"Доброта творит чудеса"

"Доброта творит чудеса"

Новогрудская епархия

"Доброта творит чудеса" — классный час по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 6-7 классов
 
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:
•    Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, познакомить с произведениями литературы.
•    Сформировать нравственные категории и оценочные суждения.
•    Воспитать чувства товарищества, отзывчивости и сострадания, стремление совершать добрые дела на благо людям.

Эпиграф к мероприятию:
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
…Сердец ДОБРОТА.

Ход мероприятия

Учитель:
- О каком качестве пойдет речь? (о доброте)
- Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
Доброта… Добро… Что же это такое? Прочитаем высказывание… 
Доброта – вещь удивительная. Она сближает как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
(В. Розов)

 Учитель:
- Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена.
Я приглашаю вас к разговору о доброте. Тема нашего классного часа: "Доброта творит чудеса"
 Ребята сегодня мы с вами попытаемся выяснить значение слов "доброта, добро, милосердие"?
На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "доброта, добро, милосердие".
У вас на столах лежат карточки с определениями и сейчас каждый из вас возьмёт по одной карточке и постарается сформулировать свое определение того или иного слова. Пожалуйста приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей по карточкам
 «Доброта – это ...»
«Добрый человек – это ... »
«Милосердие – это…»

Давайте выслушаем ваши определения.

Ответы детей

Спасибо большое, а теперь посмотрите на доску, пожалуйста. В словаре Ожегова я нашла следующие определения этим понятиям.

ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро…
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – соответственно, несущий доброту своим ближним, отзывчивый человек…
МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия…

Скажите, ваши определения похожи на эти словарные статьи? (…)

Учитель: Послушаем стихотворение Зинаиды Поляковой.
Малыш хотел увидеть Бога.
И хоть туда, где Бог живёт,
Довольно длинная дорога,
Он стал готовиться в поход.
Печенье, кексы, банки с соком
Сложил в походный рюкзачок.
И в путь пустился ненароком,
Надев спортивный пиджачок.

Идёт по парковой аллейке.
Вокруг покой и тишина.
И лишь под вязом, на скамейке,
Седая женщина. Одна…
Он подошел, уселся рядом.
И вынул сок из рюкзака.
Но был смущен соседки взглядом -
В нём были горечь и тоска.

Он предложил ей кекс лимонный.
Она с улыбкой приняла.
Застыл малыш завороженно -
Улыбка ангельской была.
Затем он поделился соком.
И снова - ангельский привет.
Душа наполнилась восторгом -
Ну и улыбка - нежный свет!

Они до вечера сидели,
Ни слова не произнося,
Лишь улыбались. Кексы ели.
Летела радость в небеса.
Тихонько начало смеркаться,
Идти уже пора домой.
И на прощание объятья,
Открыл он женщине чужой.

И снова засветилась радость
В её распахнутых глазах.
А чистоты небесной святость
Соединила их сердца.
Едва явившись, на пороге,
Он маме рассказал секрет:
- Я завтракал сегодня с Богом.
Её улыбки краше нет!

С душой, обласканной участьем,
И женщина домой пришла.
Сын изумился - сколько счастья
В глазах искрилось и тепла.
- Я в парке завтракала с Богом,
Меня Он кексом угощал, -
Неслось восторженно с порога, -
И знаешь, Он совсем не стар!

Учитель:
Давайте поразмышляем.
 1. Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?
 2. Как вы думаете, почему мальчик назвал эту женщину Богом?
 3. Почему женщина назвала этого мальчика Богом?

Учитель: Одно из важных назначений человека - творить добро. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Добро – это всё то, что ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Истинное делание добра спасительно в первую очередь для души человека. Доброта – нравственная характеристика человека, включающая такие добродетели, благодаря которым он способен творить добро. К ним относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.

Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

- Какое слово встречается сегодня чаще других? (милосердие)
      - Как вы понимаете его? (Добрый человек с милым сердцем…)
      - А зачем быть милосердным? Какая в этом корысть?
      - Может ли быть выгода от милосердия? Можно ли ждать оплаты за такой поступок?
Господь учит нас творить добро не напоказ, а тайно, чтобы не затаились внутри нашего сердца гордость и самолюбование. Поэтому все добрые дела мы творим ради Господа, во славу Его. И тем выполняем новозаветную заповедь о любви: «Возлюби ближнего своего как самого себя»…
      Помощь, за которую мы не требуем награды, т.е. без выгоды (корысти) называется бескорыстной.
       - Какое слово имеет значение такое же как бескорыстие? (благотворительность)
       - В чём это может проявляться? (в добрых поступках, любви к людям)
       Легко любить, быть милосердным по отношению к людям, любящим тебя. А как быть с теми, кто нас не любит? Как говорит Христос, любить нужно ближнего, а ближний – это каждый нуждающийся человек. Нельзя оставить без помощи никого, ни «своего», ни «чужого» человека.
- Скажите, если написать огромный плакат: «Будьте добрыми!» - все ли станут добрыми? (…) Как же научиться этому?(…)
1.Проявлять усердие в добрых делах.
2.Не ждать похвалы за сделанное доброе дело.
3.Не впускать в сердце высокомерие, гордыню.
4.Молиться не только о себе, но и о ближних.

Учитель: Я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу. “Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Действительно все в наших руках. От нашего выбора зависит быть добрым или же равнодушным, жестоким. Добро, сотворенное нами, явит чудо: кто-то улыбнется, вздохнет с облегчением, обретет надежду, веру или перестанет плакать… Как же это важно!

У человека есть два вида жизни – внешняя и внутренняя. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми. Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова: " Во внутреннем мире человека доброта - это солнце".
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.

Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно.

Добро помни, а             Пожнёшь
Что посеешь, то и         Зло забывай
За добро                        Добра не делает никому
Худо тому, кто               Добром плати
Доброе слово лечит      А злого не жалуют
Доброе слово                А злое калечит
Доброго чтут                Половина счастья

Ребята, а кто из вас может сказать, что он по-настоящему добрый человек?

Ответы учащихся.

Учитель: Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
Давайте порассуждаем.  Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас вокруг никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?

Ответы учащихся.

Учитель: К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего.
А мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Ответы учащихся.

Учитель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.
Послушайте одно "Сказание о милосердии".
Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть, добрый человек, подающий милостыню".

Учитель:
Мы с вами поговорили о многом и сейчас, мне хотелось бы, чтобы вы ответили мне на такой вопрос:
Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
Вот какие необходимые человеческие качества у нас получились: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость,   дружелюбие, честность…

Учитель:
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям! Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если мы несем в мир добро и любовь, то   получаем взамен гораздо больше.
Мир — это то, что у нас внутри, в сердце.
Радостно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами такими.

ПОМНИТЕ:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Не мстить, а прощать.
- Попробуй - и ты увидишь, какими теплыми, радостными станут твои отношения с людьми, какое удивительное чувство согреет твое сердце. Спешите делать добро! Ведь добро творит чудеса!
– Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все-таки их большинство.
Стань добрым волшебником,
Ну-ка попробуй,
Тут хитрости вовсе не нужно особой,
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.

Учитель: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час.  Я очень надеюсь, что многие пересмотрят свое отношение к окружающим и на нашей планете станет больше добрых людей.
Благодарю всех за работу.

Пудиновская Инна Николаевна  учитель биологии и химии и «Основ православной нравственности»

Кошелевской  базовой школы Новогрудского района