Беседы с архипастырем

В праздник Рождества Христова многовековая память человечества стучится в каждое сердце

7 января благая весть вновь и вновь несется над землей. «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...» — звучит в храмах тропарь празднику, наполняя ликованием сердца христиан. В праздник Рождества Христова мы душой прикасаемся к великой Тайне, становимся свидетелями безмерной любви Бога к человеку и причастными к особой, удивительной рождественской атмосфере. Об этом великом событии мы и беседуем сегодня с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

— В эти святые рождественские дни, когда Святая Церковь воспевает великое снисхождение Господа к человеку, наверное, Ваше Высокопреосвященство, не найти человека, который не размышляет об этом?

— Думаю, даже у тех, кто нечасто бывают в церкви, живут в полном изобилии, ни в чем материальном не имея нужды, в дни одного из самых главных христианских праздников что-то дрогнет в сердце. Многовековая память человечества постучится в него и напомнит, что Христос родился. Родился в темной пещере, куда пастухи в холодные ночи загоняли скот, а рядом шумел и суетился город Вифлеем.

    Воплощение Его, Хозяина Вселенной, произошло в абсолютной тишине, смирении и безвестности, и только несколько волхвов-персов и простецов-пастухов были извещены о Пришествии в мир Спасителя.

    Вдумайтесь, дорогие мои! Бог — и крайняя нищета и смирение! Величайшее событие в истории человечества совершилось в такой простоте, кротости, безызвестности...

— Волхвы с Востока пришли поклониться Богомладенцу, и сегодня некоторые последователи современных тайных доктрин провозглашают их астрологами, магами и оккультистами. Но это ведь далеко не так, Владыко?

— Волхвы в те давние времена не были служителями зла, колдунами, которые общались с темными силами. Это были мудрецы. Евангелист Матфей говорит о волхвах как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя.

    Согласно преданию, впоследствии Гаспар, Мельхиор и Бальтазар были обращены в христианство Апостолом Фомой, который благовествовал вПарфии и Индии. А в западных преданиях говорится даже о рукоположении их Апостолом Фомой во епископов.

    Из Синаксаря, а также собраний житий святых, основанных на последних данных агиографии, мы узнаем, что волхвы почитались как святые в древней Церкви и в Византии, их память празднуется как раз в Рождество Христово.

    Попытки причислить Гаспара, Мельхиора и Бальтазара к оккультистам неосновательны: оккультизм и астрология — принадлежности быта современного человека, которые пропагандируются повсеместно ипрочно входят в менталитет людей. А между тем, как известно из Ветхого Завета, оккультисты подлежали смертной казни.

    В последней речи, обращенной к народу, пророк Моисей предостерегал людей от подражания нравам и обычаям языческих племен, а больше всего от идолопоклонства и связанных с ним демонических обрядов. Пророк окончил свое завещание словами: «...жизнь и смерть предложил я тебе: благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...» (Втор. 30:19).

    В Новом Завете смерти подлежит грех, но не сам грешник. Церковь не отвергает никого из приходящих, а призывает покаяться и не творить дела тьмы. Вот и мы с вами в наше непростое время, когда вера в Бога перестает быть доминантой, давайте оживим свои души покаянием, чтобы почувствовать радость и глубину великого события — праздника Рождества Христова. И тогда, внимая церковным песнопениям, услышим сердцем ангельское пение, первую колыбельную Божией Матери, увидим коленопреклонение пастухов и поймем духовный смысл, сокрытый в дарах волхвов.

    Наш мир пронизан невидимыми лучами Божественного света, исходящего от Творца. Нужно только не замыкать, а распахнуть свое сердце, чтобы согрелось оно под их теплом.

— Когда-то люди, Ваше Высокопреосвященство, отмечали языческий праздник рождения нового солнца — зимний солнцеворот. Праздник Рождества Христова пришел ему на смену?

— Церковь освятила и преобразила народные традиции. Это не отвержение, а именно преображение и перевод праздника в иную ипостась и на большую глубину.

    У язычников ведь какое было представление о богах — как о могучих, таинственных надчеловеческих существах, присутствие которых повергало в трепет. Люди просили их о помощи, им воскуряли фимиам. Но эти так называемые боги были какими-то очень уж мелкими, даже мелочными, потому что отражали человеческие недостатки.

    Эти «божества» могли конфликтовать между собой и бороться за лидерство. Они не были ни всеведущими, ни всемогущими, ни благими — но лишь усиленной версией человеческой знати. Языческие «боги» могли буквально изголодаться, если люди долгое время не приносили им жертв.

    Но у ветхозаветного народа Божия, Израиля, было совсем другое представление о священном. Они верили не в одного из большого пантеона, а в Единого и Единственного Бога. Того, Которому весь мир принадлежит, Который сотворил небо и землю Своим Словом.

    В отличие от языческих божеств, этот Бог праведен, Он ненавидит беззаконие, и для Него очень важно, чтобы люди поступали друг с другом справедливо. Чтобы с самыми слабыми членами общества — бедными, пришельцами, сиротами и вдовами — обращались милосердно, с любовью.

    И вот Бог приходит спасти человека. Он Сам становится Человеком для того, чтобы ответить на все людские нужды, проживает жизнь в полном послушании Отцу. Он молится там, где мы ссоримся и сквернословим, живем по своим страстям; Господь любит и прощает, когда мы ненавидим, злобствуем, мстим; Он свидетельствует об истине там, где нам кажется более удобной ложь. И, наконец, Господь наш Иисус Христос смиренно отдает Свою жизнь на Кресте, чтобы опять принять ее в Воскресении.

    Только вот прискорбно, что человечество с неимоверным упорством отдаляется от Него, не стремится к святости и праведности, не хочет жить по заповедям Божиим, не ищет прежде всего Царствия Божия...

— С того времени, когда Христос пришел на землю и принес мир, несчетное количество мучеников отдали свои жизни за веру в Него. Почему, Владыко, они это делали?

— Потому что всем сердцем полюбили Христа, вкусили Его великую любовь. Начало положил первомученик архидиакон Стефан, который, подражая Господу, засвидетельствовал о своей любви к Нему. Первомученика Стефана можно назвать полководцем всех мучеников. После того как его схватили иудеи за проповедь о Христе, архидиакон был вынужден предстать на суд в синедрионе. Там, не страшась, он вновь исповедовал свою веру, и лицо его просияло, подобно ангелу (см. Деян. 6:15). Разгневанные иудеи набросились на Стефана, вывели его за городские стены и побили камнями.

    Законом Моисея эта казнь была определена для самых нечестивых грешников. Какая это страшная и жуткая смерть! Но святой Стефан, как узнаем из Священного Писания, думал в тот момент не о себе, а, подобно поднятому на Крест Христу, молился за людей. Архидиакон испустил последний вздох, молясь за тех, кто побивал его камнями: «Господи! не вмени им греха сего» (Лк. 23:34).

    Своей добровольной смертью за правду Божию святой первомученик стал сопричастником нетленной небесной славы. Свет сияющего лика первомученика Стефана соединился со светом Вифлеемской звезды.

    Великое множество мучеников за Христа впоследствии пострадали за веру в Него, являя Господу свою стойкость и верность.

    И сегодня так же важно оставаться верными Богу, ведь даже от одного христианина-подвижника ослабевает демоническая сила и просветляется метафизический мрак, окутывающий землю. Православие раскрывает вечную красоту человеческой души как образа и подобия Божия, возрождает человеческую личность, дает нам силы сопротивляться греху, который разделил, раздробил человечество.

    Человек — создание Божие, создание разумное, а потому жизнь наша должна быть осмысленна.

— К сожалению, Ваше Высокопреосвященство, для многих Рождество Христово — это лишь повод вкусно поесть, попить и поплясать, послать друг другу поздравления.

— Думаю, в праздник это никому не возбраняется, важно только помнить о смысле торжества, о том, что Господь пришел на землю освободить нас от греха, а подлинную свободу от него может нам дать только учение Христово, Его благодать, Его Церковь. Ничто не сравнится с церковным Богослужением! Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Если бы вы видели, какая благодать сходит на Литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо!»

    Обязательно прежде, чем сесть за праздничный стол, побывайте на праздничном Богослужении. Вслушайтесь в слова канонов и стихир, прекрасных песнопений — они прольют дивный свет в душу, и светлая тихая радость Рождества Христова согреет и оживит сердце. Ничто не сравнится с этой духовной радостью!

    Как-то раз к преподобному Силуану Афонскому пришли послушники из монастыря и спросили: «Авва, почему ты сидишь в этой темной и сырой пещере? Выйди отсюда, посмотри, как светит солнце, поют птицы и зеленеет трава». На что преподобный ответил: «Братия, разве вы хотите мне зла? Зачем вы зовете меня? Если бы вы знали, какое Солнце светит мне здесь и какую блаженную радость я переживаю в общении с Ним, вы бы не стали меня уговаривать выйти отсюда!» Ответ преподобного Силуана звучит лейтмотивом Небесной радости Духа.

    Блаженство веры и радостное переживание общения с Богом — главный дефицит нашего времени. Я поздравляю вас, дорогие читатели, со светлым праздником Рождества Христова и хочу пожелать, чтобы истинная радость о Рожденном в мир Спасителе всегда согревала ваши души, утомленные земной суетой.

    А еще давайте учиться благодарить! Это ценнейший дар, который нужно нам воспитывать в себе. Без него мы будем всегда немы, глухи, слепы и не увидим, сколь благ к нам Господь. Будем славить Его, пришедшего в нашу земную жизнь, в ней пребывающего, ведущего нас всех ко спасению — и радостями, и горестями этой жизни, всегда Им измеренными.

— С праздником Рождества Христова и Вас, дорогой Владыко!

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей

Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

 

 

01.01.2020