Великие Божии угодники Святой Руси. Преподобный Серафим Саровский.

Великие Божии угодники Святой Руси. Преподобный Серафим Саровский.

СОДЕРЖАНИЕ:

Путь к святости. Чудеса, являемые Господом на мальчике Прохоре.

Духовное восхождение.

Покровительство Божией Матери.

Духовная помощь и окормление страждущих, исцеления по молитвам преподобного Серафима.

Испытания Мотовилова.

 

       Сколько величавых подвижников дала миру Святая Русь!  И среди удивительных этих людей на одной из духовных вершин стоит старец Серафим. Ум немеет, сердце смущенно и радостно замирает, когда вдумываешься в его жизнь:  какую благодать может вознести человеческое естество!

       Безграничный в своем сердце, обнявший сочувствием своим весь бесконечный мир горя и страдания людского, и сегодня несет нам отец Серафим необъятное величие своей любви. 

       Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. 

       После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. И поняла тогда благочестивая Агафия, что особая благодать Божия на сыночке ее. 

       Первые благостные духовные впечатления у юного Прохора и были от матери — женщины, не имевшей школьного образования, но хорошо знавшей Божий закон и правила доброго христианского поведения.

       Уже в детстве Прохор полюбил храм Божий и богослужения, которые, будучи юношей 14—17 лет, посещал ежедневно: таковы были первые учителя святого отрока — семья и приходский храм.      

       Здесь он узнал Евангельское учение и услышал рассказы о жизни святых, которым захотел подражать. 

       Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении.

       Второе чудесное знамение было, когда отрок Прохор заболел. Ему явилась во сне Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить. Это исполнилось, когда по городу с крестным ходом несли образ Пресвятой Богородицы и по случаю сильного дождя внесли его во двор к Мошниным. Мать больного Прохора приложила его к образу, и мальчик после этого быстро поправился. Это чудо произошло уже в годы его учения, когда он, по старинному обыкновению, начал читать Часослов, а затем Псалтирь. Таким образом, и начальное обучение питало отрока святыми настроениями, исходящими от псалмов Давида и церковных молитв. 

       Под такими благостными воздействиями складывалось в душе благочестивого юноши решение посвятить свою жизнь на служение Богу в иноческом чине. С печалью сердечной и вместе с жертвенною готовностью отдать Богу самое для нее дорогое, мать благословила любимого сына распятием на путь монашеского отречения от мира. Его преподобный всю жизнь носил на груди

       Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Обходя святые места Киевские, он узнал, что вблизи города в Китаевской пустыни спасается дивный затворник Досифей, имевший дар прозорливости. К нему пришел юноша, прося указать, куда ему идти спасаться. Отец Досифей указал ему на Саровскую пустынь, присовокупив при этом: “Гряди, чадо Божие, в Саров и пребуди тамо. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией скончаешь там ты земное странствование. Только старайся стяжать непрестанную память о Боге в постоянном призывании имени Божия тако: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного”.

                                        САРОВ

       20 ноября 1778 года пришел 19-летний Прохор в Саров. Там был настоятелем старец Пахомий, который и принял его в число послушников, отдав в научение опытному в духовной жизни старцу Иосифу. У него молодой послушник нес поначалу келейное послушание, а затем проходил общие братские послушания в хлебне, в столярне, в просфорне; был будильщииком, пономарем.

       В свободное от послушаний и богослужений время Прохор любил уходить в лес, где предавался богомыслию и молитве. Усердно читал он книги Священного Писания и творения святых отцов Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Лествичника, а также сборник на церковнославянском языке аскетических руководств, носящий название “Добротолюбие”.

       На третьем году своего пребывания в Сарове Прохор тяжело заболел. Тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес - Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери..."

       За такое терпение в тяжелой болезни, за то, что возлагал надежду на одного Бога, и был Прохор чудесно исцелен. Ему явилась Пресвятая Дева с апостолами Иоанном и Петром и, указав рукой на больного, сказала Иоанну: "Сей - от рода нашего". Положив правую руку на голову страдальца, жезлом, который был в ее левой руке, коснулась его тела; там сделалось углубление, через которое вода, наполнявшая тело больного, вытекла. После этого Прохор скоро совершенно поправился и возобновил труды, связанные с монастырскими послушаниями.

       Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Тайн в этой церкви.

                                               ***               

                    ПУТЬ ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ

       Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить.

       А через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. 

       Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной Литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. 

       Когда после тропарей преподобный произнес "Господи, спаси благочестивыя" и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом "и во веки веков", внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона. Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат.

       Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии.    

       В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг – пустынножительство, -  взял также благословение у нового настоятеля  (отца Исаии) и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после Литургии, за которой причащался Святых Тайн.

       Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги.   

       Отец Серафим выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. 

       Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники – схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания. 

       В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода. Комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: "Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом".

       Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии. К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии.

                  Вот он, блаженный пустынник, взыскующий

                  Века грядущего благ неземных.

                  Вот он в скорбях, как мы в счастье, ликующий,

                  Душу готовый отдать за других.

                  Тихой тропинкой лесной пробирается

                  В кожаной мантии, в лычных лаптях,

                  Крест на груди его медный качается,

                  Сумка с песком у него на плечах…

        По молитве преподобного  дорогу в его пустынную келию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, да дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.  

                                ВРАЖЬЯ МЕСТЬ

        Видя подвиги преподобного Серафима, не терпя их, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого "мысленную брань" – упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества.

        Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне грешному". Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей, укрепленный Божией благодатью. Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. 

        Это произошло на 46-м году жизни подвижника. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически очень силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: "Взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52).

        Святой, опустив топор на землю, сказал: "Делайте, что вам надобно". Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Всё сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они, почувствовав вдруг ужас от содеянного, ушли.

        Преподобный же, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Она рекла врачам: “Что вы трудитесь?” А затем, указывая апостолам на подвижника рекла: “Сей рода нашего”. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

        После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келию. Оставшись после страшных этих побоев навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. 

                     Вьется Саровка излучистой впадиной;

                     Сосен столетних красуется строй;

                     И, на ходу подпираясь рогатиной,

                     Движется старец неспешной стопой.

                     Телом согбенный, с душою смиренною,

                     В пустыньку он помолиться бредет,

                     Но и молитву творя сокровенную,

                     Он для трудов свой топорик несет.           

                                                ***        

          После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.

          Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор. Никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров – прозорливости и чудотворения. Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

          Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь.                                   

                                     СТАРЧЕСТВО

          Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге – старчестве.

          25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя людей, исцелять немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Отец Серафим уже 66-летний старец.

          Со всех концов Руси несли люди к старцу свое горе – часто, казалось, безвыходное; несли свои нравственные язвы, свое отчаяние, свои страдания. И все это надо было разрешить, утешить, помочь. Великая благодать была дана старцу Серафиму от Бога. Но как бы ни безмерна была благодать, сиявшая над крестоносным путем его, труден он был этот путь. Да и как иначе? Чем выше, духовнее человек, чем ближе он к Богу, тем больше благодать, но тем и труднее жизнь земная, тем больше бедствий и болезней, клеветы и поношений терпит святая душа в мире сем. Как и Христос терпел. Благодаря за все, прощая врагов, молясь за них, всех благословляя и любя.

          Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое". Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: "Томлю томящего меня".

          Прозорливо видел он внутреннее состояние приходящих к нему и подавал благодатную помощь, исцеляя недуги душевные и телесные, и проявлял постоянно наполнявшую его душу любовь, соединенную с глубоким смирением, к каждому приходящему. В эти годы стараниями преподобного в 25 верстах от Саровской обители возник женский Дивеевский монастырь, о котором святой предсказал, что это будет единственная в России женская лавра, Небесной игуменией которой обещала быть Сама Пресвятая Дева. В этом пророчестве, которое еще ждет своего исполнения, скрыта для нас надежда на грядущее духовное возрождение нашего Отечества.

          В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище – Дивеевской женской обители. 

          Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину – Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. 

          Мотовилов был одним из самых близких  чад старца.

9 сентября 1831 года отец Серафим исцелил его от тяжких   ревматических и других болезней, расслабления всего тела, скрюченных и распухших в коленках, потерявших чувствительность ног, язвы и пролежни на спине и боках. Всем этим Мотовилов страдал более трех лет. Старец исцелил его буквально одним словом. Когда неподвижного Мотовилова привезли в Дивеево, отец Серафим спросил:

          — Веруете ли вы в Господа Иисуса Христа, что Он есть Богочеловек, и в Пречистую Его матерь, что Она есть Приснодева?

          — Верую! – отвечал Мотовилов.

          — А веруешь ли, что Господь одним словом может тебя исцелить?

          — Истинно верую!

          — Ну, а если веруете, тогда вы здоровы…           

          Мотовилов почувствовал осенившую его свыше силу, встал и твердо пошел совершенно здоровым. Так началось его знакомство со старцем, служкой которого его и сподобил быть Господь.

          Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти.

          В беседе с Мотовиловым старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании (обретении) Духа Святого, объяснял условия этого стяжания (трезвение души и духа, чистота плоти) и его средства (пост, молитва, добрые дела). Он говорил о том, что Бог близок каждому, и лишь по всеобщей хладности к вере люди утеряли способность видеть Бога и распознавать истинные явления Святого Духа.  Он показал Мотовилову, что значит пребывать в полноте Духа.    

          Кульминационный пункт беседы наступил тогда, когда по молитве старца  Мотовилов телесными глазами узрел происходящее с ним самим и преподобным Серафимом чудо преображения — оба они оказались в сиянии Фаворского света…

          В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора. 

          1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к Литургии и причастился Святых Тайн, после чего благословил братию и простился, сказав: "Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся". 

          Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келии преподобного. Нужно сказать, что в келии святого старца всегда горели свечи, и он говорил: "Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром".

          Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь. 

                         Геенские испытания Мотовилова  

          В жизни Мотовилова произошло чудесное событие, свидетельствующее о загробной близости преподобного Серафима со святителем Тихоном Задонским.

          После кончины преподобного Мотовилов решил послужить памяти преподобного: собрать сведения о его детстве, юношестве – для чего самолично поехал в Курск, а также решил посетить Киево-Фроловский монастырь и расспросить о монашествующей в нем Агафии Семеновне Мельгуновой, основательнице Казанско-Дивеевской общины…

          Враг рода человеческого ополчился на Мотовилова, и он беспричинно заболел вдруг сильным нервным и душевным расстройством. Так как лекарства совсем не помогали, он поехал в Воронеж к архиепископу Антонию, который признал, что болезнь по попущению Божию произошла от врага, излившего на него свою месть за труд, послуживший прославлению угодника Божия, отца Серафима.

          Он в продолжение нескольких месяцев излечился совершенно, причащаясь часто Святых Христовых Тайн. Но в действительности болезнь была намного страшнее и длительнее. Об этом рассказывает рукопись самого Мотовилова.

          Еще при жизни отца Серафима в разговоре усомнился Мотовилов в существовании бесов. И легкодумно, с горячностью сказал: “Если они есть, как бы я хотел побороться с ними!” Батюшка Серафим испуганно перебил его:

     —  Что вы, что вы ваше боголюбие, вы не знаете, что говорите! Знали бы вы, что малейший из них одним своим когтем может перевернуть всю землю! Одна Божественная благодать Всесвятаго Духа делает ничтожными все козни и злоухищрения врага.

          Жутко стало тогда Мотовилову. Только под защитой преподобного он мог не бояться злобы сатанинской. Но дерзкий вызов был брошен. По попущению Божию он не остался без последствий: он был принят.

          Собрав материал в Курске о преподобном, Мотовилов возвращался в Воронеж. На одной из почтовых станций ему пришлось заночевать Оставшись один, он стал при тусклом свете разбирать свои рукописи. И ему сразу попалась записка об исцеленной бесноватой девушке из дворян, Еропкиной, у раки святителя Митрофана Воронежского.           

      — Я задумался, - пишет Мотовилов, - как это может так случиться, что православная христианка, которая причащается Христовых Тайн, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет! И я подумал: “Вздор! Этого не может быть! Посмотрел бы я, как в меня посмел бы вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!..”      

          И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно сжатые уста.

          Как ни бился несчастный Мотовилов, как не старался защитить себя ото льда и смрада вползающего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не смогла вспомнить спасительное имя Иисус. Отвратительно - ужасное совершилось, и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений.

          Рукопись его дает такое описание мук:

         “Господь сподобил меня на себе самом испытать геенские муки.

          Первая – огня несветимого и неугасимого.

          Продолжались эти муки в течение трех суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорал. Со всего меня по 16-17 раз в сутки снимали эту геенскую сажу, что было видимо для всех. Перестали лишь эти муки после исповеди и Причащения святых Тайн Господних молитвами архиепископа Антония и заказанными им по всем церквям воронежским и по всем монастырям заздравными за болящего болярина раба Божия Николая ектениями.

          Вторая мука в течение двух суток – тартара лютого геенского, так что и огонь не только не жег, но и согревать меня не мог. По желанию его Высокопреосвященства я с полчаса держал руку над свечою, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже…

          Но обе эти муки Причащением давали хоть мне возможность пить и есть, и спать немного я мог при них, и видимы они были всем.

          Но третья мука геенская, хотя на полсуток еще уменьшилась, ибо продолжалась только полтора суток и едва ли более, но зато велик был ужас и страдание  от неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от нее!.. Эта мука была – червя неусыпаемого геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и Высокопреосвященнейшего Антония, не был виден. но я при этом не мог ни есть, ни спать, ни пить, потому что не только я весь был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне во всем  и неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность и, вползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался…”

          Вскоре после этого страшного и недоступного для обыкновенного человека испытания Мотовилов имел видение покровителя, преподобного Серафима, который утешил страдальца обещанием, что дано ему будет исцеление при открытии мощей святителя Тихона Задонского и что до этого времени вселившийся в него бес уже не будет так жестоко его мучить.

          Только через тридцать с лишним лет совершилось это событие, и Мотовилов  дождался исцеления. Не поступившись ни верой, ни убеждениями своими.

          Как непросто нам, грешным, даже приблизиться к этому великому огню – любви ко всему человечеству. Той любви, что горела в сердце отца Серафима горячим пламенем, а к концу жизни – великим пожаром.

          Как он любим в народе! И простой люд, и знатный – все почитают старца Серафима. У государя Николая II к Старцу было особое отношение. После поездки в Саров и купания в его источнике императрица Александра родила долгожданного сына. В 1903 Серафим Саровский был канонизирован. 

          В селе Дивеево Новгородской области, в монастырском храме покоятся мощи преподобного, являя и сегодня нам чудеса исцелений, потоки необъяснимого света и благодати. Если Бог даст, побывайте в Дивеево, у батюшки Серафима. Жизнь ваша после этого обязательно изменится: в душе поселятся покой и радость. Он возьмет вашу боль, утешит и приголубит…             

                     Всем изнемогшим в огне  испытания

                    “Радость моя! – он твердит, — Не скорби!

                      Бури душевные, грозы, страдания,

                      Господа ради с улыбкой терпи.”

                      Учит искать он богатство нетленное,

                      Чтоб не владела душой суета, —

                      Ибо все мира сокровище бренное

                      Нашей душе не заменит Христа…

 

Литература:

Евангелие

Закон Божий

Рошко В.Л. Преподобный Серафим. Саров и Дивеево: Исследования и материалы. М., 1994. rus-sky.orghttp://rus-sky.org/

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. С.-Петербург,  1903 г. 

Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. 

Серафимо-Дивеевские предания. “Паломник”, 2001 год

Наверх