Грех. «Малые» и «великие» грехи.

Грех. «Малые» и «великие» грехи.

Цели:

учить оценивать свои поступки с духовно-нравственной точки зрения, соотнося их с грехами;

развивать понимание недопустимости совершения так называемых «малых» грехов, рассказав об их пагубном влиянии на человеческую душу;

воспитывать желание изучать Православное вероучение и строить свою жизнь в соответствии с ним.

Темой нашего сегодняшнего разговора станет грех.

- Что вы понимаете под этим словом? (рассуждения детей)

Многие современные люди думают, что это какой-то сугубо религиозный проступок, не затрагивающий человека, живущего в светском обществе. Какой-то анахронизм.

На самом же деле это далеко не так. Грех присутствует в жизни каждого человека.

Хотелось бы, чтобы сегодня мы с вами в этом разобрались и убедились.

Наверняка вы знаете, какие проступки человека принято считать грехом. Перечислите их.

Для того, чтобы еще раз вспомнить названия грехов, я предлагаю вам прослушать ситуации и назвать, какой грех они описывают. 

1) твоя подружка уделила слишком много внимания твоему парню, в результате ты злишься и придумываешь, как бы ей отомстить (ревность);
2) ты насмехаешься над одноклассником, чтобы показать свое превосходство над ним (гордыня);
3) у тебя появился смартфон последней модели, и теперь ты день и ночь сидишь за играми (идолопоклонство);
4) ты негативно комментируешь действия другого человека (осуждение);
5) ты за спиной у человека рассказываешь гадости про него (сплетни);
6) ты опоздал на урок, потому что проспал, но учителю назвал благовидную причину (ложь);
7) позвонила твоя подруга, ее голос был очень расстроен, был понятно, что ей нужна помощь, но ты была увлечена просмотром новой серии модного сериала, и ты отказалась встретиться с подругой (равнодушие);
8) ты из-за чего-то был сердит на младшего брата и поэтому намеренно оставил клетку с его хомячком открытой, и зверек убежал (месть);
9) тебе кто-то нечаянно наступил на ногу в общественном транспорте, и ты неприлично выругался в его адрес (злоба);
10) твоя младшая сестра без спроса взяла твою любимую майку и нечаянно его испортила, посадив жирное пятно; она попросила прощения, но ты все еще с ней не разговариваешь (злопамятность);
11) ты скачал из сети фильм, в котором оказались неприличные сцены; и ты их несколько раз пересматривал (похоть);
12) ты запрещаешь своей сестре пользоваться без спроса твоими вещами, но когда у тебя заканчивается шампунь, ты берешь ее шампунь, не спрашивая разрешения (воровство), и т. д.

Давайте посмотрим, что же говорит Библия о грехе. В послании к римлянам апостол Павел говорит, что каждый человек грешен не потому, что совершает плохие поступки, а по своей природе, которая была испорчена грехопадением в Эдемском саду. Грех вошел в мир через первых людей, и с тех пор все люди рождаются уже грешными по природе. Это наша наследственность.

 Сатана сумел склонить первых людей на свою сторону, извратив их сознание. И в результате наши прародители сами отошли от Бога.

Грех поражает в первую очередь разум человека, изменяет систему его ценностей, искажает действительную картину мира, подменяет истинные ценности фальшивыми, заставляет искать чего-то лучшего, чем то, что дано нам Господом, как будто это возможно.

За каждым грехом неукоснительно следует боль и разочарование, даже если они наступают не сиюминутно. Божьи же заповеди оберегают человека от совершения греха. Они – компас, по которому следует идти по жизни. Когда человек понимает это, ограничения, которые установлены заповедями, становятся предупредительными маячками, которые преступать нельзя, чтобы не попасть в беду.

Человек начинает понимать, что даны они Господом – любящим отцом, чтобы защитить свое неразумное дитя.

Чтобы защитить себя от греха всего-то и нужно – соотносить свою жизнь и поступки со словом Божиим.

Но давайте рассмотрим еще один аспект.

В житии праведного Антония Муромского есть интересный эпизод. К нему «пришли две женщины: одна сокрушалась о своем одном великом грехе, другая самодовольно свидетельствовала о своей непричастности ни к каким большим грехам. Встретив женщин на дороге, старец велел первой пойти и принести ему большой камень, а другой – набрать побольше мелких камешков. Через несколько минут женщины возвратились. Тогда старец сказал им: “Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли”. Женщина с большим камнем легко нашла то место, откуда она взяла камень, другая же тщетно кружилась, ища гнезда своих мелких камешков, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Прозорливый Антоний объяснил им, что эти камни выражают… У второй женщины они выражали многочисленные грехи, к которым она привыкла, считала их ни за что и никогда в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов и вспышек страстей, а они выражали безотрадное состояние ее души, неспособной даже к покаянию. А первая женщина, помнившая свой грех, болела этим грехам и сняла его со своей души»

Очень часто мы думаем, как первая женщина. Не считаем опасным мелкий грех. Ведь он стал повседневным и повсеместным явлением: пустословие, праздное времяпровождение, рассеянность в молитве, нечистый взгляд…. Перечислять можно долго, ибо их немало, и все они, вопреки распространенному мнению, весьма опасны для духовной жизни христианина. Мы их словно извиняем, ведь они столь распространены. Оправдываемся: «Но ведь совсем без греха прожить невозможно?!»

О феномене малого греха немало писал архиепископ Иоанн (Шаховской): «Множество малых, недостойных привычек – тина для души человека, если человек утверждает их в себе или осознал как “неизбежное” зло, против которого “не стоит” и “нельзя” бороться. Вот тут-то и попадает душа в западню врага Божиего. “Я не святой”, “я в миру живу”, “я должен жить, как все люди”… – успокаивает себя ноющая совесть верующего человека. Человек, человек, конечно, ты не святой, конечно, ты “живешь в миру” и “должен жить, как все люди”, и потому – рождайся, как все люди; умирай, как они, смотри, слушай, говори, как они, но зачем тебе преступать Закон Бога – “как они”? Зачем тебе нравственно так не благоухать, “как они”? Задумайся над этим, человек»

Когда мы оправдываем грех, это делает его почти незаметным для совести. При этом он так же незаметно и потихоньку вытесняет из души Божественную благодать. Такой «малый» может душу полностью лишить благодати. Поставьте перед собой сосуд, до краев наполненный чистой водой. И теперь попробуйте постепенно набросать в него маленьких камушков. Вы заметите два момента. Во-первых, каждый камушек будет почти незаметен в этом сосуде, наполненном водой. Во-вторых, будет почти незаметно и то, что с каждым камушком вода, переливаясь через края, уходит из сосуда. Если, не вычищая сосуд от камней, бросать туда все новые, вода почти полностью покинет сосуд, в котором останутся лишь камни…

Постепенно, совершая малые грехи и оправдывая их, человек настолько привыкает, что они входят в жизнь прочно и становятся нормой.  Они приучают совесть почти не реагировать на них.

Постоянно повторяющийся грех при недостатке покаяния укореняется в человеческой душе и становится злым навыком – страстью. А искоренить ее уже намного сложнее. Подобно как маленький росточек легче выдернуть из земли, нежели большое дерево.

Мелкий грех, как табак, до того вошел в привычку человеческого общества, что общество ему предоставляет всяческие удобства. Один только пример: где только нет сигарет! Везде можно найти пепельницу, повсюду существуют специальные комнаты, вагоны, купе - "для курящих". Даже не будет преувеличением сказать, что весь мир представляет собою одну огромную комнату, вернее один огромный вагон в межзвездных сферах: "для курящих". "Курят" - мелко-спокойно грешат все: старые и малые, больные и здоровые, ученые и рабочие...

Табак, как "маленький кокаин", дозволен, как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство человека в сердце или в утробе. Но не то говорит Откровение Божие - воля Живого Бога. Господь не мирится ни с маленькой ложью, ни с единым убийственным словом, ни с одним прелюбодейным взглядом. Маленькая травка беззакония столь же окаянна перед Господом, сколь большое дерево преступления. Множество малых грехопадений, несомненно, тяжелее для души человека, чем несколько великих, всегда стоящих в памяти, могущих всегда быть снятыми в покаянии.

Поэтому не нужно думать ни о каком грехе, что он маловажен. Всякий грех есть нарушение Закона Божиего, противодействие воле Божией. Не уделяя внимания борьбе с грехами «малыми», человек становится на гибельный путь.

Святые отцы говорят, что множество «малых» грехов подобно мешку мелких камней и способно погубить человека так же, как это сделает один смертный грех, то есть «камень», христианину необходимо всегда держать в активной памяти. Опасность подобных грехов именно в кажущейся их извинительности и безобидности: сложнее покаяться и избавиться от того, что представляется извинительным и безобидным, особенно когда такой грех приносит и некоторое удовлетворение.

Итак, мы узнали, что каждый человек по своей природе грешник и его постоянно тянет грешить. Грех пропитывает сознание человека, оказывая сильное влияние на его волю.

Главная цель греха — увести человека от Бога. Но только Бог имеет власть прощать грехи и освобождать от его власти.

Чтобы получить прощение, мы должны обратиться к Богу с исповеданием.

Напоследок послушайте одну историю. Однажды маленький мальчик пошел гулять в горы.

Когда он поднялся достаточно высоко, то увидел змею, лежащую на тропе. Змея дрожала от холода, да и сам мальчик очень замерз.

Змея вдруг заговорила человеческим голосом и сказала: «Пожалуйста, помоги мне. Я так замерзла, что не могу спуститься с горы вниз».

«Ни за что на свете! — воскликнул мальчик. — Ты змея, и, если я тебя возьму, ты меня укусишь!»

Но змея стала убеждать его: «Нет-нет, я этого не сделаю. Я обещаю, что не укушу тебя, если только ты возьмешь меня и поможешь спуститься вниз с горы».

Тогда мальчик взял змею, положил ее под рубашку и пошел вниз. Когда он спустился, то вынул змею, и тут она его укусила. Мальчик воскликнул: «Эй! Ты укусила меня, а ведь обещала этого не делать!»
Знаете, что ответила змея? Она сказала: «Но ведь ты знал, кто я, когда поднимал меня!»

Давайте представим грех в виде змеи, которая обещает, что ничего не случится, если человек возьмет ее на руки. Когда мы сталкиваемся с искушениями согрешить, грех не кажется нам противным или опасным. Он сулит удовольствие, наслаждение. Именно поэтому мы решаемся приблизить его к нашему сердцу. Но при этом в глубине души каждый знает, что грех обязательно укусит. Он не приносит пользы человеку, только вред. Но мы даем греху обмануть себя, будто это не так. Именно это произошло в истории с мальчиком и змеей.

Человек, начинающий употреблять алкоголь, не думает так: «О, я хочу быть алкоголиком! Это так восхитительно! Почему бы мне не разрушить свою жизнь, уничтожить свою печень? Пусть алкоголь разъест мое тело, развалит мою работу, разрушит мою карьеру, опозорит меня!  Это так здорово! Вот как я хочу провести всю оставшуюся жизнь!» Нет, он представляет свое будущее иначе. Хотя человек знает последствия, он дает себя одурачить.

Кто может сказать: «Мне нравится быть вором. Это такая прекрасная жизнь — ходить в магазины и воровать вещи, просто чтобы убедиться, что у меня это получится. Мне нравится риск, нравится, когда меня арестовывают и когда мои родные не знают, приду я домой сегодня или нет. Это такая прекрасная жизнь!» Никто так не говорит, не правда ли?

Или еще: «Мне нравится быть лгуном. Это так заманчиво — лгать и забывать, что я сказал вчера, и выдумывать новую ложь, чтобы покрыть то, что выдумал вчера. Наверное, стоит завести тетрадь, чтобы не забывать о том, что я соврал. Хотя приятно ведь попадать в неудобное положение из-за своей лжи, чувствовать стыд, не иметь доверия, лишиться всех друзей. Это так здорово!» Увы, никто так не то что не говорит, но даже и не думает! Хотя это правда.

Итак, не позволяйте греху заморочить вам голову. Думайте о его последствиях и ни за что не поддавайтесь искушению.