«Молодежь – движущая духовная сила общества»

«Молодежь – движущая духовная сила общества»

Добрый день, дорогие ребята! Перед тем, как начать разговор на объявленную сегодня тему, давайте обратимся к тому, какое определение дано самому слову «молодежь». Ведь зачастую мы привыкли к многим словам нашего языка, и не обращаем внимания на то, какое именно значение несет то или иное слово.

Молодёжь  — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 годами и даже позже. В нашей стране принято называть молодежью кого? (Ответы детей). Молодые граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года.

Хотелось бы отметить, что эта тема выбрана не случайна в эти февральские дни, а вот почему сейчас вы поймете. На сороковой день после Рождества, 15 февраля, Православная Церковь отмечает Сретение Господне. Это двунадесятый праздник, то есть один из двенадцати самых главных после Пасхи. Перевести его название можно как «встреча». Кто же с кем встретился в этот день?

Задолго ещё до Рождества Христова один из толкователей-переводчиков Священного Писания увидев пророчество о том, что Дева, не знавшая мужа, родит, решил, что такого быть не может, захотел исправить эту «ошибку» и написать «жена». Но сделать этого не смог, а явившийся ему ангел сообщил, что теперь этот ученый муж не умрет, пока своими глазами не увидит родившегося Младенца. Шли годы, он смиренно ждал, и вот по промыслу Божьему пришёл в Иерусалимский храм в тот день, когда, следуя традиции, Богоматерь и Иосиф, принесли туда Иисуса, чтобы посвятить Его Господу. Считается, что ждать этой встречи засомневавшемуся толкователю пришлось около 300 лет.

Звали этого святого Симеон, и слова, произнесённые им при встрече со Христом, множество раз повторял каждый верующий. Песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...» входит в состав вечернего богослужения и благодарственных молитв после причастия. Благословляя Младенца и Его Матерь, старец говорил о спасении всех людей, а также предсказал события и страдания, которые будут ему предшествовать.

Праздник Сретения отмечали ещё в IV веке – на это указывают сохранившиеся проповеди святых Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других великих святых. А особо почитаться это день стал, когда в VI веке в Византии после торжественного церковного празднования закончилась тяжелейшая эпидемия.

Почему же для современных верующих важно событие, произошедшее две тысячи лет назад в Иерусалимском храме? Старец Симеон и праведная Анна показали всем христианам пример, как с глубокой верой и чистыми помыслами нужно стремиться к встрече с Христом. Господь пришёл ко всем и каждому, и каждый раз, когда человек искренне, от самого сердца обращается к Нему, эта встреча происходит.

Пути к Господу у всех свои, разные, но хорошо, когда человек идет за Богом с юности, с ранних лет воспитывая свою душу. Поэтому праздник Сретения во всем мире стал также Днем православной молодежи. И вот накануне это праздника мы говорим с вами, молодежью, о том, в чем ваша сила, кем и какие ожидания на вас возложены. Подумаем над вопросом, кто несет ответственность за воспитание нашего молодого поколения.

Молодые люди – это опора и будущее любой страны. Знают ли они об этом? Думаю, да. Человек, вступивший на путь взросления, всегда сталкивается с вопросом самоопределения. Думаю, такой вопрос встает уже и перед вами: какое выбрать учебное заведение, определиться с профессией своего будущего? И другое. Молодой человек пытается найти себя и свою стезю. Исходя из этого, с течением времени он понимает, какую пользу он сможет принести этому миру: врач, педагог, ученый. Какую бы профессию ни выбрал человек, всегда есть место пользе. В идеальном варианте каждый человек должен ставить своей целью улучшение страны, в которой живет, и помощь людям. Часто можно столкнуться с тем, что старшее поколение в большинстве своем - консерваторы. Люди не хотят менять ни техническое оснащение, ни свои взгляды. Молодежь же воспринимает перемены как что-то естественное и очень логичное. Школьники, студенты и выпускники вуза с удовольствием получают новые знания и спешат применить их на практике.

Молодежь стремится привнести в мир что-то новое, что-то изобрести или что-то улучшить. Поэтому развитие и изменения устоявшихся стандартов тоже возлагаются на молодежь.

Что же еще ждет общество от подрастающего поколения? Сохранение традиций и ценностей, которые на протяжении веков формировали предки. Можете ли вы привести примеры?

В первую очередь подумалось сразу о сохранении памяти Великой Отечественной Войны, многих важных исторических моментов, святынь нашей страны. Общество ждет от молодого поколения немало. Но что из всех многочисленных ожиданий можно поставить на первое место?

Главнейшей целью, достижение которой возложено на молодежь является, наверное, сохранение общечеловеческих ценностей. Давайте попробуем отметить некоторые из них:

•    Человечность. В век автоматизированной техники люди должны сохранить то, что их отличает от машин. Человек должен оставаться чутким, душевным и понимающим.

•    Воспитанность, проявление уважения. Молодежь должна помогать людям старшего поколения и приходить на помощь друг другу. В последнее время забываются даже элементарные нормы воспитанности. Молодые люди не всегда уступают место в транспорте пожилым, а парни редко открывают двери перед девушками и женщинами.

•    Трудолюбие. В наши дни труд стал чем-то постыдным. Молодежь хочет зарабатывать деньги, не прилагая никаких усилий. В чести бизнесмены и предприниматели. Люди, которые раньше назывались спекулянтами, сегодня становятся образцами для подражания. Если молодой человек идет в инженеры, его друзья могут посмотреть на своего знакомого искоса. По мнению большинства, неразумно тратить большую часть своей жизни на изобретение чего-то несуществующего. Такая профессия сегодня не принесет призвания и не сулит больших гонораров. И это печально.

•    Честность. Кажется странным, но откровенность между людьми умирает. Сегодня молодежь хочет казаться лучше, чем она есть на самом деле. Человек не пытается как-то вырасти, но он пытается бросить пыль в глаза. Социальные сети пропагандируют скрытность. Люди вроде и живут открыто, но эта жизнь не настоящая, а показная.

•    Доброта. Такое простое и понятное всем качество кажется чуть ли не отталкивающим. Если один человек предложит другому помощь, в этом действии будет искаться подвох. Сложно представить, что в наше время можно получить бесплатную помощь, которая будет идти от чистого сердца.

Это лишь некоторые ценности, которые обязательно должны присутствовать в сердце и душе каждого молодого человека. Уже сейчас, находясь в школе, вы проходите непростой процесс взросления, осознания, принятия многих сторон жизни, учитесь терпению, любви, мудрости.

С древнейших времен считалось, что задача образования — не только в том, чтобы готовить хороших специалистов. Но скорее  в том, чтобы воспитывать хороших людей. Преподавать знания и навыки, не заложив нравственных, ценностных оснований личности, — значит пытаться строить здание без фундамента. Поэтому школа, как ровно и семья, должна быть в первую очередь местом нравственного воспитания.

Да, важно, чтобы дети знали теорему Пифагора, периодическую систему Менделеева и законы Ньютона. Но еще важнее научить их отличать добро от зла, правду от лжи. Страшные, непоправимые ошибки, которые ломают человеческие судьбы, происходят в жизни молодых не от незнания законов природы, а от незнания нравственного закона. И школа, давая знания, призвана научить правильно распоряжаться этими знаниями, правильно строить свою жизнь и свои отношения с ближними. Для того, чтобы в будущем мы оставались настоящими людьми.

Человеческие ценности - честность, добросовестность, осознание своей ответственности перед обществом - не могут возникнуть на пустом месте. Это долгий процесс, который требует понимания неразрывной связи с другими людьми, принадлежности к своей Родине, к ее истории, культуре, святыням.

 Конечно, ключевая роль здесь принадлежит семье. Ведь семья — главный источник духовного развития ребенка, его нравственного воспитания. И основная забота, обязанность родителей — делать все, чтобы духовный мир детей, их жизнь была богатой и разнообразной. Собственно, ради этого и создаются семьи — в соответствии с давними традициями нашего народа.

Как и везде в мире, нравственные ценности и у нас глубоко связаны с религией. Вера в высший смысл и закон веками помогали людям осознавать свое место на земле, свои нравственные обязательства перед другими людьми, свою надежду на окончательное торжество добра и правды, помогал воспитывать достойное молодое поколение.

Все религиозные традиции мира объединяет вера в существование объективного нравственного закона, следование которому ведет к благополучию, а пренебрежение им — к жизненному краху. Уверена, что знать об этом законе так же необходимо, как знать о законах Ньютона. Ведь всех нас объединяет любовь к нашей Родине, желание сделать ее современной и процветающей. Нам всем хочется жить в нравственном и гуманном обществе. Очень многое здесь зависит от того, какими будете вы, наши дети.

Вера дает нашей жизни прочную, нерушимую основу. Ведь верующий знает, что он любим Богом. Это знание укрепляет духовные силы, помогает жить и преодолевать препятствия. А главное — помогает осознать свою ответственность перед ближними, пробуждает желание созидать, творить и отдавать добро и любовь.

Семья — это фундамент, корень человеческой жизни. Все мы родом из семьи. Именно здесь, в семье, человек получает навыки жизни в обществе, усваивает свои обязанности, получает первые уроки доброты, честности, патриотизма. Именно опыт жизни в семье во многом определяет, вырастет человек достойным членом общества или преступником. Личный выбор для человека возможен лишь там, где ему есть из чего выбирать. Чтобы человек мог решать, следовать или не следовать ему достойным примерам, эти примеры должны быть у него перед глазами. Нравственные ценности, опыт построения подлинно глубоких, человечных отношений — это то, что передается из поколения в поколение.

Любовь — настоящая, глубокая и чистая, — наполняет нашу жизнь духовной радостью и смыслом. Поэтому во все времена люди ищут «свою половинку» — человека, с которым эта частичка, искорка будет расти, превратится в домашний очаг, теплом которого будут согреты оба сердца. Здесь, конечно, очень важен пример родителей. Видя их любовь, бережное отношение друг к другу, ребенок впитает нравственные ценности и ориентиры, которые помогут ему найти свою половинку, построить семью, быть счастливым. Но даже если человек растет в другом окружении, встречает только зло и ненависть, он все равно несет в себе частичку любви. И, взращивая ее, может найти свое счастье. Поэтому ценности верности, целостности семьи современны всегда и для всех.

Искренне желаю, дорогие ребята, помнить о том, что какими вырастете вы, что заложите в своих детей, в том мире и окружении вы будете жить в будущем. Пусть на первом месте у вас всегда будет все доброе и полезное, и, безусловно, Любовь. Сегодня, посещая школы, сады мы пытаемся стучаться в ваши сердца, заложить и посеять в вас добрые семена.