Беседы с архипастырем

Воскресение Христово — реальность, к которой все мы причастны

Удивительно быстро прошел Великий пост, и мы дождались самого главного праздника — Светлого Христова Воскресения. Господь наш Иисус Христос Воскрес! Логика жизни, которая должна закончиться смертью, была опровергнута. И сегодняшнее торжество — не только воспоминание о происшедшем почти две тысячи лет назад событии, это реальность, к которой все мы причастны. Об этом мы и беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

Ваше Высокопреосвященство, в праздничные пасхальные дни мы «радостью друг друга обымем» и ради столь великого праздника простим все друг другу. Наверное, поэтому такими добрыми и одухотворенными становятся лица?

Настроение, которое превалирует в душах верующих людей, — радость. Причем, какими бы ни были внешние обстоятельства жизни человека, житейские невзгоды, всякая боль телесная и душевная заметно утихает — в этот день всегда приходит радость.

        Пасхальная радость — это особое состояние души, которое рождается в кульминационный момент Пасхального Богослужения. Ее трудно передать словами. Это не обычное человеческое чувство, а состояние всего естества, состояние благодатное, мистическое, всеохватывающее. Это радость о Христе Воскресшем! Радуются все и вся: «Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово...» (Пасхальный канон).

        Слово «радость» — одно из ключевых в Евангелии, оно от начала до конца словно освещает всю Пасхальную службу.

        Сей день, который сотворил Господь,

        Возрадуемся и возвеселимся в оный...

        Этот стих псалма 117 вошел в Пасхальное Богослужение из древнейшей Пасхальной Литургии. Христос, отвергнутый, распятый и умерший, властно восстал из Г роба и наполнил весь мир радостью, или «радование миру даровал», как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, составивший в начале VIII века Пасхальный канон, который и теперь поется в пасхальную ночь в каждом православном храме.

        Пасхальная радость — радость особая, она идет изнутри, она живет в глубине человеческого сердца. Ни-чего не изменилось в духовной жизни человека с тех пор, как тысячи лет назад были созданы псалмы.

Богослужение праздника Пасхи Христовой, Владыко, столь торжественно, что невозможно, пожалуй, даже самому сдержанному человеку остаться безучастным.

Задолго до полуночи верующие в праздничных одеждах стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального торжества. Священнослужители облачаются в светлые одежды. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного праздника Воскресения Христова.

        Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам мироносицам, которые поутру пошли ко Гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

        С высоты колокольни, как с Небес, льется ликующий пасхальный трезвон, молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника.

        Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей Гроба Христова. И священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у Гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Многие верующие рассказывают, Высокопреосвященнейший Владыко, что на Пасхальном Богослужении ощущают себя вне действительности. Это, видимо, потому, что Царствие Небесное начинается уже здесь, на земле?

Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17).

        Только для того чтобы Дух Святой стяжать, надо много потрудиться. Царствие Божие — чистота души. Путь к нему — в понуждении себя к исполнению заповедей Евангелия и искреннее покаяние. Все просто, но немалого требует труда.

        Очень важно, как пишет преподобный Паисий Афонский, смирить себя и больше доверять Богу.

        Среди описания подвигов афонских подвижников мне встретилось описание жития старца Ефрема Катунакского. Он 42 года прожил со старцем, который был сущим тираном, настоящим деспотом, душевно больным человеком, энергия которого была просто демонической.

        Другие отцы его больше 15— 20 минут не могли вынести. С ним никто не мог ужиться — столь трудный это был человек. Много раз отец Ефрем пытался уйти от старца Никифора, не выдерживая, но как только собирался уходить, благодать Божия тут же покидала его. А ведь отец Ефрем, как читаем в его жизнеописании, был богоносцем — он имел такое дерзновение пред Богом, что говорил с Ним, как с Другом. Тем не менее Бог был неумолим и попустил ему мучиться целых 42 года.

        Под конец отец Никифор и вовсе лишился рассудка. Так прошло года три-четыре, и это было огромным мучением для отца Ефрема. Когда отец Никифор почил и его хоронили, то прежде, чем опустить тело в могилу, все послушники, по обычаю, стали подходить взять у него последнее благословение и прощение. Подошел и отец Ефрем по-клониться тленным останкам. И в тот самый миг, когда он кланялся, Бог известил его внутренне: на то, что он остался при старце, была Божия воля. И отец Ефрем ответил Богу:

43 года я молился и спрашивал у Тебя, какова Твоя воля, но Ты мне не сказал! И говоришь это сейчас, спустя 43 года? А если бы я его оставил и ушел раньше?

Если бы ты это сделал, ты погубил бы себя! — услышал он ответ в душе...

        Вот видите, дорогие мои, духоносные дары Божии и спасение пришли к этому подвижнику не в счастливой жизни, а через огромный труд, великие скорби. Только через Крест приходит Воскресение. Только Крестом может спастись человек, лишь им может быть побеждена наша падшая и больная природа. Если Христос добровольно взошел на Крест и Крестом пришла радость всему миру, то каждый христианин, который хочет спастись, должен добровольно взойти на свой крест, и через него он обретет радость.

Но, к сожалению, Владыко, современный человек не хочет страдать, а больше заботится о земных удовольствиях. Желание пользоваться благами мира часто заслоняет духовную жизнь.

Вот поэтому противоречие христианского мировоззрения и достижений так называемого цивилизованного мира и привело нас к парадоксальным явлениям. С одной стороны, мы, казалось бы, достигли полного материалистического рая, с другой стороны, как свидетельствует статистика, в этом нашем «цивилизованном мире» происходит глубокая деградация. Резко возрастают нервно-психические заболевания, самоубийства — люди теряют смысл жизни.

        Все есть, а удовлетворения и радости нет! Что-то поражено внутри, возникли духовные проблемы, которые не залатаешь никакими деньгами в погоне за наслаждениями, властью и известностью.

        Есть такое повествование. К одному психиатру пришел пациент и, жалуясь на жизнь, попросил:

Доктор, помогите! Я совсем перестал смеяться, ничто в жизни не приносит мне радости. Я так сильно устал.

        Психиатр стал давать ему советы один за другим, но мужчина все отвергал. Наконец, психиатру в голову пришла хорошая идея.

А сходите-ка вы в цирк, сейчас там знаменитый клоун выступает. Ох, и юморист! Я сам два раза ходил на его выступления и насмеялся от души!

        Мужчина еще больше огорчился:

Не поможет.

Но вы попробуйте! Вы только сходите! 

Доктор, я и есть тот самый клоун, который так хорошо смешит людей, — ответил мужчина.

        Этот человек веселил других, но сам не имел радости, потому что источник радости — в Боге.

        Желая заглушить духовную пустоту, люди стремятся искусственно поднять настроение, взбодриться, ищут новых впечатлений. Можно, конечно, даже на Марс отправиться с экспедицией, но разве душа этим насытится? Для христианина куда важнее, чтобы она очистилась от греховного хлама и поднималась вверх по духовной лестнице, к Господу.

        Давайте учиться истинной радости, дорогие мои! Радость должна быть основным настроением христианина. Преподобный Серафим Саровский говорил, что христианин не имеет права унывать. Если даже нападут грусть и меланхолия — нужно постараться отбросить неправильные мысли и настроить себя на духовно правильный лад.

      «Современный человек должен быть фабрикой добрых мыслей», — учит нас преподобный Паисий Афонский. И пусть она работает в нас беспрерывно, преображая душу и жизнь вокруг.

        Сегодня Христос вновь зовет всех нас на пир веры, пир Царствия, призывает вкусить от плодов Его искупительной жертвы, напиться воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4 : 14). Всем нам нужно молиться, чтобы наши намерения послужили на пользу душе, во спасение людей.

        Поздравляю всех вас с величайшим праздником Христова Воскресения. Оглянитесь вокруг! Все овеяно пасхальной радостью! Давайте же постараемся сохранить эту духовную радость, идя по жизни с Воскресшим Господом.

        Христос Воскресе!

Воистину Воскресе, дорогой Владыко!

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

06.04.2018