Моя жизнь. Мои права. Кто и что может их ограничить?

Моя жизнь. Мои права. Кто и что может их ограничить?

Цели:

закрепить знания правах и обязанностях детей и подростков;

развивать критическое мышление, способность адекватно оценивать свои мысли и поступки;

воспитывать желание жить в соответствии с духовно-нравственными правилами и нормами.

(слайд 1) Ребята, темой нашего сегодняшнего разговора станет тема прав человека. Очень часто в разговорах и спорах мы используем фразу: «Я имею на это право». Всегда ли эти наши утверждения истинны?

Итак, какие права есть у детей и подростков? (рассуждения детей)

Давайте для закрепления посмотрим видеоролик, который, возможно, дополним ваши представления о ваших правах.

(слайд 2) (просмотр видеоролика «Права ребенка на основе мультиков»)

В нашей стране права ребенка регулируются Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка и Законом Республики Беларусь «О правах ребенка».

(слайд 3)

Согласно этим документам ребенок имеет право:

          на жилище;
          на жизнь и здоровое развитие;
          на особую заботу при ограниченных возможностях;
          на равные права независимо от национальности, пола и религии;
          на образование;на семью;
          на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности;
          на пользование родным языком;
          на собственное мнение и право свободно выражать его;
          на здравоохранение и социальное обеспечение;
          на полезное и качественное питание;
          на отдых и досуг, участие в играх, культурной жизни, занятие искусством;
          на защиту от экономической эксплуатации;
          на защиту от жестокого обращения;
          на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации

Права человека похожи на броню: они защищают нас.

Кто следит за выполнением всех этих прав? Да, верно, государство.

Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, так как они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений.

Вопрос в том, насколько мы умеем пользоваться своими правами.

Давайте разберем ситуацию и посмотрим, какими правами в данном случае может воспользоваться ребенок?

Итак.

(слайд 4) В классе есть так называемый «изгой». Его постоянно поддевают одноклассники, всячески пытаются задеть и высмеять. Какие права ребенка нарушаются? (рассуждения детей)

Верно, нарушается право ребенка на равенство и защиту от жестокого обращения.

Какой выход вы видите из сложившейся ситуации? Как поступить ребенку, ставшему изгоем? (рассуждения детей)

Наверное, вы понимаете, что вряд ли сам ребенок уже справится с этой ситуацией. Безусловно, мы оставляем за ним право еще раз поговорить со своими одноклассниками, но, если это не поможет, он имеет право искать поддержку в лице своих родителей, классного руководителя, психолога и социального педагога. Он имеет право на оглашение этой ситуации. Имеет право на защиту своей неприкосновенности. Имеет право на перемену места учебы. Главное, не ждать и терпеть, а воспользоваться всеми своими правами.

(слайд 5) Следующая ситуация. Родители, узнав от педагогов о плохой учебе своего чада, ругают своего ребенка, наказывают, лишая его на время каких-то удовольствий (не разрешают играть в компьютер, забирают смартфон, лишают карманных денег и т.п.)

О каких своих правах здесь может заявить школьник? (рассуждения детей)

Наверное, этих прав здесь будет не так уж много. Безусловно, он имеет право высказать свое мнение по этому поводу. Но вряд ли будет уместно заявлять, что это его жизнь, и он вправе решать, как себя вести и как учиться. А уж о «жестокости» родителей и защите личного пространства, наверное, в данном случае вообще стоит помолчать.

Скажите, о чем, громко заявляя о своих правах, мы чаще всего предпочитаем умолчать? Что регулирует обширность предоставленных нам свобод? (рассуждения детей)
Верно, кроме прав есть еще и обязанности.

И у вас, как и у взрослых людей, они тоже есть.

Давайте разбираться в наших обязанностях.

(слайд 6) В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и статьей 14 Закона «О правах ребенка» у детей есть следующие обязанности:
соблюдать законы государства,
заботиться о родителях,
уважать права и интересы других граждан,
уважать традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей,
овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности,
беречь окружающую среду,
бережно относится ко всем видам собственности.

Итак, вы обязаны соблюдать законы страны. Это конституционная обязанность. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.

(слайд 7) Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. С точки зрения уголовного права при несоблюдении закона ребёнок может быть привлечён к ответственности за некоторые преступления с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.

Скажите, насколько оправдан такой подход к балансу наших прав обязанностями? (рассуждения детей)

Очень часто вы слышите о якобы попрании чьих-то прав: на самовыражение, свободу слова, демонстраций. Не уходя глубоко в спор, хочу только спросить об одном: почему столкновения с полицией в одних местах и странах считаются демократией, а в других– тиранией? Почему за оскорбления на Западе грозит не только административная, но и уголовная ответственность, а у нас в социальных сетях каких-только оскорблений не увидишь, но все продолжают безнаказанно это делать далее? Почему люди не вспоминают о своих обязанностях уважать чужое мнение, личность, а лишь кричат о своих правах? Подумайте об этом.

Человеку необходимы рамки. Рамки из обязанностей, законов, традиций, нравственных и духовных норм. Рамки, зайдя за которые, его ждет ответственность – перед обществом, государством, Богом.

Если права человека никак не регулировать, то, к огромнейшему сожалению, у части людей наступает осознание вседозволенности.

В 1974 году в Неаполе был проведен социальный эксперимент. Его цель: узнать, на что могут пойти люди, если им будет предоставлена безграничная власть и безнаказанность. Художница из Югославии Мария АбрАмович неподвижно стояла в течение 6 часов, а окружающие ее люди могли делать с ней все, что им заблагорассудится. Люди обезумели. Вся она была испачкана в грязи, одежда изорвана в лоскуты, ее всячески унижали, а эксперимент закончился направленным дулом пистолета в ее голову.  

Этот эксперимент недавно повторили. Давайте посмотрим, как поведут себя наши современники и подумаем, что срабатывает в голове человека, когда он идет на те или иные поступки?

(слайд 8) (просмотр видеоролика «Что сделают люди, если им позволить все»)
Страшное видео. Страшные поступки.

 Почему люди делали эти вещи? Что их на это сподвигло? (рассуждения детей)

Данный эксперимент раскрывает нам ужасную правду о человечестве. Он является наглядным примером того, как быстро люди могут терять свою человечность, когда чувствуют свою власть, когда понимают, что им сможет сойти с рук что-то плохое. Безнаказанность — это в самом деле страшная вещь, отнимающая даже у, казалось бы, среднестатистического адекватного человека контроль над собой.

Людям разрешили делать ВСЕ. Это стало отправной точкой. Рамки исчезли. А внутренних, человеческих, духовных рамок, как оказалось, у некоторых участников нет.
И все же внушает надежду, что большинство людей отнеслись к девушке с участием, сочувствием и любовью. Особенно меня (думаю, что и вас тоже) порадовал малыш со своим праведным возмущением. Значит, не все потеряно.

(слайд 9) Подытоживая все сказанное, хочу подчеркнуть, что права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. Поэтому на всех людей, и на детей в том числе, возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан. Мы должны уважать традиции и культурные ценности не только своего народа, но и других наций и народностей.

Что мы называем традициями? Это определённые установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды, которые передаются от поколения к поколению и таким образом сохраняются в течении длительного времени.

Как мы сегодня с вами выяснили, прав и обязанностей и у взрослых, и у детей достаточно большое количество.

Есть более короткое, но самое универсальное правило. Его еще называют «золотое правило нравственности». Оно присутствует почти во всех религиях мира.
(слайд 10) (Просмотр видеоролика «Золотое правило нравственности»)

Все просто. Это правило призывает нас поступать с другими так, как мы хотим, чтобы и другие поступали с нами.

Как мы наглядно видели сегодня на примере ролика социального эксперимента, внешние рамки – права и обязанности и следующая за ними ответственность, - к сожалению, не всегда эффективны. Их выполнение является залогом успеха, если в человеке есть крепкий стержень, основанный на духовности и нравственности. Постарайтесь этот стержень в себе воспитать. Это большая внутренняя работа. Возможно, самая трудная работа. Но она необходима для сохранения в себе человечности.
Постарайтесь жить правильно, соотносить и оценивать свои мысли и действия прежде всего с Законом Божиим. Потому что в нем все права и обязанности уравновешены высшей мудростью.

Человек, который соизмеряет свою жизнь, свои поступки с Законом Божиим, живет по совести, не сможет быть нарушителем человеческих правил и норм.