Масленица (сценарий праздника для дошкольников)

Масленица (сценарий праздника для дошкольников)

Новогрудская епархия

В празднике принимают участие и взрослые – воспитатели, родители (Ведущий, М.С., Медведь, Буренка)

Ведущий: Дай Бог тому,

Кто в нашем дому!

Дети: Милости просим к нам!

Ведущий: Дорогим гостям, милым детушкам дай, Господь, житьё ясное да здоровьице красное!

Сколько гостей собралось в нашем доме! Все красивые да нарядные! А что мы собрались праздновать?

Дети: Масленицу!

Ведущий: Масленицу? Знаю, знаю…Это последняя (сырная) неделя перед Великим Постом, когда уже не едят мяса, настраиваясь на пост. Народная Масленица -  это время веселья, игр, богатых угощений. 

– Чем же мы будем на Масленицу угощаться?

Дети:

– Блинами!

– Испечем пшеничные 

   Пироги отличные.

– Тесто замесили мы, (показывают, как месили)

Сахар не забыли мы!

И блины пшеничные

В печку посадили мы.

– Печка весело горит,

А бабуля говорит:

«Крошки, что останутся,

Воробьям достанутся».

Песня  «НАША  БАБУШКА  ВАРВАРА»

Наша  бабушка Варвара,

Позабыв  про  все  дела,

Под  гуденье  самовара 

Целый  день  блины  пекла.

Припев:  Первый  блин— комом,

блин  второй — знакомым,

Третий— дальней родне,

а  ч е т в ё р т ы й —  мне.

Блины  горкою  румяной 

На тарелочке  растут,

Наша бабушка  хлопочет,

Поспевая там  и тут.

П р и п ев:  Первый  блин  -  комом...

Не  блины,  а  наслажденье 

Говорит деревня  вся.

«Вы  попробуйте  с  вареньем!» —

Просит бабушка моя

Припев:  Первый блин— комом...

Ведущий: Чудесное угощение будет на столе. Надо бы и гостей чудесных позвать. А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами в селе одном богатом живет добрая Матрена-сказочница? Знает она много игр, загадок, сказок, песен веселых, а уж печь блины какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.

Дети: Давайте! Давайте!

Ведущий: Как же нам ее позвать?  Испечем-ка мы большой блин и отправим его за Сказочницей. 

(дети становятся в круг, повторяют за ведущим движения)

– Раз, два, три –

начинаем печь блины.

С чего, деточки, начнем? 

В квашне тесто разведем… (месят тесто)

А квашня какая – большая-пребольшая (разводят широко руками)

Тесто ставим мы в тепло, 

чтоб быстрее подошло! (показывают, как оно вырастет)

Ведущий: – Главное, чтоб оно не убежало!

Дети и ведущий становятся в хоровод и поют:

Песня  «А  У  НАС  КВАШНЯ»

А у нас  квашня  по  избе  прошла.

Припев:

Ну да,  ну да,  ну да  ну, (движение — о т р ы в а т ь п я т к и  о т  пола)

По  избе  прошла,  (движение — правой рукой  проводить  «дугу»)

По  избе  прошла,  до  дверей  дошла.

Припев:

Ну да,  ну да,  ну да  ну,

До  дверей  дошла. 

До  дверей  дошла,  двери  выставила.

Припев:

Ну да,  ну да,  ну да  ну,

Двери  выставила.

Двери  выставила,  избу выстудила.

Припев:

Ну да,  ну да,  ну да ну,

Избу выстудила.

Ох, постой, квашня! Подожди меня!

Припев: 

Ну да,  ну да,  ну да ну,

Подожди меня.

Возвращайся в печь, будем блины печь.

Припев: 

Ну да,  ну да,  ну да ну,

Будем блины печь.

Ведущий достает обруч, обтянутый желтой гофрированной бумагой. Это блин.

Ведущий: Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной- сказочницей.

Ты катись, катись, блинок,

В раскрасивый теремок,

На крылечко расписное,

На оконце золотое.

А кто в тереме живет,

Пусть на праздник к нам придет.

Выкатывают блин за дверь, слышен звон колокольчиков, в зал въезжает на тройке Матрена-сказочница.

М.С.: 

Еду к вам на санках расписных,

На лошадках вороных.

Еду к вам с добром,

С сыром, маслом и яйцом,

Да с блинами, с пирогами,

Да с оладьями! Тпру!

Отправляйтесь, лошадки мои, обратно домой (тройка убегает). 

– Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада видеть всех! Будем Масленицу праздновать?

Дети: Да, будем!

М.С.: Так давайте с вами сначала на масляных ручейках покатаемся.

ИГРА МАСЛЯНЫЙ РУЧЕЕК. Дети встают попарно, держась за  яркие платки так, чтобы они образовали «ворота».  Эти ворота можно поставить по кругу, можно друг за другом. 

М.С. и дети, уцепившись «паровозиком», под музыку змейкой проходят через «ворота».

М.С. : А теперь силушкой померяемся!

ИГРА  СИЛУШКА  (в народе – кулачный бой). Команды мальчиков выстраиваются друг напротив друга по линии, проведенной на расстоянии 40–50 см позади каждой команды (или же можно положить длинную ленту). По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони. Побеждает тот, кто столкнет противника за линию. 

А теперь в ловкости посоревнуемся: 

ИГРА СНЕЖКИ В зимние игры любите играть? Любите? В снежки поиграть хотите?    

Дети, разделившись на две команды, берут в руки "снежки" — круглые   комочки из пенопласта или из марли, набитой синтепоном или ватой, и пытаются попасть друг в друга. Задача нападающих — попасть "снежком" в противника, обороняющихся — увернуться и не дать в себя попасть. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий.

Можно провести игру иначе: дети по очереди стараются попасть снежком в ведро или коробку, стоящие на расстоянии. Задание: чья команда более меткая и быстрая?

Вдруг в зал вбегает Буренка.

Буренка: Му-у-у…Это же надо! Какое безобразие! Они тут играют, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!

М.С.: Это, ребятки, моя Буренушка. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, погоди ругаться да обижаться. Мы тебе рады. Не сердись, лучше с нами потанцуй.

Буренка: Ладно... 

Звучит плясовая народная мелодия, все танцуют. Буренка скачет рядом. 

В зале появляется Медведь.

Медведь: Что за шум? Меня вы разбудили!

Ведущий: Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.

Медведь: Масленичные?.. Значит у вас и масло есть? И сыр? И блины?

Дети: Есть! Есть!

Медведь: А меня накормите?

Дети: Накормим!

М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас испечем и пирожки, и блиночки.

Дети становятся вокруг Медведя и поют ему песенку, делая руками движения, как будто лепят пирожки. На последних словах руки поднимаются вверх.

Испечем ватрушки,

Испечем блиночки,

А пшеничный пирожок

На сметане замешен

И высо-о-о-ко подошел.

Медведь (делает вид, что пробует у детей пирожки): Вот это пирожки! Дайте-ка этот попробую. А теперь - этот. Хорошие пирожки!

М.С.: Поел, Мишка?

Медведь: Поел.

М.С.: А теперь что будешь делать?

Медведь: Спать лягу.

М.С.: А потом? Когда проснешься?

Медведь: Опять буду есть. Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?

Буренка: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.

Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею? Я могу поиграть с ребятами.

Ребята становятся в линию, Медведь отворачивается от них и делает вид, что спит. Ребята потихоньку подходят к нему, приговаривая:

– У Медведя во бору

Грибы – ягоды беру.

А медведь не спит – и на нас рычит.

Медведь неожиданно поворачивается и говорит:

- Кто в лесу гуляет?

Кто мне спать мешает?

Дети должны присесть на корточки и затаится. Медведь опять делает вид, что спит.. Дети снова подходят к нему, если кто-то не успел присесть,  Медведь его забирает к себе. 

К концу игры Буренка начинает завидовать, топать ногами и возмущаться.

Буренка: Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел все  пирожки, еще и поймать всех детей хочешь. Уходи!

Медведь: Это ты уходи! Я лучше умею играть с ребятами.

Буренка: Нет, я!

Медведь: Нет, я!

Они спорят и чуть ли не толкают друг друга. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.

Буренка: Кто за меня? Громко топайте ногами!

Медведь: Кто за меня? Топайте еще громче!

М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?

Ведущий: Буренушка, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.

Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?

Ведущий: Ребята, а кто лучше? (ребята отвечают)

Ведущий: А я думаю, что лучше тот, кто умеет уступать, никому не завидует и живет с миром.

М.С.: Давайте-ка будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.

Все: Давайте.

Матрена-сказочница  загадывает загадки. Буренка и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.

М.С.: Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Жидкое, а не вода,

Белое, а не снег.

Ешь да пей,

Да гостям налей

И коту не пожалей. (Молоко) 

Лоснятся у него бока,

Он сотворен из молока,

В нем бывает много дыр,

Все мы очень любим …(Сыр)

Захотели мы поесть,

Напечем их горок шесть,

Наедимся, как слоны.

Очень любим мы …(Блины)

Белая бочка,

Нет на ней ни сучочка.

Может разбиться,

А может свариться. (Яйцо) 

Растопили мы снежок,

Показался там лужок,

Лес проснулся ото сна,

Это к нам пришла …(Весна) 

Какие ребята молодцы! Все загадки отгадали. А вот вам последняя загадка. О чем она? 

Стоит мост на 7 верст,

А на конце свет,

Ярче его нет. (Великий Пост и Пасха)

Чтобы отгадать последнюю загадку, детям можно помочь, спросив у них, какой самый светлый праздник в году, что бывает перед ним и т.д.

Ведущи й(обсуждает с детьми следующие вопросы, побуждая детей думать и найти ответ):

Зачем нужен Великий Пост?

К чему мы должны хорошо подготовится?

Что значит хорошо подготовится?

Как мы будем себя вести?

Масленица – это начало подготовки к Празднику Светлого Воскресения, мы прощаемся с непостной едой и постараемся расстаться с нашими плохими делами и поступками. Хорошо?

Дети: Хорошо!

Ведущий: – Будем мы завидовать? (Нет!)

–Ругаться, драться?

–Кричать?

–Не слушаться?

–Объедаться сладостями?

–Лениться?

Дети: Нет, нет, нет…

Ведущий: Вот и хорошо! Значит, Господь всех нас с любовью примет в Свое Воскресение.

Буренка и Медведь: А как же мы? Нас не примет?

М.С.: Почему вы так думаете? Ребята, что они не так сделали? (Ребята отвечают.) 

Господь всех принимает. Нужно только попрощаться со своими грехами  и у людей попросить прощения. В конце Масленичной недели есть Прощеное воскресение, когда все просят друг у друга и у Бога прощения за все обиды. Давайте и мы попросим!

Корова: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).

Медведь: Прости меня, Буренушка, что я на тебя сердился (кланяется Буренке).

Буренка и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили топать ногами. 

М.С.: Простим? А вам, ребятки, есть за что попросить прощения у своих родителей, воспитателей, друг у друга? 

Матрена –сказочница и Ведущий побуждают детей попросить прощения у родителей, воспитателей. Дети и участники просят друг у друга прощение.

Буренка: Ах, как хорошо стало на душе!

Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек мёдом угощу?

М.С.: Конечно, можно! И у меня есть угощения! Милости прошу!

Матрена–сказочница  дарит детям подарки, конфеты. 

Медведь: А сказку не послушали?

М.С.: А сказку – в другой раз! До встречи, ребятишки!

М.С, Буренка и Медведь кланяются всем и уходят.

Ведущий: Запомним, ребятишки – девчонки и мальчишки –  Масленица – это начало подготовки к Празднику Светлого Христова Воскресения. Православные прощаются с непостной едой и стараются расстаться с плохими делами и поступками. И мы с вами будем расставаться с плохими поступками, обидами, ленью, непослушанием. Согласны?

Будем делать добрые дела, чтоб душа была светла!

Будем помнить: к нам потом Пост Великий входит в дом.

Не ругайтесь, не ленитесь, добрым делом отличитесь,

Чтоб душа была чиста в дни Великого поста!

Попросили мы прощенья –

А теперь – за угощенье! 

Приглашаем на блины!

Под песню в записи  «Мы давно блинов не ели» все идут к столу.

 

(Сценарий составлен на основе материалов сайта © mnogodet.ru)