«Чудеса Иисуса Христа»

«Чудеса Иисуса Христа»

Новогрудская епархия

Тема: «Чудеса Иисуса Христа»

Слайд 1.

Цель: показать Божественную силу и помощь Христа, Его присутствие в жизни человека от библейских времен до наших дней.

Задачи:

а) обучения: познакомить с Евангельскими чудесами Христа и чудесами милости Божьей, происшедшими в наше время с нашими односельчанами;

б) развития: способствовать развитию аналитических умений;

в) воспитания: формировать образ Христа как пример и нравственный идеал жизни каждого христианина.

Оборудование: икона с частичкой мощей Святой Евфросинии Полоцкой, Евангелие, мультимедийная презентация, коробка со свечой, предметы для игры, рабочая тетрадь «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» под ред. Диакона Ильи Кокина.

Начинаем занятие с молитвы.
-Знаете, девочки,
 Знаете, мальчики,
 Как правильно следует
 Складывать пальчики?
 Три пальца - щепоткой,
 Два пальца - в ладошку,
 Смотрите, креститесь не понарошку!

Благоговейно становимся перед иконой, открываем молитвослов и начинаем разговор с Богом…  

Ход занятия:

1. Погружение в тему.

Я вам принесла коробку. Она плотно закрыта и пуста. Правильно ли сказать, что там ничего нет? Или там всё-таки что-то есть? (Предполагаемый ответ – темнота). В коробке темнота, но, если я туда поставлю зажжённую свечу, там будет свет. Значит, темнота - это отсутствие света?

2. Актуализация знаний.

Слайд 2.

На первых занятиях мы рассматривали картину Питера Брейгеля Старшего «Слепые». Вспомните, что здесь изображено? (Слепые люди, и поводырь у них слепой). Это состояние, которое они переживают, можно сравнить с темнотой в ящике? Они ведь тоже ничего не видят, они не знают, куда идти. В результате они упадут в яму. Так и мир жил в темноте. Пока Бог из любви ко всем нам не прислал Свет. Этим Светом стал Иисус Христос.

Слайд 3.

Вспомним картину художника Иванова «Явление Христа народу», мы ее уже рассматривали раньше (…..). Свет пришел в мир.

Тема нашего занятия «Чудеса Иисуса Христа».

Эпиграф: «…И зажегши свечу, не хранят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они   видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (МФ. 5, 15-16).

Слайд 4.

- Найдите это высказывание в Евангелии. Кто из евангелистов его написал? Кого ещё из евангелистов вы знаете?

3. Творческое задание.

Слайд 5.

А сейчас послушайте, пожалуйста, притчу и нарисуйте на песке её смысл. (Слушают притчу «Следы на песке», затем рисуют и объясняют свои рисунки).

Слайд 6.

(Демонстрируется карта «Жизнь и служение Иисуса Христа»).

4. Изучение нового материала. Стадия осмысления.

– Сейчас я приглашаю вас отправиться в Древнюю Галилею, а точнее -  в город Кана. Здесь и сотворил Господь Свое первое чудо.

– Но прежде, позвольте предложить вам попробовать сок. Все вы любите томатный сок? или кто-то любит другой напиток? (Ответы детей). Давайте все вместе пожелаем, чтобы этот сок превратился в чай или молоко, сотворим чудо. Ну что, получилось? Нет…

Слайд 7.

- А сейчас представьте, что мы находимся на свадьбе в Кане Галилейской. Женится Апостол, ученик Христа, Симон Кананит (что значит ревнитель). Гостей много, здесь не только мы, но и Христос с Богородицей.

Матерь Божия увидела, что гостям не хватает вина… А знаете, как стыдно хозяину, когда к вам приехали званые гости, вы готовились к их приему, а им чего-то не хватило. Богородица стала просить Сына, чтобы Он совершил чудо. Христос сказал Матери, что ещё не наступило его время, но все же не смог отказать ей. Обратите внимание: маме не смог отказать в просьбе - а мы ведь часто бываем непослушны и отказываем своим мамам. Мария знала любовь своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет им в беде. Христос сказал слугам, чтобы наполнили 6 водоносов (кувшинов) водой. И вода… превратилась в вино! Вот в такой простой маленькой беде помог Иисус Христос бедным людям и совершил своё первое чудо.

5.Эвристическая беседа.

– Скажите, а почему у нас чуда не получилось? (Обсуждение).

– Потому что чудеса Иисуса Христа - это необычные дела, которые обыкновенными силами человек сделать не может, а только особенной Божественной силой. Мы люди, а Он и Бог, и человек.

– А для чего ещё нужны были чудеса? (Чтобы люди, видевшие их, поверили во Христа).

Слайд 8.

– Ещё Христос накормил 5 хлебами 5 тысяч человек, повелел буре успокоиться, ходил по воде и не тонул.

Слайды 9-18.

- В Евангелии описываются случаи, как Иисус Христос исцелял больных людей. У вас когда-нибудь что-нибудь болело? Зуб, голова? Плохо больному человеку? Одно из таких чудес - исцеление слепорожденного.

Слайд 19.

6.Опытно-исследовательская деятельность.

 Сейчас мы завяжем вам глаза, и вы с завязанными глазами попытаетесь определять предметы.

- Вы почувствовали, как плохо не видеть? Но раньше вы видели эти предметы, они знакомы вам. А каково человеку, который от рождения не видел солнышка, травы, не видел лиц своих родителей?

Однажды Христос вышел из храма и увидел слепого. Ученики спросили Христа, почему он слепой и кто виноват в этом. Сам ли он сделал что-то и наказан? Или согрешали родители его? “ Нет,- сказал Христос.- Он слепой, чтобы все увидели дела Божьи.” Господь смешал землю со слюной, приложил к глазам несчастного – и тот тут же стал зрячим.

Слайд 20.

- Ещё одно исцеление. Перенесемся в город Капернаум.  Как-то в одном доме собралось очень много людей послушать Иисуса Христа. Народу пришло так много, что к дому было просто не подойти. В это время туда пришло еще четыре человека. Они принесли своего парализованного друга. Люди верили,что Христос поможет им, а ещё они очень любили своего друга и молились о нем. Но как войти в дом?

Слайд 21. Тогда друзья залезли на крышу, разобрали её и по верёвкам спустили несчастного прямо к ногам Христа.

- Как вы думаете, что сделал Христос? (Он исцелил больного, так как видел веру, любовь и молитву друзей).Это было близко Христу, ведь он тоже любит людей. И мы с вами должны запомнить, что по вере, любви и молитве Господь помогает людям.

Таких чудес в Евангелии описывается много. Христос даже мёртвых воскрешал. Да и само рождение Христа и Его Воскресение после смерти – это величайшее чудо.

Слайд 22.

- Взглянем на ваши рисунки на песке. Большой след - это след Христа. Для чего нам этот след? (Чтобы мы пошли за Ним).

- Скажите, а сегодня чудеса происходят? Или это было только в земной жизни Христа? А если бы у нас в деревне произошло такое чудо? Это возможно? Например, батюшка кого-то хоронит, а умерший воскрес?  К нам бы тут же приехали журналисты, телевидение. Это была бы сенсация.

7. Игротека.

Вот мы с вами и поиграем в телевидение. Предлагаю всем стать    участниками телепрограммы. У нас будут свои операторы и телеведущие. Итак, начинаем.

Слайд 23. (Видеозаставка программы “ Ностальгия”)

– О ком стихотворение? (О маме и об отношении к ней). Действительно, материнство – это ещё одно чудо. Чудо рождения человека. Но иногда Господь не даёт детей долго. Помните: Иоаким и Анна, Захарий и Елизавета?

– Наши корреспонденты получили задание редакции пройти по деревне и взять интервью. Посмотрим, что из этого получилось

Слайд 24. (Видеозаписи рассказов односельчан о Божьей помощи в их жизни).

Слайд 25.

- В студию приглашается гость, ученица 10 класса Артюх Надежда, которая расскажет, о чудесном исцелениии своего дедушки от онкологического заболевания.

– Вот такие чудеса происходят с людьми по их вере, молитве и любви. Ребята, вы меня сейчас хорошо слышите и видите? А сейчас? (отхожу дальше), а сейчас? (выхожу в коридор). Вот так и Христос. Он слышит нас, когда мы рядом с Ним. Он-то всегда с нами рядом. А вот мы отдаляемся от Него, совершая плохие поступки. Но есть Богоматерь, святые, которые всегда рядом с ним. И мы просим их, а они просят за нас Христа. И мы с вами слышали, как участники нашей телепрограммы молились и Божьей Матери, и преподобной Евфросинии Полоцкой о помощи - и получали ее.  По Милости Божьей, частичка мощей святой Евфросинии пребывает у нас в храме. Мы имеем возможность каждое воскресенье просить святую о милости и заступничестве. И сегодня в подарок вы получите иконки преподобной, которые батюшка принёс к нам на занятие, и сможете приложить их к частичке мощей.

8.Закрепление материала.

Слайд 26.

–    А сейчас я предлагаю поиграть в игру “Водоносы”. Вы отвечаете на вопросы и раскрашиваете водоносов. (Игра)

Слайд 27.

–    Мне тоже хотелось бы рассказать вам о чуде, которое произошло много лет назад у нас в деревне. Случился пожар, горел сарай в семье Шугля. Все вы знаете эту семью. Огонь вот-вот должен был переброситься на дом. Пожарные настаивали на том, что надо выносить вещи. Но хозяйка никого в дом не впустила, а зашла сама и скоро вышла с иконой Божией Матери.  Она обошла с ней дом - и ветер тотчас изменил своё направление. Дому больше ничего не угрожало. Я в то время была школьницей, но все время помнила об этом чуде, а когда выросла, узнала, что эта икона называеся Неопалимая Купина. Купина – это терновник. Посмотрите, как он выглядит.

Слайд 28. (Детям раздаются веточки терновника). Его листочки, привезенные одним паломником с горы Синай, вы можете подержать в руках.

– А теперь возьмите свои рисунки на песке. Обратите внимание на маленький след. Это след каждого из нас. Ведь мы тоже должны что-то оставить на земле после себя. И как же замечательно, если наш след будет идти рядом с Божьим!

Скажу вам больше: каждый из нас тоже может совершать маленькие чудеса, даря друг другу любовь и радость. Попробуйте проведать больного,   порадовать его – и он пойдёт на поправку. Улыбнитесь прохожему - и к нему придет хорошее настроение. Встречайте родителей с работы порядком в доме, сделанными уроками – и их усталость от рабочего дня как рукой снимет… Делайте эти маленькие посильные чудеса ради Господа, а не ради себя, потому что все мы должны стараться идти по Его следам. И тогда (вернёмся к эпиграфу)…будет светить наш свет перед людьми, и увидят они наши добрые дела и прославят Отца нашего небесного.

 И всё это будем мы делать с верой, любовью, молитвой.

9. Игровая рефлексия.

– Ребята, скажите, как вы думаете, есть ли смысл в наших занятиях? Есть ли польза ходить в храм? Ведь признайтесь, не всё понятно, о чём говорит батюшка? (Дети высказывают своё мнение). Но смысл в занятиях, несомненно есть. Давайте проверим. Берем чистые стаканы. Перелейте, пожалуйста, томатный сок из своих стаканов в эти, чистые, а затам - обратно. Осталось ли что-нибудь в стаканах? В стаканах – пусто, а вот на стенках и донышке остались следы сока. Так и наша душа на занятиях по капельке будет насыщаться Богом. Согласны? Ведь ничто не проходит бесследно.
Предлагаю вам допить сок и послушать добрую песню! (Видиоклип о доброте). Слайд 29.

Сураго Тамара Николаевна, учитель истории и “Основ православной культуры” Валевской школы Новогрудского района