Убийства, наркотики, суицид: почему люди выбирают культ смерти?
Почему мир сегодня видится перевернутым, культ смерти становится на Западе все более востребованным, а страны бывшего Советского Союза с легкостью перечеркивают свое прошлое, лишая народы исторической памяти? Заповедь Божия «не убий» как высокий нравственный императив действует и в мирской жизни, и на войне? Об этом и другом мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря.
— Мир сегодня, Ваше Высокопреосвященство, становится неустойчивым не только в глобальном политическом и экологическом смыслах, но прежде всего в духовной сфере. Свидетельствует ли это о точке невозврата и скором приближении Суда Божия над нами?
— Понятие греха, который господствует в мире, никак не может быть идентифицировано с волей Божией — она не является неизменной и зависит от нас. Но, похоже, человечество, преступая мыслимые и немыслимые границы Закона Божия, подходит к заключительному этапу.
В Ветхом Завете описано много случаев, когда именно суды Божии сходили на землю в наказание за человеческий грех. Это и Великий потоп, в котором спасение нашла лишь семья праведного Ноя; и десять египетских казней для фараона и его народа, противящегося свободе евреев; и Содом и Гоморра, которые были разрушены за грехи их жителей; и один из известных случаев — разрушение Вавилонской башни как символа человеческой гордыни.
Но в Новом Завете Господь выступает как любящий Отец, Который хочет всем спасения. И эта возможность спасения дана каждому из нас. Только как же мы испытываем Божии милость и долготерпение! Безнравственность, можно сказать, достигшая дна и уже не ужасающая, наполняет нашу жизнь.
Происходит сегодня целенаправленное моральное разрушение личности: за свою карьеру, славу, деньги многие с легкостью продают свою совесть, не гнушаясь клеветой, интригами, даже убийством.
— Поражает жестокость, с которой убийства совершаются. Это, Владыко, можно назвать дерзким восстанием против Творца, нарушением планов Его домостроительства и заповеди «не убий». Но ведь и на войне она нарушается?
— Любая война есть нарушение этой заповеди. Однако мы видим из Священного Писания, что в то самое ветхозаветное время, когда она была дана, израильский народ воевал по Божию повелению и с помощью Божией побеждал врагов.
Заповедь «не убий» не распространялась безусловно. Ею запрещалась расправа одного человека над другим по личному решению и произволу.
Чем же отличается убийство на войне? Тем, что в нем нет злой воли. Воин, отправляясь на войну, защищает Родину, исполняет свой долг. Терпя все невзгоды военной жизни, постоянную опасность и угрозу, он безропотно несет крест, который Господь возлагает порой для вразумления многих людей.
Когда к святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну пришли воины с вопросом, как им спасаться, он не говорил оставить свое занятие, но сказал только: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14). А у святителя Афанасия Великого, одного из Отцов Церкви, есть даже одобрение военной службе.
Известен такой исторический случай. Во время войны греков с персами императрица Зоя призвала на службу бывшего полководца грузинского князя Торникия, принявшего монашеский постриг с именем Иоанн.
Когда тот стал отказываться брать в руки оружие, преподобный Афанасий, в обители которого монах Иоанн подвизался, сказал: «Мы все дети одного Отечества и поэтому должны защищать его. Наша обязанность — ограждать Отечество от врагов молитвами. Но если верховная власть признает нужным употребить на пользу общую и руки наши, и грудь, мы беспрекословно должны повиноваться». Преподобный благословил Иоанна-Торникия на защиту Церкви и своего Отечества.
Патриотизм, вера, любовь к Богу, ближнему и Отечеству — важный аспект мировоззрения православного человека, которое было положено в основу жизни наших предков. И это должно быть примером для нас.
Нужно беречь свою веру, изучать ее и знать свою историю. Ибо, как говорил великий русский ученый М. В. Ломоносов, «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Без прошлого человек не сможет построить как свое будущее, так и будущее государства.
— Сегодня, Ваше Высокопреосвященство, многие страны, которые были частью великой державы — Советского Союза, легко перечеркивают не только героическое прошлое некогда единого народа, но и культурное наследие. Что же тогда их ожидает впереди?
— Каждый исторический этап, каждая эпоха оставляют свой след, формируя наше мировоззрение, общество и культуру.
Отказ от прошлого — это не что иное, как признак упадка христианства, который все более явственно проступает в последнее время, особенно в западных и к ним примкнувших странах, являясь прямым отражением духовного кризиса.
Так, в Латвии полным ходом идет вандализация общественного пространства. Все памятники советским воинам давно снесены, сейчас сносят уже и монументы, имеющие отношение к периоду Российской империи.
Например, в мае 2023 года в Риге был демонтирован памятник А. С. Пушкину, через несколько месяцев — академику М. В. Келдышу (он родился в Риге). Объектом внимания стал и памятник в честь еще одного уроженца Риги — знаменитого полководца М. Б. Барклая де Толли, героя Отечественной войны 1812 года...
Мы чтим память павших в военные годы, учимся на ошибках и помним доблестные подвиги отцов и дедов, понимаем важность мира и стремимся сохранить его для будущих поколений. «Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою», — писал святитель Филарет Московский. Потому что основана эта любовь на православной вере, чувстве собственной сопричастности к жизни и истории Родины, на чувстве благодарности предкам.
Печально, что сегодня многие люди и даже целые народы стараются жить по собственным разумению и воле, скатываясь ко все большему безумию.
Где тут думать о высоких истинах, когда иные ценности властвуют над умами. Как сообщает французская Le Figaro, носок Майкла Джексона, сохранившийся со времени его выступления во Франции в 1997 году, был продан на аукционе за 6200 евро (!)...
Идет целенаправленная дехристианизация, приветствуется отказ от традиций, евангельских заповедей. Но душу не обманешь — она тоскует. Отсюда и волна депрессивных расстройств, рост недовольства, агрессии, количества попыток уйти от реальности при помощи наркотиков, самоубийства.
— Потому, видимо, Владыко, все популярнее на Западе культ смерти — эвтаназия, который можно назвать ловушкой диавола?
— Если еще недавно эвтаназия категорически не принималась абсолютным большинством людей, в том числе и медработниками, то сегодня к ней относятся уже вполне терпимо. Она все чаще обсуждается на страницах западной прессы с призывом «узаконить смерть из милосердия».
Само слово «эвтаназия» в переводе с греческого означает «благая смерть» — то есть смерть «легкая», не сопряженная с болью и страданиями. Но что за ней стоит дальше? Многие люди оправдывают себя, соглашаясь на убийство или самоубийство, чтобы не быть обузой, считая это милосердием и представляя чем-то стоящим выше всех заповедей Божиих и человеческих этических норм.
Во многих странах Запада уже давно применяют эвтаназию, да и в настоящее время парламенты некоторых государств рассматривают возможность скорой легализации эвтаназии и ассистируемого самоубийства. Так, в конце июня палата общин (нижняя палата) британского парламента одобрила уже в третьем чтении законопроект о ее легализации.
Только вот под каким бы «благородным» соусом не подавали эвтаназию — это не проблема жалости и милосердия, это проблема смысла человеческой жизни, ее цели на земле. Есть духовный аспект вопроса, на который мнения людей никак не влияют: жизнь — бесценный дар Божий, и никому не дано распоряжаться ею.
Церковь определяет эвтаназию как самоубийство и убийство, что является крайней степенью отпадения от Бога. Люди, выступающие за ее легализацию, совершают тяжелый грех против Господа — Источника жизни. Только Всеведущий Бог знает, когда кого забрать. У Него Свой Промысл о каждом человеке. И надо знать, что последними страданиями, если терпеть их без ропота, милостивый Господь очищает душу умирающего от многих грехов.
А сколько известно случаев, когда самые безнадежные больные милостью Божией полностью исцелялись? То, что людям кажется ненужным, может оказаться нужным всему человечеству, делу Божию в мире. В теле, пусть даже физически обезображенном, живет бессмертная душа, которая, может быть, пред Богом драгоценнее многих прославленных пред обществом душ.
Мы все, дорогие мои, живем на земле этой временно. И глубокий, удивительно высокий смысл нашей жизни кроется не в одних только радостях, но и в страданиях, неудачах, обидах, перенося которые закаляется, мужает и учится наша душа.
Не понять нам сейчас, почему случается с нами так, а не иначе. Только перспектива Вечной жизни бросает верный свет на смысл того или иного события. Мы же свободны только в своем выборе — принять этот свет или не принять.
Нет на свете другой силы, которая бы так укрепляла человека и облегчала его жизнь, как вера. Не столько в чудесах ее, сколько в успокаивающем, умиротворяющем влиянии на душу нуждается наше общество.
Жить по заповедям непросто, это действительно требует большой любви и глубокого доверия Богу. И когда, несмотря ни на что, мы не отступаем от заповедей и признаем их абсолютное главенство над собою, считаем их ценностью, которая намного дороже комфортной и сытой жизни, — только тогда мы сохраняем верность Христу.
— Спаси, Господи, Владыко, за содержательную беседу.
C архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ
беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,
г. Новогрудок
24.09.2025