«Дорога к Белой Лавре»

«Дорога к Белой Лавре»

Цели: пробуждать у учащихся желание как можно больше узнать нового об истории своего родного края; на примерах жизни святого Елисея Лавришевского и насельников монастыря прививать навыки добродетельной и праведной жизни, любви к людям, бескорыстной помощи ближнему.

Оборудование: выставка рисунков «Храмы родного края», музыкальное сопровождение (звон колоколов), смарт доска для воспроизведения видео и выполнения заданий, программа медиа-экскурсии, раздаточный материал для написания отзыва.

Ход классного часа

1.    Вступление
(Звучит колокольный звон. Выбегают две учащиеся.) (Слайд 1)
Ученик 1. Я очень люблю слушать колокольный звон!
Ученик 2. Когда-то на Руси звоном колоколов созывался народ на народное собрание.
Ученик 1. А еще звоном указывали дорогу заблудившимся в пурге путникам, оповещали о беде, о пожаре.
Ученик 2. Да, колокольный звон был частью жизни народа.
Ученик 1. В звоне колоколов я слышу призыв к вере – источнику добра и духовных сил людей.
Ученик 2. Пойдём скорее к колокольне, ведь звон колоколов должны слышать люди!) (Слайд 2)

2.    Определение темы классного часа
Учитель. Действительно, как притягивает необычный голос храма, зовущий и торжественный! А как прекрасен облик храма! Даже сами светлые стены выделяют его на фоне окружающего пространства. (Обратить внимание на рисунки на выставке.)
Как вы думаете, какая тема нашего классного часа? Хорошо, это правильные мысли. Скажите, ребята, как вы понимаете слова «дорога к храму»? (Ответы учащихся.)
Дорога к храму нелегка, длинна. Но длина ее измеряется не вёрстами и даже не днями, а душевной работой. У каждого своя дорога к Храму. Но, наверное, у всех она извилистая, узкая, с кочками и ямами, болотистая или каменистая. Потому что душевный труд очень тяжёлый. (Необходимо подвести обучающихся к выводу о том, что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовный рост, преодоление зла в себе.)
Ребята, мы с вами отправимся в медиа-экскурсию, и я уточню тему классного часа – «Дорога к Белой Лавре». Вы слышали что-нибудь об этом? Хотите узнать подробнее? (Ответы учащихся.) (Слайд 3)

3.    Определение понятия «храм»

Учитель. Ребята, давайте сначала уточним, что такое храм? (Ответы учащихся.)

Теперь посмотрим, какое толкование слова «храм» дает С. И. Ожегов в своём «Толковом словаре русского языка» (Слайд 4)

Храм – здание для богослужения, церковь.

Дорога к храму (высок.) – путь к вере, к Богу.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Со времени Крещения Руси в 988 г. строительство храмов на нашей земле становится на первое место. На месте будущего поселения, города сначала строилась церковь. Поэтому созданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты – и жертвовались большие средства.

Чем же ещё отличаются храмы от других строений? Группа учащихся готовила информацию о том, как выглядит православный храм. Дадим им слово. (Выступления учащихся.) (Слайд 5)

1)    Над храмом возвышается купол или несколько куполов, а над куполами – крест.
2)    В архитектуре храма есть башня, на которой висят колокола. Это звонница.
3)    Здания православных храмов строились особой формы: в форме звезды, корабля, круга, креста.
4)    Православные храмы в форме креста строились в знак того, что верующие во Христа получили спасение через Крест Христов.
5)     Православные храмы в форме корабля строились в знак того, что церковь подобна кораблю спасения в житейском море суеты.
6)    Иногда бывают храмы в форме круга, они напоминают нам, что жизнь с Богом – вечная, в ней нет конца.
7)    Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника – восьмиконечной звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, которая оповестила людей о рождестве Младенца Иисуса Христа.

Учитель. При строительстве православных храмов учитывают вот такие особенности. Спасибо, ребята, за информацию. А теперь давайте послушаем, что говорят о храме учащиеся 9, 11-х классов, которые уже закончили изучение предмета «Искусство».

• Храмы строились как произведения искусства. Лучшие архитекторы создавали удивительные по красоте и величию творения; лучшие художники – иконы и внутреннюю роспись, которыми мы любуемся и восхищаемся по сей день; лучшие мастера-ювелиры – церковную утварь и оклады икон, которые теперь являются бесценными экспонатами. (Слайд 6)
• В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие истории и культуры. При храмах всегда были грамотные люди, устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX в. - церковно-приходские школы. (Слайд 7)
• Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях. (Слайд 8)
Таким образом, храмы как на Руси и Беларуси являлись и являются главными хранителями православной культуры, строились по определённому архитектурному проекту и даже маленький ребёнок может отличить храм от любого другого здания.

4.    Программа медиа-экскурсии

В Новогрудке есть несколько православных храмов. Какие из них вы знаете? (Ответы учащихся.) (Слайд 9) На ул. Гродненской возле православного Сестричества стоит памятник святому, небесному заступнику Новогрудской земли. Кто же это, ребята? (Ответы учащихся.) Верно, это святой Елисей Лавришевский. (Слайд 10) Может, кто-нибудь из вас знает, почему его называют Лавришевским? (Ответы учащихся.) А в деревне Лавришево есть даже монастырь, один из древнейших на святой земле Белой Руси. Называется он в честь святого, который основал – Свято-Елисеевский монастырь. А другое название очень поэтичное – Белая Лавра.
И сейчас мы с вами побываем на медиа-экскурсии: познакомимся с историей и архитектурой, встретимся с сотрудницей районной библиотеки и отцом Николаем, а также узнаем, каким может быть отдых, полезный для души.

(Этапы медиа-экскурсии прописаны на доске)

Первая встреча с монастырём – отрывок из песни «Белая Лавра». (Слайд 11)

Песня Юлии Митько «Белая Лавра»

Нам помогут любовь,
На горе монастырь и высокое синее небо
Рассказать о земле белорусских святынь,
У которых ты, друг, ещё не был.
Припев:
Родина моя – белая земля,
Аист, как Ангел над Лаврой.
Стану у креста, Господа моля,
О земле своей многострадальной.

5.    Историческая справка. Предварительная работа со словарём

Учитель. Ребята, сегодня во время нашей медиа-экскурсии вы услышите некоторые новые слова, хотя их корни вам хорошо знакомы. Давайте попробуем соотнести слова и их значения.
https://learningapps.org/display?v=pbbd8my5n21

Монастырь – (от греч.  "моно" - один, уединенный) – место жительства монахов, которые объединены любовью во Христе и подчиняются общему своду правил.

Обитель – 1. То же, что и монастырь; 2. Место, где кто-нибудь обитает – то есть живёт.

Лавра – название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, которые имеют особенное историческое и духовное значение.

Насельник – (от слова селиться) послушник или монах, постоянно проживающий в обители, член монастырской братии.

Мощи святых – останки святых, почитаемые Церковью как святыни.

Отшельник – человек, который удалился от суеты и благ мира в уединенное пустынное место для жизни в подвиге поста и непрестанной молитвы.

Во время просмотра видео сюжета обратите, пожалуйста, особое внимание на даты и связанные с ними события. Они будут нужны нам для подведения итогов по усвоению краткой исторической справки. (Слайд 12)
Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь был основан в середине XIII в. Начало монашеской жизни в обители положил святой преподобный Елисей. Он был отшельником, много потрудился в молитве и монашеских подвигах. Преподобный был убит своим душевнобольным учеником, который не осознавал в ту минуту, что делает. Позже ученик приложился к мощам своего наставника и исцелился от духовного недуга. Это событие подтвердило святость Елисея.

Преп. Елисей был прославлен (канонизирован, объявлен святым) в 1514 г. и стал небесным покровителем не только обители, но и всей Новогрудчины. Его мощи были известны своими чудесами. В начале XVI в. татары хотели разорить обитель. Когда они приблизились к монастырю, то, по молитве святого Елисея, им было видение: они услышали ржание лошадей, а подойдя вплотную, увидели, что во дворе обители множество вооружённых воинов с отборной конницей. Испугавшись, татары не посмели атаковать сильное войско и вернулись ни с чем.

Такое чудо стало известно не только в округе, но и далеко за пределами монастыря. Мощи святого помогали людям, которые обращались к нему с мольбой о помощи в беде. Поэтому Лавра привлекала многих литовских и русских князей, которые делали щедрые вклады в монастырь, приглашали лучших строителей и художников для росписи храма.

Тяжёлые времена переживала обитель в XVIII в., но под покровительством святого Елисея и монахов она не была полностью разорена.  Сегодня Свято-Елисеевский монастырь восстанавливается, и преподобный пребывает духом с насельниками монастыря. Где находятся сейчас мощи преподобного – мы не знаем. Придет время – и они обязательно откроются. Но святой покровитель и сегодня помогает монахам, а всякий паломник получает утешение и укрепление в трудных жизненных обстоятельствах.

Итак, ребята, давайте вспомним с вами основные эпизоды жизни Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря.

https://learningapps.org/display?v=pc8xyja5c21 (расположить события  жизни Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря в хронологическом порядке)
Учитель. Что больше всего впечатлило вас в истории монастыря? (Ответы учащихся.)

6.    Знакомство с архитектурой Белой Лавры

Учитель. Итак, первый этап медиа-экскурсии мы с вами преодолели. Следующий – архитектура Белой Лавры. Сегодня это не одна церковь. Главным храмом на территории обители является Свято-Елисеевский храм, который был построен трудами прихожан и местного священника в 2000 году (Слайд 13). Тогда это была церковь, но не монастырь. В 2007 году сюда снова пришли люди, которые желали посвятить свою жизнь Богу, и обитель стала возрождаться усердными трудами и молитвой.

Множество людей стало приезжать сюда молиться, всех паломников принимал монастырь. Братия встречали всех с любовью, старались утешить и ободрить. Игумен Евсевий (настоятель монастыря), братия, прихожане, благотворители решили расширить храм, увеличить его размеры. Они с радостью занимались строительством, приложили для этого много усилий. В 2016 г. началась его реконструкция, а в 2018-ом году митрополитом Павлом было совершено освящение обновленного храма. (Слайд 14)

Сегодня Свято-Елисеевский храм является основным в монастыре. Здесь совершаются ежедневные богослужения, а паломники остаются на душеполезные беседы с братией.

Есть ещё и церковь с купелью. Её построили в 2013 г. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Слайд 15). Кто из вас, ребята, знает, что такое купель? (Ответы учащихся.) Маленькая купель в храме – это место, наполненное водой, куда погружают младенца во время его крещения. Такие купели есть в каждой церкви. Уникальность данной церкви заключается в том, что посреди храма находится большая купель  с освященной водой, которая используется и для совершения Таинства Крещения, и для окунания. Паломники верят, что окунание вместе с молитвой поможет их телесному исцелению или душевному исправлению. В храме-купели за семь лет были крещены около 400 человек, представляете, ребята, как много взрослых людей решили принять православие в осознанном возрасте?!

Всё в монастыре делается с любовью к прихожанам. В 2010 году был построен Свято-Владимирский летний храм специально для того, чтобы в церковные праздники здесь могло помолиться большое количество гостей и паломников. Храм имеет легкие стены, чтобы людям не мешали насекомые и возможная непогода. Таким образом, братия, гости и паломники молятся на чистом воздухе под открытым небом, находясь в гармонии с окружающей природой. (Слайды 16, 17)

Вокруг монастыря планируется ещё построить 33 часовни. В этих сооружениях можно будет помолиться, уединиться, приложиться к святыням. На данный момент уже построено несколько часовен. (Слайд 18)

Сейчас проверим, как хорошо вы запомнили храмы обители.  У вас на партах лежат листочки с номерками. На экране вы видите фотографии храмов, которые тоже пронумерованы. Слушайте вопрос, вспоминайте, о каком храме идёт речь и поднимайте вверх нужный номер.

1)    В этом храме совершают таинство Крещения. (Церковь честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»)
2)    Главный храм Белой Лавры. (Свято-Елисеевский храм)
3)    Здесь находятся святыни и мощи, которые относятся к мировому Православию. В этих сооружениях можно помолиться, уединиться, приложиться к святыням. (Часовни)
4)    В этом храме люди молятся на чистом воздухе под открытым небом. (Свято-Владимирский храм)

7.    Встреча с интересными людьми

Учитель. В начале урока вы слышали в видео фрагментах, что раньше в монастырях при храмах устраивались скриптории, где переписывались книги. В Лавришево также занимались распространением церковной литературы. Ребята, какая самая важная христианская книга? (Ответы учащихся.)  Библия. Вы помните, что Новый Завет – Евангелие – это часть Библии. Так вот, Лавришевское Евангелие – пример рукописной книги в Беларуси в период Средневековья, произведение высокой художественной книжной культуры.

Следующий этап нашей медиа-экскурсии – встреча с интересными людьми. Светлана Константиновна – сотрудник из районной библиотеки подробнее расскажет о Лавришевском Евангелии. (Слово предоставляется библиотекарю.) (Слайд 19)

Благодарим Светлану Константиновну за содержательный рассказ. А вы, ребята, если заинтересовались, то можете посетить районную библиотеку и найти дополнительную информацию.  

8.    Душеполезный отдых в Белой Лавре

Как уже отмечалось выше, сейчас жизнь в Свято-Елисеевском монастыре бьёт ключом. Сюда всегда стремятся паломники и местные жители, чтобы помолиться, побыть в тишине и уединении, прикоснуться ко святыне, побеседовать с братией монастыря, спросить совета, побыть наедине с природой, а учащимся школ очень нравится проводить какую-то часть каникул на подворье монастыря. Теперь давайте откроем ещё один этап – душеполезный отдых в Белой Лавре. Наши ребята подготовили сообщения о том, как организуется душеполезный отдых для школьников.

Ученик 3. Каждое лето при монастыре организуется оздоровительный лагерь, и здесь скучать ребятам не приходится. Девчонки и мальчишки, с утра помолившись, сделав зарядку и позавтракав, несут различные послушания. Помогают в трапезной, по уборке территории монастыря, в монастырском саду... Не обходится, конечно, и без игр: футбол, волейбол, настольный теннис – словом, есть куда деть свою энергию. (Слайд 20)

Ну и, конечно, самое любимое занятие – это купание на реке Неман, которая окружает монастырь. Купаются здесь в любую погоду, закаляя свой организм и наполняясь позитивом.

Ученик 4. Здесь школьники получают не только физический, но и душеполезный отдых, поэтому молитва здесь занимает важное место. Утренние, вечерние молитвы, «до» и «после» еды, а также перед всяким делом и путешествием, призывание Божией помощи во всех добрых делах – это важная частичка жизни лагеря. Интересные экскурсии, велопоходы, мастер-классы по приготовлению еды, изготовлению красок и рисованию, дела милосердия, помощь пожилым жителям близлежащих деревень, а также душеполезные беседы у костра с братией... – всего и не перечислишь.

Учитель. Действительно, ребята, общение с природой, молитва, взаимопомощь, отрыв от компьютеров и телефонов не может не отразиться благотворно на жизни всех, кто ищет дорогу к храму. Всех, кто искренне ищет Бога, желает исправления своей жизни, в Свято-Елисеевском монастыре готовы обогреть, протянуть руку и в совместной молитве просить заступничества перед Богом у святого Елисея.

9.    Итог классного часа

Итак, ребята, мы говорили о Белой Лавре, но это только маленькая часть её прошлого и настоящего. Вы виртуально побывали паломниками в Свято-Елисеевском монастыре. Подумайте, обсудите в парах и оставьте свой отзыв о посещении этого святого места, ответив на вопрос: для чего нужно прокладывать дорогу к храму? (Работа в парах.)

Итак, ребята, по вашим отзывам я вижу, что в храм нужно стремиться для того, чтобы провести здесь некоторое время наедине с природой, собой, с Богом; оставить мирские дела и подумать о вечном; поразмышлять о своём предназначении, о том, как можно помочь ближнему, найти утешение и совет у мудрых людей. А мы с вами послушаем ещё одного гостя – отца Николая. (Священник подводит итог, что такое дорога к храму).

10.     Заключение

Благодарим нашу гостью за интересный рассказ и отца Николая за душеполезное наставление. Очень надеюсь, ребята, что после нашего классного часа у вас появится желание посетить это святое место и стать экскурсоводами для своих родителей и друзей.

Спасибо за вашу активную работу, за нашу беседу. Помните, ребята, сколько дорог ведет к храму – одна или несколько – неважно. Главное, чтобы они вели именно к храму добра, правды, красоты и Истины – к Богу. Главное – не перепутать пути и не променять сложный душевный труд на лёгкую и широкую дорогу удовольствий. (Слайд 21)