Личная ответственность за реализацию своего предназначения. Самосозидание, самовоспитание. Слово о толерантности

Личная ответственность за реализацию своего предназначения. Самосозидание, самовоспитание. Слово о толерантности

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Основы православной культуры 10 класс

Тема: Личная ответственность за реализацию своего предназначения. Самосозидание, самовоспитание. Слово о толерантности. 

Цель: ориентировать современных школьников на высшие духовные ценности.

Задачи:

- приобщать учащихся к национальным  духовным ценностям,  общечеловеческим знаниям, к единению культур;

- формировать у учащихся этническую идентичность, при которой школьник осознаёт себя носителем нравственной культуры в многонациональной общности;

- воспитывать самосозидательность в своём духовном и физическом развитии. 

Оборудование: притчи, жетоны разного цвета, музыкальная заставка, экран.

Ход занятия:

1. Организация учащихся. Рассадка по установленным местам.

2. Вступительное слово учителя. Знакомство с темой и целью занятия. Эпиграфом к теме могут стать слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

- Как  вы думаете, что хотел сказать этими словами Б. Шоу?

- Школа, семья, Церковь и Государство много веков в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотического гражданина.

3.Работа над темой и целью занятия.

- Понятие толерантности для нас не ново, поэтому, я надеюсь, без труда дадите ему определение. (Высказывания детей.)

Итак, толерантность – понятие многогранное. Словарь В.И.Даля даёт такое определение: «Толерантность – это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».

- Как же переводится это слово с других языков?

Выступления учащихся: Определение слова «толерантность» на разных языках звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Учащийся: 

Толерантность – это не простое чувство,

Его не раз приобретёшь:

Сколько надо проявить 

благородства и сочувствия,

Только тогда сам всё это поймёшь.

Толерантным быть – это искусство,

Твёрдо в этом мы убеждены:

В дружбе, мире и согласии

Все народы жить должны.

Мир становится таким жестоким,

Что поодиночке невозможно жить …

Ответим же друг другу мы высоким чувством –

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

4.Учитель: Хочу предложить вам послушать легенду о Любви.

«Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не высохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил художник. – Они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…»

- А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы учащихся.)

«Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку».

- Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы учащихся.)

Учитель:  – Красивая легенда, не правда ли? Ведь неспроста говорят, что доброта способна творить чудеса. Народная мудрость гласит: «Добрым путём Бог правит», «Спешите делать добро», «Доброе дело и в воде не тонет», «Не устоять худу против добра». А всегда ли мы в жизни стремимся делать добро?  (Ответы уч.)

Да, в нашем мире доброты и милосердия очень мало. Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размеренной, спокойней. Но мы всё чаще слышим слова: «беженец», «жертва». В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширяются зоны конфликтов.

Нет ничего гнуснее террора. Особенно если жертвами становятся дети, никому не причинившие зла, рождённые для счастливой жизни. Невозможно без слёз говорить о трагедиях, которые происходят сегодня в Украине, в Сирии. Мы можем делать добрые дела, противостоять злу и насилию, чтобы сплотить всех людей, стереть грань между нациями и народами, вернуть мир на землю. 

- Как думаете, что надо делать? (Ответы учащихся.) 

- Многие из вас уже бывали за границей, и нам очень интересно узнать о жизни других людей, об их традициях, культуре. 

(Выступления учащихся.)

5. Встреча с психологом

Учитель: – А сейчас мы предлагаем слово психологу, который поможет вам научиться быть толерантными. 

(Выступление психолога.)

Учитель: - Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

6. Инсценировка: «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый мужчина. Возле него лежала потрёпанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать.

- Я всё равно подойду, девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка, и не смей общаться со всякими. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно отдёрнула руку. 

- Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?

- Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что мне делать и где в этом городе больница. Я не местный. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, леди, спасибо…

- Послушай, - обратилась она к своему парню, который подошёл к ним, - у тебя есть мобильник?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила от его позы, взгляда…

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова повернулась к мужчине. Парень пошёл прочь. 

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызову «скорую». Потерпите. 

Она быстро пошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул её мужчина. – Спасибо вам! – девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.

Учитель: - Почему молодой человек отказался помочь? (…)  Как поступил бы кто из вас? (…)

Да, сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты.

Учитель: - Ребята, мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча никого не оставила равнодушным. Сейчас мы вместе составим цепочку слов, которые характеризуют настоящего человека.

Настоящий человек должен быть добрым… (Учащиеся по очереди продолжают цепочку.)

7. Рефлексия.

Учитель: - У вас на столах лежат жетоны трёх цветов: красного, жёлтого, зелёного. Подняв жетон зелёный, вы этим скажете, что занятие для вас было важным, интересным и значащим. Жёлтый жетон будет означать, что занятие было интересным. Красный – обычным занятием.

8. Учитель: - Послушайте напутственные слова:

«Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам, 

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Но если мы встретились и поняли друг друга – 

То это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь». 

 

Преподаватель ОПН и ОПК СШ№1 г.Новогрудка

Н.А Пашкевич.