"Погибших ждут вечно"

"Погибших ждут вечно"

НОВОГРУДСКАЯ ЕПАРХИЯ

…Человек, который не знает истории

  своего народа – не имеет

  будущего ни для себя, ни для

  своих детей, он обречен на

  внутреннюю пустоту и бессилие

                                Юлия Халова

Круглый стол 

(Участники ВОВ, учащиеся 9 – 11 классов, представители церкви, родители, учителя и воспитатели)

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у молодого поколения. 

Задачи:

обучающие

Знакомить детей с малоизвестными страницами прошлого, историческими фактами военных лет. Дать представление о значении победы  всего нашего народа в Великой Отечественной войне.  

Показать основные направления патриотической деятельности Православной церкви во время Великой Отечественной войны.  

Развивающие

Развивать у детей познавательный интерес. Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

воспитательные

Воспитывать в детях патриотизм, гордость за свою Родину, преклонение перед подвигом каждого погибшего, глубокое уважение к ветеранам ВОВ.

Ведущий 1

Нас двадцать миллионов,

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

Воспитатель 

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Приближается светлый для нашей страны праздник 9 мая. В преддверии этого великого дня хотелось бы поздравить всех ветеранов с Победой над фашисткой Германией и пожелать здоровья, достойной и долгой жизни на радость подрастающим поколениям. 

Ведущий 2

В этом году празднуется 70-летие победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Эта победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю Отечества навсегда. Важнейшую роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и верой. Верили в Сталина, в Жукова, ещё верили в Бога.

Воспитатель 

22 июня и 9 мая - эти даты глубоко врезались в память людей, навечно вошли в историю нашей страны. Но разве можно забыть о тех, ценою жизни которых завоевано право на мир? Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений, сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий. Им всенародная память и благодарность!

Чтец

Светлая память

Тем, кого нет!

Тем,

Кто не встретил

Мирный Рассвет,

Сквозь канонады,

Сквозь голод,

Сквозь страх,

Гордо Победу 

Нёс на плечах.

Боже!

Дай здравия

Тем, кто живой,

После побоищ, 

Вернулся домой!

Вам, ветераны,

Вблизи и в дали...

Низкий поклон

Наш

До самой земли

Ведущий 1

9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество всего народа.

Который год, который год

Чтец 2

Победная весна живет,

Живет в цветах,

Живет в сердцах!

Воспитатель 

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась в Пасхальные светлые дни, что является явным подтверждением помощи Божией русскому воинству. Эта война не обострила противоречия между Русской Православной Церковью и государством, но напротив, подтолкнула Церковь подчинить свою деятельность высокому патриотическому долгу — защите Отечества

Враждует мир с рабами Божьими

теснотой скорбью и молвой.

Мы не желанны и не прошены

везде, где веет дух мирской.

Нам заповедано безропотно

нести тяжелые кресты;

Взирая на распятье Господа

идти по узкому пути.

Воспитатель 

Выполняя свой пастырский долг и находясь рядом со страждущим белорусским народом, православные священнослужители претерпевали те же беды и невзгоды, которые выпали на долю каждого белоруса

С первых дней войны словом и делом встал на защиту Отечества Митрополит Сергий, совершивший подвиг верности Церкви-Матери — Русской Православной Церкви и послуживший им даже до смерти. 

Ведущий 1

26 июня митрополит  Сергий совершил в Богоявления Господня соборе Москвы молебен о победе русского  воинства, зачитав молитву, «Молитва об изгнании врагов из Отечества», составленную в Отечественную войну 1812 г , в тексте которой говорилось: «Боже отец наших… всех нас  укрепи  верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовию, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси  нам и отцем нашим, да не вознесётся жизя нечистивых на жребий освященных…»

Выступление священнослужителя

Наши предки не падали духом, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах,а о священном долге пред Родиной и верой, а потому стали победителям. “Бог не в силе, а в правде” — помните эти слова святого благоверного князя Александра Невского. Вот с этой правдой Божией не был страшен враг. Ибо правда Божия всегда побеждает

Ведущий 2

На их грудях вырезали звёзды, их живьём палили в церквях, но не сломили дух и веру в Бога. Они не склонили головы перед врагом.  Остались преданными сыновьями своего  Отечества

"Не убивай! 

Жизнь – дар Господний. 

А ты – не Бог, чтоб суд вершить. 

Не забывай о преисподней, 

Не позволяй душе грешить"

В. Сапронов

Много неизвестных страниц хранит история. Малоизвестных. Одна из них скупыми строками  вписана в книгу «Память» Новогрудского района 

Участники заранее готовят свои выступления по заданным темам                                  

Ольга Калоша ( 10 класс)

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревни Ятра Новогрудского района

Здесь, в деревне Ятра, в годы Великой Отечественной войны, служил православный священник Борис Кирик со своей матушкой.

Отец Борис. Он со своей женой помогал партизанам чем только мог: в склепе под домом от немцев прятал раненых, лечил и ухаживал за ним. Не раз передавал продукты питания и лекарства для партизан. 

Несколько месяцев отец Борис со своей Матушкой в "подполье" лечили раненого партизана, которого звали Виктор Угожин. После выздоровления партизан вернулся к своим, стал командиром разведки Первомайского партизанского отряда. Рискуя своей жизнью, священник и его жена вылечили более десятка партизан

Родной брат Бориса Кирика - Павел Кирик был секретарем епископа Афанасия Мартоса в городе Новогрудке. Борис Константинович Кирик выписывал рецепты, Павел Константинович Кирик получал по ним лекарства в городской Новогрудской аптеке у знакомой фармацевтки Сосиновской, являвшейся дочерью священника. Еженедельно Борис Константинович Кирик приезжал к брату за лекарствами.  

Рисковали они очень. Дело в том, что фашисты для борьбы с партизанами создали специальный батальон 57. Во время очередной карательной операции по чьему-то доносу фашисты схватили священника Бориса Кирика и его жену. На их груди фашисты вырезали звёзды, пытали, всячески издевались, а затем отправили в Колдычевский концлагерь. Там они от многих мучений умерли. 

Эти люди мужественно приняли смерть, не выдав карателям никого из своих помощников. А тех помощников у отца Бориса и матушка было с добрый десяток. Например, лекарства для подпольного "госпиталя" отца Бориса доставляли из Новогрудской аптеки. 

Отец Борис своим мужеством доказал, что священник - это высокое звание. Вечная ему память, вечная память его жене! 

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Лиза Кудловская (11 класс)

Если кто-либо из священнослужителей был замечен в связях с партизанами, то его и родных ждала только смерть. 

«Пусть ваши местные партизаны будут для вас (верующих людей - С.С.) не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения. Помните, что всякая услуга, оказанная партизану, есть заслуга перед Родиной и лишний шаг к вашему собственному освобождению от фашистского плена, - писал будущий Патриарх Сергий в январе 1942 года. – Помните, что Родина не забывает вас. Итак, дерзайте, стойте мужественно и непоколебимо, содержа веру и верность, и зрите в спасение от Господа! Господь поборет за нас»

Вспомним всех поименно,

горем

вспомним

своим...

Это нужно —

не мертвым!

Это надо —

живым!

Вспомним всех поименно:

(Дети называют имена погибших )

Был зверски замучен священник Владимир Назаревский (Полоцкая епархия), который сотрудничал с партизанами, а те в благодарность за сотрудничество вспахали ночью его огород. Уже утром он был арестован. 

Был подвергнут аресту и казнен девяностодвухлетний Александр Волосович за отказ сотрудничать с оккупационными властями 

Осенью 1943 года был расстрелян немцами священник Николай Иванович Михайловский - настоятель Свято-Воздвиженской церкви деревни Рогозине Жабинковского района Брестской области. Против его воли немецкая военная часть заняла храм и устроила там свой пост. Некоторых жителей деревни подвешивали на оконных железных решетках и издевались над ними, въезжали в храм на лошадях. Отец Николай заявил протест высшим немецким властям в городе Бресте. После этого он был схвачен, его заставили выкопать на церковном погосте себе могилу, подвесили на решетке церкви и избивали, затем чуть живого поставили на колени на краю могилы и расстреляли

За связь с партизанами были расстреляны священник Новик с женой и детьми, семидесятидвухлетний протоиерей Павел Сосновский. 

После зверских пыток расстрелян и сорокасемилетний священник Павел Щерба (приходы неизвестны)

Отец Косьма Петрович Раина, настоятель церкви в селе Хойно Жабинского района Пинской области, говорил на отпевании казненных фашистами жителей села Невель этого же района Пинской области: «Мы верим, что по молитвам Святой церкви они получат со святыми упокоение, верим, что память о погибших сохранится не только в наших сердцах, но и в сердцах тех, кто будет свободно жить на этой земле, где пролита их невинная кровь» . Только с помощью партизан отцу Косьме удалось уйти в партизанский отряд и избежать смерти.

За связь с партизанами осенью 1943 года немцы расстреляли семью священника деревни Лаша Виталия Михайловича Боровского. 

Шестидесятилетнего священника Петра Бацяна, служившего настоятелем в деревне Кобыльники Мядельского района Вилейской области, арестовало СД за помощь евреям. Над ним жестоко издевались в Минской тюрьме: запрягали в плуг и пахали тюремный огород, травили собаками до тех пор, пока священник не умер.

В 1943 году СД расстреляло священника Малишевского в городе Слониме Барановичской области. Протоиерей Павел Сосновский выдавал справки о благонадежности. Во время облавы был арестован человек со справкой отца Павла, за что протоиерей Павел Сосновский был арестован СД и зверски замучен    

Враг не щадил ни детей, ни женщин, ни стариков. 

Карина Родько (9 класс)

Ночью 6 апреля 1944 года арестовали отца Николая Александровича Хильтова, его брата Георгия Александровича Хильтова, тоже священника, за связь с партизанами. Жены священников Хильтовых Наталья Ивановна и Лидия Александровна вместе с детьми поехали в город Барановичи, надеясь узнать о судьбе мужей. Оставив детей у знакомых, женщины направились на прием к Радославу Островскому, надеясь на его помощь. В то время, когда Радослав Островский преподавал в городе Вильно в белорусской гимназии, Николай Александрович Хильтов был его учеником. Но из Барановичского СД жены не вернулись и были вместе с мужьями замучены в концентрационном лагере…

Лёша Тихонович (8 класс)

Священники горели вместе со стариками и женщинами в церквях

Изверги согнали стариков,

Малых деток, женщин не щадили.

Нёсся жуткий плач со всех сторон,

То сжигали тех людей живыми.

Со священником Иоанном Лойко были заживо сожжены в праздник Сретения Господня в 1942 году около трехсот жителей деревни Хоростово, Логишинского района Пинской области, ныне Минской области во время совершения праздничной Литургии в местном Свято-Покровском храме. В объятом огнем храме о. Иоанн продолжал совершать богослужение, и из уже рушившегося храма доносилось: «Тело Христово приимите, Источника Бессмертнаго вкусите...» При этом о. Иоанну было предложено оставить прихожан и спасти свою жизнь, на что он не согласился. 

Анжелика Мишукова (9 класс)

В деревне Вулька сорок семь ее жителей, включая местного священника и его семью, согнали в церковь. Затем церковь вместе с запертыми там людьми была подожжена с помощью бутылок с зажигательной смесью. Все находившиеся там заживо сгорели... 

Очевидец этих событий Шахнович вспоминает, что в храм ворвались около 60 немцев. Они избивали людей, расстреливали иконы, затем забросали церковь бутылками с зажигательной смесью. «Возвысились десятки живых огоньков, высоко к кресту, сповитому дымом. Поднялся гул, словно где-то далеко звонят колокола. Прошла еще пара минут ада в крике мучающихся, гул огня и золотистые искры, словно обильный снег, посыпались на пол. Завершив «акцию» в этой деревне, каратели пошли дальше».

Ольга Калоша (10 класс)

Обращаясь к прискорбной теме уничтожения городов и сел Беларуси и мирных их обитателей, невозможно обойти вниманием трагическое событие, произошедшее 23 июля 1943 года в селе Доры Воложинского района Минской области. В этот день в местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы было заживо сожжено 257 мирных жителей — уроженцев этих мест. Теперь на том месте, где стояла церковь, сооружен мемориал под названием «Погибших ждут вечно», а неподалеку выстроен, в память мученически.

Лёша Тихонович (8 класс)

А сколько церквей повторили судьбу Хатыни?!

Скорбите, Белорусские братья!

Хатынь к вам взывает сквозь время,

Застывшая память из бронзы,

И слезы окропившие землю.

Во время карательных экпедиций против партизан были сожжены в Гомельской области 19 церквей и в самом городе Гомеле — 2 храма. В бывшем Освейском районе Витебской области было сожжено 5 церквей. В ходе только одной карательной операции, проводившейся в феврале 1943 года в Пинской области, было сожжено около 70-ти деревень и 14 церквей

Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Священники действовали по христианским законам и не могли отказать в помощи тем, кто в ней нуждался

Анжелика Мишукова (9 класс)

Священник Анатолий Гандарович из деревни Рабунь Куренецкого района Вилейской области принимал у себя партизан, заданий от них не получал, но давал им продукты и предоставлял место для отдыха. Партизаны хранили в доме священника тол, капсулы и бикфордовы шнуры. 

Помогал им священник и медикаментами

Священник деревни Массоляны Крынковского района Белостокской области Анатолий Миссеюк неоднократно передавал продукты для партизанского отряда «Звезда» сначала через связного отряда Ивана Колосникова, а после его ареста через командира роты этого же партизанского отряда Николая Шишкина передавал для партизан яйца, сало, хлеб. 

Кроме того, партизаны этого отряда вместе с Николаем Шишкиным заходили отдохнуть к священнику перед и после задания. В доме священника их кормили. Руководство партизанского отряда «Звезда» священнику Анатолию Ивановичу Миссеюку вьщало справку о том, что он помогал партизанам отряда продуктами и что с его стороны «предательских дел и сотрудничества с оккупантами» не замечено 

Принимал у себя партизан и священник села Сидельники По-розовского района Брестской области Яссиевич Афанасий Авто-нович. Начиная с 1942 года к нему систематически с интервалом в неделю-две приходили партизаны, называвшие себя «москвичами».

 В 1943 году в канун Пасхи в дом Афанасия Яссиевича пришли около десяти партизан. Отобедав, один из них вручил священнику отпечатанное на машинке воззвание Киевского и Галицкого архиепископа Николая Крутицкого. «Враг подвергает осквернению наши святыни, храмы божий. Во многих городах и селах они были превращены фашистами в конюшни, в уборные, в кухни, застенки, где пытают арестованных… Святая церковь радуется, что на святое дело восстают народные Герои - Славные Партизаны. Дорогие братья и сестры! Вас всех святая церковь пламенно зовет:                          помогайте чем можете этим героям выполнять их святое деяние», - прочел священник.  Тогда же отец Афанасий вручил партизанам 100 немецких марок и пару белья. 

Протоиерей Михаил Фомич Скрипко - настоятель Негневичской церкви Лидского благочиния Барановичской области – был связным партизанского отряда имени Вячеслава Молотова 

Карина Родько (9 класс)

Горькую судьбу своего Отечества разделили многие священники – патриоты белорусской земли

И не было гордости

выше,

и не было доблести

выше —

ведь кроме

желания выжить

есть еще

мужество

жить!

Концентрационный лагерь – что может он нам рассказать…

(Дети называют имена погибших )

Был угнан в Германию в концентрационный лагерь иеромонах Сергий из Жировицкого монастыря. Дальнейшая судьба его неизвестна 

Священник Александр Волосович был отправлен в лагерь за то, что его сын был партизаном 

Вывезены немцами в 1943 году священник Михаил Федорович Кашеля, псаломщик Раковичской церкви Всеволод Иванович Олеханович 

Известны случаи угона в Германию родственников священнослужителей. В том же 1943 году немцы выслали в лагерь мать и отца жены священника Николая Устиновича  и многие другие …

Помните! Через века, через года,- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Правительство высоко оценило патриотическую деятельность Церкви

4 сент. 1943 г. Сталин провел совещание с участием Маленкова и Л. П. Берии, во время которого им был представлен полковник НКГБ Г. Г. Карпов, намеченный на пост председателя Совета по делам РПЦ. Поздним вечером того же дня в Кремль для встречи со Сталиным прибыли митрополиты Сергий, Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич). В ходе двухчасовой беседы Сталин выразил одобрение патриотической деятельности Церкви и подчеркнул, что она «может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства во всех вопросах, связанных с Ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».

На фронте и в глубоком тыле,

Ковал Победу весь народ

Егор  Разумов (9 класс)

В 1942–1944 гг. во мн. республиках и областях СССР широко развернулось движение по сбору средств на строительство танковых колонн. 30 дек. 1942 г. митр. Сергий призвал верующих жертвовать средства на сооружение танковой колонны им. Димитрия Донского. На танковом заводе в Челябинске были выстроены 40 танков, которые митр. Николай 7 марта 1944 г. от Московской Патриархии передал Красной Армии. Танки из колонны им. Димитрия Донского участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, в составе 516-го полка дошли до Берлина

Священники действовали по христианским законам и не могли отказать в помощи тем, кто в ней нуждался, не могли не поддерживать своих прихожан морально, помогая пережить тяжелый период оккупации, карательные экспедиции и смерть близких людей. Поэтому многие из них и разделили горькую судьбу народа Белоруссии в годы войны.

Формы помощи были различны: снабжали продуктами, медикаментами, предоставляли кров для отдыха партизан, лечили раненых, доставали документы, писали фиктивные справки, укрывали молодежь, участвовали в разведках и воевали с оружием в руках. Вступление представителей православного клира в партизанские отряды не было массовым, но единичные случаи имели место.

Дима Кудловский (8 класс)

Священники-патриоты отмечались правительственными наградами.

За заслуги перед Родиной и за личное мужество Виктор Васильевич Бекаревич был награжден Орденом Великой Отечественной войны второй степени

Дети называют имена.

Отец Василий Копычко награжден медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» 

Заштатный протоиерей Петр Иванович Рожанович из прихода села Рухче Сталинского района Пинской области за посильную помощь, которую он оказывал прихожанам и местным партизанским отрядам, был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» 

Священник прихода села Омеленец Клещельского района Брестской области Евгений Мисеюк  за патриотическую работу был награжден 

медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и орденом Преподобного Сергия Радонежского. Маршал Георгий Константинович Жуков лично обращался к нему с благодарностью за его служение Родине и в знак уважения прислал для Свято-Крестовоздвиженской церкви из Пруссии три колокола 

Воспитатель

Часть православного духовенства Белоруссии активно участвовала в патриотической работе в 1944-1945 годах, и эта работа принимала различные формы. Моральная поддержка осуществлялась через их служение Богу и помощь прихожанам молитвой и утешением. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Размеры материальной помощи фронту со стороны православного духовенства Белоруссии были для военного времени довольно значительны и, несомненно, облегчили жизнь многих людей, приблизили Великую Победу.

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

Слово предоставляется священнику

Учитель: Очень хочется всем нам пожелать, чтобы никогда не было войны. А для этого мы должны жить по заповедям Божиим

Во всех православных храмах в День Победы совершается особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы ВОВ 1941-1945 годов"

Разработала: Зданович А.В.,

воспитатель высшей категории 

ГУО «Гимназия №2 г. Новогрудка»

Литература 

1.Светлана Силова. Провославная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной Войны(1941-1945гг.)

2.Мельникова, Л.В. Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь / Л.В. Мельникова // Отечественная история. – 2002. – № 6.

3.Архіепіскап Афанасій (Мартас). Матэрыялы да гісторыі Праваслаўнай Беларускай Царкве 

4. «Памяць»  Навагрудсий район

5.Цыпин В. История Русской Православной Церкви: учебное пособие для православных духовных семинарий. - Москва: Хроника, 1994, с.117-120.

6. Якунин В. Изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны // Власть. - 2002. - № 12. - с.67-74.

7. История религий в России: учебное пособие / под ред. Н.А.Трофимчука. - Москва: РАГС, 2002. - с.194-196.

8.Сборник «Война и музы» 2 часть, изд. «Молодежная эстрада», 2003г. (Р.Рождественский, А.Твардовский, К.Симонов, В.Волков, С.Орлов и С.Наровчатов )