Новости

В г. Лида установлен медальон князю Константину Ивановичу Острожскому

11 сентября, в праздник Усекновения главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, после Божественной Литургии на восточной стене Лидского Свято-Георгиевского храма был установлен от жителей Лиды памятный медальон князю Константину Ивановичу Острожскому (ок. 1460 - 1530 гг.) — защитнику православия в Великом княжестве Литовском.

11.09.2014 |

Медальон представляет собой круглую плиту красного гранита, на которой отлит портрет князя. По кругу медальона выбита надпись: «Князю Канстанціну Іванавічу Астрожскаму — абаронцу веры і дзяржавы. 08.09.2014».

У стены храма была пропета «Вечная память» князю, после чего памятный медальон был окроплен святой водой.

На мероприятии присутствовали прихожане храма, журналисты. В конце мероприятия слово взял редактор лидской газеты «Наша слова» С. Судник. Он рассказал присутствующим о личности князя как патриота своей Отчизны.

Еще один памятный медальон князю Острожскому будет передан в музей г. Дятлово или г. Новогрудка, так как князь имел непосредственное отношение к этим городам. Дятлово было его личным владением, первый дятловский храм был построен им. В Новогрудке князь перестроил (если не сказать построил) Борисоглебский митрополичий собор.

Историческая справка:

Князь Константин Иванович Острожский (около 1460 – между 15 и 25.8.1530 гг. по ст. ст.) – государственный и военный деятель Великого княжество Литовского, покровитель православных.

За одержанные победы в конце 1469 г. назначен найвысшим гетманом ВКЛ. Пользовался большим авторитетом у великих князей ВКЛ Александра (1492 - 1506) и Сигизмунда І Старого (1506 - 1548), благодаря чему стал первым в ВКЛ православным, который занял предназначенные для католиков должности каштеляна виленского и воеводы трокского. Был главным покровителем Православной Церкви в ВКЛ.

Благодаря князю Острожскому фактически был отменен запрет на строительство православных церквей в государственных владениях ВКЛ. В 1511 г. получил разрешение на перестройку Виленского Пречистенского собора, а в 1514 – на строительство в Вильне церквей Святой Троицы и святителя Николая (Перенесенской) в честь битвы под Оршей, построил церковь в Смолевичах (около 1520 г.).

Князь совершал дарования церквям Вильни, Новогородка, Турова, Киево-Печерскому монастырю.

В 1511 г., спустя полтора года после Виленского собора (25.12.1509 г.), (на котором, кстати, был прославлен прп. Елисей Лавришевский), К. И. Острожский добился от Сигизмунда Старого подтверждения Православной Церкви в ВКЛ права на независимый суд и запрещения светским лицам назначать на церковные должности.

Митрополит Иосиф Солтан со всеми епископами, а также все князья и паны православной веры во главе с кн. Острожским, били челом Сигизмунду, чтобы он подтвердил все духовные права, какие только от начала христианства на Руси дарованы были митрополиту Киевскому и подведомым ему епископам на основании Номоканона Восточной Церкви, и положили перед королем грамоты его предка Витовта, отца Казимира и брата Александра, пожалованные в свое время для подтверждения этих прав. Сигизмунд, рассмотрев представленные ему грамоты, дал и от себя такую же грамоту.

Затем приказал светским лицам не только православным, но и католикам, чтобы они не чинили кривды митрополиту Киевскому и епископам и в церковные доходы и во все справы и суды духовные не вступались, и повторил приказание той же Александровой грамоты панам-католикам, имевшим в своих вотчинах и поместьях православные церкви. Грамота дана Сигизмундом на великом сейме, бывшем в Бресте 2 июля 1511 года.

Князь Острожский управлял имениями Киевской митрополии (которая имела административный центр и местом пребывания митрополитов Киевских и всея Руси г. Новогородок, Борисоглебский собор) после смерти митрополита Киевского и всея Руси Иосифа ІІ Солтана (+ 1521 или 1522 гг.). В 1-й четверти 16 в. Новогородский митрополичий Борисоглебский собор был полностью переоборудован в готическом стиле по заказу К. И. Острожского, который выпросил у короля на содержание крылошан собора пять служб людей и три пустоши в Циринской королевской волости со всеми землями, угодьями и доходами, а 26 ноября 1517 г. король, по просьбе того же князя, новою грамотой утвердил это даяние. (О других вкладах кн. К. И. Острожского в Борисоглебский собор в Новогорудке в 1518–1519 гг. см.: Ярушевич А. Ревнитель православия князь Константин Иванович Острожский и православная Литовская Русь в его время. Смоленск, 1896. С. 147–148).

В 1498 г. великий князь Александр подарил Константину Ивановичу волость Здетел (Дятлово), с правом основания местечка. Князь построил здесь в нач. 16 в. замок (упоминается в документах как «двор Здетело») и церковь. В 1507 г. Сигизмунд Старый подтвердил права Острожского на Дятлово.

В качестве приданного, князь получил от жены часть Гольшан и проч., в качестве наследства – Словенск возле Ошмяны и проч., купил озеро Свитязь. В браке с Татьяной Ганной Гольшанской имел сына Илью, а в браке с Александрой Олельковной – сына Константина (в крещении Василия), издателя Острожской Библии, и дочь Софью.

Притеснения православных в Галиции, особенно во Львове, более и более усиливались и дошли до того, что львовское церковное братство, состоявшее из почетнейших граждан, принуждено было принести жалобу королю, и король, по ходатайству за них князя Острожского, назначил комиссию для обсуждения дела. В 1521 г. Сигизмунд издал следующее постановление: 1) русские в делах большей или меньшей важности имеют приносить присягу не в латинском костеле, но в своей церкви; 2) во всех делах могут быть свидетелями пред судом, к чему прежде не допускались; 3) священники их могут ходить в городе к больным со Святыми Дарами в церковном облачении, но без свеч, а по улице, называемой Русской, и со свечами; 4) магистрат, состоящий из одних латинян, имеет право сам назначать православных священников, но должен обращать внимание на представление русского общества и от поставленного священника может брать рукавичного не более двух коп грошей; 5) тела умерших русских священник может провожать чрез город в церковном облачении, что дотоле возбранялось, но без свеч и колокольного звона, а на Русской улице можно и петь, и звонить, и зажигать свечи.

Современники высоко ценили князя Константина Ивановича Острожского как полководца, после смерти называли его «вторым Ганнибалом» (М. Стрыйковский), «русским Сципионом», утверждали, что выиграл 64 битвы. Погребён в Великой церкви Киево-Печерской лавры, где покоились его предки, в том числе прадед благоверный князь Феодор Васильевич Острожский, почивающий нетленно в Дальних пещерах.

Известен отзыв о князе К. И. Острожском папского легата Пизона: «Князь так привержен к Греческой Церкви и до того соблюдает ее постановления, что и на волос от них не отступает. Будучи дома благочестивым Нумою, он в бою воинственее Ромула и при всех редких качествах имеет лишь тот недостаток, что он схизматик. Если бы удалось привлечь его в лоно нашей матери Церкви, примеру его последовало бы бесчисленное множество русского народа: таким уважением и славою он пользуется между ними»!