Беседы с архипастырем

Почему люди подменяют счастье его суррогатом, или как начинается деградация личности

Два года назад решением Священного Синода 11 сентября, день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, было постановлено считать Днем трезвости. В храмах Русской Православной Церкви в этот день совершается молебное пение о страждущих недугом винопития и наркомании. О страсти алкоголизма, ее истоках и пути исцеления мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

—  Ваше Высокопреосвященство, почему именно В день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи В православных храмах совершаются особые молитвы О страдающих от алкоголизма?

—  Потому что именно в этот день, упившись вином на пиру и совсем потеряв разум, царь Ирод приказал усечь главу святого Пророка Иоанна.

     К сожалению, одержимость винопитием, как и прочие страсти, сопровождает человека с незапамятных времен. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние» (Быт. 19:31—37).

     Пьянство как никакая другая страсть рождает множество других смертных грехов. «Потому, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — диавол ничего так не любит, как пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница».

     И, конечно же, не в вине следует искать причину пьянства, а в самом человеке. Если в его сердце нет веры и страха Божия, нет стремления к воздержанию, начинается расслабление душевных сил, и тогда легко преступается нравственный закон.

     «Пьянство — вражда на Бога», — говорит святитель Василий Великий.

—  А ведь долгое время, высокопреосвященнейший Владыко, считалось, что умеренное потребление алкоголя позитивно влияет на мозг и даже предупреждает сердечно-сосудистые заболевания.

—  Да, так считалось. А, как выяснилось, все совсем наоборот. Ученые давно доказали: чем чаще и больше пьет человек, тем быстрее уменьшается объем его мозга, а значит, происходит деградация личности.

     Святые отцы всегда считали так: пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и кораблекрушение целомудрия. Пьянство — начало безбожия, ибо оно омрачает разум, которым обыкновенно наиболее познается Бог.

     Корень алкоголизма — в бездуховности. Бездуховный человек утрачивает смысл жизни, его гнетет внутренняя опустошенность, у него размываются нравственные ориентиры, ум закрыт для восприятия других идей, знаний. А многих «зеленый змий» и вовсе сводит в могилу. По статистике каждый год в мире от алкоголя умирает около двух с половиной миллионов человек.

     И в Беларуси число таких страждущих велико. В прошлом году, например, под наблюдением наркологической службы Минздрава находились 255 648 пациентов. Более чем тревожная цифра для нашей не слишком большой страны!

—  Ваше Высокопреосвященство, часто пьянство начинается, казалось бы, с баловства — с пива. Многие его считают совсем безобидным напитком...

—  К сожалению, люди плохо осведомлены об этом «безобидном» напитке. Пиво — такой же алкоголь, как и водка, и коньяк, и сухое вино, ибо в его состав входит этиловый спирт. Конечно, производители нахваливают свой «прохладительный» продукт, однако он совсем не безвредный — об этом говорят специалисты. В поллитре пива крепостью 4 % содержится чистого алкоголя примерно столько же, как в 50 граммах водки.

     Нередко молодежь, даже девушки, увлекаются пивом, а потом, решив создать семью, удивляются, почему у них нет детей. Хотя все просто. Как объясняют исследователи, в составе пива присутствует в очень большой дозе аналог женского гормона фитоэстрогена, который становится активным в организме потребителя и нарушает гормональный баланс, что часто и является причиной бездетности. То есть девушка, которая систематически употребляет пиво, может никогда не стать мамой — вот насколько «безобидно» пиво.

     Кроме того, для сохранения пивного эффекта в него добавляются сверхвредные консерванты,вызывающие сильные воспалительные процессы в пищеводе и желудке.

     Еще в XIX веке англичане, борясь с алкоголизмом, решили вытеснить крепкие напитки пивом. Но очень скоро им довелось отменить свой «пивной закон», поскольку с его введением пьянство лишь усугубилось.

—  У нас же укоренившийся «безобидный» стереотип этого напитка и постоянное увеличение его продаж делают свое дело — все больше людей приобщаются к пиву.

—  Многие просто недооценивают одно очень коварное его свойство: пиво формирует патологическую зависимость, болезненное влечение к спиртному. Те, кто его систематически употребляет, испытывают такие же алкогольные перегрузки, как и при питии крепкого алкоголя. Этот факт подтверждают наркологи тех стран, где пиво — традиционный напиток. Отсюда и нездоровье.

     Любители пива, как правило, не связывают свои болезни, особенно сердца, с пристрастием к нему. Но врачебная практика однозначно свидетельствует, что именно оно часто является стартовой площадкой на пути к пристрастию к алкоголю.

     Согласно современным исследованиям, пиво — это самый опасный легальный наркотик, прокладывающий путь другим, более сильным, нелегальным. Алкоголь давно причислен к самым агрессивным наркотикам, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью.

—  Печально, когда люди свои проблемы начинают топить в алкоголе... но что ищет, Владыко, человек в спиртном? Может быть, ухода от реальности, некоего суррогата счастья?

—  Вы правильно заметили: именно суррогата. Без Бога, без веры настоящего счастья быть не может. Выпивка доставляет человеку временное веселье. Но душа, будучи по природе христианкой, не принимает радости вне Христа, и вскоре наступает духовное опустошение, которое надо чем-то заполнять. Человек, далекий от Бога, заполняет пустоту новой порцией алкоголя — и так до бесконечности, до полного падения.

      Но душу разве обманешь? Она тоскует по Богу, плачет и мечется. «Пьянство, — говорит святитель Василий Великий, — это добровольно накликаемый бес».

      Человек, не осознающий и не признающий себя алкоголиком, не сможет вылечиться, потому что, значит, он не хочет этого. Сделать первый шаг к нормальной жизни — это увидеть свой грех, признать его и захотеть исправиться. Условия исцеления — покаяние, молитва, чтение Святого Евангелия, церковные Таинства. Этот путь проверен и подтвержден многократно. Так искореняли пьянство еще в дореволюционных православных обществах трезвости.

       В нашей епархии в 2011 году также был создан православно ориентированный центр реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис» (греч. «Воскресение»), которому через год успешной работы решением Синода БПЦ был присвоен статус Центра реабилитации Белорусского Экзархата.

       Что значит «центр реабилитации»? Это оказание духовной, психологической помощи страждущим, социальная адаптация людей, зависимых от алкоголя и наркотиков. Работа здесь строится на основе 12-шаговой Программы анонимных алкоголиков, и ведется она довольно-таки успешно.

       Кто хочет подробнее узнать об этом центре, может зайти на его сайт в интернете, а те, кто хочет вернуться к нормальной жизни, имеют возможность, осознав свое духовное, нравственное и социальное падение, пройти здесь курс лечения.

— «Не обманывайтесь, — предупреждает Апостол Павел, — пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). Неужели, Владыко, это Божие установление не останавливает людей?

—   Те, кого не вразумляет это грозное предупреждение, сами себя добровольно обрекают на вечную муку. И эта смерть духовная — отделение человека от Бога на веки вечные, куда более ужасная, чем физическая смерть — отделение души от тела. Скажите, что может быть страшнее, чем оказаться навеки отделенным от Бога?

      Помните, дорогие читатели: наше земное пребывание — время выбора. Наша вечная жизнь определяется здесь и сейчас. И у каждого человека, в какие бы тяжкие грехи он ни впал, пока он жив, есть шанс. Любящий Господь всем нам оставил покаяние и Святые Таинства.

      Цените жизнь и берегите ее. Любите Христа, спешите в храмы Божии, где каждый может оставить свою тяжкую греховную ношу, просветлеть душой и получить исцеление.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

 

 

27.09.2016