Новости

Праздничная Божественная Литургия Архиерейским чином в Свято-Михайловском соборе г. Лида

14 января, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, Управляющий делами Белорусской Православной Церкви, ректор Минских Духовных Академии и семинарии совершил Божественную Литургию в Архистратиго-Михайловском кафедральном соборе г. Лида.

15.01.2013 | Жизнь-служение

Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный церквей Лидского округа протоиерей Ростислав Соловьев, настоятель собора святого Архистратига Михаила протоиерей Сергий Шафорост и духовенство Лидского благочиния.

За Литургией была совершена диаконская хиротония студента III курса Минской духовной академии Сергия Ярмоловича.

По окончании Богослужения Высокопреосвященнейший Владыка совершил молебен на Новый год и было провозглашено многолетие, после чего Архиерей обратился к пастве с проповедью.

«Сегодня мы совершаем с вами два праздника – Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. По смирению Своему принимает Господь наш Иисус Христос положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: ''Не нарушить закон пришел Я, но исполнить'', приняв в обрезании образ грешника. Как грешник, претерпевая боль, положенную за грехи…

14 января также день памяти святителя Василия Великого – одного из трех величайших иерархов и учителей Церкви.

Он происходил из знатного рода, славившегося ревностью христианской веры. В Константинополе и Афинах Василий получил блестящее образование – был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом. Но Господь призвал этого высокообразованного человека к аскетической монашеской жизни. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился на берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили без кровли, без очага, много трудясь и скудно питаясь. Когда распространилось лжеучение Ария, Церковь призвала к служению обоих святителей и Василий вернулся в Кесарию.

Император Валент угрожал святому Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью, но святой проявил такую твердость духа, что изумленный правитель не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.

Святой Василий утверждал православную веру, призывая христиан к мужеству и терпению. Все свои личные средства и доходы своей церкви святитель употреблял в пользу бедных, создавая богадельни.

После смерти святого Василия 14 января 379 года, Церковь тотчас стала праздновать его память…»

О святом Василии Великом

Василия Великого чтят православные. Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики.

Первоначальное образование Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину.

Примерно в 357 году Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.

Исполняя своё служение, святитель Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и большую любовь.

Вскоре (370) святитель Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием у русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Свято-Успенской Лавре.

Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в Алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.