой и молитвенно обратиться к ней.

3 апреля 1984 года, согласно рапорту Высокопреосвященного Филарета, митрополита Минского и Белорусского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена святая праведная София Слуцкая была включена в Собор Белорусских святых.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся 2-3 февраля 2016 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословил общецерковное почитание святой праведной Софии, княгини Слуцкой.

    
Памятник святой праведной Софии Слуцкой в г.Слуцке
 
Памятник святой праведной Софии Слуцкой в г.Минске


- Какой пример мы можем взять для себя из жизни святой праведной Софии?

Первое, что хотелось бы отметить, – это ее верность Православию. А еще послушание. Будучи княгиней, она подчинялась воле своих опекунов и лишь просила их об одном: о верности Православной вере и мирному решению всех возникающих вопросов. Она была очень скромна, не превозносилась своим положением. Вспомним хотя бы о том, что она могла в скромной одежде пойти пешком в храм помолиться с простыми крестьянами.  Она была прекрасной супругой – верной, заботливой, мудрой. Об этом мы можем судить по тому, как ее супруг чтил ее память. Он сохранил и преумножил все то, что она начала делать в отношении сохранения Православной веры на Слуцкой земле – строил храмы, занимался благотворительностью.  Княгиня стойко переносила свое сиротство, горечь утраты своих маленьких детей. Не сдавалась, не унывала, но всегда уповала на Бога, всем сердцем молилась за близких, за народ, за родную землю.   

Будем же и мы, вспоминая ее короткую, но плодотворную, посвященную Богу и народу жизнь, стараться быть похожими в добрых делах на святую праведную Софию Слуцкую.


В занятии можно использовать следующие видеоматериалы:

https://www.youtube.com/watch?v=AypvtVbMWMg&t=42s
https://www.youtube.com/watch?v=yFdL0hQ1USw
https://www.youtube.com/watch?v=sLx68_KfnxY&t=1292s