Беседы с архипастырем

Как сохранить в сердцах пасхальную радость

Во все эпохи существования рода человеческого на смену одним правителям приходили другие, менялись жизненный уклад и общественные отношения, мирное течение жизни разрушалось войнами... Человечество прилежно «совершенствовалось» в деле уничтожения самого себя. Нынешний год стал самым тревожным в истории нашего поколения. Внимание народов приковано к военным событиям в Украине. Неспокойный мир пытается внести в нашу жизнь беспорядок и сумятицу, но есть нерушимые духовные опоры, которые дают силы помнить о вечном и истинном. Главная из них — Пасха Христова. Лишь в Пасхальном воскресном свете жизнь человека обретает новый смысл. Об этом мы и беседуем сегодня с наместником Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

— Пасхальные песнопения, одухотворенные лица, радость и торжество царят в храмах в эти праздничные дни. Почему, Ваше Высокопреосвященство, забывается о земных невзгодах и печалях?

— Потому что ни на земле, ни во всей Вселенной большей радости нет: Христос Воскрес, и это убеждает нас, что кроме видимого мира существует и невидимый, таинственный.

    Этот мир — высший, духовный, неизменяющийся — не просто находится рядом с нашим, но и облекает его со всех сторон, проникает в него и воздействует на него.

    Весь мир — материальный и духовный, видимый и невидимый — радуется, сливается с вечной жизнью Царствия Небесного. Каждый, кто молится на ночном Пасхальном Богослужении, испытывает необыкновенный восторг, душевное ликование, чувство огромной благодарности к Спасителю за дарованную нам вечную жизнь. Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал нашему бытию возвышенный и благородный смысл.

    Пасхальная служба — это торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. Все наши земные радости, как правило, скоропреходящи. Радость же о Боге совсем иная: переполняя сердце, она идет изнутри.

    Сложно рассказать о ней тому, кто ее не почувствовал. Радость эта основана на вере, она не соотносится ни с временными политическими обстоятельствами, ни с философскими или иными убеждениями, а просто живет в глубине сердца, освещая его.

— Дух мира сего неустанно старается ослабить наши светлые духовные ощущения. Сегодня в Украине гибнут не только воины, но и мирные люди, что еще страшнее — безвинные дети. Почему мы так повредились и в чем здесь Божий Промысл, Владыко?

— Есть рассказ об одном подвижнике, который так же не мог найти ответа на вопрос: почему вокруг так происходит, если по справедливости должно быть совсем иначе?

    Услышал подвижник этот о прозорливом старце и решил идти к нему со своими сомнениями. По дороге он повстречал человека, который пошел вместе с ним.

    Первую ночь они провели в странноприимном доме. Утром радушный верующий хозяин угощал странников. А когда они покинули дом, вдруг спутник нашего подвижника подошел к реке и бросил в ее поток серебряное блюдо, которое только что украшало стол хозяина.

    Приученный ко внутренней молитве, пораженный подвижник удержался от вопроса, и они пошли дальше.

    Второй вечер застал их в лесу. Уже поздней ночью набрели они на хижину, где и решили остаться на ночлег. Едва рассвело, подвижник проснулся от шума. Его спутник разбирал крышу и ломал стены, являя при этом недюжинную силу. Он разобрал хижину всю до основания, а затем так же быстро построил заново.

    Вопросы одолевали подвижника, но, хоть и с большим трудом, он промолчал и на этот раз.

    Следующую ночь путники коротали в придорожном трактире. Днем за столом им прислуживал отрок — сын хозяина. После трапезы спутник подвижника вдруг поднялся, схватил мальчика и без видимого усилия задушил его.

    Когда они, поспешив покинуть трактир, были уже на значительном расстоянии, подвижник воскликнул:

— Да кто же ты такой? Объясни свои действия!

Сопровождавший его мужчина остановился и сказал:

— Слушай внимательно. Хозяин первого дома — человек порядочный и благочестивый, но на его совести лежало украденное им серебряное блюдо. Теперь, когда он его утратил, из его хартии изглажено темное пятно греха.

— Что же было на следующее утро?

— В лесной сторожке, где мы ночевали, был спрятан клад. После нас в ней должен был остановиться на ночлег добрый человек. Найденное сокровище послужило бы к погибели его души. Поэтому я вовремя изъял его.

— Но как и за что ты лишил жизни ребенка? — уже испытывая страх Божий, спросил путешествующий.

— Этот мальчик, сейчас еще чистый душой, в ближайшем будущем должен был стать главарем шайки разбойников. Душа его была обречена на неминуемую гибель. У мальчика нет благочестивых близ-ких, которые смогли бы вымолить его из ада, поэтому мне было велено забрать его душу сейчас... Теперь ты понял, что Судьбы Божии неисповедимы? — произнес спутник подвижника Ангел и стал невидимым.

    Так вот и мы с вами не будем пытаться объяснить совершаемое Господом. Достаточно знать, что все, что делает Он, совершается по Его Промыслу. Даже явное зло бывает попущением Божиим ради благих целей, сокрытых от наших слабых умов, Он пользуется им для целей добра.

— Мы наблюдаем по всей планете сегодня небывалые катаклизмы, беды, военные действия. Как бы хотелось их избежать, Владыко. Но разве такое возможно?

— Конечно, Сам Господь дает нам эту возможность. «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то... будете жить на земле [вашей] безопасно; пошлю мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит. И меч не пройдет по земле вашей» (Лев. 26:3—6), — читаем в Священном Писании.

    В Библии очень много примеров Божией помощи — например, как войны были выиграны самым чудесным образом.

    Так, после семидневного обхода пала стена Иерихона: гром с неба навел ужас на врагов Израиля и напуганные филистимляне сами истребили друг друга.

    А аммонитяне, моавитяне и обитатели горы Сеира, собравшиеся против евреев, из военного альянса превратились во врагов и погибли от рук своих союзников. Можно перечислять множество чудес и благодеяний Господних.

    Но они приходят лишь тогда, когда мы каемся и молим Его о помощи.

    Сегодня у христиан велик соблазн приспособиться к современному миру с его ложными благами, материальными и чувственными удовольствиями ценой предательства Христа. И не дай Бог нам оказаться в числе обольстившихся. А такое возможно, если мы будем равнодушными к вере, не исполнять заповеди Божии и дела добра.

    В «Божественной комедии» Данте Алигьери надпись на воротах в ад заканчивается следующими словами: «Оставь надежду всяк сюда входящий». А в преддверии ада есть так называемое «Поле никудышных». Здесь находятся души тех людей, которые и в рай не взяты, потому что у них нет добрых дел, и в ад их не берут, потому что нет у них грехов. И вот они, никудышные, нигде не нужны. Хоть это и художественное осмысление жизни после смерти поэтом, но очень тонкое и впечатляющее.

    Пожалуй, это самое скорбное состояние человека — быть никудышным, ни на что не годным, живущим без стремления к духовному подвигу.

— Святые отцы учат, Владыко, что следует каждый день читать Святое Евангелие. Почему это так важно для нас?

— Потому что оно есть радостная весть, а вера — сердечное его принятие. Приемлющий Евангелие обязательно приемлет и духовную радость в сердце.

    Мы сегодня живем в мире лжи, и единственный способ для христиан осознать смысл происходящего вокруг — читать Святое Евангелие.

    Господь превратил страшнейшую трагедию смерти в окончательную победу жизни, смертию смерть поправ. Он сделал каждого из нас соучастником Своего Воскресения.

    Внутренняя радость христианского сердца является и показателем той степени духовной жизни, какой оно достигло. А если этой радости нет, то нет и Духа Божия в сердце.

    Во все времена велась война против Православия, но сегодня зло себя уже не скрывает, а его служители стремятся погубить как можно больше христиан. Но православные крепки не армией, не супероружием, не мирской правдой и разумом, но «Господом и могуществом силы Его».

    А потому внемлем призыву Апостола Павла: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14—17).

    Господь оставил величайший подарок человечеству — Церковные Таинства. Никогда радость не вселится в сердце, если мы ими пренебрегаем или приступаем к ним недостойно. Жить и спасаться без благодати Таинств нельзя. В этом — реальный шаг к изменению жизни.

    Во все времена вера и только вера порождает радость в сердце. Ведь она не о пище и питии, не о чести или богатстве — все это удовольствия плотские. Радость же духовная — радость о Господе Спасе, благости и человеколюбии Его.

    Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает.»

    Христос воскрес единожды две тысячи лет тому назад, но Он дает возможность и поныне совоскреснуть с Ним каждому из нас.

    Паки и паки, поздравляю вас, дорогие читатели, с праздником Воскресения Христова.

    Христос Воскресе!

— Воистину Воскресе, дорогой Владыко!

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

26.04.2022