Новости

«За веру пострадавшие»: Архиерейское Богослужение в день памяти протоиерея Андрея Куца

Каждый год собираются прихожане Альбертина (пригород Слонима) и с. Шилович Слонимского района, чтобы почтить память протоиерея Андрея Куца и его супруги, матушки Елены, зверски замученных в 1939 году безбожниками.

19.09.2014 | Жизнь-служение

18 сентября Божественную Литургию в храме преподобномученика Афанасия Брестского в Альбертине возглавил Правящий Архиерей Высокопресвященнейший архиепископ Гурий в сослужении благочинного церквей Слонимского округа протоиерея Вадима Петлицкого, священнослужителей благочиния, преподавателей и студентов Минских Духовных школ в священном сане.

Обращаясь к присутствующим, Высокопреосвященнейший Владыка отметил: «Во времена безбожия многие искренне верили, что Бога нет, и потому не считали нужным соблюдать духовные законы.

Утратив веру, люди стали скатываться в бездну зверонравия. Все более ожесточаясь сердцами, они стали превосходить зверей своей лютостью. Священника Андрея Куца и его супругу нелюди обрекли на нечеловеческие страдания.

Мученическим венцом Господь увенчал православного пастыря и его верную спутницу и помощницу матушку Елену. Своею кровью доказали они верность Православию и сейчас ликовствуют на небесах.

А нам с вами нужно поминать в их молитвах, на их примере учиться быть стойкими в вере, любить Господа и быть верными Ему».

По окончании Богослужения от храма преподобномученика Афанасия Брестского в Альбертине во главе с Правящим Архиереем Крестный ход направился к храму Казанской иконы Божией Матери в с. Шиловичи, где служил настоятелем протоиерей Андрей Куц.

После литии, отслуженной у храма, Владыка обратился к участникам Крестного хода, пожелав, чтобы Господь не оставил без внимания молитвы к угодникам Божиим, укрепил всех в вере православной. 

Протоиерей Андрей Куц, с. Шиловичи, Слонимский район 

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война.

Пока фашистские войска вели оккупацию польской территории, в пределы Западной Белоруссии вошла Красная Армия. Польская власть прекратила свое существование, а новая еще не вступила в свои права.

За несколько дней безвластия местные активисты, почувствовав вседозволенность и возомнив себя хозяевами, не замедлили выплеснуть злобу на тех, кто им был не по нраву. Начались невиданные бесчинства. 

Все понимали: в наступившие дни безвластия, когда жизнь человеческая уже ни во что не ставилась, священнику смерти не миновать.

Так оно и случилось. Мученическая кончина отца Андрея и матушку Елену настигла в их собственном доме.

На вторые сутки после эвакуации Слонимского военного гарнизона и полиции пятеро подвыпивших безбожников явились утром в дом к священнику и стали “производить конфискацию”, то есть грабить. Забрали скотину, разный сельскохозяйственный инвентарь, очистили кладовую – одним словом, взяли все, что сочли ценным.

После этого они связали священника, а над супругой жестоко надругались, скрутили руки и, вытащив в сени, проткнули ее заостренной палкой. Не выдержав таких мучений, матушка Елена скончалась.

А отцу Андрею эти нелюди выкололи глаза, отрезали язык, нос и уши.

Обнаженные, изуродованные и окровавленные тела отца Андрея и матушки Елены погрузили на повозку, в которой уже лежали три ранее убитых человека, и отвезли за село, на болото у реки Щара. Выкопав неглубокую яму, сбросили туда убиенных.

Смерть протоиерея Андрея Куца последовала между 1 сентября (приход Красной Армии) и 17 октября 1939 года.

Желая скрыть следы своего преступления, бандиты облили останки бензином и сожгли. Потом на это место с находившейся рядом фермы стали сбрасывать навоз.

Как рассказывают местные жители, один благочестивый человек откопал останки и перезахоронил их. Интересно, что недалеко от фермы, через поле у дороги стал расти из земли каменный крест. Он где-то в половину человеческого роста и стоит очень твердо. Кто знает, может, это Господь так отметил место захоронения своего служителя протоиерея Андрея и его супруги?

Истинные служители в своем устремлении за Господом принимали на себя самый тяжелый крест – крест преданности в волю Божию, когда человек всего себя посвящает Господу и отрекается от своей воли, всякой своей мысли и желания. И это есть верх совершенства христианского.

Начинается христианство покаянием, зреет оно борьбой со страстями, а завершается сораспятием Христу.