Моя Родина. Моя история. Моя вера

Моя Родина. Моя история. Моя вера

Ребята, скажите, пожалуйста, как назван текущий, 2022 год, в нашей стране? Верно, это год исторической памяти. Вы, наверное, уже сами поняли, насколько важно народу, обществу, стране свято хранить и, наверное, даже охранять свою историческую память. Ведь, к большому сожалению, появляется все большее количество желающих историю переписать, перекроить, вырвать основу и сместить акценты. Насколько это страшно, к чему ведут данные попытки мы тоже хорошо видим.

В чем заключается история нашей Родины? В истории народа, истории каждой конкретной семьи, истории веры. Вы скажете, при чем здесь вера?! На самом же деле, вера – это то, что объединяет людей, делает их сильнее, то, что дает путеводный свет и силы противостоять злу. Это стержень, остов, который не дает сломаться.

В 2022 году Белорусская Православная Церковь отмечает 1030-летие прихода Православия на белорусскую землю. (слайд 1)

Этот более чем тысячелетний путь, как и в целом история нашего народа, не был простым. Православие на территории нынешней Беларуси не раз стояло перед угрозой исчезновения. Однако промысл Божий, стойкость в вере простого народа и мученичество его святых подвижников сохранили традиции древнего православного благочестия. Они живы и сегодня.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм об истории Православия на белорусских землях «Святая дата» (слайд 2, просмотр фильма)

История Православной Церкви в Беларуси неразрывно связана с историей государственных образований, существовавших на её территории: Полоцкого и Туровского княжеств, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского государства. Правящие круги этих государств так или иначе влияли на состояние церковной жизни населения этих земель.

Исходя из этого в истории Белорусской Православной Церкви можно выделить шесть периодов:

(слайд 3) Первый —  от времени Крещения Руси до середины XIII века, когда под ударами монголо-татар пала Восточная и Южная Русь (X век — первая половина XIII века). Это было время утверждения христианского вероучения, становления церковной структуры, традиций православной культуры.

Второй период связан с образованием Великого княжества Литовского до провозглашения Брестской церковной унии (вторая половина XIII века — конец XVI века). Его отличительная черта -- постепенная утрата позиций Православной Церкви в результате политики религиозной безучастности, которую проводили языческие власти Великого княжества Литовского, а с 1387 года — открытой поддержки Римско-католической церкви. Закончился данный период принятием Брестской церковной унии.

(слайд 4) Третий период (XVII век — конец XVIII века) — время борьбы за выживание в условиях господства католицизма и антиправославного законодательства, действия которого поставили Православную Церковь на грань исчезновения. Об этом сложном периоде можно много говорить.

В конце XVI в. в пределах Речи Посполитой была введена церковная уния – соединение православных с католиками. Это событие, произошедшее в 1596 г. в Бресте, не являлось искренней попыткой восстановить утраченное христианское единство на основании уважения и равноправия. Согласно замыслу правительства Польско-Литовского государства и руководства католической церкви, уния имела целью вытеснить Православие из духовной жизни белорусского и украинского народов. Они хотели, чтобы его место заняло католичество. Поэтому римские папы на первое время оставляли униатам присущие Восточной Православной церкви службы, но исповедание веры в униатской церкви было чисто католическим, что должно было обмануть неискушенных в богословии верующих. Уния не справилась с поставленными перед ней ее идеологами и творцами задачами. Она привела не к уничтожению Православной Церкви на землях Речи Посполитой, а лишь к расколу белорусско-украинской церкви на униатов и тех, кто остался верен Православию. Тем не менее, под жестоким давлением правителей-католиков, действовавших совместно с латинскими миссионерами, униатство в XVII и XVIII вв. широко распространилось среди белорусов. Униатскими стали почти все храмы и монастыри нашей земли. Не стал исключением и Жировичский монастырь, который после 1627 г. вошел в состав Литовской провинции униатского монашеского базилианского ордена.

Для перевода православных в унию использовались силовые методы. Православные белорусы против воли становились униатами.

Яркое свидетельство «праведности» унии – личность причисленного католической церковью к лику святых униатского архиепископа, первого игумена Жировичского монастыря в период униатства Иосафата Кунцевича. Этот деятель занимал очень жесткую позицию по отношению к несогласным православным. Кунцевич, к примеру, 1 апреля 1621 года приказал своим слугам откопать тело умершего ребенка и отпеть его униатскому попу, чему народ воспротивился. А в 1623 году на сейме в Варшаве волынские депутаты жаловались, что Кунцевич «в прошлом году умышленно приказал тамошним мещанам ради большей обиды выкопать умерших, только что похороненных на кладбище, и выбросить христианские тела из могил, как падаль, на съедение собакам!»  В противостояние с православными Кунцевич отказал им в праве быть погребенными на кладбище, приравняв несогласных с унией к самоубийцам.

Четвёртый период (конец XVIII века — начало XX века) — включение территорий Белой Руси в состав Российской империи, период возрождения Православия и воссоединения белорусского народа, разделённого Брестской церковной унией на православных и униатов (1795–1917 гг.).

Кстати, именно из Жировичской обители начал деятельность по воссоединению белорусских униатов с Православной церковью митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко) и в 1839 году в Полоцке была упразднена Берестейская уния на территории Беларуси. Было объявлено об отказе от союза с Римом и возвращении униатов к вероисповеданию своих предков. В результате с Православной Церковью воссоединились более 1 500 000 верующих.

(слайд 5) Пятый период (1917–1988 гг.) связан с тяжёлыми испытаниями, которые Православная Церковь пережила в советское время. Вы, вероятнее всего, знаете, что Церковь была подвергнута гонениям. Закрывались храмы, их переоборудовали в склады, подсобные помещения, кощунственно уничтожались церковная утварь и святые иконы, священники убивались или ссылались в лагеря. (просмотр фильма «Общество воинствующих безбожников)

(слайд 6) Новейший период в истории Белорусской Православной Церкви начинается с учреждения Белорусского Экзархата Московского Патриархата в 1989 году и продолжается вплоть до сегодняшнего дня. 

В 1992 году под председательством митрополита Филарета, первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси, проходили научные диспуты, на которых обсуждалось время создания первой епархии на белорусских землях. Тогда была согласована дата - 992 год - год основания Полоцкой епархии. Именно с этой даты ведется отсчет истории православной церкви на наших землях.

В каноническом отношении Белорусский экзархат - это административно-территориальная единица Русской православной церкви, объединяющая епархии с их благочиниями, приходами, монастырями, духовными учебными заведениями, которые находятся в пределах Республики Беларусь. Управление Белорусским экзархатом осуществляет Патриарший Экзарх. (слайд 7)

16 октября 1989 года Священный синод РПЦ назначил Патриаршим Экзархом митрополита Минского и Белорусского Филарета, который возглавлял Белорусскую православную церковь более 30 лет. Деятельность владыки Филарета получила широкую известность как в ближнем, так и дальнем зарубежье. При нем в Беларуси были возрождены все исторически существовавшие епархии, возобновили деятельность мужские и женские монастыри, братства и сестричества, Минская духовная семинария. Также были учреждены Минская духовная академия, духовное училище, школа катехизаторов. По благословению Патриаршего Экзарха воссоздана святыня Беларуси - Крест преподобной Евфросинии Полоцкой, начал функционировать уникальный социальный проект Белорусской православной церкви - Дом милосердия. За огромный вклад в духовное развитие страны, помощь в возведении храмов и монастырей в 2006 году митрополиту присвоено звание Героя Беларуси. Митрополит Филарет умер 12 января 2021 года на 86-м году жизни. В 2022 году митрополиту установили памятник у центрального входа в Свято-Духов кафедральный собор.

В 2013 году новым Патриаршим Экзархом всея Беларуси был избран митрополит Рязанский и Михайловский Павел.

В 2020 году Патриаршим Экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским назначен епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин.

Белорусская православная церковь сегодня объединяет более 1700 общин. В стране действует более тысячи православных храмов и монастырей, и ежегодно их количество растет.

Под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви работает Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла при Белорусском государственном университете. Также в Беларуси открыты духовные училища, семинарии. Высшим духовным учебным заведением БПЦ, ее научно-богословским и образовательным центром является Минская духовная академия.

На сегодняшний день православное вероисповедание является самым распространенным в Беларуси. Оно сформировало мировоззрение и нравственные устои белорусов, предопределило исторический путь народа.

Более чем тысячелетний путь православия на белорусских землях не был простым. Оно не раз стояло перед угрозой исчезновения, однако стойкость в вере простого народа, усилия святых подвижников сохранили традиции древнего православного благочестия.

В этом году юбилейную дату отмечает и «малая православная Родина» -- Новогрудская епархия. Имеющая более чем 700-летнюю историю, в этом году она отмечает 30-летие своего возрождения.

(слайд 8) Новогрудская епархия сегодня объединяет 4 района –Дятловский, Кореличский, Новогрудский и Слонимский.

На ее территории расположено 59 приходов. Действуют 3 монастыря: Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь, Свято-Зосимо-Савватиевский мужской монастырь в с.Великая Кракотка Слонимского района, Свято-Благовещенский женский монастырь в г.Слониме.

В храмах служит 76 клириков. Для прихожан работают 3 духовно-просветительских центра, школьники и дошкольники могут посещать 40 Воскресных школ.

Давайте немного поговорим об истории нашей епархии.

Город Новогрудок стал центром церковной жизни на Западной Руси. С XII ве­ка здесь уже существовал православный храм. Православные верующие в то время относились к Туровской епархии.

Около 1225 года близ Новогрудка был основан Лавришевский мужской монастырь. (слайд 9) Его основателем и первым архимандритом был сын литовского князя Тройната Елисей, который занимал важную должность при великокняжеском дворе, но покинул его и поселился в пустынном месте около Немана. Преподобный Елисей принял в число братии и князя Войшалка.

К XIII столетию монастырь стал оплотом Православия и центром летописания в Беларуси.

Кстати, по сохранившимся известиям с XI века существовал храм и в местечке Мир Кореличского района. Под 1386 годом упоминается деревянная церковь святого великомученика Димитрия Солунского в селе Щорсы Новогрудского района. В 1508 году в городе Дятлово великим князем Константином Острожским был заложен храм святого великомученика Георгия Победоносца. В 1586 году - в селе Переволока Слонимского района. К сожалению, эти храмы в первозданном виде, по причине различных природных катаклизмов, не сохранились.

В 1246 г.  в Новогрудке  великий князь Миндовг вместе с баярами принял Святое Крещение по православному обряду. Есть мнение, что вместе с ним  крестился и его сын Войшалк. По другим источникам, Войшалк крестился с именем Роман в Слониме, а монашество с именем Лаврентий в 1258 году в Полонинском монастыре.

В 1317 году по решению Константинопольского Патриарха Иоанна Глика по ходатайству князя Витеня или князя Гедымина была создана самостоятельная Православная Литовская Митрополия с центром в Новогрудке. Этот год мы и считаем годом основания нашей епархии.

Во главе митрополии стоял митрополит Новогрудский и Литовский Феофил. Кафедра митрополита находилась в Новогрудке – столице Великого Княжества Литовского.

Вскоре, из-за политических нестроений, Новогрудская митрополия была упразднена и превратилась в Новогрудскую епархию, канонически подчиненную митрополиту Киевскому и Всея Руси. В середине XV в. Константинопольский патриархат, под давлением политических обстоятельств, согласился на унию с Римом и признал власть папы Римского над Восточной Церковью.

Все православные храмы и монастыри были насильно переданы униатам, православные священнослужители и народ подвергались жестоким притеснениям со стороны польских властей.

В 1839 г., после возвращения епископата, священнослужителей и народа униатской церкви в Православие, наши территории вошли в состав Гродненско-Новогрудской православной епархии. Эта огромная по территории епархия включала 20 благочиний, в том числе Белостокское, Барановичское, Несвижское, Слонимское и др.

После революции, гражданской войны и воссоединения в 1939 г. Западной Беларуси с БССР, наши земли вошли в состав Пинско-Новогрудской епархии. Управление епархией осуществлял Патриарший Экзарх, архиепископ Пантелеимон (Рожновский).

В годы немецкой оккупации архиепископ Пантелеимон на соборе 1942 г. в Минске принял титул Митрополита Минского и Всея Белоруссии. Новогрудок стал центром Новогрудской епархии. Новогрудская епархия существовала с 1942 по 1944 г.г. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков Новогрудская епархия вошла в состав Минской епархии.

Возрождена же Новогрудская епархия была в 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Пастырское руководство епархией осуществляет архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий.

700–летняя история нашей епархии богата именами и событиями.  В Новогрудской епархии почитаются святые:  святитель Киприан, митрополит Московский и всея Руси (+1406); священномученик Макарий, митрополит Киевский (+1497); священномученик Петр, митрополит Крутицкий (+1937); священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский (+1919); священномученик Александр, архиепископ Харьковский (+1940); священномученик Гермоген, епископ Тобольский (+1918); священномученик Владимир (Хрищенович), пресвитер (+1933); священномученик Сергий (Родаковский), пресвитер (+1933); священномученик Ярослав (Савицкий), пресвитер (+1937); священномученик Киприан (Климуц), пресвитер (+1942); священномученик Иосиф (Сченснович), диакон (+1937); преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский (+1946); преподобный Елисей Лавришевский (+ок.1250); святой благоверный князь Ярослав Мудрый (+1054). 

Это люди, жизнь и духовный подвиг которых связан с нашей землей. Каждое Житие является примером святой, угодной Господу, жизни. Каждое интересно и достойно тщательного изучения. Но, из-за отсутствия времени, хотелось бы познакомить вас лишь с некоторыми из них.

Преподобный Елисей Лавришевский (слайд 10)

Согласно церковному преданию, около 1225 года в излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы сын Литовского князя Трайната Елисей Лавришевский основал монастырь. Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал Лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/ 5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении дьявола. Сам убийца, будучи бесноватым, исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого.

После кончины мощи преподобного были прославлены чудотворениями.

В книге Архимандрита Николая «Историко-статическое описание Минской епархии» описывается о том, как нетленные мощи преподобного Елисея чудесно прогнали татар от монастыря. Около 1505 года, когда татары, опустошившие околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, чтобы покорить его, захватчики увидели на монастырском дворе многочисленную отборную конницу и в страхе бежали, хотя двор на тот момент был пуст. Так монастырь сохранился.

Это чудо, вероятно, послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, состоявшемся в г. Вильни в 1514 году.

Монастырь святого преподобного Елисея Лавришевского существует и поныне. Здесь непрестанно совершается молитва и верующие чувствуют заступничество преподобного Елисея.

В самом монастыре и в городе Новогрудке установлены памятники святому преподобному Елисею Лавришевскому.

Преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский

(слайд 11)

Родился архимандрит Серафим (в миру Роман Романович Шахмуть) в 1901 году в с. Подлесье Ляховичского района. В июне 1922 года он поступил в Жировичский монастырь, где через год принял монашеский постриг с именем Серафим.

Архимандрит Серафим был хорошим проповедником, и в августе 1941 года ему и иерею Григорию Кударенко была доверена ответственная миссия: организовать на оккупированной территории Беларуси приходскую жизнь -- там, где она была разрушена в довоенный период.

Известно, что во время миссионерского путешествия отцом Серафимом было открыто 74 храма. Кроме того, недалеко от Гомеля, в Ченках, проповедники основали женский монастырь.

Отец Серафим стал первым летописцем тех страданий, которые претерпели служители Церкви Православной в два предвоенных десятилетия — везде, где он побывал, были собраны документальные материалы.

Осенью 1943 года миссионеры открыли в Минске Свято-Духову церковь (ныне — кафедральный собор). При храме организовали монастырь. В июне 1944 года проповедники переехали в Гродно, где посещали лазареты, причащали раненых, проповедовали. Но 6 сентября их арестовали.  Пять дней длился допрос на месте, затем их перевезли в Минскую тюрьму.

 На допросах осужденные держались с мужеством истинных пастырей Церкви. Не скрывая от следователя своих взглядов, отец Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Святая Русь была верующая, верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священников, а дети росли некрещеные и не венчались...».

Служителей Божиих продержали под следствием десять месяцев, пока Особым Совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР 7 июля 1945 года обоим заключенным не вынесли приговор о лишении свободы сроком на пять лет.

Не оставив проповедь веры, отец Серафим и в лагере многих привел к Богу. Приблизительно через год после заключения архимандрит Серафим (Шахмуть) из лагеря отошел в Вечность. По некоторым сведениям, он был зверски замучен.

Это лишь 2 примера святости.

Наше прошлое полно героизма, преданности Православию, подвига исповедания веры.

Возможно, кто-то из вас слышал название «Новогрудская Голгофа».

Это место казни священника, Николая Ивановича Недведского.

(слайд 12)

Высокая, лесистая гора неподалёку от села Волковичи Новогрудского района.

В 30-е годы советская власть распространилась на западных землях. Народ как будто подменили. Все громче и беззастенчивее стали возвышать свой голос богоборцы. Они не стеснялись угрожать священнику расправой, запугивали прихожан. Не удивительно, что многие священники в это время оставляли свои приходы и перебирались на запад. Но отец Николай выбрал иной путь. Тем, кто уговаривал его уехать, он отвечал: «Да будет воля Господня. Пастырь не должен свою паству оставлять. И в радости, и в горе я должен быть здесь. Даже если пострадать придется».

В осенний день 1939 года, несколько человек, активисты местной партийной ячейки, подошли к дому священника. Сначала стали требовать золотой крест, церковную утварь. Но на этом они не остановились. Избив матушку и приемную дочь, они приступили к осуществлению своего дьявольского плана. Их целью было поразить пастыря, и через это запугать все местное население, прекратить церковную жизнь села. Пастырь погибал с молчаливого согласия своего народа, ставшего соучастниками злодейства.  На третий день отца Николая повели на заросшую лесом гору. Озверевшие нелюди вырвали ему бороду, выкололи глаза, отрезали уши. Получая сатанинское удовольствие от мучений служителя Бога, бандиты волочили его тело по земле, привязывая к лошади, сломали суставы рук и ног. Истекающего кровью, обессиленного человека заставили копать себе могилу. Молитвы, творимые из последних сил священником, приводили их в бешенство. Не в силах преломить его волю, они отрезали ему язык. В довершение, связав ноги веревкой, они перекинули её через сук дерева, и подтягивая тело вверх, бросали его на землю. Все это повторялось неоднократно. В нечеловеческих муках отец Николай предал свою душу Богу. Матушка Вера все дни металась по селам в поисках супруга, но никто из сельчан не помог ей найти его. Матушка знала убийц в лицо, но никому не открыла их имена. Господь сам наказал их. Двое из них наложили на себя руки, один утонул, еще одного конь закрутил в телегу и переломал все кости. У одного из обидчиков дочь родилась слепая и с эпилепсией, как бы в наказание за выколотые глаза священника. Да и вся деревня, предавшая своего пастыря, постепенно вымирала. Кто уехал, кто покончил с собой. В 1964 году разрушили старинный храм. Разрушители храма, как и мучители священника, получили воздаяние за свои прегрешения еще при жизни.

Похожее злодеяние случилось и в Слонимском районе.

Тот же 1939 год.  Местные активисты творили невиданные бесчинства.

Все понимали: в наступившие дни безвластия, когда жизнь человеческая уже ни во что не ставилась, священнику смерти не миновать.

(слайд 13)

Так оно и случилось. Мученическая кончина отца Андрея Куца и матушку Елену настигла в их собственном доме.

На вторые сутки после эвакуации Слонимского военного гарнизона и полиции пятеро подвыпивших безбожников явились утром в дом к священнику и стали "производить конфискацию", то есть грабить. Забрали скотину, разный сельскохозяйственный инвентарь, очистили кладовую - одним словом, взяли все, что сочли ценным.

После этого они связали священника, а над супругой жестоко надругались, скрутили руки и, вытащив в сени, проткнули ее заостренной палкой. Не выдержав таких мучений, матушка Елена скончалась.

А отцу Андрею эти нелюди выкололи глаза, отрезали язык, нос и уши.

Обнаженные, изуродованные и окровавленные тела отца Андрея и матушки Елены погрузили на повозку, в которой уже лежали три ранее убитых человека, и отвезли за село, на болото у реки Щара. Выкопав неглубокую яму, сбросили туда убиенных.

Смерть протоиерея Андрея Куца последовала между 1 сентября (приход Красной Армии) и 17 октября 1939 года.

Желая скрыть следы своего преступления, бандиты облили останки бензином и сожгли. Потом на это место с находившейся рядом фермы стали сбрасывать навоз.

Как рассказывают местные жители, один благочестивый человек откопал останки и перезахоронил их. Интересно, что недалеко от фермы, через поле у дороги стал расти из земли каменный крест. Он в половину человеческого роста и стоит очень твердо. Кто знает, может, это Господь так отметил место захоронения своего служителя протоиерея Андрея и его супруги?

Каждый год собираются верующие, чтобы почтить память мучеников. Каждый год после Божественной Литургии отправляется к месту их казни Крестный ход.

Мученическим венцом Господь увенчал православных пастырей. Своею кровью доказали они верность Православию. А нам с вами нужно поминать их в молитвах, на их примере учиться оставаться стойкими в вере, любить Господа и быть верными Православию.

Православная Церковь почитает Деву Марию, Пресвятую Богородицу, превыше всех святых, превыше ангелов. Ей молятся о спасении.

Богородичные иконы особо почитаются на Руси.  Ведь Православная Русь всегда называлась Домом Пресвятой Богородицы. Сколько в древние времена было всяких нашествий, крестных походов, войн! Но Пречистая Дева избавляла от опасностей, спасала от врагов наше православное Отечество.

Среди чудотворных и наиболее почитаемых икон в Новогрудской епархии всеобщую известность получила только Жировичская икона Божией Матери, находящаяся в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре.

Но есть еще несколько особо почитаемых Богородичных икон. Это местночтимые иконы Божией Матери: Мирская «Почаевская», Подлипская «Достойно есть», Мижевичская «Смоленская», Колпенская, Вензовецкая.

Хотелось бы рассказать еще о нескольких из них.

(слайд 14)

Мижевичская икона Божией матери находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Мижевичи Слонимского района Гродненской области. Образ представляет собой рельефное изображение Смоленской иконы Божией Матери в овале, сделанное из желтого сплава, размерами 10 на 7 сантиметров.

Об этой иконе сохранились следующие сведения. На том месте, где ныне стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Мижевичи во времена царствования императрицы Екатерины Второй (1762 – 1796) стояла походная церковь одного из русских полков. Упомянутый образ был собственностью этой полковой церкви и воинами почитался как чудотворный.

Где и при каких обстоятельствах был изготовлен и обретен этот образ, сейчас установить невозможно. Икона необычна тем, что отлита из металла. Нужно отметить, что уже в XIX в Своде законов Российской Империи было оговорено, дабы внушить благоговение к священным изображениям, запрещалось употреблять иконы «резные» и «отливные», кроме распятий…, малых крестов и панагий искусной работы».

Однажды полк, стоявший в Мижевичах лагерем, собрался в путь. В повозку уложили походную церковь с чудотворной иконой, запрягли лошадей, но сдвинуть повозку с места никак не могли. Сколько ни трудились, ни употребляли усилий, все было напрасно. После общего совета решили отслужить акафист Божией Матери. Акафист отслужили, но повозка все равно не двигалась. Целый полк пришел в смущение и недоумение. В конце концов, пришли к мысли, что Пресвятой Богородице не угодно расстаться с этим местом. Это подтверждалось и просьбами крестьян оставить тут святой образ. Тогда икона была вставлена в большой деревянный крест, который утвердили на том месте, где стоял престол походной церкви.

Крестьяне, видя это знамение и любовь к ним Царицы Небесной, стали собираться на молитву к этому образу, а с течением времени, собрав необходимые материалы, построили на том месте деревянную церковь, которая была освящена в 1800 году. Прихожане Мижевичской церкви в середине XIX столетия свидетельствовали, что этот образ Божией Матери Сам Бог послал им для избавления от несчастий. Пока не было иконы, пожары, голод и различные болезни у людей и у домашнего скота часто посещали ту местность. А с момента появления иконы, не было в Мижевичах ни одного пожара, никакой повальной болезни ни на людях, ни на скоте, чего нельзя было сказать о соседних селениях. Только в 1855 году, когда свирепствовала эпидемия холеры, пострадали и жители Мижевич.

К местночтимым Богородичным иконам относится и Вензовецкая икона Божией Матери (слайд 15), находящаяся на Горнем месте в храме святых апостолов Петра и Павла с. Вензовец Дятловского района Гродненской области. Икона, размерами примерно 60 на 40 сантиметров, писана на доске, находится в серебряной ризе и старинной барочного типа позолоченной раме. Об иконе сохранилось предание, что в период Северной войны 1700 – 1721 годов в Вензовецкий храм вошли шведы, ввели туда своих лошадей. Один из них ударил саблей по упомянутой иконе и отсек кусок рамы. В ту же минуту кощунники были поражены слепотой.

Сегодня Новогрудская епархия – это 4 благочиннических округа, 99 храмов и 14 часовен, в которых совершаются Богослужения. Это около 100 священнослужителей, несущих Слово Божие людям, это 3 монастыря, откуда молитва идет к Господу деннно и нощно. Это десятки тысяч прихожан, понимающих роль веры в жизни каждого человека, старающихся жить по Христовым заповедям.

Это наша Родина, наш дом, то место, к которому душа будет тянуться всегда, вне зависимости от того, сколько нам лет и как далеко от нее мы находимся. Давайте не забывать о ней никогда и не только практически помогать, и заботиться о ее благополучии и процветании, но и просить помощи Божией и заступничества Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих в своих молитвах.

(слайд 16 просмотр видеофильма о Новогрудской епархии)