Грехопадение первых людей

Грехопадение первых людей

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Грехопадение первых людей. Занятие для учащихся 5-6 классов

Цели:

- помочь учащимся уяснить для себя новую тему не как теорию, но как саму жизнь;

- развивать интеллектуальную сферу личности обучающегося;

- способствовать формированию таких личностных качеств, как: умение слушать собеседника, умение трудиться, навыков самоорганизации, инициативности, настойчивости.

Оборудование:

записи на доске (рисунок, эпиграф, в том числе слова: непослушание, зло, катастрофа, грехопадение);

тетради, фломастеры, отснятые тексты для учащихся;

карточки с вопросами.

Эпиграф:

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от Солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

I. Организационная часть:

приветствие учеников учителем;

обращение их внимания к записям на доске для определения темы, задач урока.

Учитель корректирует высказывания учеников.

II. Изучение нового материала:

 1. Учитель:

- Ранее вы узнали, что человеку Бог дал свободную волю, значит, человек волен либо исполнять Законы Божьи, либо - не исполнять.

К примеру, если нарушишь правила дорожного движения, пойдёшь на красный свет светофора, что последует за этим? Ответы учащихся:...............

 Учитель:

- Правильно. Может произойти непоправимое..., авария, а может быть только штраф как наказание за нарушение Закона улицы, за непослушание. А если нарушить Закон Божий?

Ответы учащихся:.................

 Учитель:

- Так, нарушение Закона, непослушание рождает зло, отдаляет человека от Бога.

Вывод: поставьте знак равенства и озвучьте алгоритм:

                           ?Добро

Непослушание:

                           ?Зло

Ученики:

Ставят знак равенства и озвучивают алгоритм. 

Учитель:

- Запомним это и докажем правильность нашего рассуждения примерами из жизни или из прочитанной литературы.

Учащиеся:  доказывают примерами.

III. Выяснение степени осведомлённости с новым материалом

Учитель:

- А какой Закон (запрет) дал Бог Адаму и Еве в райском саду?

Ответы детей:..................

Учитель:

- Как исполнили этот Закон первые люди?

Ответы детей:.................

Учитель:

- Обратимся к тексту

Задание: озаглавить текст; проверить себя, достаточно ли полно вы знаете о том, что произошло в райском саду. Чтение текста учителем.

(стр. 41-43).

Ученики: дают варианты названия текста, дополняют ответ товарища, прозвучавший до прочтения текста.

IV. Практическая часть

Учитель:

- Рисуем райский сад, а в нём - Адама, Еву и змея. Дети рисуют.

Учитель:

Оценивает  (положительно)  рисунки,  уточняет  место  расположения героев, и т. д.

- Попробуем представить, как всё это было и ответим на вопросы (на доске):

1.  Почему стало стыдно Адаму и Еве? 

2.  Что хотел услышать от них Бог?

З.  Если бы попросили прощения Адам и Ева, изменилась ли бы их участь?

V. Закрепление материала:

Инсценировка  (выступают заранее подготовленные ученики) 

Действующие лица: Адам, Ева, Змей, Ангел, Голос Бога. 

Учитель: благодарит всех за выступление, отмечает положительное; 

Ученики: отвечают на вопросы

VI. Проверка усвоения степени усвоения нового материала:

1. Деление на группы

2. Работа в группах по карточкам

              Вопросы для карточек:

■ Какая катастрофа произошла в райском саду?

■ Кто захотел погубить людей?

■ Почему люди нарушили запрет Бога?

■ Почему люди уже не могли жить в раю? др.

              Ответы учащихся. 

Рецензия ответов учителем и слушателями.

Вывод

Учитель:

- Когда человек нарушает Закон, то кого он больше любит: себя (свои желания) или Бога?

              Ответы учащихся.

Учитель:

- Еще один узелок на память: надо исполнять Законы, любить Бога, а не свои желания.

VII. Творческая работа.

Учитель:

- Составьте мини-рассказ на тему: «Судьба человечества после изгнания Адама и Евы из рая».

Рассказы учеников.

VIII. Анализ творческих работ.

Учитель:

Отмечает достоинства работ и предлагает послушать рассказ «Царская тропинка», но прежде спрашивает, о чём этот рассказ, куда поведёт тропинка? (выслушать мнения учащихся)               

Чтение рассказа Царица-тропинка

Эта история, что я сейчас тебе расскажу, произошла не в стародавние времена. Это случилось совсем недавно. Так что многие старики еще, может, и помнят... Кто-то из них свидетелем был, то есть все своими глазами видел. А кому-то очевидцы слово в слово пересказали. Ну вот, послушай.

Собрались как-то все дороги, дорожки, тропинки да стеж¬ки. И захотелось им царицу себе выбрать. Да никак не могут! Каждая себя старается выставить. Обратились они тогда к Самому Господу Богу:

Рассуди нас, Господь!

И стала каждая из них пред Ним говорить.

Чем я не царица? — спрашивает широкая автостра¬да. — Сколько машин и легковых, и грузовых по мне туда-сюда ездят! А сколько автобусов пассажиров по всей России перевозят! А сколько мотоциклов за весь день промчится! Без меня людям никак нельзя. Не я ли должна быть царицей?

Нет, — говорит Господь. — Для царицы ты слишком горда.

А чем я не царица? — спрашивает железная дорога. — Сколько по мне день и ночь поездов ходит? Скорых, пассажир¬ских, товарных, да еще и электричек! И по земле они ходят, и даже под землей — в метро. Без меня люди ни почту не получат и много разных товаров им не привезут. И сами они ни¬куда не уедут и ниоткуда не приедут. Меня и беречь, и почи¬тать надо. Не я ли должна быть царицей?

Нет, — говорит Господь. — Для царицы ты слишком са¬молюбива.

А чем я не царица? — спрашивает проселочная доро¬га. — Мне трудней всех. И работаю я больше всех. Хоть и не так, может, красива, как некоторые. По мне и легковые, и гру¬зовые машины так же ездят, хоть и пореже. Зато есть тракто¬ра, комбайны и косилки. А мотоциклов так еще больше! А еще и лошади, и коровы, и козы, и овцы ходят! Не я ли царица и есть?

Нет, — говорит Господь. — Для царицы ты слишком са¬моуверенна. — Тогда воззрел Господь Бог на самую маленькую тропинку. Да такую тоненькую, что ее почти и не видно.

Она в стороне от всех была и молчала.

А что ты скажешь? — говорит ей Господь.

Что сказать-то мне, Боже мой? — отвечает она. — Рань¬ше по мне великое множество народа ходило. А теперь я поч¬ти бурьяном заросла... Недавно вот только дети бежали (что им бездорожье?), красивых цветов на полянке нарвали, и по¬ставили в церкви пред святою иконою Матери Божией...

А за это, — говорит Господь, — в Моих очах ты и боль¬ше всех, и прекрасней всех!

...И избрал эту самую маленькую тропочку Господь Бог Ца¬рицей над всеми путями земными!

И. Рутении

 Ответ на вопрос: «За что тропинку назвали царской»?

Учитель:

- Знаете ли вы тропинку в нашу церковь?

                         Ответы учащихся.

IX. Домашнее задание

Подготовить рисунки церкви, рассказы об истории создания нашего храма.

Х.Итоги урока:

Учитель:

- Какие узелки на память мы сегодня возьмём с собой? 

Учащиеся:

- непослушание - зло;

- надо исполнять Законы, любить Бога, а не свои желания. 

Учитель:

Оценивает деятельность учеников и благодарит всех участников.    

                 

Литература:

1. Учебно-методический комплекс по учебному курсу общеобразовательной школы «Основы православной культуры и этики», составитель: С.Э. Наперстникова. 

Преподаватель факультатива 

«Основы православной нравственности»  

Барщевская Елизавета Дмитриевна

УПП Вересковский  детский сад-средняя школа

2009г.

  

Наверх