«Компас в душе»

«Компас в душе»

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

«Компас в душе» (занятие кружка «Доброе сердце» для 2-3 классов)

Цель: научить детей слушать голос своей совести – голос Бога внутри каждого человека.

Задачи: 

- дать общее понятие о компасе и провести аналогию с «компасом для души»;

- научить правильно высказывать свои мысли, правильно пояснять пословицы;

- развивать у детей любовь к рукоделию, изобретательность, творческую активность;

- учить детей анализировать свои поступки и всегда сознаваться в содеянном грехе; прививать осознание позитивности чувства раскаяния.

Ход урока.

Учитель: Сегодня начнем наше занятие с загадки. Кто отгадает, тот поможет  нам узнать тему нашего занятия (на доске написано – Тема: «… в душе», после того как загадка отгадана, вписать слово). 

Под стеклом всегда сидит,

Во все стороны глядит,

В лесу и в поле пригодится:

Не позволит заблудиться!

(Компас)

(На мультимедийном экране появляется изображение  компаса)

Взгляните внимательно на компас. Что обязательно есть во всех компасах?  (… - ответы детей).

У каждого компаса обязательно есть своеобразный круглый циферблат, чем-то напоминающий часы, однако с другими цифрами и в придачу с буквами.  И, конечно же, стрелка – стрелка необычная, разноцветная. Обычно – с краской и синей стороной. Синяя стрелка указывает на север, красная – на юг.

Немного расскажу вам историю компаса. Изобрели его очень давно китайские мореплаватели для того, чтобы, не блуждая, быстрее передвигаться по морю. Благодаря тому, что компас указывает стороны света, ориентироваться в любой местности, не только в море, достаточно просто. Но как же работает компас? Свободно вращающаяся магнитная стрелка поворачивается вокруг оси, и синий кончик стрелки всегда стремится занять месть – NORD, что в переводе обозначает «Север». А почему именно это положение? Потому что наша Земля тоже имеет свое магнитное поле, и синий кончик магнитной стрелки под действием магнитных сил всегда стремится занять положение Север, или Норд. Так работает магнитный компас.

В наше время существуют не только магнитные компасы, но и спутниковые, электронные, радиокомпасы и др.

Сегодня мы с вами, конечно, не будем все занятие говорить о компасах. Ведь и тема у нас другая – «Компас в душе». Ребята, как вы думаете, о каком компасе в душе  пойдет речь? О чем будет наше занятие? (ответы детей)

Действительно, в человеческой душе тоже есть компас. Есть внутри каждого человека что-то такое, что всегда подсказывает верный путь. Догадываетесь, о чем речь? (ответы детей)

Теперь внимательно послушайте рассказ, который называется «Угрызения совести».

Иногда Вадик от родителей мог услышать не совсем понятные выражения: «где твоя совесть», «бессовестный», «ты совсем совесть потерял». Вадик точно не знал, что такое совесть, но знал, что когда ее теряешь, то сразу что-то нехорошее случается и родители сердиться начинают. Решил он спросить у своей бабушки, где совесть находится и что надо делать, чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка, Вадику, на сердце пальцем показала и говорит: 

 – Вот здесь она у тебя и у каждого человека находится. 

 – Так раз она здесь, в сердце, то как же ее потерять-то можно? – удивился Вадик. 

 – Совесть – это способ, которым душа, находящаяся в сердце, учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть. 

 – А что, без совести нельзя обойтись людям? – спросил Вадик. 

 – Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершённое зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек даже не замечает зла и безобразия. Он медленно становится все хуже и хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков. 

 – Так что, она еще и кусаться может? 

 – Нет, кусаться совесть не может. 

 – А как же она тогда будет мучить и грызть человека? – спросил Вадик. 

 – Трудно тебе объяснить, – сказала бабушка. – Но когда-нибудь ты сам все поймешь. 

После этого разговора прошло целых два года, и Вадик о нем почти совсем забыл. Вспомнил он о бабушкиных словах лишь тогда, когда в его жизни произошла одна печальная история. 

… Однажды Вадик услышал за окном громкое щебетание какой-то птицы. Несколько раз он выглядывал в окно и никого не замечал, пока вдруг не увидел ласточку. Оказалось, доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Целыми днями она то улетала, то возвращалась к своему гнезду, принося в клюве еду для птенцов. Вадик мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку, а ласточка, видя его в окне, совсем не боялась подлетать близко. В конце концов, ему сильно захотелось подержать в руках птицу и погладить ее, и вскоре ему в голову пришла одна идея: 

 – А что если мне ее поймать, – подумал Вадик. – Что тут плохого, немного подержу ее в руках, полюбуюсь, а потом опять на волю отпущу. И он тут же сбегал во двор за длинной веткой. 

Нацепив на ветку прозрачный пакет, Вадик приоткрыл окно, просунул в него руку со своим самодельным сачком и стал ловить ласточку. Долго у него ничего не получалось. Как он ни старался, ласточка все равно ловко облетала его сачок. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла и спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. Через некоторое время Вадик стал нервничать и сердиться, потому что поймать ласточку ему все никак не удавалось. Теперь, когда ласточка подлетала к гнезду, он от злости все быстрее размахивал веткой. 

И вдруг Вадик воскликнул от радости. Ему наконец-таки повезло. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома. Тут же стремглав выбежав во двор, Вадик подобрал ее и довольный вернулся домой. 

Он ею любовался, гладил пальцем голову и трогал ее клюв. Но долго радоваться ему не пришлось. Когда он хотел было ее выпустить в открытое окно, ласточка не полетела. Услышав голоса зовущих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать. 

Только теперь Вадик понял, что произошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и в голове возникла ненависть к себе. Казалось, он никогда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка. 

Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад. Вадим шепотом сквозь слезы просил у ласточки прощения и готов был сделать для нее все что угодно, лишь бы она простила его. 

 – Зачем я тебя ударил? – шептал он. 

 – Ты доверяла людям, решила жить рядом со мной, а я тебя за это веткой. Прости меня, я не хотел. 

Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк своих голодных детей, но ничем не могла помочь. Вадик ругал себя разными словами и готов был даже бить себя, если бы это помогло ласточке и ее птенцам. 

 – За что! За что я ее так, – думал он. 

 – Что же теперь делать, что теперь будет с птенцами? 

Он накрошил перед ласточкой на подоконник хлеб, но она его не стала есть, а лишь смотрела через стекло на свое гнездо. 

Никто Вадика не ругал и не наказывал, но тягостное чувство собственной вины, идущее откуда-то изнутри, не давало успокоиться и никак не проходило. С мокрыми от слез глазами, шмыгая носом, он начал искать в книге о птицах, чем питаются ласточки. Оказалось, что ласточки питались мухами и комарами. Вадик долго ловил мух и комаров и приносил их ласточке. Половину он оставлял ей, а другую половину с помощью длинной палки и привязанной к ней ложки переправлял в гнездо. Но птенцы не могли сами клевать еду, и на следующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточка отказывалась есть. Она поняла, что произошло, и уже не смотрела на гнездо. Она лежала в коробке на подоконнике и старалась не шевелить своим поломанным крылом. На следующее утро ласточка уже не двигалась... 

Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не смог до конца простить себя. Раньше он мечтал служить в армии и любил играть в войну и солдатиков, а теперь он больше всех во дворе заботился о бездомных животных. Он уже точно знал, что, когда вырастет, обязательно станет ветеринаром и будет лечить больных зверей и птиц. 

Вопросы для обсуждения рассказа:

1. Может ли душа с помощью совести научить добру и исправить человека? 

2. Вадик был хорошим человеком или плохим? (Всякое может случиться,                               но только хороший старается исправиться и стать лучше). 

3. Что такое угрызения совести? (Сильное чувство вины и раскаяния                             за совершенное зло). 

Итак, мы с вами только что ответили на вопрос что такое угрызение совести.                     А теперь давайте попробуем сказать, что же такое совесть? (ответы детей)

Совесть – это компас в душе. Еще совесть можно назвать учителем каждого человека. Но мне, ребята, больше нравится вот такое определение: Совесть – это голос Бога внутри человека. То есть, Бог через нашу совесть всегда подсказывает нам, как правильно поступить. Если человек живет с чистой совестью (старается быть добрым, послушным, отзывчивым, милосердным), то голос совести сильный и человек всегда слышит ее. А если человек делает зло, а потом не исправляется, не просит прощения, не раскаивается перед Богом в своих злых делах, совесть такого человека начинает засыпать, и часто такого человека люди называют – «бессовестный». Это не значит, что у него нет совести, это значит, что такой человек делает зло и не хочет исправляться.

Есть одна очень хорошая пословица про совесть. Только вот в этой пословице потерялось одно слово. (На мультимедийном экране – пословица с пропущенным словом)

Но вы, ребята, сейчас узнаете это пропущенное слово, разгадав небольшой кроссворд. На каждой парте у вас кроссворд. Я буду читать вопросы, а вы будете записывать в клеточке нужное слово.

1. Кто Создатель всей вселенной?

2. С него начинается каждый день?

3. Разговор с Богом (*Подсказка – христиане каждый день начинают с этого разговора).

Итак, теперь нам известно пропущенное слово из пословицы.

Давайте все вместе хором прочитаем эту пословицу. (С мультимедийного экрана читаем – «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится»).

А как понять эту пословицу? О чем в ней говорится?

Когда у человека совесть чистая, тогда ему и спится спокойно. Как хорошо и спокойно нам засыпать, зная, что ты ни на кого не обижен, что ты попросил сегодня прощения у тех, кого обидел сам невзначай. Когда день прошел в добрых делах, человеку всегда очень хорошо спится.

Теперь мы с вами поиграем в игру. Сделаем круг. Одного человека оставим внутри круга. Пока мы будем водить хоровод со словами «Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг. Ну-ка, вместе стой на месте и скажи вот так!», этот игрок вытягивает из коробочки записку, в ней – пословица. Он ее читает сначала про себя, а потом громко вслух, чтобы весь хоровод мог повторить, а затем ему необходимо объяснить смысл этой пословицы. Так будем водить хоровод до тех пор, пока каждый не побудет внутри хоровода.

Пословицы: (заготовить пословиц по числу детей кружка)

Добрая совесть не боится клевет.

Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Совесть без зубов, а грызет.

Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет – и совести нет.

Про его совесть можно писать повесть.

К кафтану совесть не пришьешь.

Есть слезы – есть и совесть.

Добрая совесть злому ненавистна.

Правда светлее солнца.

Правда всего дороже. 

Правда дороже золота.

Кто правдой живет, тот долго живет.

– А теперь, ребята, я предлагаю нам всем вместе что-нибудь изобрести. Давайте, к примеру, изобретем сегодня новый вид компаса. Этот компас будем использовать не для того, чтобы правильно определять стороны света, а для того, чтобы мы, глядя на него, вспоминали, что в мире есть и добро, и зло. Когда человек живет с добром к другим, с чистой совестью – сердце, душа такого человека красивы. Даже если такой человек в своей жизни сделал что-то не так, согрешил, то голос Бога внутри всегда подскажет, как поступить, и такой человек будет исправляться в лучшую сторону. 

Итак, 1 этап – у каждого из вас есть вилка и нитка. Нам необходимо нитку обмотать вокруг вилки. Смотрим на экран (на мультимедийном экране отражаются все этапы)

2 этап – По середине зубчиков вилки протягиваем тонкую ленту, на которой впоследствии будет крепиться наш компас для души. 

3 этап – Снимаем поделку с вилки, крепко завязываем лентой на два узла. С одного и со второго бока аккуратно разрезаем ножницами получившиеся петельки.

4 этап – Получаем вот такой вот забавный помпон. Если получилось так, что кое-где нитки сильно длиннее, то их ровняем. Нам необходимо получить помпон максимально круглый и ровный.

5 этап – Вырезаем из ткани сердечки (у меня красный фетр и черная кожа) и приклеиваем. Красное сердце говорит нам о том, чтобы наша душа была красивой, чтобы совесть была чистой. Глядя на черное сердце, мы должны понимать: Бог хочет, чтобы каждый человек был добрый, Бог разговаривает с нами через нашу совесть. И никогда не поздно исправиться, даже если ты совершил грех. Надо лишь взять компас в руки и послушать совесть – голос Бога внутри нас, и тогда мы обязательно узнаем, что нужно сделать, чтобы стать лучше.

(Дети с радостью такой «компас» прикрепили на свои пеналы и портфели, а один мальчик, придя на следующее занятие, сказал, что повесил свой компас над кроватью)

Ребята, у вас много радости от того, что вышли замечательные поделки-компасы для души. Но мне хочется вам напомнить, что у каждого из нас в жизни будут встречаться такие минуты, когда мы что-то сделаем плохое, согрешим. Нужно прислушаться: наша совесть всегда нам подсказывает, как исправиться. Как подсказала одному мальчику из следующего простого доброго стихотворения.

                 Признанье

Если вазу ты случайно

Очень ценную разбил,

Опрокинул в кухне чайник,

Пол чернилами залил,

То не надо отпираться,

Что-то прятать и хитрить,

Лучше сразу же сознаться

И прощенья попросить.

Ну а если вдруг накажут?

Если сразу не простят?

И ругать начнут все сразу:

Мама, папа, тетя, брат?

Ты терпи, молчи и думай:

«Я и вправду виноват».

Спасибо за внимание! Надеюсь, каждый из вас научится пользоваться своим компасом для души!

Начальный и заключительный слайд мультимедиа – работы детей кружка «Доброе сердце», 3 «Б» класса, гимназии № 2, 2014-15 уч. г.

 

Используемая литература:

1. Философия для детей, М. А. Андрианов, Минск, «Современное слово», 2006, стр. 280

2. Голос Ангела, Т. Дашкевич, Е. Михаленко, Минск, Свято-Елисаветинский монастырь, 2011, стр.46

3. Русские народные пословицы и поговорки, А. Жигулев, Издательство «Московский рабочий» 1958, стр.286

4. Навстречу детским сердцам, Б. Ганаго, Минск, БПЦ, 2008, стр.239

 

ГУО «Гимназия № 2 г. Новогрудка»

Руководитель кружка «Доброе сердце» 

Комисарук Ольга Сергеевна

Наверх