«Духовно–нравственное предназначение личности»

«Духовно–нравственное предназначение личности»

Основы православной культуры 10 класс 

Тема занятия: «Духовно–нравственное предназначение личности» 

Задачи занятия: Формировать понимание истинного духовно-нравственного предназначения личности; воспитывать умение почувствовать сердцем радость соприкосновения с Творцом мира. 

Оборудование: сказка в звуковой записи Г. Х. Андерсена «Стремление к свету»; текст повествования С. Лагерлёфа «Добро и зло»; фильм «Нагорная проповедь» из серии фильмов «Закон Божий»; 10 Заповедей; экран; текст Евангелия. 

Структура занятия:

1.Организация класса.

2. Знакомство с темой и задачами занятия: стихотворение  Петра Вяземского «Жизнь» из сборника «Русская духовная поэзия», слово учителя.

3. Слушание и обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Стремление к свету».

4. Чтение и обсуждение повествования С. Лагерлёфа «Добро и зло». (самостоятельное чтение текста в парах)

5.  Дискуссия-рассуждение  «Мысли о вечном».

6. Работа в парах с текстами из Евангелия  «Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии» (от Луки 10:38-42)

7. Просмотр и обсуждение  фильма «Нагорная проповедь» (ф. 189-191, из серии фильмов «Закон Божий»).

8.Слово учителя.

9. Подведение итогов.

Ход занятия

1.Организация класса. 

2. Знакомство с темой и задачами занятия.

Слушание стихотворения «Жизнь» Петра Вяземского из сборника «Русская духовная поэзия»:

               Дар мгновений, дар прекрасный,

               Жизнь, зачем ты нам дана?

               Ум молчит, а сердцу ясно:

               Жизнь для жизни нам дана.

Всё прекрасно в Божьем мире!

Сотворивший мир – в нём скрыт;

Но Он в чувстве, но Он в лире,

Но Он в разуме открыт.

             Познавать Творца в творенье,

             Видеть духом, сердцем чтить –

             Вот в чём жизни назначенье,

             Вот что значит в Боге жить. 

2. Слово учителя: «Мы живём осмысленно, добиваемся какой-то цели, накапливаем умение и опыт. Потом мы приобретём профессию, будем иметь семью, детей, друзей, будем работать и отдыхать. Не будет ли в непрерывной смене работы, житейских забот и отдыха какого-то заколдованного круга, какого-то однообразия? Не слишком ли всё просто и банально? Может быть, человек, существо разумное,  создан для чего-то более высокого и значимого? Ведь он – образ Божий. Что думаете по этому поводу вы?» (ответы учащихся) 

3. Слушание и обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Стремление к свету» (сопровождается слайдами на экране). Сказку читают заранее подготовленные учащиеся. 

Вопросы для обсуждения:

- О каких людях можно сказать, что в своей жизни они «поют» песню Орла? Лебедя? Воробья? Соловья?

- Как вы считаете, чем прекрасно то, что сделал Соловей?

- Какого персонажа сказки больше напоминаете вы себе сами, если рассматривать ваше отношение к жизни?

- О каком назначении человека указывает соловей?  (надежда на спасение)

- Сказка заканчивается словами: «Ты будешь жить долго, долго! Волосы твои поседеют, но сердце будет радостно биться». Согласны ли вы с ними относительно героя этой сказки? Бывает ли так же в реальной жизни? Было ли что-то подобное в вашей жизни?

- Каков главный смысл сказки и в чём его связь с темой нашего занятия? 

4. Чтение и обсуждение повествования С. Лагерлёфа «Добро и зло». (самостоятельное чтение текста в парах)

- Почему мальчику удалось пройти сквозь Врата Справедливости?

- Какой вывод сделали священники, когда мальчик прошёл над пропастью? Согласны ли вы с ними? Почему?

- Как происходила сцена у медной трубы, называемой Гласом князя Мира? В чём видел смысл своей жизни юноша-язычник?

- Что говорится в этом повествовании о назначении человека? (это вера, любовь к ближнему, милосердие…) 

5.  Дискуссия-рассуждение  «Мысли о вечном».

(Вопросы для дискуссии были заранее даны учащимся для обдумывания, подбора  нужного материала и  составления тематических высказываний; возможна работа в группах, парах, индивидуально.  В классе учащиеся высказывают свои мысли  по заданным вопросам, учитель обобщает ответы учащихся на основе статей из книги священника Алексия Мороза «Путь жизни православный», САТИСЪ. Санкт-Петербург, 2011, с. 9-34)

- Что такое религия?

Современный энциклопедический словарь, справедливо отмечает, что религия (от лат.  religio – набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, в существование священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

- Что значит соответствующее поведение?

- Какой образ жизни предполагает жизнь православного христианина?

- Чем различается жизнь нравственного человека и жизнь духовного человека?

- Должен ли быть нравственным духовный человек и духовным – нравственный?

- Откуда человек получает духовные знания?

- Что является основой нравственности? (на экране 10 Заповедей Моисея)

- Какое ещё назначение в обязанности личности? 

6. Работа с текстами из Евангелия  «Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии» (от Луки 10:38-42)

Учащиеся в парах самостоятельно изучают предложенный текст, проводится (совместно с учителем) словарная работа, по возникшим у них вопросам. 

Вопросы для обсуждения:

– В чём видела свой смысл жизни Марфа, а в чём – Мария?

– К кому вы ближе по своей жизненной позиции – к Марфе или к Марии?

– В чём заключается новизна христианства?

– Считаете ли вы возможным совершать дела, если в ответ нет благодарности?

– В ком из дев духовность преобладает над  нравственностью? 

Учитель. Иисус Христос, будучи на земле, дал человечеству «ядро» духовности. Что это, как вы думаете? (Нагорная проповедь)

- Что вы знаете о Нагорной проповеди? (В ней даны 9 заповедей блаженства. Это основной путь жизни христианина. А также – учение о Промысле Божием. В этой Проповеди говорится о неосуждении других, силе молитвы, милостыне и о многом другом, что ведёт христианина к вечной жизни в Царствии Небесном.) 

7. Просмотр и обсуждение  фильма «Нагорная проповедь» (ф. 189-191, из серии фильмов «Закон Божий»). 

Словарная работа. Некоторые слова  и выражения, значение которых  непонятно, учащиеся называют сами.

*соль земли

*свет мира

*блаженные

*нищие духом и др. 

Учитель.  Почему, говоря о духовном предназначении человека, мы обращаемся к тексту Проповеди и вспоминаем Заповеди Блаженства? (Ответы учащихся и обобщение учителя: данные заповеди указывают человеку «путь, которым он сможет войти в Царство Небесное») 

8.Слово учителя.

Бог Сам обещал быть Руководителем человека. Если человек пойдёт по пути, предначертанному ему Творцом, то будет научен Самим Богом, как строить свою жизнь. Согласно христианскому учению, человек может жить так, чтобы один талант, полученный им от Бога, приносил десять талантов, и эти десять талантов он должен возвращать своему Господину.

- Так в чём ещё назначение человека? (славить Бога)

- Что это значит? (молитва; христианский образ жизни, славящий имя Божие; жизнь в Церкви) 

- Однажды больницу для душевнобольных посетил миссионер. К нему в минуту просветления обратился один из больных:

- Скажите, вы никогда не благодарили Бога за дар мыслить?

Миссионер замер от неожиданности вопроса и вынужден был признаться:

- Никогда.

-Напрасно! – посочувствовал просветлённый и кивнул на страждующих:

-Они тоже не благодарили.

 Спросим и мы себя:

- А мы были признательны Создателю за этот Божественный Дар?

Предвидя грядущее, Апостол Павел среди других причин «тяжких времён» назвал и неблагодарность. 

9. Подведение итогов.

Определение «предназначений личности» учащиеся выделяли для себя по заданию учителя в течение занятия. Сравнение ответов учащихся с духовным понятием предназначения человека (текст размещён на слайде):

*Надежда на спасение.

*Вера во Единого Бога Иисуса Христа.

*Дела милосердия.

*Любовь к ближнему.

*Исполнение Заповедей.

*Благодарение и славословие.

*Молитва. 

Учитель: Благодарю вас за совместный труд рассуждения, внимания… Пусть не исчезнет с поля вашего зрения ни одна важная мысль. Возрастайте духовно, выполняйте свое высокое предназначение в жизни.  

Автор: Нина Александровна Пашкевич,

учитель начальных классов и основ православной культуры

ГУО «Средняя школа №1 г. Новогрудка»