Честность и справедливость

Честность и справедливость

Цели: порассуждать на тему честности и справедливости как христианских добродетелях;

  • развивать умение видеть в людях нравственные черты, ценить и уважать их;
  • воспитывать желание жить в соответствии с Божиими Заповедями, воспитывать в себе христианские добродетели.

Добрый день, дорогие ребята! Прежде, чем объявить тему нашего сегодняшнего разговора, хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Какие христианские добродетели вы знаете?» (ответы детей)

Без сомнения, все названное вами – милосердие, любовь к ближнему, доброта, сострадание, смирение, терпение – верные ответы и ценнейшие добродетели.

Но сегодня хотелось бы поговорить о честности и справедливости. Кажется, что эти понятия не совсем христианские, скорее из общечеловеческой морали.

- Какое определение вы дали бы честности? (ответы детей)

Да, это правдивость, искренность, прямота, неподкупность и даже благородство. Масса синонимов.

Итак, честность – это жизнь по правде. А правда – у Бога. И в самом начале нашей истории человек нарушил правду, он сорвал запретный плод, а затем еще и солгал Господу, за что был изгнан из Рая.

И вовсе не случайно все, что идет от врага рода человеческого, собрано в понятиях «лукавство» и «лукавый» - последним словом в православной традиции обозначается сам враг.

Бог Един, поэтому и правда одна. Десять заповедей Божиих – мерило правды.

Если человек честен перед Богом, то он честен и перед собой, и перед обществом.

Но, к большому сожалению, наше общество привыкло к нечестности. Привыкло как к норме.

«Списать контрольную по тяжелейшей теме по физике или математике – это же, чаще всего, единственный выход получить положительную отметку».

«Поплакаться бабушке на «невыносимо старые» кроссовки и получить деньги на новые, несмотря на очень маленькую ее пенсию»

«Дать денег врачу, чтобы без очереди сделать операцию»

«Используя знакомства, получить бесплатную путевку в санаторий»

Масса ситуаций, которые стали в нашей жизни обыденными, привычными. Люди, не стыдясь, рассказывают о них, делятся «опытом» решения тех или иных проблем. И так повсюду. Видя всплывающее окно с рекламой «чудо-средства» на экране своего смартфона, мы почти стопроцентно знаем, что это обман. Что ничего за этим не стоит. А масса «коучей», «психологов», «диетологов», «тренеров личностного роста», которые, обычно, не имея никакого образования, всячески предлагают свои услуги? Не обман ли?

И, видя все это безобразие, к человеку приходит мысль: а нужна ли вообще кому-то сейчас честность? И если нужна, то кому? Как вы думаете? (рассуждения детей)

На самом деле, честность всегда востребована, всегда нужна. Священное Писание однозначно говорит: лгать человек не должен. Ложь – это преступление человека перед самим собой. Лгущий человек понимает, что он лжет, и в его душе не может быть мира. Совесть мешает, поэтому перед человеком встает задача – не слушать ее, заглушить. И эта задача оказывается выполнимой.

А еще страшно то, что, как и многие понятия, и понятие четности подменяется. Откровенную ложь в обществе смягчают, называя ее «действием по ситуации».

Сначала человек говорит одно, обещает, а затем, увидев выгоду в изменившейся ситуации, действует согласно ей. Как флюгер.

Часто можно видеть такую ситуацию: человек считается невиновным, если не докажут его виновность. Во всем: и в мелочах, и в крупной неправде. Суды с помощью бессовестных, но очень грамотных адвокатов, оправдывают ложь, нечестность, преступление. Совесть затаптывается. Это страшно.

Ребята, так было не всегда. Масса людей, которых мы смело можем назвать образцами честности. Святость – это всегда честность, а мученичество – это честность в высшем проявлении. Во времена гонений на христианство, к примеру, христианам предлагали пойти на сговор – поклониться идолу, принести жертву богам, а потом тихонько молиться в своих домах. Но люди выбирали мученическую кончину, но не шли на сделку со своей совестью. Многочисленные примеры честности и верности мы видим и в богоборческое советское время, и в годы Великой Отечественной войны, и в наши дни. Можно смело сказать, что честность – это всегда подвиг. Честность всегда связана с сопротивлением – внутренним и внешним. Нужно сделать выбор.

Просмотр ролика «Не трус и не предатель» - для 2-6 классов

«Ему подготовили ловушку» или «Слепой парень» - для старших классов

- О чем просмотренный ролик? (ответы детей)

Да, ребята, ситуация, показанная в ролике, еще раз доказывает, что несмотря на все обстоятельства, нельзя оправдывать ложь. У нас всегда есть выбор. Выбор между правдой и ложью. Между честностью и бесчестием.

Правда тесно связана с достоинством человека: тот, кто уважает себя самого, стремится избежать всякого притворства и нечестности, стыдится быть уличенным во лжи, не хочет вводить в заблуждение других людей, ибо уважает их и ценит. Он делает это не из страха разоблачения. Тот же, кто охотно лжет, - не ценит и не уважает других; он ставит их в глупое положение, мешает им правильно сориентироваться, сбивает их с толку. Однако при этом он теряет и собственное достоинство.

Дело в том, что нет на свете ничего тайного, что не стало бы явным. Практически любой обман рано или поздно бывает разоблачен, а человек, даже единожды солгавший, вызывает у окружающих недоверие. Лжеца не уважают, его презирают или опасаются, от общения с ним стараются уклониться. Ему не приходится рассчитывать на искренность окружающих.

Обманщики часто как бы скрывают от самих себя собственный порок, называя его не ложью, а умом, ловкостью, сообразительностью, хитростью.

Впрочем, вопрос о необходимости правды не так прост. А всегда ли уместна правда? А всегда ли говорящий правду совершает безусловно благое дело? Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли громко объявлять инвалиду, что он - инвалид, твердить старику, что дни его сочтены, а некрасивой женщине, что она некрасива? Эта правда становится разрушительной для людей. Более того, следует задуматься, всегда ли то, что мы считаем правдивым, является таковым? Не есть ли наше желание «резать правду» в глаза не более чем потребностью утвердиться за счет других, поднять собственную пошатнувшуюся самооценку, унизив достоинство другого человека?

Таким образом, можно вывести некую «формулу»: важно не только то, что мы делаем, но и для чего мы это делаем. И если цели нашего поступка безнравственны, то и использование благих средств (в нашем случае – правды), не становится нравственным поступком.

Хочется предложить вам еще один ролик.

(просмотр видеоролика «Правду с ложью не найдешь»)

Мораль его предельна проста и кроется в самом названии – «Правду с ложью не найдешь». Ищите правду, но при этом не будьте рядом с ложью. Вместе эти понятия не могут существовать.

Честность еще часто отождествляют со справедливостью. В современном обществе люди очень часто требуют справедливости по отношению к себе. Скажите, в чем это проявляется? (ответы детей)

Да, люди говорят, что несправедливо обижены низкой зарплатой, плохой работой, невозможностью жить так, как они хотят, дети – плохими отметками и отношением со стороны учителей и родителей. Продолжать можно очень и очень долго. Так много претензий у нас!

Но давайте задумаемся: что такое справедливость? Это правосудие, а правосудие требует наказания. Мы сейчас не берем уголовную сферу. Давайте поговорим о человеческой повседневной жизни. Есть ли среди нас люди, ежедневно и почти ежечасно не нарушающие Законы Божие – главные нравственные и духовные законы человечества? Есть ли те, кто не лжет, не гневается, не ленится, не ругается, не обижает других, не насмешничает, не вредничает и так далее? Получается, что все мы виновны и должны понести наказание. Божье наказание. Все. НО…. Мы его не хотим. Получается, что и здесь мы выкручиваемся и лжем, ищем незаслуженной «справедливости» для себя.

Если я, ежедневно попирающий законы Божии, надеюсь на Его святую милость и прощение, то и сам должен быть милосердным и прощающим для других людей. Потому что «какой мерой меряете, такой и вам отмеряно будет». Может статься, что так и Господь отнесется ко мне, грешному.

Мы, люди, должны выстраивать свои отношения с окружающими нас людьми, не отталкиваясь от своего представления о справедливости.

Давайте посмотрим еще один ролик «Цена справедливости» (просмотр)

- Какой была цена за требуемую «справедливость»?

- Что продемонстрировала ситуация с ватрушкой?

Да, ребята. Нельзя судить скоропалительно. Нельзя требовать справедливости, не разобравшись в ситуации. Ведь очень часто это ваше видение ситуации. И совершенно не факт, что это видение верное.

И еще. У некоторых из нас есть обостренное чувство справедливости. Они требуют и требуют. Все вокруг им должны. А всегда ли мы реально заслужили, заработали то, что требуем?

Обвиняя другого и требуя справедливого наказания, так же требовательно ли относимся к себе? Подумайте об этом.

Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно, по справедливости, имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Поистине, как сказано, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5).

Сегодняшнее наше занятие я хочу закончить словами почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Выше закона может быть только любовь, выше права – милость, и выше справедливости лишь прощение».