"Традиционные семейные ценности: диалог поколений"

Международная общественная организация «Союз православных женщин»

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ: ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ 

(по материалам конференций, проведённых в г. Москва 24 июня и г. Алапаевск Свердловской области 16 июля 2015 года)

Организаторы конференций: Международная общественная организация «Союз православных женщин», Региональная общественная организация «Уральское землячество», Каменская епархия Русской Православной Церкви, Администрация г. Алапаевск Свердловской области, Союз женщин г. Алапаевск, Московский государственный областной университет.

Сборник подготовлен МОО «Союз православных женщин» на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».

© МОО «Союз православных женщин». 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ЖУКОВА Н.Б.

Традиционные семейные ценности: диалог поколений.................................3

РАЗДЕЛ I. ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский ВИКЕНТИЙ 

Укрепление традиционных семейных ценностей основа духовного возрождения общества.....................................................11

БАГДАСАРЯН В.Э.

Разрушение традиционных семейных ценностей как угроза российской государственности……............................................20

ВИНОГРАДОВ А.В.

Православные семейные традиции.................30

АСОНОВ Н.В.

Проблема реализации традиционных семейных ценностей в контексте сложившегося противостояния сил...........................................40

ОСИТИС А.П., протоиерей Сергий РЫБАКОВ

Кризис современной семьи и пути его преодоления....................................46

ПРОТАСОВ Е.Д.

Традиционные православные ценности и их влияние на семью….............54

ПИГАС С.А.

Реализация духовно-нравственного воспитания в учреждении образования.................................................57

КИРМАЧ Г.А.

Социально-психологические аспекты репродуктивного поведения в семье.........................................63

СКОРОХОДОВА Е.Д.

Традиционные семейные ценности: основа жизни на планете...................69

ЛЕВША М.П.

Традиционные духовные ценности – основа православной семьи.............74

ШИЛО А.

Любовь и человечность – наш пропуск в вечность......................................77

РОЗИНА О.В.

Нравственный идеал семьи как мировоззренческий выбор.........................79

ХЛОПКОВА Н.

Внутренняя жизнь епархиальных училищ Российской империи глазами воспитанниц...................................84

ЩЕННИКОВА-МИНИНА К.Ю.

Угрозы современной семьи.............................................................................90

ЧЕРНИКОВ В.В.

Трансформация семейных ценностей в новой социально-экономической и информационной среде России как предмет системного анализа.....................................................................93

РАЗДЕЛ II. ДИАЛОГ СЕМЬИ И ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КЛОЧКОВА С.И.

Культ семьи.....................................................................................................102

БОБЫНЦЕВ Р.И.

Традиционные ценности, как основа национальной идентичности.........107

БУКИНА Д.

Традиционные семейные ценности в современной России.......................110

СУРАГО Т.Н., РАЧКО В.

Семейные ценности: возвращение к истокам..............................................112

ЛЯСКОВСКАЯ Н.В.

Воспитание русского героя...........................................................................116

ФИТИНА Н.Т.

Формирование у детей-сирот представлений о семье в процессе внешкольных занятий.................................................................122

БУРЛАКОВА И.И.

К вопросу о семейном воспитании...............................................................128

ЦОЙ Д., АЗИЗОВА И.

Семейные ценности народов.........................................................................135

РАЗДЕЛ III. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ЛАЙКОВСКАЯ Е.Э.

О реализации Концепции государственной семейной политики до 2025 года в Свердловской области..........................................................147

КАНАХИНА Г.И.

Традиционная семья в центре социальной политики.................................154

ГОТКИС Л.Г.

Повышение престижа семьи в рамках работы женского парламента Свердловской области..............................................157

ТАЛЫШЕВА Л.П.

О духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения...........160

ФЁДОРОВА Т.П.

Миссионерская деятельность членов Союза православных женщин в районе..........................................165

МЕЛЬНИКОВА Т.П.

Проблемы формирования семейных ценностей у молодёжи....................168

ПАНКРАТОВА Т.С.

Уроки «Семейные ценности» в общеобразовательной школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта......................175

КРЫЛОВА С.В.

Образ мужа и отца в рассказе Станислава Вторушина «Ах, зачем эта ночь…».........................................180

ТРОШКИНА И.Н.

Состояние хакасской семьи в начале XXI века...........................................186

КОСОВА Л.И.

Формирование детско-родительских отношений в современной семье через куклу как неотъемлемую часть игровой народной культуры.......................188

ФИРСТОВА Е.В.

Традиционные ценности материнства и родительства в современном обществе.......................................................................195

 

ЖУКОВА Н.Б. Традиционные семейные ценности: диалог поколений.

Международная общественная организация «Союз православных женщин» на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации», организовала и провела три межрегиональные научно-практические конференции: 28 мая в г. Костроме «Семья в России: вчера, сегодня, завтра», 24 июня  - Московском государственном областном университете – «Традиционные семейные ценности: диалог поколений», 16 июля в г. Алапаевске Свердловской области – «Традиционная российская семья и современный мир».

Участники конференции – представители различных образовательных учреждений, научных, педагогических, родительских и религиозных сообществ России, Республики Беларусь, Луганской Народной Республики, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Новосибирской, Оренбургской, Свердловской, Смоленской, Тульской областей РФ, г. Москвы – провели разностороннее обсуждение проблем, связанных с современным состоянием важнейшего социального института – семьи и перспективами дальнейшего её развития, выработали предложения для исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

В ходе обсуждения участники конференции пришли к обобщающим выводам.

Россия больше тысячи лет прожила в условиях доминирующей роли православных ценностей в социальной структуре общества. Именно они сформировали традиционную семью как добровольный, построенный на принципах любви, веры, верности, взаимоуважения и взаимопомощи неразрушимый союз мужчины и женщины, вступивших в законные отношения с целью создания общего дома, рождения и воспитания детей. Кризис семейных отношений – это результат переживаемой в настоящее время антропологической катастрофы, причины которой носят мировоззренческий характер и отражают общемировое культурно-цивилизационное противостояние.

В современном мире заметный политический вес получили общественные субъекты, которые отказывают традиционным духовно-нравственным ценностям в универсальности и выдвигают идею освобождения от них как вектор прогрессивного развития человечества. Тема семьи, её традиций имеет объединяющий характер в диалоге культур различных стран и народов. Международное и межэтническое обсуждение проблем семьи способствует осознанию в обществе роли традиционной семьи как ключевого фактора формирования духовно-нравственных основ развития личности и определению путей и способов укрепления и развития семьи и семейных ценностей.

В современной России, Республике Беларусь, Луганской Народной Республике семья, как единый духовный организм, подвергается массированному давлению со стороны практически всех важнейших подсистем общества – культурно-массовой, информационной, экономической, политической, здравоохранительной, образовательной. По этой причине семья неуклонно снижает свой потенциал в передаче компетенций семейной жизни непосредственно от родителей и старших поколений к детям и младшим членам семьи.

Разрушение традиционных связей родителей с детьми, принижение значимости отцовства и материнства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению членов семьи. Перспектива введения ювенальной юстиции на концептуальной основе не ограниченного этикой гедонистического потребительства предполагает полное разрушение семейных связей, шантаж родителей, развращение детей, вседозволенность, которую взрослые не могут пресечь, опасаясь судебного преследования со стороны своих детей.

Кризис мировоззренческих представлений о семье, ценностях  семейных отношений выражается также и в том, что происходит размывание и постепенная утрата образовательного и воспитательного потенциала института семьи, что в свою очередь свидетельствует ещё об одной очень важной стороне кризиса этого института. В практическом плане это приводит к тому, что молодые люди, покидая родительскую семью даже с самыми благими намерениями жить самостоятельно и образовать собственные семьи, оказываются ощутимо некомпетентными в этой области, начиная с духовных сторон организации жизнедеятельности семьи и заканчивая сугубо материальными сторонами. 

Участники конференций однозначно считают, что государственная политика в поддержку семьи должна учитывать роль школьной подготовки в деле преодоления кризиса ценностей, представлений и институтов в области семейных отношений своих граждан. Но, к сожалению, современная школа не ставит во главу угла задачу включения ученика как личности в традиции собственного народа. Об этом говорили педагоги школ – участники конференций.

Сегодня важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к институту семьи, высоким духовно-нравственным семейным ценностям. Без широкого внедрения в систему среднего образования курса «Нравственные основы семейной жизни» достижение этой цели представляется невозможным.

Заслушав практику разработки и реализации мер по сохранению традиционной семьи в Республике Беларусь, в том числе с помощью образовательно-воспитательной системы школы, участники Московской  конференции отметили, что семейные ценности в ней лучше сохранены, чем в России, и имеют большую устойчивость к негативным вызовам современности. В связи с этим опыт Белоруссии по формированию государственной политики поддержки традиционных семейных ценностей представляет исключительную ценность для выработки мер по сохранению и развитию семейных ценностей в Российской Федерации. 

Участники конференций считают, что только гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие. Только через созидание новой, обновленной в соответствии с заповедями Христовыми жизни, на основе милосердия, справедливости, уважения и бережного отношения к институту семьи и брака, возможно возрождение России.

Разные по возрасту участники конференций были едины во мнении, что кризис традиционной семьи проявляется в росте разводов, абортов, одиноких семей, смене половой идентичности, низкой рождаемости, которая не воспроизводит поколения, в разрушении традиционных ценностных систем, основанных на идеалах взаимной ответственности людей, сострадании и милосердии, и заменой их установкой на неограниченное потребительство. Семья не справляется с передачей ценностей новым поколениям, формированием взрослого и ответственного человека, не передает культуру семейного строительства и ответственного родительства.

Причина кризиса семейных ценностей в России носит мировоззренческий характер и коренится в отказе от тысячелетних духовных основ цивилизационного развития, имеющего своим истоком традицию православия. В обществе принимаются ценности ничем не ограниченного индивидуального потребительства, которые заявляются как общечеловеческие. Трансляторами этих ценностей являются политические субъекты западной цивилизации, чуждые российской цивилизационной модели. К сожалению, агенты трансляции этих ценностей в Россию присутствуют практически во всех важнейших институтах общества – СМИ, образовании, здравоохранении, культуре.

Искажение образа человека, заявление о разрушении семьи как о глобальной тенденции развития человечества, принятие идей произвольной гендерной идентичности, ограничение прав семьи на воспитание детей и определения ценностных основ воспитания являются угрозами безопасности стабильности общества и государственности.

Вместе с тем участники конференций констатировали, что облик традиционной семьи, её ценности: верность, взаимопомощь, взаимная ответственность поколений – привлекательны для значительного большинства подрастающего поколения России, которые считают, что семья – основополагающая человеческая общность, опора личностного бытия человека от начала и до конца его жизни. Истоком традиционной российской семьи является православная духовность, семья рассматривается как Божественное творение. Бог сотворил человека как мужчину и женщину и в таинстве венчания соединил их в одну плоть. Он сделал всех членов семьи соучастниками общего спасения. 

В настоящее время Русская Православная Церковь оказывает глубокое положительное влияние на сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, становление мировоззрения соотечественников в России и за рубежом на основе традиционной православной духовности. Деятельность приходов, благочиний, епархий Русской Православной Церкви оказывает серьезную помощь в деле восстановления традиционной семьи через организацию духовного просвещения и деятельности в среде молодежи, детей, социально незащищенных групп, предлагая семейные и молодежные программы.

Участники конференций признали необходимость социальной поддержки традиционной семьи, которая включает три поколения, воспитания уважения к старости, стремления и готовности к поддержке и опеке престарелых родителей, распространение социальных технологий, которые позволят семье взять на себя заботу о старости и справиться с этим. Сегодня  сформирован общественный запрос на широкую социальную и образовательную поддержку культуры семейного строительства и ответственного родительства. К сожалению, этот запрос в большей степени осваивается в логике коммерческих образовательных услуг, что зачастую приводит к углублению семейного кризиса, так как претенденты на профессиональное владение знаниями в сфере психологии семейных отношений или возрастных проблем стремятся не к поддержке семьи, а к вторжению в нее. Это приводит к подмене такими услугами неотъемлемых прав и привилегий семьи на воспитание детей, что искажает смысл, цели и результаты семейного воспитания.

Участники конференций выразили озабоченность распространением ювенальных технологий, построенных на концептуальных и ценностных основаниях, разрушительных для традиционной семьи, о распространении в СМИ произвола в формировании половой идентичности новых поколений. В образовании отсутствует продуманная политика, направленная на формирование привлекательного облика традиционной половой идентичности. От участников конференции поступили предложения о введении нравственной цензуры в СМИ.

Проведенные конференции позволили ознакомиться с опытом работы государственных органов, общественных организаций и Русской Православной Церкви по реализации Концепции семейной политики в г.г. Алапаевск, Екатеринбург, Кострома, Москва, Новосибирск, Оренбург, Республике Беларусь, Луганской Народной Республике.

На основании полученных материалов Международная общественная организация «Союз православных женщин» подготовила предложения для Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (председатель Мизулина Е.Б.), Министерств образования и науки, культуры РФ:

1. Внести изменения в терминологию законодательства Российской Федерации с целью закрепления  понятия «семья» только за традиционной семьей, определив это понятие как союз мужчины и женщины, созданный на основе любви и уважении с целью взаимной поддержки, рождения и воспитания детей.

2. Признать необходимость выстраивания отечественного образования на основе антропологических аксиом, определяющих высшей ценностью человеческой жизни личностное бытие, достигаемое через исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Такой подход в образовании открывает перспективы развития православно-ориентированной педагогики, традиционной для российской цивилизации.

Лучшие черты русского народа, образующего державную основу российской истории и государственности, рождены православием, а потому сближение религиозного и светского образования должно стать одной из важных задач отечественной школы.

3. Ввести в школах России в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» базовый курс по семье, построенный на традиционных ценностях, взяв  в качестве основы такого курса «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы», разработанные Дмитрием Моисеевым, кандидатом биологических наук, и Ниной Крыгиной, кандидатом психологических наук.

Изучение детьми традиционной семьи и ее ценностей рассматривать в качестве обязательного элемента этнической и культурной самоидентификации русских, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребенка.

4. Признать необходимость разработки программ подготовки педагогов на православной духовно-ценностной основе, что предполагает необходимость включения богословского знания (теология по конфессиональному профилю «Православие») и соответствующих психологопедагогических компетенций в контексте подготовки учителя как носителя традиционной духовности.

5. Решительно пересмотреть практику организации воспитания в школах, при которой органы управления ориентируют воспитателей на решение задач предупреждения нарушений с использованием методов, концентрирующих внимание учащихся на конкретных пороках (профилактика наркомании, табакокурения, коррупции, правонарушений и т.д.). Вместо этого развивать образовательные стратегии, направленные на воспитание добродетелей, проводить систематическую работу по освоению традиционных ценностей, центральное место среди которых должны занять ценности любви к ближнему как основы семейного строительства и ответственного служения Отечеству.

6. Придать семейной политике статус самостоятельного направления государственной политики.

7. Самым решительным образом противостоять тем инициативам в области семейной политики, которые продвигают в России прозападные некоммерческие организации (НКО) и ряд чиновников, способствовавших в последнее десятилетие внедрению в нашей стране так называемой ювенальной юстиции и ювенальных технологий.

Осудить ювенальные технологии, разработанные на концептуальной основе противопоставления прав индивидуума и права семьи, разрушительных для традиционной семьи, и остановить их продвижение.

Приступить к разработке социальных технологий поддержки отцовства, материнства и детства в кризисных ситуациях, основанных на идеях ценности родительства и приоритетных прав традиционной семьи, материнства и детства.

8. Рассматривать Русскую Православную Церковь как приоритетного участника в программах социального сотрудничества различных общественных субъектов при формировании и реализации государственных программ поддержки семьи.

Поддержать предложения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, высказанные в Государственной Думе ФС РФ в январе 2015 года, об изъятии абортов из системы обязательного медицинского страхования.

9. Проводить экспертизу мировоззренческих, идеологических, концептуальных оснований социальных и образовательных проектов, программ и технологий, адресованных семье и воспитанию с целью оказания содействия тем, которые поддерживают семью, и отсечение тех, которые нарушают право семьи.

10. Одобрить и поддержать опыт Правительства Свердловской области по реализации «Концепции государственной семейной политики до 2025 года», опыт работы Алапаевского Союза женщин по подготовке подростков-сирот к семейной жизни по программе «Дом, где я – хозяйка», совместную работу детского отделения городской соматической больницы и родителей детей с заболеванием ДЦП по созданию Группы дневного пребывания под руководством врачей РОО «Уральское землячество» и специалистов Марфо-Мариинской обители милосердия и лично настоятельницы инокини Елисаветы (Поздняковой).

11. Поддержать ходатайство РОО «Уральское землячество» перед Министерством культуры Свердловской области по созданию мемориального музея великой княгини Елизаветы Федоровны в помещении Напольной школы МО «г. Алапаевск». 

От имени МОО «Союз православных женщин» и РОО «Уральское землячество» ходатайствовать перед Министерством культуры РФ о включении Напольной школы в число объектов культурного наследия, имеющих мировое значение.

Просить Правительство Свердловской области отразить в средствах массовой информации 100-летний юбилей Напольной школы (сентябрь 2015 года) как событие всемирного исторического значения. 

Доклады и выступления участников конференций, опубликованные в данном сборнике, позволят получить читателям более полное представление о значимости поднятых проблем, а опыт лучших регионов взять на вооружение в своей практической работе.

Сопредседатель Правления МОО «Союз православных женщин» Жукова Н.Б.

РАЗДЕЛ I. 

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский ВИКЕНТИЙ, глава Среднеазиатского митрополичьего округа

УКРЕПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ – ОСНОВА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА

В 2013 году мы торжественно отмечали 1025-летие первого Крещения Руси, а в 2015 году в России, и не только в ней, будет широко отмечаться 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. 

С 2010 года этот праздник вышел и на государственный уровень, подобно Дню славянской письменности и культуры (в православном календаре – День памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия). Указом президента в День памяти равноапостольного князя Владимира установлен новый российский праздник – День Крещения Руси, который празднуется всенародно.

Более 1000 лет назад у берегов Днепра произошло событие, изменившее для нас весь ход истории. Равноапостольный князь был не только просветителем и крестителем, он был любящим отцом для своего народа, подвигнувшим его державной рукой на путь в Царствие Небесное. Святому равноапостольному князю Владимиру мы обязаны духовным рождением нашего народа. Не по плоти, а по духу – Бог через него призвал народ наш из тьмы к свету, ко Христу.

Нет сомнений в том, что историческая роль князя Владимира совершенно уникальна. И все, что мы имеем: сокровище веры, духовную культуру нашего народа и всю последующую историю, освященную Церковью, – мы бы не имели, если бы Господь не воздвиг этого святого, который взял на себя крест, сделав исторический выбор и совершив настоящий поворот.

Россия почти тысячу лет прожила в условиях главенства православных ценностей. И именно эти ценности сформировали традиционную семью как добровольный, построенный на принципах взаимоуважения и взаимопомощи союз мужчины и женщины, вступивших в законные отношения с целью совместного проживания, рождения и воспитания детей.

В настоящее время происходит размывание самого понятия семья. Западные образцы «семейного счастья» дают нам образчики псевдосемейных отношений. Нас пытаются убедить, что имеют право на жизнь и нетрадиционные семьи. Страшно говорить и думать, что сегодня во многих странах эти отклонения от нормы закреплены на законодательном уровне и имеют прямую поддержку государства. В этой связи государственным и общественным деятелям в России надо внимательно следить за всеми предложениями и изменениями в законодательстве. Особенно, если эти инициативы исходят из международных норм. Россия, несмотря на множество проблем в последние годы, все-таки смогла отстоять свое право на традиционную семью. Что-то поменялось в умах людей и, конечно же, это не может не радовать. Возрождение традиционных ценностей, в т.ч. и семейных, их продвижение во всех сферах жизни является одной из важнейших задач духовного становления  нашего общества. 

Президент РФ В.В.Путин, говоря о будущем, о стратегии и ценностях, ценностной основе развития нашей страны, о том, как глобальные процессы будут влиять на нашу национальную идентичность, сформулировал идею национального развития России, указав именно то направление, тот ориентир, который ждала вся православная общественность. «Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать», - отметил лидер нашей страны. 

Именно на отстаивание этих ценностей, в том числе и семейных, направлены  деятельность Русской Православной Церкви, выступления государственных и общественных деятелей с трибун различных форумов, в т.ч. и международных. Конечно, многим это не нравится, с Россией ведется теперь уже открытая борьба. Россия как миротворец, как сторонница и хранительница своих и не только своих национальных ценностей, национального суверенитета и независимости раздражает сторонников однополярного мира, стремящихся не допустить укрепления и процветания нашей страны. Но Господь помогает и России, и ее верным чадам. Наша конференция, это тоже заявление о необходимости сохранения традиционных ценностей, заявление о всесторонней поддержке нравственно и духовно здоровых и желательно многодетных семей. Только гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущее всего общества, где берёт начало общественное благополучие. Только через созидание новой, обновленной в соответствии с заповедями Христовыми, жизни, на основе милосердия, справедливости, уважения и бережного отношения к институту семьи и брака, возможно возрождение России. 

И мы видим, что успехи в этом направлении, безусловно, есть. Отрадно, что семей, живущих взаимной любовью и поддержкой, становится у нас все больше и больше. Конечно же, это связано, прежде всего, с тем, что государство много делает для поддержки семьи и семейной политики в целом, значительные средства выделяются на реализацию различных программ по семье, много в этом направлении осуществляется мероприятий, которые Церковь и государство проводят вместе. 

Важно поддерживать эти программы и усилия государства,  направленные на сохранение и развитие традиционных ценностей семьи и брака, которыми всегда была крепка Россия. Об этом хорошо сказал Президент В.В.Путин: «Что ещё может быть большим свидетельством морального кризиса человеческого социума, как не утрата способности к самовоспроизводству. А сегодня практически все развитые страны уже не могут воспроизводить себя, причём даже с помощью миграции». Отрадно отметить, что и у государства, и у Русской Православной Церкви одинаковый подход к пониманию традиционной семьи и семейных ценностей, а также путей их возрождения и укрепления.

Однако работы в этом направлении ещё очень и очень много. Кризис, происходящий в современных условиях общественных трансформаций России и затронувший семейно-брачные отношения, выразился в деформации семейных ценностей у большинства населения. Кризис также выразился в изменении самой семьи и отказом от единой модели семьи для всех групп населения. И это очень серьёзные изменения, произошедшие в сознании людей, особенно в сознании молодого поколения.

Необходимо признать, что сегодня семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для многих молодых людей. Построение семьи перестало рассматриваться как главная задача каждого человека, как причина, вдохновляющая его к труду, осмыслению и полному изменению своей жизни. Семья стала какой-то не интересной, повседневной рутиной. Социальные катастрофы привели к такой ситуации, когда даже в существующих семьях утрачены основные навыки совместной жизни. Разрушение традиционных связей родителей с детьми, принижение значимости материнства и отцовства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению. А попытка введения ювенальной юстиции предполагает полное разрушение семейных связей, шантаж родителей, развращение детей, вседозволенность, которую взрослые не могут пресечь, опасаясь судебного преследования со стороны своих чад.

В августе 2014 года Правительством РФ была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. К числу приоритетов государственной семейной политики на современном этапе Концепция относит «утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании». Среди заявленных задач государственной семейной политики – разработка дополнительных образовательных программ, реализуемых с целью «подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, старшему поколению, репродуктивному здоровью и поведению». 

В связи с этим становится актуальным широкое обсуждение путей объединения усилий общества, государства, религиозных общин, направленных на разработку и реализацию подобных программ, возможностей осуществления других форм плодотворного сотрудничества в сфере подготовки молодёжи к созданию семьи на основе традиционных семейных и нравственных ценностей. 

Необходимо самым тщательным образом отслеживать характер многих положений документов о семье, размытость формулировок в них, которые можно трактовать как в пользу семьи, так и ПРОТИВ! Так, например, очень осторожно нужно подходить к такому расплывчатому и неопределенному термину как «гуманистические ценности», особенно с учетом того, что на практике он нередко противопоставляется ценностям религиозным. Крайне странен критерий «равноправности отношений между… родителями и детьми». Разумеется, у каждого гражданина одни и те же базовые права, но внутри семейной жизни родители и дети вовсе не «равноправны» и, более того, модель «равенства» детей и родителей неблагоприятна для нормального развития ребёнка. Это своеобразные игры в демократию: когда на семейном совете решается вопрос, на что потратить зарплату, ребёнок настаивает на покупке игрушек и конфет, вместо еды и тёплой одежды на зиму. А когда ему отказывают, бежит жаловаться на ущемление законных прав и интересов. Критерий «родительской компетентности» также вызывает много вопросов. По сути, не существует и не может существовать объективных методов оценки такой компетентности.

Мягко говоря, странно выглядит предложение сторонников ювенальных технологий уменьшить число абортов за счет «разработки и внедрения информационно-образовательных программ для специалистов и населения, особенно подростков и молодежи». Эту формулировку можно истолковать только как указание на введение т.н. «сексуального образования» детей и молодёжи, когда, под предлогом профилактики абортов, детей обучают т.н. «безопасному сексу» и т.п., что противоречит нравственным ценностям, убеждениям, в том числе и религиозным взглядам многих российских семей. Русская Православная Церковь однозначно считает, что образование детей должно быть ориентировано на нравственное поведение и воздержание от преждевременной сексуальной жизни, и выступает против подобных программ. 

Я достаточно подробно остановился на примерах казалось бы невинных формулировок, которые активно пытаются протащить в судьбоносные законодательные акты противники целостности и процветания России, для того, чтобы все мы понимали, что Святая Русь всегда находилась и сейчас находится в непримиримой борьбе со Злом, стремящимся уничтожить Православие и его святую обитель – Россию. 

Чтобы разрушить и разорить страну достаточно лишить народ его опоры, разорить и осквернить его верования, традиции и святыни, т.е. уничтожить его культурные традиции, подорвать его устои. И этот процесс происходит на наших глазах. Только понимание истинной картины событий позволяет по-новому взглянуть на окружающую нас действительность, понять и признать ответственность каждого за судьбу нашей страны и наших детей. Позволю себе ещё раз повторить, что единственный прямой путь к сохранению нашего народа – это созидание крепкой семьи, духовно-нравственное воспитание и образование, возвращение к историческим корням, к подлинной культуре. 

Ярким примером христианской семьи является семья царственных страстотерпцев. В радости и в горе, в благополучии и в гонениях святые царственные страстотерпцы всей душой болели о России, о тяготах и проблемах Отечества. Именно в таких семьях сегодня наш народ может и должен черпать силу. Физически здоровая и духовно крепкая семья – основа полноценного общества. 

Какой будет Россия, во многом зависит от того, какими мы воспитаем наших детей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал: «Пройдет не так много лет, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние студенты и школьники. Какие внутренние принципы будут диктовать их поступки? Чем они будут руководствоваться при принятии важных решений? Ответы на эти вопросы волнуют многих, ведь от них зависит наше завтра». Святейший Патриарх обращает внимание на то, что сегодня необычайно важное звучание приобретает тема помощи молодежи в ее поисках высшей справедливости, собственного «я» и вечных, непреходящих идеалов жизни.

Несмотря на кризисные явления, старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодёжь – это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в нашей стране уже через несколько лет. К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки.

В наши дни в разных городах и регионах страны проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодёжи. Обобщая данные этих исследований, можно сделать вывод, что семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Позитивным следует считать наличие у различных категорий молодого поколения ориентации на семейный образ жизни. Мотивами вступления в брак остаются базовые супружеские ценности – любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком.

Высокий рейтинг имеют у молодых и материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия. Нравственные и моральные ценности почти не входят в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей, прежде всего, с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.

Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой совокупность из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества. И какова она будет, во многом зависит от воспитания в семье и школьного образования. 

Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Это целенаправленный процесс, направленный на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодёжи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодёжных организациях и трудовых коллективах. Особенно важно формирование общественного мнения в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.

Для современной молодежи необходим курс по семье, который был еще в советской школе. К счастью, можно сказать, что сегодня такой курс разработан – это «Нравственные основы семейной жизни» для 10-11 классов». Учебники и методическое обеспечение к ним есть. 

Учебные пособия получили высокую оценку у широкой научной и педагогической общественности: им был присвоен гриф «Допущено» Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви, их авторы стали победителями Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Основной миссией этого курса является подготовка молодых людей к созданию крепкой и гармоничной семьи. В рамках осуществления этой миссии решаются задачи предотвращения пробных браков, распада семьи, абортов, отказа родителей от воспитания собственных детей, нарушения иерархии семейных отношений и многие другие.

Разработка учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» - это яркий пример соработничества государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, т.к. осуществлялась на основе объединения усилий светских ученых и богословов, занимающихся решением проблем в области воспитания и представляющих различные регионы нашей страны (Белгород, Ульяновск, Самара, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург). Дело остается за малым: Министерство образования и науки РФ должно проявить добрую волю и включить этот курс в список учебных пособий, допущенных к использованию в школе. Тем более, что экспериментальная апробация его в более 60 регионах страны показала, что этот предмет востребован всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогами и родителями.

Только в школе и в семье закладывается тот прочный фундамент нашего национального кода, который, веками питаясь благодатью Православия, спасает наше общество от духовного разложения и деградации. Поэтому ради духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходимо объединить усилия государства, Церкви и общества. Забота о будущем нашей Родины – это главная задача соработничества Церкви и государства. Если мы самоотверженно приступим к этому деланию, Бог не оставит нас. Он даст России новое возрождение и умножит ее народ, если этот народ снова, как и многие века, станет народом Божиим – хранителем Православия. 

Чтобы не погибла Россия, все мы, чада Русской Православной Церкви, помня святого равноапостольного князя Владимира, должны предпринять подвиг духовного преображения, вернуть в жизнь народа православное мировоззрение, обращая основное внимание на воспитание молодого поколения. Я думаю, Отчизне будет лучше, если все российские дети станут воспитываться и жить по заветам святого князя Владимира.

Да и вообще князь всем нам важен тем, что он поменялся. Из варвара-язычника, из жестокого воина-убийцы, из владельца целого «гарема» он превратился в того, кого народ с любовью именовал «Красным солнышком». Чудо подобного превращения, происходящее в нас, в нашей душе, в нашей жизни – лучшая дань памяти святому правителю древней Руси...

Мы ведь сплошь и рядом не меняемся. Исповедуемся, порой, со слезами на глазах, но любим себя с грехами вместе, и оттого ничего не меняем в жизни. Владимир же изменился! Князь Владимир был от этих идеалов одно время весьма далек, но любовь к правде и красоте, решимость покориться Истине помогли ему совершенно преобразить свою жизнь, и он не посчитал, что это уже поздновато делать, и не оглянулся на то, что скажут его дружинники, другие князья.

Прежде всего, надо начать с себя. Неплохо бы нам помнить слова князя: «Кто друг мне, тот крестись». Только будем помнить еще, что крещением мы называем не только трёхкратное погружение в купель, но и приобщение ко Христу, добрую жизнь в согласии с Ним, какой бы скорбной, трудной и мучительной порой она ни была в этом мире, лежащем во зле. Пока не будет настоящей веры у людей, веры, преобразующей, прежде всего, собственную жизнь, говорить о Святой Руси невозможно. 

В ХХI веке мы должны с верой, надеждой и любовью смотреть в будущее, дабы «Господь благословил люди своя миром», чтобы добрые семена приносили свои плоды и Россия, возрождаясь, становилась вновь духовно сильным и экономически богатым государством, а образ князя Владимира и память его стали дополнительным объединяющим началом в нашем обществе.

Призываю Божие благословение на Вас.

скачать весь сборник в Word

Наверх