«Грех, в котором трудно признаться» (о зависти)

«Грех, в котором трудно признаться» (зависть)

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

«Грех, в котором трудно признаться» (духовно-нравственная беседа о Десятой заповеди Божией)

Цель: познакомить учащихся с понятием «зависть», проанализировать проявление этого греха в жизни и проследить пути исцеления от него.

Эпиграф: Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15; 17)

Ход беседы

1. Организационный момент:

Всякое доброе дело начинается с молитвы. Давайте и мы начнём наше занятие с молитвы.

Вступительное слово: Мы собрались на очередное занятие, тему которого вы назовете сами, просмотрев  сейчас мультфильм. (О зависти). 

Задание:   - Озвучьте мультфильм;

                        - Почему так поступил герой?

                        - О чём мультфильм?

                        - В чём его смысл? (Не мсти, завидуя: всё вернётся к тебе)

Учитель:  Сегодня мы поговорим о зависти, о 10-й Заповеди Божией и  постараемся ответить на вопрос, чем эта заповедь отличается от предыдущих.  (Самая сложная, ведь её невозможно увидеть - так тщательно скрывается она в человеческом сердце…)

2.  Работа по теме занятия.

Отправляемся в путешествие

1-я станция:

Знакомство с Десятой заповедью

Не желай дома ближнего твоего; 

не желай жены ближнего твоего;

ни поля его,

ни раба его,

ни рабыни его,

ни вола его,

ни осла его,

ни всякого скота его,

ничего,

что у ближнего твоего.

                                         (Исход:  20,17)

Беседа:

1. Что значит слово «не желай»?

в словаре: желать – значит жаждать, желать чего-то, зариться на что-то; 

в данном контексте: страстное желание обладать тем, что есть у других; 

в обиходе: завидовать.

Учитель:  Что же такое зависть?

Об этом мы узнаем на следующей станции.

2-я станция

Что такое зависть?

Беседа:

1. Что значит слово « зависть»? (Желание иметь то, чего нет у тебя, но есть у других).

2. Зависть - один из семи смертных грехов  (гордость, жадность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, леность). Что значит смертный грех? (Грехи, погубляющие человека, если смерть настигает его в этих грехах).

3. Всестороннее определение зависти находим в народной мудрости и у святых отцов. Попробуем объяснить высказывания:

Из народной мудрости                 

1. Сытых глаз на свете нет                 

2.Сосед спать не даёт: хорошо живет.

3.В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется, мал покажется.

4. Курица соседа всегда выглядит гусыней.

5. Чужим здоровьем болен. Глядя на людей ,сохнет.

6. Ешь из чашки, а в котёл не заглядывай.

7. Лучше подражать, чем завидовать.

8. Не столько смущает свой убыток, сколько чужой прибыток.

Высказывания святых отцов

1. Зависть мешает душевному спокойствию. ( Преп. Иосиф)

2. Всегда отдавай предпочтение прочим, а себя считай ниже их, то меньше будешь смущаться завистью (Преп. Иосиф).

3. Кому завидуешь, за того Богу молись. ( Преп. Иосиф).

4. Зависть равносильна убийству: это причина первого братоубийства, а потом и Богоубийства.

4.Обобщение:  

О каком первом братоубийстве идёт речь?

Библейский рассказ о том, как Каин позавидовал Авелю:

        Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего  и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар  его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его… И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата  своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (Быт. 4:3-5, 8-1)

        Этот рассказ говорит нам о том, что зависть, которая была принесена в мир диаволом, уже во втором поколении людей становится причиной убийства. Мы никогда не узнаем, почему Господь призрел на жертву Авеля и не призрел на жертву Каина. Может быть, это было связано с внутренним расположением сердца обоих братьев. Видимо, один приносил жертву искренне, другой — формально, без любви. Как бы там ни было, в очах Господа они оказались не равны. И когда Каин увидел, что его жертва отвергнута, это не только опечалило его, но он позавидовал – и это привело его к убийству брата.

Вспомним другие Библейские сюжеты о зависти.

Библейский рассказ  об Иосифе и его братьях.

        Речь в нем идет о том, как Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия зависти.

        Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно. И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более. Он сказал им: выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп, встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом, и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. И видел он еще другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел?.. Братья его досадовали на него; а отец его заметил это слово (Быт. 37:3-11).

        Однажды, когда братья Иосифа пасли скот в пустыне, отец послал его к ним. Братья «увидели… его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов». Один из братьев, Рувим, сказал: «Не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него». Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было (Быт. 37:12-24).

        Братья продали Иосифа в рабство измаильтянам, шедшим с караваном в Египет. Прошло много лет, Иосиф претерпел многие испытания. Он был и рабом, и свободным, был брошен в тюрьму, но, в конце концов, стал вторым, после фараона, лицом в государстве. И именно тогда произошло то, о чем Бог сказал Иосифу в его пророческих снах. В земле израильской настал голод, и Израиль и его сыновья отправились в Египет, чтобы купить хлеб. Там они встретили Иосифа. И мы помним, как Иосиф узнал своих братьев и как они не узнали его, как долго он испытывал их, пока, наконец, не открылся им и не простил их.

        Эта история говорит нам не только о примирении человека со своими завистниками  и предателями, но и о том, как Бог таинственно вплетает Свой Промысел в человеческие   судьбы. Бог всегда направляет человеческое зло к добрым последствиям. Люди предали своего   брата и продали его в рабство, а Господь поставил его господином над всей землей. Вспомним теперь несколько эпизодов из земной жизни Спасителя. Когда Иисус родился в Вифлееме и волхвы, придя к Ироду, спросили его, где родившийся Царь иудейский, первой мыслью Ирода было: «А не посягнет ли Он на царство?» И Ирод предпринимает беспрецедентный акт убивает всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях от двух лет и ниже.                                           

Но и тут побеждает Бог, потому что в конечном итоге убитые младенцы стали мучениками за Христа и пошли прямым путем в Царство Небесное, Сам же Христос был сохранен божественным действием для Своего служения.

       Распятие Иисуса Христа.

       Зависть окружала Христа, следовала за Ним по пятам в течение всего времени Его пребывания на земле. Вспомним, как относились к Нему фарисеи, архиереи и книжники. До того, как пришел Христос, все было в их руках. Но когда Он начал проповедовать, их авторитет стал стремительно падать. Он нередко в жесткой форме обличал их — за то, что они останавливались на углах улиц и молились напоказ, за то, что устроили торговлю во дворе храма. Он опрокидывал их столы и рассыпал деньги. Они учили людей тому, как нужно соблюдать традиции и предания старцев, а Он говорил, что главное — поклоняться Богу в глубине сердца. Они видели, что за Ним идут тысячи людей, а от них отступают. И архиереи и книжники, задачей которых было служить Богу и учить народ, возгорелись завистью против Иисуса. Они поняли, что, пока Он жив, их учение не будет иметь силы, их нравственный пример не будет убедителен. Слишком яркая Звезда взошла на их небосклоне, затмив их всех. И они приняли радикальное решение — предать Его смерти. И сделали все, чтобы этого добиться. Пошли против существовавшего тогда закона, запрещавшего им предавать смерти человека. Не погнушались даже обратиться к римским властям, к «оккупантам», которых они ненавидели, то есть пошли на нарушение своих же политических установок, чтобы предать смерти Иисуса Христа.

        Христос стал жертвой человеческой зависти. Но божественный Промысел действовал и тут: смерть Иисуса стала спасением всего человечества. Конечно, те люди, которые предавали Христа на смерть, распинали Его на кресте, насмехались над Ним, которые, когда Он уже был пригвожден к кресту, говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста… Пусть теперь сойдет с креста и уверуем в Него» (Мф. 27:40-42) — те, кто лжесвидетельствовал против Него, — они не понимали, что драма, которая разыгрывалась в Иерусалиме, гораздо более значительна, чем все то, что могло придти в их скудные завистливые умы. Они не понимали, что решается судьба всего человечества и каждого человека и что, вопреки их злобе, и здесь вмешается Провидение, и конечная победа будет за Богом.

        Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов показывают нам, с каким коварством, с каким расчетом действуют люди, одержимые завистью. Но эти примеры показывают нам и другое: божественная правда и божественная справедливость в конечном итоге торжествуют. Даже если человек был не только опорочен завистниками, лишен всего, но и предан смерти, есть будущий век, есть Страшный суд, когда каждому воздастся за его деяния. И завистник будет посрамлен; тот же, кто стал жертвой зависти, будет утешен Господом.

Что узнали о зависти?

Чему люди завидуют? (не только хорошему)

 5. Святитель Иоанн Златоуст рассуждает:

       «Зависть - это корабль адский, гибельный! Твой владелец - диавол, кормчий-змий, Каин - главный гребец. Змий, будучи кормчим, привёл Адама к смертному кораблекрушению. Каин - старший гребец, потому что по зависти совершил убийство. Мачтою служит райское древо преслушания, снастями -  ветви грехов, матросами - завистники, корабельщиками - демоны,  вёсла - хитрость, а руль - лицемерие.                                   

        О, корабль - носитель бесчисленных зол! Там живёт вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула – всё это носит адский корабль зависти. Служение этой страсти и в земной жизни не даёт отрады, а в загробной приносит страдание, смерть». 

Вывод: Что такое зависть? ( Чувство, ведущее к смерти, гибели души) 

Вы задумывались, как зарождается и развивается зависть?

Об этом мы узнаем на следующей станции.

3-я станция

Зарождение и пути развития зависти

1. Учитель: Прежде, чем начать работу на этой станции, хотелось бы узнать:

Вы когда-нибудь завидовали?

Завидовали ли вам?

Как вы понимали, что в вас поселилась зависть?

2.  Группа ребят провела опрос среди школьников по теме зависти, и вот какие ответы они получили:

«Я завидую своей подруге, я тоже хочу такую жизнь, как у неё. Завидую тем, у кого есть большой многоэтажный дом, у кого много денег».

«Завидую тем, у кого есть своя комната».

«На улице всё время цепляюсь за что-нибудь и падаю, сбиваю колени. Завидую тому, кто не падает».

«Завидую  тому, кому не надо ходить в школу».

«Завидую тем, кто летал во Францию, Германию, Польшу».

«Завидую  тому, у кого есть большой аквариум, домашние животные, интересная книга».

«Завидую своим друзьям, потому что у них есть братики и сестрички, а мне завидуют,  потому что у меня есть собака». 

«Завидую тому, у кого есть папа».

5. Обсуждение ситуаций—реакций завистников на… :

Купили новый компьютер. 

         - Зачем? Для работы вроде не нужен, да и мне ни к чему. Так, разве для  баловства. Пора бы относиться к жизни с большей ответственностью.

Едем на отдых в Испанию. 

-В Испанию хочешь поехать? Не советую. Там в этом году погода плохая и пляжи грязные. Лучше в Крым.  И тебе же дешевле будет.

Купили новую машину.

-Подумаешь, машину новую купил. Тоже мне радость. С ней столько возни и хлопот.

       6. Вообще, чему можно завидовать? 

(Красивая игрушка, дрессированная собака, хороший досуг, престижная должность).  И так бесконечно: младшие –школьникам—студентам—женатым—холостым—богатым—власти—больница—здоровье—детство.

Вывод: нужно ценить каждый этап жизни, ведь он никогда не повторится.

       7.  Говорят, что уважение надо заслужить,

           Доверие завоевать, славы добиться, 

           И только ненависть и зависть даются без труда.

К чему и как приводит зависть?

Сразу появляется: предмет зависти— потом… сравнение с собой—ненависть—поиски получения желаемого—болезнь—преступление—духовная смерть…

Подтверждением этому станет песня С. Копыловой « О двух больных»

Беседа:

Кто из двух больных был в худшем положении?

Как он себя вёл?

Что послужило причиной его смерти?

Что случилось со вторым больным? (Грех зависти привёл к нарушению 6-й Заповеди - самоубийству)                                                                     

Одинакова ли зависть? Слышали ли вы понятия «чёрная»  зависть и «белая»? 

Об этом на следующей станции…

4-я станция

Какого цвета зависть?

Думаю,  в жизни вы слышали понятия  «чёрная»  зависть и «белая»?

Как их понимаете?

Чёрная— тайная, самая страшная, ведущая к гибели.

Белая—открытая, добрая, предполагает радость за человека, стремление своим трудом добиться успеха.

Послушайте притчи и скажите, какой вид зависти видим мы в них.

     1. Некий крестьянин имел 12 жирных, упитанных гусей, а его сосед — одного, грязного и тощего. «Господи, – возмутился сосед, – где справедливость? Как же Ты это допускаешь?» И услышал он глас свыше: «Отныне у тебя будет 12 гусей». «Нет,-- возразил человек,-- сделай лучше, чтобы и у соседа был один».

     2. Яна пришла в школу с новым ярким пеналом… Какие чувства могут возникнуть у одноклассников? (Поломать, спрятать, собрать денег и купить себе такой же…?)

Позавидуйте… по-доброму! 

 В философии  определяют 4-е ступени зависти: 

  Чёрная— страшная, пагубная.

  Белая—добрая, в радость.

  Поклонение тому, кому завидовали—идолу (нарушение второй заповеди).

  Характерная немногим – зависть растворяется в любви к Богу.

Зачем придумали понятия   «чёрная»  зависть и «белая? (Чтобы оправдать себя и свои поступки)

Обобщение:  

Если где-то и будем сталкиваться с этими понятиями, будем помнить, что в Библии нет цвета зависти: она есть и всегда одноцветная.

Мы живем с вами в таком мире, в таком обществе, когда  главной становится потребительская черта и современная философия  такова:

Родители  – детям: « Ты должен быть лучшим учеником, а иначе…» 

Тренер  – спортсмену: « Ты должен быть лучшим спортсменом, а иначе…» и т.д.

      Родители часто в денежной суете забывают о детях, о нравственных законах. А ведь отличительная черта христианской религии в том, что у Бога все равны: родители любят всех детей, тренеры и болельщики_всех спортсменов, преуспевающие бизнесмены излишки не копят, а делятся с тем, кому труднее.

      Зависть приносит нам только вред. Но если есть болезни, находим и лекарства. Чем же врачуется зависть? Об этом на шестой станции.                                                         10

5-я остановка

Лечение зависти

Послушаем историю о Тимоше.

         Крестьянский сын Тимоша пас чужих овец и получал за это такую маленькую плату, что не на что было купить сапоги. Однажды под вечер, когда он босой стоял у ворот постоялого двора, к дому подъехала господская карета.

        -Бывают же ведь такие счастливцы, что в карете разъезжают! – подумал Тимоша, поглядывая с завистью на богатый экипаж. – А  наш брат – изволь ходить босиком. Чем же я, сиротинушка, прогневил Господа, что вечно должен маяться и по чужим людям скитаться? И за что такая милость Божия вот хотя бы этому барину?.. Если бы с ним хоть на час поменяться, то-то было бы счастье! 

         Едва он это сказал, как дверки кареты растворились и из неё, с помощью двух слуг, с трудом выбрался безногий калека.

        - С нами крестная сила!- воскликнул оторопевший Тимофей, перекрестился и без оглядки побежал в поле.

          С тех пор он не только никому не завидовал, но на нищету свою больше не жаловался.

Беседа:

Почему Тимоша больше не завидовал?

Чему учит история?  (1-ое лекарство: «Сравнивать себя с худшими,» - так учит Севастиан Карагандинский)

Послушайте цитату из откровения Серафиму Вырицкому.

Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами,

Ты не случайно оказался на твоём месте, 

Это то самое место, 

Которое Я тебе назначил.         

Что значит нарушить этот закон?

(Вторжение в Божий мир, Его творение)

Но как же быть? (Учиться принимать всё, как есть)

Послушаем басню « Корова и конь»

Не помню уж, когда и где

Жила завистница корова.

Она и счастью, и в беде

Была завидовать готова.

Вот курице дают пшено.

«Везет хохлатке тонконогой..

Мне тоже нравится оно..»-

Завидуя, что стригут овцу,

Она опять негодовала:

« Мне тоже, может быть, к лицу

Без шерстяного покрывала..»

Но больше завистью к коню

Она мучительно томилась:

« Его я в беге обгоню!

За что ему почет и милость?

На нем хомут и постромки!

Хозяин с ним и в лес, и в поле:

То возит с мельницы мешки,

То с плугом тешится на воле.

А конь и глуп, и просто слаб!

И день-деньской своим подругам

Она мычала: «Я смогла б

Управиться получше с плугом»

Но вот случилось как-то тут, что конь себе поранил ноги.

Хозяин взял его хомут

Да и запряг корову в дроги.

Она, весьма гордясь, сперва

На всех с достоинством смотрела.

Но и раскаялась, едва

Пришлось приняться ей за дело.

Тяжелым оказался труд:

Вцеплялся плуг в упругость пашни,

Бока хлестал жестокий кнут..

И вспомнился день вчерашний..

Когда же вечером домой

Она плелась, вконец измучась,

То услыхала вдруг: «Тобой

Заслужена такая участь!»

С ограды обратился грач:

«Кого винить? Уйми обиду,

Мой друг, не жалуйся, не плачь

И впредь другому не завидуй!»

Я думаю, ясна для всех

Мораль - что зависть –  это грех!

Если я скажу, что хочу стать президентом, балериной? Правильно ли это? (Кому ими суждено быть, они ими будут, а мы должны учиться находить свои, только нам  дарованные таланты – это второе лекарство) 

Мы вернемся к названию темы урока. Как вы её понимаете?

(В этом грехе даже на исповеди признаются немногие, а так важно, не поддаваясь ложному стыду, покаяться в нем перед Богом). 

А самый простой способ: не гордиться, ни перед кем не хвалиться своими достижениями и помнить, что верное средство от зависти – это смирение.

Подведение итогов

Вот и оканчивается наше путешествие. Мы выйдем на этой станции и зайдём в магазин, в котором продаются Товары для души. Но есть одно условие:  чтобы что-то в нём купить, обязательно надо что-то продать. Расскажите, что бы каждый из вас купил своей душе.

                                                             Чувства  

                                 Радость 

   Способности                                    Поступки                          Трудолюбие

                           Терпение                   

 Умения            

                                                                           Хвастовство 

Гнев                                   Ярость                                                 Обида

Зависть                                                Сила воли

Коррекционное задание:      

Мы заходили в магазин и не обратили внимания на объявления. Давайте их прочитаем и подумаем, стоит ли покупать то, что там рекламируют? («Приготовьтесь ловить восхищённые взгляды! Такому автомобилю позавидуют многие подруги и не только!..») 

Заключение:

Пару метров до набережной… Впереди мост через реку, которая, соединяет два закона - Старый и Новый. Заповеди Моисея и Христа. Они обе учат нас оставаться такими, какими создал нас Бог. Только заповедь Христа мудрее, так как она даёт каждому из нас выбор: «Блаженны нищие духом, ибо они наследуют Царство Небесное». Соблюдать её или нарушить? Я хочу, чтобы наше занятие помогло вам не только познать себя,  но и победить,  чтобы душа оставалась вечно живой.

Составила занятие

преподаватель «Основ православной нравственности»                                   

СШ №5 г. Новогрудка   

Чистякова О. А.

Наверх