Cуеверия и предрассудки в наши дни

Cуеверия и предрассудки в наши дни

Содержание:

Что такое “день тяжелый”, почему таковым считают понедельник?

Во что мы верим: астрологические прогнозы, гороскопы, гадания. Чем они опасны для человека? 

“Народные целители” – какая польза от их лечений?

Лечебное голодание – что это такое? Рассказывает кандидат медицинских наук священник Андрей Суховский.

Вера наша в Бога очень слабая, мало у нас веры, зато суевериями мы все поражены.

Суеверия, ”cуея” – пустая, ложная вера. И чем только не заменяеммы истинной веры в благой Промысел Божий! Верим в “счастливые” и “несчастливые” дни, боимся в “тяжелый” день начать даже доброе дело, нисколько не задумываясь, что до завтрашнего дня можем и не дожить…

Верим снам, видениям, толкуя их по сонникам, начинаем видеть “пророческие” сны и доходим через это до помрачения ума и других болезней. Прости нас, Господи!

Часто можно услышать: ”Понедельник – день тяжелый”. В понедельник многие стараются не браться ни за что важное – будто бы, удачи не будет, многие считают, что в понедельник нельзя давать деньги – всю неделю будут расходы и т.д.

Отчего произошло такое мнение людей о понедельнике? Отчасти оно объяснимо: понедельник после выходных дней отдыха, действительно, тяжел, полонтревог и неприятностей для тех, кто провел их в бесшабашном веселье, выпивках, суете, забавах, в невоздержании. Человек просыпается с нездоровой головой, ощущением усталости и неспособен к деловым занятиям. Для таких людей что понедельник, что другой день недели будет нелегким и неудачным.

Человек же верующий знает, что все дни Божии. Кроме того, в понедельник Святая Церковь правит службу бесплотным Силам, т.е. святым ангелам, архангелам, херувимам,серафимам. Этот день посвящен особому призыванию и прославлению бесплотных Сил Небесных, и те, кто почитают их, стараются прочитать молитву им, получают большую помощь.

О молитве мы забываем, зато частенько заглядываем в разные широко сегодня рекламируемые прогнозы. Ими мы заменяем живую веру в истинного Бога, становясь своего рода идолопоклонниками. И совсем не задумываемся, что именно этим и улавливает чаще всего враг наши души.

Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания и пророчества в наши дни получили большое распространение. Им придаются разнообразные привлекательные формы: от лаконичной газетной памятки для бизнесменов до яркой телевизионной программы; от изысканно-утонченных гаданий по "И Цзин" ("Книге Перемен") до псевдонаучного компьютерного прогноза; от тоненькой брошюрки, из которой можно узнать всю свою прошлую и будущую жизнь, до каббалистических раскладок карт Таро, изучению которых предлагается посвятить долгие годы.

Задача подобного информационного давления на человека состоит в том, чтобы: во-первых, приучить его к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической и генетической заданности всей жизни; 

Во-вторых, отвлечь человека от мыслей о Боге, от молитвы, от желания узнать волю Бога о себе, оторвать от сыновней привязанности ко Господу, от стремления жить не по своей испорченной воле, но по воле Господней. 

Большинство предсказателей предлагают "спасительные рецепты", которые все больше подчиняют жизнь человека "князю мира сего". 

Пропаганда оккультного, теософского, рерихианского, йогического, даосского, буддийского, тантристского и многих других мировоззрений отторгает человека от Бога.

Особая опасность грозит современному человеку от проявления неоязычества: знахарей, экстрасенсов, биоэнергетиков, йогов, цигунистов и явных колдунов.

Между знахарством, магией, экстросенсорикой и колдовством по сути нет разницы. Во всех этих случаях "целитель" призывает и использует силу, которую, как он считает, можно получить от звезд и духов, деревьев, растений, камней и других окружающих нас предметов. На самом деле, все подобные "биоэнергетики" сами становятся игрушками в руках диавола. За некоторую силу и знание, которые он дает им, колдуны и знахари расплачиваются своими душами и душами тех, кого они очаровывают.

Слово "очаровывают" не случайно. Такие врачи обычно очень обаятельны. Они притягивают к себе людей, в буквальном смысле слова зачаровывают. В то же время не нужно путать знахарство с гомеопатией и с использованием народными лекарями полезных свойств растений и минералов, с лечением массажем и гимнастикой, которые могут предотвратить многие недуги.

В любом случае необходимо быть предельно осторожным и перед посещением "народного целителя" побольше узнать о нем, разобраться в истоках его "лечебного искусства". Даже использование "врачевателем" молитв, креста и наличие в его доме икон не могут служить гарантией того, что перед вами подлинный врач, а не шарлатан, или, что еще страшнее, — сатанист.

Конечно, всегда лучше посоветоваться со своим духовником, а если нет духовника, с православным священником о намерении посетить такого "целителя".

Вспомните слова Спасителя: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали ? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф. VII, 22-23).

Дар исцелений дается очень немногим православным людям за подвижничество, святую жизнь и по особому Божиему определению.

На подвиг исцелений, а особенно изгнания злых духов, священник получает обязательно благословение старцев и церковной иерархии, которые подтверждают Божественное происхождение этого дара у человека. 

Множество суеверий и предрассудков вошло и в нашу церковно-приходскую жизнь. О ней очень точно писал профессор А.Ч. Козаржевский, большой знаток церковной жизни. Прислушайтесь к его словам: 

"Довоенные прихожане в большинстве своем успели получить минимум духовных знаний еще до 1917 года, хорошо знали церковную службу и были свободны от предрассудков, получивших теперь распространение: свечи передавали не только через правое плечо, не протягивали сложенных ладоней при словах "мир всем", не различали "добрых" и "сердитых" икон Божией Матери, не ставили свечей к иконам только ради достижения каких-то конкретных милостей свыше, не ходили всем скопом с неверующими на кладбище в первый день Пасхи, зная, что для поминовения усопших Церковь установила Радоницу.

Верующая интеллигенция не совмещала христианских убеждений с антихристианской мистикой – астрологией, теософией, рерихианством и прочими учениями. В храме стояли спокойно, в голову не приходило расхаживать, расталкивая людей. Не было в обычае посещать разные храмы, особенно по праздникам. Держались своего прихода, хорошо знали друг друга, у каждого было привычное место молитвы. В храме царила атмосфера доброжелательности: никому не делали замечаний, злобно не шипели на женщин с непокрытой головой. 

Обслуживающий персонал не был на "короткой ноге" со святыней, не вел себя нарочито по-хозяйски, не портил настроения верующим грубыми окриками".

Суеверия, как вы видите, могут быть явными, давно известными (такими как черная кошка, пустые ведра, счастливые и несчастливые числа и дни), но могут возникать и в скрытой, закамуфлированной и даже наукообразной форме. 

“Вера есть свет душевный, но неверие и суеверие есть тьма душевная”, — писал святитель Тихон Задонский.

Некоторым суевериям приписывается и прямо Божественное происхождение. Об их живучести напоминают нам записки и поучения архиепископа Никона (Рождественского). 

"Лет пятьдесят тому назад, когда я еще учился в духовном училище, крестьянские мальчики, мои сверстники, принесли мне листочек, переписанный полууставом, под заглавием "Святое письмо". В нем говорилось, что в святом граде Иерусалиме близ гроба Господня был слышан глас с неба: "Поражу весь мир бедствием!" А чтобы это бедствие не случилось, предписывалось читать, а главное - переписывать и рассылать приложенную при письме молитву, причем обещалось счастье тому, кто перепишет девять таких молитв и разошлет своим знакомым, а кто этого не исполнит, того поразит беда.

И вот крестьянские дети старались переписывать эту безграмотную молитву и снабжали ею соседей, в том числе и меня. Помню, что молитва та показалась мне очень безграмотной и даже еретической, и я толковал своим простецам друзьям, что верить ей не следует, что надо молиться теми молитвами, какие есть в книгах церковных, а не какими-то секретно распространяемыми неведомо кем.

Представьте себе, что это суеверие с молитвою и "святым письмом" живет и доселе! И теперь странствует эта молитва по святой Руси, и теперь тщательно переписывают ее досужие простецы и посылают повсюду, воображая, что сим делают доброе дело! Худо то, что, по-видимому, такими письмами закидывают наше христолюбивое воинство. Благо, пересылка в действующую армию бесплатная. Пишущий сии строки получил несколько писем, коими просят разъяснить: что это за молитва, что за "святое письмо"? Можно ли верить им?

Конечно, воины могли бы обращаться с такими вопросами ближе - к своим военным священникам, но или не догадываются, или нет близко священников, а бумага и карандаш под руками, да и пересылка даровая.

Недобросовестные сочинители подобных писем не страшатся быть лжесвидетелями о Боге, как говорит святой апостол Павел (1 Кор. XV, 15). Так, в одном подобном "письме" мы читаем: "Сие письмо найдено за иконой в Почаевской лавре. Письмо это писано золотыми буквами Самим Иисусом Христом. Кто это письмо хочет прочитать, то оно само раскрывается, потом опять закрывается в скором виде (?) и возвращается в собор за образ святого Михаила". Далее идут наставления, после которых следуют обычные в таких апокрифических письмах угрозы и обетования: "Кто не будет верить этому письму, тот будет проклят отныне, а кто будет давать списывать и прочитывать письмо, то хотя бы имел столько грехов, как на небе звезд и в море песку или на земле травы, то все будет прощено, а кто это письмо имеет и не дает списывать другим, тот будет Богом наказан и изгнан из Царствия Божия. И кто будет иметь это письмо на войне, тому один неприятель не повредит, а кто это письмо носит при себе, тот везде будет счастлив и получит Царствие Божие".

Подумаешь, как все просто: возьми лоскуток бумаги с полуграмотным письмом, которое написал какой-то сочинитель от имени Христа — и будешь цел на войне, а вот если будешь носить святое Евангелие, крест Христов, то этого тебе сочинитель не обещает, — его писанье, оказывается, имеет какую-то чудотворную силу, а слово Божие — нет...

Бедные невежественные простецы, верящие подобным вымыслам! И трудятся ведь, и переписывают "письмо". 

А ведь и сегодня в почтовом ящике время от времени появляются подобные “послания”.

Если кто получит такую молитву или письмо, сжигайте эту бумажку как писанье какого-то невежды, дерзающего даже на Господа Бога лжесвидетельствовать. А ему отвечайте, что письмо его сожжено, и верить ему грешно... 

Суеверия происходят от стремления человека всему дать объяснение, во всем установить связь, от самонадеянности и своеволия, от принятия ложного за истинное.

Нужно помнить, что суеверия – это, зачастую, наши забытые детские страхи и фантазии, которые временами выплывая из области подсознания, уродуют жизнь человека, являясь в разных формах в ложных символах и действиях.

Да сохранит нас Господь от всех видов суеверия! И так как мы знаем, что суеверие начинается в людях с младенческого возраста, то наш долг так воспитывать детей, чтобы юная душа их не заражалась суеверием. Пусть дети с малых лет приучаются любить Церковь, прибегать к Богу с молитвою, в церковных обрядах и священнодействиях видеть спасающую силу.

Пусть дети с юных лет приучаются иметь правильные понятия о Промысле Божием, все направляющем к добру: тогда душа их не заразится суеверием, тогда не побоятся они ничего, выдуманного глупостью людской. Они будут бояться только гнева Божия, будут думать только о том, как бы не навлечь на себя осуждение за грехи и не довести себя до погибели вечной. 

 *** 

                                               В. Иванов

Я посох мой доверил Богу

И не гадаю ни о чем.

Пусть выбирает Сам дорогу,

Какой меня ведет в Свой дом.

А где тот дом – от всех сокрыто;

Далече ль он – утаено.

Что в нем оставил я – забыто,

Но будет вновь обретено,

Когда от чар земных излечен,

Я повернусь туда лицом,

Где – знает сердце – буду встречен

Меня дождавшимся Отцом.

 ***

Вячеслав Иванов. Тебе благодарим.

Бог страждущий, чьей чаши жаждем,

По Ком горим!

Зане в Тебе, зане с Тобою страждем, —

Благодарим!

За то, что Твой, и в ризе страстотерпной,

Прекрасен мир;

За то, что Жизнь из Чаши неисчерпной

Пьет Твой Потир;

За то, что Ночь во все концы пронзают

Лучи Креста,

За то, что все зовут и всех лобзают

Твои Уста:

Мы, что из солнц Разлуки совлеченный

Твой Крест творим, —

Тебя, с Собой на Древе разлученный, 

Благодарим!

 За боль любви, за плач благодаренья,

За ночь потерь,

За первый крик, и смертный оцт боренья,

И смерти дверь, —

Зане прибой мятежный умирает

У кротких Ног, — 

Зане из бездн Страданье прозирает,

Что с нами Бог, —

Зане Тебя, по Ком в разлуке страждем,

Разлукой зрим, —

Бог жаждущий, чьей страстной

Чаши жаждем, —Благодарим!

*** 

 И. Бунин. Вечер.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне…

 *** 

И. Бунин. Ночь и день.

Старую Книгу читаю я в долгие ночи

При одиноком и тихо дрожащем огне:

”Все мимолетно – и скорби, и радость,

и песни

Вечен лишь Бог. Он в ночной неземной 

тишине”.

Ясное небо я вижу в окно на рассвете.

Солнце восходит, и горы к лазури зовут:

“Старую Книгу оставь на столе до заката.

Птицы о радости вечного Бога поют!”

 *** 

Cуеверие – ложная вера. Как жаль тех, кто живет во лжи и не знает света истины. А ведь Господь посылает так много свидетельств о вере истинной…

Рассказывает митрополит Вениамин (Федченков).

ЧУДО СОШЕСТВИЯ ОГНЯ ПРИ КРЕЩЕНИИ

Это было в алтайской деревне, в Азии. Я был викарным епископом в городе Севастополе. Жил в Херсонском монастыре.

 Одного алтайца крестили в храме. Стоял большой чан воды, в котором он должен был креститься. Крестным отцом у него был дядя, тоже алтаец, уже крещеный.

Во время чтения священником молитвы с призыванием Святого Духа на ту воду, новокрещаемый был спокоен. А его дядя вдруг в ужасе и удивлении закричал:

— Это и со мной так было? Это и со мной так было?

Оказывается, в тот момент он увидел, что с купола Церкви сошел огонь на воду.

 Крестивший священник после подробно расспросил его и доложил архиерею. Он послал отца Иннокентияуточнить это, что и подтвердилось. 

 Дух Святойсошел на воду, как и в день Пятидесятницы на апостолов.

 *** 

БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СПАСАЕТ ОТ БОМБАРДИРОВКИ

(рассказывает Марфа — певчая Смоленского храма) 

Во время блокады Ленинграда часовня была закрыта. Мало у кого хватало сил бывать здесь – так были люди истощены. Но память о блаженной Ксении хранили свято. К ней обращались люди в молитвах, особенно в трудные минуты.

Считаю, что меня она просто спасла. Было это в самый трудный период девятисотдневной осады города. Она явилась мне ночью, в неизменном своем белом платочке, с посохом в руке. Молвила:

— В следующую ночь дома не ночуй. 

И исчезла так же внезапно, как появилась.

Вечером я отправилась на ночлег к родственникам в другой район. А дом в ту ночь фашисты разбомбили до основания. Даже убежище, в котором пытались укрыться люди, рухнуло под напором смертоносного огня.

Так православные святыепомогаюттем, кто верит в Бога и чтит их память. 

***

Федор Михайлович Достоевский писал: “Людей неверующих нет. Кто не верит в Бога, тот поклоняется идолам”. 

И действительно! Сколько всего, на первый взгляд, правильного, соблазнительного! Чем мы только не подменяем веру.

Новомодные духовные методики – чем они опасны?

Сегодня многие увлекаются и лечебным голоданием, и какими-то оккультными методиками, называя это «духовным путем». В чем же отличие истинного православного духовного пути от подобных новомодных методик? С этого вопроса и начался наш разговор со священником Андреем Суховским, настоятелем храма Покрова Божией Матери села Усть-Кокса Республики Алтай, кандидатом медицинских наук.

— Многие хотят получить от веры сиюминутную пользу, сиюминутный результат. Говорят, время сложное: стрессы, напряжение, плохая экология, поэтому люди себя очень плохо чувствуют. Им надо, как они думают, что-то непосредственно дающее облегчение, позволяющее почувствовать силу, лучше жить, работать. И люди идут в оздоровительные центры, чтобы испробовать на себе различные методики чистки организма. 

Но когда вы чистите свой организм, вы делаете это лишь ради своего кишечника. Ни о какой духовности здесь не может быть и речи. К тому же все оздоровительные методики, как правило, усиливают эгоцентризм и гордыню.

Православие же - очень глубокий духовный путь, требующий от человека, прежде всего, отказа от эгоцентризма. «Отвергни себя, возьми крест свой, гряди по Мне», - заповедал нам Христос. Отвергнуть себя очень сложно. Но если этого не сделать, то истинным наше Православие не станет — оно будет формальным, ритуальным.

Как-то пришла в наш храм одна дама, называющая себя православной, и рассказала мне, что по утрам она воздевает руки к небу и просит у Бога природы даровать ей энергию. Я понял, что у нее лишь легкий-легкий православный покров - зайти в церковь, поставить свечку, - а за ним обычная оккультная идеология...

А вот еще пример из моей пастырской практики. В нашу церковь в Усть-Коксе пришли последователи Рериха. Но какими они были начетчиками-рерихианцами, такими стали и «православными». Причем для того, чтобы погрузиться в рерихианство, им понадобилось 20 лет, и всего полгода для того, чтобы заявить, что они все понимают в Православии, и сразу же начать учить людей. Однако вся мистическая сломанность этих людей была перенесена в их новую «православную» жизнь. Изменился как бы «фасад», «персонажи», суть же осталась все той же: раньше им слышались голоса из Шамбалы, теперь святые с ними стали разговаривать. И когда я стал говорить им, что их «Православие» совсем не православно, тогда они объявили войну, начали писать на меня доносы, заявляя, что священник не православен... И подобные люди есть в каждом приходе: из последователей Рериха, из Белого братства и т.д.

Очень много таких людей, кстати, поддерживали на втором этапе борьбу с ИНН. Уже Патриарх слово сказал, Церковь свое мнение высказала — нет, не могут успокоиться… Возможно, в какой-то мере это последствия и наших пастырских ошибок. Почему, например, я с такой радостью принимал в церковь всех рерихианцев, крестил их?.. Было такое ощущение, что вот войдут они в Церковь, благодать Святого Духа их просветит - и все встанет на свои места.

Теперь приходится быть более строгим. Приходят, скажем, люди, говорят о своем православии, но я понимаю, что они далеки от христианства. Священника, конечно, можно обмануть, но ведь Бога же не обманешь!

Мой опыт и священника, и психолога позволяет мне говорить о том, что участие в оккультных движениях, особенно если люди не просто читали книги, а пытались как-то полученные знания реализовывать, практиковать, не проходит бесследно: очень меняется мышление, сознание. И нужны годы и годы для того, чтобы уврачевать таких людей. Становление православного сознания и православного духа требует и терпения, и времени, и доверия…

- Отец Андрей, в чем, на ваш взгляд, особенность влияния времени на переживания и настроения наших православных современников?

- Сейчас очень напряженное время — то время, про которое можно говорить: «когда усиливается зло - преизобилует благодать». Сегодня в мире необычайно много благодати: появилось огромное число мироточивых икон. Но и зло имеет очень сильное влияние. Сегодня все возможности для человека открыты: хочешь - спасайся, хочешь – гибни… С телеэкрана льется открытая пропаганда извращенной нечистоты человеческих отношений. Волны убийств, насилия катятся по миру. Страдание ошеломляет. Жить все время в ожидании катастроф, войн, стихийных бедствий, которые сегодня потрясают весь мир, чрезвычайно сложно. И в этом состоянии общей тревоги, при неумении молитвой сдерживать ее, у человека возможен психологический срыв: люди ищут и находят врага, с которым можно и нужно бороться…Здесь, конечно, играет роль и необразованность, и готовность к кликушеству. В своих посланиях святой апостол и евангелист Иоанн Богослов раскрывает суть антихриста как того, кто заменит Христа в сознании людей, то есть принесет новое учение. Последователи антихриста — это раскольники, те, кто не верит во Христа, пришедшего во плоти. Но ведь и те люди, которые за ширмой Православия продолжают мыслить неправославно и раскалывают церковь, тоже подвержены влиянию антихриста…

Святой Амвросий Медиоланский писал о том, что всякая мысль, в которой нет Христа, и всякое дело, в котором нет Христа, есть печать антихриста. Церковь - это живое присутствие Бога в мире. Мы, православные, имеем благодать, поскольку находимся в единой Церкви, имеющей единое тело, единый организм. Суть Православия уходит, когда мы говорим: «Я сам знаю все, я сам спасаюсь, священник для меня - не авторитет». Получается своего рода протестантизм.

Наше спасение - в единстве Православия…

Беседу вел протоиерей Сергий ФИСУН

 *** 

Бурным потоком в науку устремились психотехнологии, основанные на психорелигиозных культах, лжемистических учениях, магии и т.д. Веру в Господанам пытаются заменить верой во всевозможных идолов.

Продолжая считать себя науками, психология и психотерапия приобретают родство с парапсихологией и оккультизмом. Известны случаи, когда сами психотерапевты теряли душевное и телесное здоровье.

Сегодня гипноз становится одной из главных сил порабощения сознания людей. Гипнотические методы используются не только психотерапевтами, но и промышленной рекламой, и политической пропагандой (эффект 25 кадра, постоянное повторение фраз или отвлечение от рационального мышления призывами к наслаждениям).

Природу гипноза современная медицина объяснить не может до конца. Зато об этом прямо говорится в “Энциклопедии оккультизма” (М., 1992). Т.2. С. 99): ”Постановка пациента в непосредственное общение с мировым Бафометом (читай: дьяволом) достигается рядом приемов чисто гипнотических”.

При этом воля пациента становится помехой при кодировании. Свободная воля человека (данная нам Господом) не помогает, а мешает гипнотизеру. Во время сеанса реализуется формула: “Не твоя воля (больного), а моя (психотерапевта) воля избавляет тебя от болезни”.

Например, до сеанса кодирования от полноты предлагается три дня полного голодания и бессонная ночь накануне “лечения”. Это существенным образом изменяет физиологическое и духовное состояние человека. Ослабевает воля (а ее свободною дал нам Господь), и человек легко подпадает под чужую власть.

Ужасает почти безграничная власть врача над пациентом.

Во время кодирования организм испытывает сильнейший стресс. Изменяются физиологические параметры: температура тела, частота пульса и дыхания, артериальное давление. Имеются сведения о развитии на сеансе судорожных припадков, глубоких депрессиях после “лечения”, поражении опорно-двигательного аппарата (журнал “Вестник гипнологии и психотерапии. 1991.№1”).

Формула внушения заканчивается прямыми угрозами. Нарушение кода чревато страшными последствиями: полным параличом рук, ног, языка. Отеком мозга, легких, полной слепотой, судорогами, смертью (Смена. 1993. № 155-156). Отныне закодированный чувствует страх, постоянную угрозу своей жизни со стороны кода. Свобода, данная человеку Богом, нарушена.

Гипнозосужден Православием, как явление “разрушающее дух человека”. В журнале Московской Патриархии он назван “сознательным служением злу”, указано, что в гипнозе “используются темные силы духовного мира” (ЖМП. 1989/ № 12. С.45-46).

Святая Церковь учит, что гипноз не разделяется на ”плохой” и“хороший”, но всякий принадлежит демонским силам. Энергия грехопадшей человеческой воли, сочетаясь с бесовской энергией, производит ложное “чудо исцеления”. Кощунственное по своей сути действо выдается за Божественное.

Ведь подумайте! Пьянство, чревоугодие, курение – это наши грехи, с которыми нужно бороться осознанно. Своими усилиями, соединенными с укрепляющей благодатью Святого Духа. Всегда на Руси,пьянство и прочие порокиискоренялись, прежде всего, строгой церковной жизнью, посещением богослужений, покаянием в грехах, причащением Святых Христовых Тайн.

Так почему же сегодня различные виды медитаций, гипноза, трансовых состояний так широко вошли в нашу жизнь, в практику медицинской науки?

На это есть один исчерпывающий ответ: ”Они не приняли любви Истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи” (2 Фес.2, 10-11). 

 ***

 А. Круглов. ГДЕ ПРАВДА?

 “Где правда? В чем? Кто нам ответит?

Где свет?” – не праздный ли вопрос?

Одна нам правда в мире светит,

Ее на землю Бог принес.

Его ученье – слово света.

 Все ложь, что вне Его завета,

И все то правда, что – Христос!

А правду от лжи мы всегда отличаем с трудом. Потому и перемеживается она у нас с ложным.

Предки наши, славяне, были всегда склонны к обожествлению природы. Смену времен года они представляли в виде борьбы двух богов: злого – зимы и доброго – лета. Сообразно такому представлению народ и справлял праздники каждому богу в отдельности. Праздники доброму богу-лету древний славянин начинал справлять с конца декабря, когда уже солнце дает о себе знать, увеличивая дни. Тогда начинался ряд празднеств, в которых древние славяне приветствовали доброго духа и приносили ему жертвы. Это коляда, святки, масленица, четверг Страстной недели, сохранившие различные обряды и до наших дней.

Когда же, по их понятиям, доброе божество одерживало победу над злым, когда земля покрывалась зеленой травой и пестрыми цветами, деревья одевались зеленью, праздники справляли в поле, в лесу.

Особенно веселилась молодежь: играла, пела, плясала, водила хороводы, гадала. Эти игрища отразились в обрядах некоторых христианских праздников: красная горка, радуница, семик, Троицын День.

Древние славяне верили, что души умерших родственников бродят среди людей в образе русалок. Позднее русалками стали называть только души утопленников и детей, умерших некрещеными. Как отголоски такого верования сохранились сохранились во многих местах такие праздники, как семик, Троицын День и русалочья неделя. В эту неделю парни и девушки срубают в лесу молодую березку, наряжают ее в женское платье, украшают лоскутами и лентами и с торжеством несут в село. Здесь в каком-нибудь садочке устанавливают дерево и называют его “гостейка”. Девушки вешают на гостейку свои веночки и оставляют их до Троицына Дня, чтобы потом бросить их в воду. Чей венок утонет, тот скоро умрет и т.д. 

Это языческие обряды. И христианину не подобает их чтить. Это суеверия, и являются они грехом.

*

В начале жатвы язычники приносили жертвы своему Богу плодов земных – идолу Купале. Память об этом до сих пор живет в некоторых местах Беларуси, особенно накануне рождества св. Иоанна Крестителя. 

Каких только бесчинств не вытворяют люди в этот день, думая, что выказывают тем самым почтение великому пророку — Предтече Господню! Люди спутали грешное с праведным и называют этот день “Иоанна Купала”.

Проповедник покаяния Иоанн Предтеча гневается на тех, кто в день его памяти, всегда припадающий на Петров пост, устраивает торжество бесам.

Где же, в чем выход, как не поддаться многоразличным обольщениям и суевериям?

Исполниться истины, мира и любви можно лишь в Церкви Христовой, которая есть Его тело.

Святитель Григорий Палама говорит: “Кто в Церкви, тот в Истине; кто в Истине, тот в Церкви”.

В Церкви по обетованию Господа неизменно присутствует благодать Святого Духа. Она исцеляет наши пораженные грехом тела и души. Нас можно уподобить евангельской кровоточивой, которая говорила: ”Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею” (Мк.5, 28).

Церковь, по словам святителя Феофана Затворника, — Это Тело и Риза Господни.

Благодатная сила, подаваемая в Таинствах, просветляет наш ум, очищает и воодушевляет наше сердце, укрепляет в добре волю. И стремимся тогда мы только ко всему чистому, духовному, святому и богоугодному.

Всем дана свободная воля. И каждый выбирает…

И. Посадов.К СВЯТОЙ ПРАВДЕ

 Когдазвездою путеводной

 Тебе чуть истина блеснет,

 С душою смелой и свободной

 Спеши, куда она зовет!

 О, знай, мой брат: нет выше доли

 Ее искать и ей служить,

 С ее могучей вечной волей

 Всю жизнь свою стараться слить!

 Лишь тот живет, чей ум горит

 Бессонной жаждой правды Божьей

 И, отыскав ее, спешит

 Навек порвать с житейской ложью.

 ЛИТЕРАТУРА

 Евангелие

 Закон Божий

 Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.

О религиозном невежестве. Изд.-во Московской Патриархии “Благо”. М., 1998 г.

О суевериях. Свято-Троицкая Церковь, Киевец, 1996г. 

Божие наказание за ворожбу. М., 1915 г.

О сновидениях. Изд.-во Московской Патриархии, 1998 г.

История одной болезни. Апологетика XXI века. Сборник статей. Православное общество “Панагия”, М., 2003 г. 

Наверх