«Зависть – губительная страсть»

«Зависть – губительная страсть»

Воспитательное мероприятие в рамках факультатива «Зависть – губительная страсть»

Тема:   Зависть - губительная страсть

Методы и формы: мастерская ценностных ориентаций

Цель: нравственно-правовое воспитание учащихся через формирование собственной позиции по отношению к зависти.

Задачи:
•    дать понятие, что значит «зависть»;
•    формировать у учащихся неприятие зависти;
•    развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
•    содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с завистью.

Наглядность, оборудование:  столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы  Приложение 1, тексты статьи Д.С.Лихачева «О зависти», фломастеры, на доске размещены высказывания великих о зависти.

План подготовки:
•    подобрать  высказывания о зависти;
•    в кабинете столы расставить на четыре группы;

Эпиграф к мастерской:  
•    Зависть… есть такая низкая и трусливая страсть, что в ней признаться не смеет никто. Ф. Ларошфуко
•    «Не завидуй, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» Христианская заповедь
•    Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом. А.Попов

На доске:
•    Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехами другого человека. С.И.Ожегов
•    Зависть – свойство  того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе. В.И.Даль

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. Введение в тему

Мастерская начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу и высказывая одно доброе пожелание на сегодняшний классный час. Ведущий (учитель) становится в центр круга и предлагает всем взять из шляпы листочек с его добрым пожеланием. Пожелания написаны на листочках разных цветов (всего 4 цвета). Затем учащиеся рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по цвету вытянутого листочка с пожеланием.
Учитель: Я думаю, что многие из вас уже слышали известную притчу о том, как одному человеку было обещано исполнение любого желания. Однако это обещание было отягчено условием: его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал, чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку. Давайте поразмышляем, какое чувство двигало этим человеком? Как можно объяснить этот поступок?
Возможные ответы учащихся:
•    Этого человека одолевает зависть. Как только мы начинаем завидовать, мы начинаем желать зла или чего-то плохого тому человеку, кому мы завидуем. Это  главная черта настоящей зависти.
•    Объяснить поступок героя из притчи можно следующим образом.  Глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же успехов, потом раздражается. А когда он понимает, что желаемого ему не получить, он начинает мечтать о невзгодах для того, кому завидует.
Учитель. В Слове о зависти во вторую неделю поста  святитель Илия (Минятий) сказал так: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».
(В  ходе беседы учитель обсуждает с учениками тему и проблему мастерской, указывает на актуальность и важность поднимаемой проблемы, сообщает ребятам о необходимости  бороться с завистью в себе).
Учитель: А теперь давайте обратимся к определению слова «зависть», которое дают великие знатоки русского языка С.И.Ожегов и В.И.Даль.
(работа со словарными статьями, помещенными на доску).

2. «Проблемная беседа»

Учитель. Помните ли вы, почему Каин убил брата Авеля? И что впоследствии произошло с Каином?
Учащиеся. Потому что его жертвоприношение не была оценено по достоинству. Братья Иосифа продали его в рабство, потому что отец любил его больше.
Учитель.  Царь Саул пытался убить беззащитного Давида, когда почувствовал, что народ любит его подданного сильнее, чем его самого. На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов убеждают нас в том, что издавна это человеческое чувство терзало души людей.
И несмотря и на то, что зависть входит в список семи смертных грехов, и на то, что чувство это доставляет массу неприятностей, до сих пор её не удалось изжить. Французский философ Рене Декарт считал зависть особым видом печали, смешанной с ненавистью, которую испытывают, когда видят благо у тех, кого считают недостойными этого блага. И с этой точки зрения, по мнению философа, её можно извинить, если чувство обращено против тех, в чьих руках полученное благо может обернуться злом. Согласны ли вы с этим мнением?
Учащиеся. Нет, не согласен, потому что зависть вредит благополучию людей, отнимая радость не только у самого завистника, но и у тех, кто его окружает.
Учитель. Еще один французский мыслитель считал, что «из всех страстей зависть самая отвратительная. Под её знаменем шествуют ненависть, предательство и интриги». Попробуйте аргументировать мысль великого философа и писателя, обратившись к своему читательскому опыту.
Учащиеся. Русская и зарубежная литература много внимания уделила этому человеческому греху.  Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка. В художественной литературе много примеров зависти, вызываемой самыми разными причинами (учащиеся приводят примеры из произведений, изученных на уроках литературы, если затрудняются, учитель может напомнить произведения и героев):
•    мачеха из-за зависти к красоте падчерицы пыталась погубить молодую царевну. (А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях");
•    завистливые ткачиха с поварихой и со сватьей бабой Бабарихой (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
•    художник Чартков стал жертвой свой зависти к чужим талантам. Он скупал и уничтожал работы талантливых художников, это довело его безумия и он умер. Зависть убила его. (Н.В.Гоголь «Портрет»)
•    Грушницкий завидует Печорину во всём - в положении в обществе Печорина, в его благородном происхождении, в популярности Печорина, отношению к дамам. Грушницкий пытается подражать Печорину,но это выгладит очень жалко. (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)
•    Швабрин завидует   Гриневу (Маша Миронова полюбила Гринева, а не его) (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»);
•    Павел Петрович  Кирсанов завидует  уверенности и чувству собственного достоинства  Базарова  (И.С.Тургенев «Отцы и дети»);
•    Молчалин завидует всем, кто удачливее и богаче его (А.С.Грибоедов «Горе от ума»);
•    из-за зависти Фернана Мондего началась печальная история Эдмона Дантеса (А.Дюма «Граф Монте-Кристо»)
•    у Николая Кавалерова рождается липкое, тянущее, грызущее изнутри чувство зависти, зависти к чужим успехам, чужим условиям жизни. Чувство это отравляет жизнь и самому Кавалерову (Ю.Олеша «Зависть»).
    Учитель. Список примеров можно продолжать. В том, что обсуждаемая проблема актуальна, нас убеждает и публицистика. Предлагаю вам прочитать и обсудить статью «Про зависть» Д.С.Лихачева из сборника «Письма о добром и прекрасном».

3. Чтение и обсуждение статьи Д.С. Лихачева «Про зависть»

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка?  А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти.  Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь.  Вот то же и с завистью.  Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
Зависть  развивается  прежде всего там, где вы сам себе чужой.
Зависть  развивается  прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
Завидуете – значит не нашли себя.
Вопросы для обсуждения:
-Как, по мнению автора, возникает чувство зависти?
-Кто подвержен «опасности зависти» прежде всего?
- В чем разрушающая сила этого чувства для завистника?
- Можно ли бороться с возникающим чувством зависти?
-Какими словами характеризует автор зависть? Продолжите ряд эпитетов.
Учащиеся. Автор называет зависть ужасным, болезненным чувством. Жалость бывает  тихая, затаенная, безграничная, сильная, злая,  ядовитая, беззлобная, безудержная, бессильная, неутоленная,  глубокая,  жгучая, жестокая,  злобная,  лютая, мучительная, острая, невольная,  простая, рабская, ревнивая, робкая,   смертельная,  тайная,  унизительная.

4. Строим многогранник.

Учитель. Приведенные вами эпитеты свидетельствуют о вашем отрицательном отношении к пороку зависти. И это правильно: художественная  литература, примеры из жизни, публицистические произведения рисуют людей не просто завистливых, но и мелких, душевно ограниченных,  нравственно деформированных. Дело в том, что зависть, как и любой человеческий порок, не существует сама по себе, ей всегда сопутствуют другие человеческие пороки, которые, в конце концов, и разрушают личность. С какими же пороками соседствует зависть? Заполните пустые стороны многогранника, и вы поймете, как опасна зависть, тем более в компании «приятелей».
Учащиеся обсуждают в группе, заполняют стороны многогранников, объясняют свои решения в классе. Среди выбираемых ребятами слов могут быть следующие: ненависть, эгоизм, высокомерие, неполноценность, интриганство, злобность, месть, лицемерие, наглость, тревожность, злорадство, тщеславие.

5. «Я художник»

Учитель. В средние века мир воспринимался в аллегориях и символах. Так и зависть изображалась в виде змеи, жабы, медузы, страшной старухи, её считали порождением дьявола. Такие образы использовались художниками, например, Джотто, для изображения этого пагубного чувства, которое своим ядом отравляет души людей. Тогда же зависть начали связывать с ложью, призванную закрывать, как маской, истинные чувства человека. Попробуйте и вы, поработав в группах, символически изобразить зависть, ее окружение и т.п.
(Работа в группах) Можно предложить учащимся нарисовать на листочках символы к слову «зависть» Ребята могут нарисовать:
- засохшее дерево;
- червивое яблоко;
- ядовитую змею;
- раненое сердце и т.п.
(Рисунки прикрепляются к доске, представители групп объясняют нарисованное, отвечают на вопросы).

6. «Пословица недаром молвится»

Учитель. Известную фразу «Пословица недаром молвится» понимать следует буквально: народ выражал в пословицах свое отношение к человеческим порокам, в том числе к зависти. Какие из них вам известны? О каком отношении народа к зависти свидетельствуют указанные вами пословицы и поговорки? Великие люди нашей планеты тоже часто высказывались о зависти. Некоторые высказывания взяты в качестве эпиграфа к сегодняшней мастерской, с другими вы можете познакомиться в Приложении 1.
(Работа в группах с Приложениями 1 и 2, учащиеся выбирают понравившиеся пословицы и высказывания и комментируют их)
Учащиеся. В пословицах и поговорках всегда осуждалась и высмеивалась зависть, завистливые люди вызывали насмешку, жалость, презрение.
Учитель: Объектом зависти может выступать любой человек, который имеет то, чего нет у тебя. Чему же завидуют больше? Вот примеры небольшого исследования:
        1. 13-14 лет: тем кто учиться на отлично; решительным; тем у кого много друзей; знаниям англ. языка, красивой одежде одноклассников; тем кому учителя делают поблажки; тем кто умеет отстаивать свое мнение; тем у кого есть свой компьютер; тем у кого есть дедушка и бабушка; высоким; тем кто добивается успеха; тому, кто сильнее меня; артистам
       2. 15-16 лет: общительным; тем кто учиться на отлично; всем умным; тем у кого есть чувство юмора, красивой фигуре; знаниям англ. языка; талантливым людям; тем у кого есть сверхспособности; тем кто может складно говорить; тем у кого хорошая память; олигархам; тем у кого молодые родители; тем у кого всё получается
        Учитель: Видно, что если подросткам интересно общение, то умеющий находить контакты будет вызывать зависть и т.д.  Но, к счастью, в нашей жизни кроме зависти есть еще такое понятие как восхищение, понятие противоположное зависти. Это умение радоваться за чужие победы и достижения. Восхищаясь, мы испытываем почти те же чувства, что и сам победитель. Но, к сожалению, искренне радоваться чужим успехам может не каждый. На это способны лишь добрые, великодушные люди.
Вот как Александр Дольский пишет об этом чувстве:
Но исходим мы слезами –
Никнут крылья от тоски.
Это зависть. Это зависть.
Рвется сердце на куски…
    Объект зависти – человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», едешь в «Жигулях» – завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный – сытому, старый – молодому.

(Просмотр видеофрагмента «Окно».  Песня-притча С.Копыловой)

Учитель: Оставшегося в живых жаль больше, чем умершего. Умерший был хорошим человеком с чистой душой и ему и на том свете хорошо. А второму придется остаток жизни жить с осознанием своего поступка.
(учащиеся также высказывают свое мнение и о видеофрагменте, и о песне)
Учитель: А можно ли увидеть по внешнему виду человека - завистливый он или нет

7. Словесное портретирование.

Учитель. Мы уже достаточно много поговорили о зависти, теперь можем составить психологический портрет завистника. Многие писатели изображали переживания завистника в весьма мрачных тонах.  
Попробуем и мы составить словесный портрет завистника. Какой он внешне, типичный завистник?


                                Завистливый человек
тревожный                                                                                           злой
  мрачный                                                                                        лживый
  замкнутый                                                                          эгоистичный
    лицемерный                                                                   нервный                                                   
            раздражительный                                    неискренний
                         неделикатный                  злоязычный
                                      

 

                                          Завистник


Чаще всего                                                      Никогда
Говорит неправду                                     Не хохочет от души
Улыбается неискренне                              Не говорит комплименты
Готов подставить подножку                     Не веселится на всю катушку
Сплетничает                                              Не спит спокойно
Совершает необдуманные поступки        Не сотрудничает
Не умеет работать в команде                   Не сочувствует                                                    
Тревожится                                                Не помогает

 

 
8. «Протянем руку помощи»
Учитель. Вероятно, я не ошибусь, если скажу, что чувство зависти испытывал хоть раз в жизни каждый из нас, но не каждый имеет смелость в том признаться. И это не случайно. Мы уже убедились в том, что подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это чувство как однозначно отрицательное, как порок,  который нужно изживать, неустанно занимаясь самовоспитанием. Подумаем вместе и поможем тому, кто встал на путь исправления! Есть такая методика: проговаривай вслух и про себя определенные фразы, и ты скоро поверишь в то, что произносишь. В группе придумайте и запишите утверждения (не менее двух), которые, на ваш взгляд, должен сам себе проговаривать тот,  кто решил избавиться от порока зависти.
     Обсуждение в классе:
Мои чувства под контролем.
Ничего особенного в этом нет, нечему завидовать! (Эти слова нужно проговаривать в случаях, когда что-то действительно вызывает зависть).
Я ничуть не хуже всех остальных людей.
Окружающие думают обо мне как о человеке искреннем и   добросердечном.
Я горжусь тем, чего мне удалось достичь. Скоро достигну еще большего.
Я так же умен и талантлив, как и…(предмет зависти).
Зависть - признак слабости, а я сильный.
Зависть вызывает смех окружающих, а я не хочу, чтобы надо мной смеялись.
           9. Рефлексия.
Учитель. Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:
     Сегодня в мастерской
                                       я узнал…
                                       понял…
                                       почувствовал…
   Возможные ответы учащихся:
•    Я узнал, что зависть рождается от сравнения себя с другими.
•    Я понял, что зависть-это  большое несчастье прежде всего  для самого человека.
•    Я узнала, что зависть рождается не столько от силы, сколько от слабости и неуверенности в себе.
•    Я понял, что зависть рождается от неудовлетворенных потребностей.
•    Я узнал, что завистливые люди смешны и жалки в глазах окружающих.
•    Я понял, что энергию зависти можно трансформировать и обратить на саморазвитие.
•    Я понял, что с таким пороком, как зависть, нужно и можно бороться, необходимо только знать современные методики.
•    Я почувствовал, что бороться с завистью отнюдь не просто.
•    Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.
•    Я почувствовала в мастерской уверенность в себе, в том, что я правильно отношусь к людям.
Учитель. Вы многое узнали и поняли в ходе нашей мастерской. Те, кто понял, что с пороком зависти можно бороться, могут немедленно приступать к делу.  Займитесь тем, что будет вам интересно. Найдите среди окружающих вас людей единомышленников. Учитесь видеть в себе и окружающих хорошее, и постепенно обретете гармонию. Вы научитесь принимать вашу жизнь такой, какая она есть. Потому что это только ваша жизнь, и вы в силах сделать ее спокойной, интересной и гармоничной, никому не завидуя и не тратя силы на тревоги и переживания. Зная свои недостатки, ваша главная задача – преобразовать их в достоинства и всегда оставаться примером добра и великодушия. Успехов вам, дорогие ребята!
В заключение сегодняшнего разговора о жизни я хочу , чтобы вы посмотрели  видеоролик  с притчей  « Два волка»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Так какого же волка вы будете кормить?
А вам я хочу выразить пожелание словами Омара Хайяма:
Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.

Приложение 1
Афоризмы и цитаты  о зависти
•    Зависть — секира души. Анахарсис
•    Кто ведает лишь свои дела, мало находит пищи для зависти. (Ф. Бэкон)
•    Любовь смотрит через телескоп, зависть - через микроскоп. (Г. Шоу)
•    Зависть еще непримиримее, чем ненависть.  (Ф. Ларошфуко)
•    Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги. К. Гельвеций
•    Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, то себе же делает хуже.  (Эзоп )
•    Завистники умирают, но зависть - никогда. (Ж. Мольер)
•    Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, ной омрачают также радость других. (Р. Декарт)
•    Зависть порождает раздор среди людей. (Демокрит)
•    Зависть для ума — что боль для глаза. От зависти ослепнуть может разум. (А. Джами)
•    Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия.  (К. Иммерман)
•    Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду.
      (А. Пушкин)
•    Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.  (Геродот)

Приложение 2.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ НАРОДОВ МИРА О ЗАВИСТИ
1.    Чужому счастью не завидуй.
2.    Сытый волк смирнее завистливого человека.
3.    Завистливый сыт, а глаза его голодны.
4.    Лучше жить в жалости, чем в зависти.
5.    Берут завидки на чужие пожитки.
6.    Зависть прежде нас родилась.
7.    Чему позавидуешь, того сам берегись.
8.    Дай душе волю, захочет и поболе.
9.    Завистью ничего не сделаешь.
10.    Где несчастье, там зависти нет.
11.    Курица соседа всегда выглядит гусыней.
12.    Любил кричать воробей, что его соловьи затёрли, а сам от зависти чирикать разучился.
13.    Кто завидлив, тот и обидлив.
14.    Добрый плачет от радости, а злой - от зависти.
15.    Любил кричать воробей, что его соловьи затерлига-сам от зависти чирикать разучился.
16.    Где нас нет, там по две милостыни подают.
17.    Завистливый злее волка голодного.
18.    В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
19.    Завистливый сохнет о том, когда видит счастье в ком.
20.    Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
21.    В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется, мал покажется.
22.    Завистливое око видит широко. зазнайство
23.    Зависть иметь - часто вздыхать.
24.    Завистливый своих двух глаз не пожалеет.
25.    Завидущи глаза не знают стыда.
26.    У зависти глаза рачьи.

Приложение 3.
Д.С.Лихачев. Про зависть
Про зависть
Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижения другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
Завидуете – значит, не нашли себя.


Класс:  11
Классный руководитель: Старикова О.М.
Место проведения: ГУО «Средняя школа №1 г.Дятлово»


Использованная литература
1.    Афоризмы, цитаты и крылатые слова. Режим доступа: https://clck.ru/MBBJn  – Дата   доступа: 03.11.2019
2.    Афоризмы и цитаты про зависть – Режим доступа: https://clck.ru/MBBKM  – Дата   доступа: 02.11.2019
3.    Легоцкая В.С. Классный час "Мастерская ценностных ориентаций "Зависть - губительная страсть". – Режим доступа: https://clck.ru/MBBXM  – Дата доступа: 31.10.2019
4.    Лихачев Д.С. Письма о добром/О зависти. – Режим доступа:  https://clck.ru/MBBLN - Дата доступа: 03.11.2019
5.    Морилова Л.В. Мастерская ценностных ориентаций «Зависть – губительная страсть». – Режим доступа: https://clck.ru/MBBLt . – Дата доступа: 31.10.2019
6.    Пословицы и поговорки народов мира. – Режим доступа: https://clck.ru/MBBMd – Дата доступа: 07.11.2019
7.    Пословицы и поговорки про зависть. – Режим доступа: https://clck.ru/MBBNB . – Дата доступа: 07.11.2019
8.    Святитель  Илия  (Минятий)/Слово о зависти во вторую неделю поста. – Режим доступа:  https://clck.ru/MBBNc  – Дата доступа: 10.11.2019
9.    Толковый словарь Даля. – Режим доступа: https://clck.ru/MBBPG. – Дата  доступа: 08.11.2019
10.     Толковый словарь Ожегова онлайн. – Режим доступа: https://clck.ru/MBBPr . – Дата доступа: 08.11.2019