К году малой Родины

Урок к году малой Родины

С нами всегда наша малая Родина – наш благодатный исток

К.Зубарева

Что же такое Родина? Это слово образовано от слов «род», «родной», «родня». Значит, Родина – родной край, страна, город или село. Это место, где ты родился и вырос. 

Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая Родина. У каждого человека она своя. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее. Родина – это что-то очень дорогое, любимое, ценное, ради которого можно умереть!

(просмотр видеофильма «С чего начинается Родина» либо чтение стихов)

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой,

Со Спасова древнего образа,

С горящей свечи восковой.

А может, она начинается

С молитвы прабабки моей,

С нательного детского крестика,

С Причастья у Царских Дверей…

С чего начинается Родина?

С часовни у Красных Ворот,

С Заступницы Матушки Иверской,

К которой стремится народ.

С чего же она начинается?

С признания в детских грехах;

Отчизна моя отражается

В священника добрых глазах.

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой,

Со Спасова древнего образа,

С горящей свечи восковой.

А где же она завершается?

В бездонной небес синеве,

Где время и вечность сливаются

В молитве о Русской Земле.

                   Протоиерей Артемий Владимиров.

Родина – это и наша Святая Православная вера, наш приходской храм. Сегодня давайте поговорим о нашей Православной малой Родине. Мы с вами живем на Гродненщине. Слонимский, Кореличский, Дятловский и Новогрудский районы объединены в Новогрудскую епархию.

(слайд 1)

Каждый человек должен не только любить и ценить свою Родину, но и знать ее историю. История же нашей епархии насчитывает уже 700 лет.

Появление первых христиан на наших землях относится еще к временам Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира. Вы знаете, что крещение Руси князем Владимиром датируется 988 годом. В это же время он отправил епископа Леонтия в землю ятвягов (нашу землю)  для проповеди слова Божия. 

В  10-ом - начале 11 веках  господствующим культом на наших территориях было еще язычество.  Но уже к середине 11 века происходит давольно быстрая христианизация населения. Однако нельзя сказать, что крещение было на наших землях  одноразовым актом. Оно растянулось на многие десятилетия.

Проникновение и становление Православия осуществлялось  посредством торговых связей, династических браков, миссионерской деятельности. Из города христианство шло в деревни.

У населения стали появляться предметы христианского культа. Так, в археологических раскопках 11-12 веков найдены привезенные из Киева крестики, византийские по происхождению иконы.

Город Новогрудок стал центром церковной жизни на Западной Руси. С XII века здесь существовал православный храм. Православные верующие в то время относились к Туровской епархии. 

Около 1225 года близ Новогрудка был основан Лавришевский мужской монастырь.

(слайд 2)

Его основателем и первым архимандритом был сын литовского князя Тройната Елисей, который занимал важную должность при великокняжеском дворе, но покинул его и поселился в пустынном месте около Немана. Преподобный Елисей принял в число братии и князя Войшалка.

К XIII столетию монастырь стал оплотом Православия и центром летописания в Беларуси. 

По сохранившимся известиям с XI века существовал храм в местечке Мир Кореличского района. Под 1386 годом упоминается деревянная церковь святого великомученика Димитрия Солунского в селе Щорсы Новогрудского района. В 1508 году в городе Дятлово великим князем Константином Острожским был заложен храм святого великомученика Георгия Победоносца. В 1586 году - в селе Переволока Слонимского района. К сожалению, эти храмы в первозданном виде, по причине различных природных катаклизмов, не сохранились.

В 1246 г.  в Новогрудке  великий князь Миндовг вместе с баярами принял Святое Крещение по православному обряду. Есть мнение¸что вместе с ним  крестился и его сын Войшалк. По другим источникам, Войшалк крестился с именем Роман в Слониме, а монашество с именем Лаврентий в 1258 году в Полонинском монастыре. 

В 1317 году по решению Константинопольского Патриарха Иоанна Глика по ходатайству князя Витеня  или князя Гедымина  было создана  самостоятельная  Православная  Литовская Митрополия с центром  в Новогрудке. Этот год мы и считаем годом основания нашей епархии.

Во главе митрополии стоял митрополит Новогрудский и Литовский Феофил. Кафедра митрополита находилась в Новогрудке – столице Великого Княжества Литовского.

Вскоре, из-за политических нестроений, Новогрудская митрополия была упразднена и превратилась в Новогрудскую епархию, канонически подчиненную митрополиту Киевскому и Всея Руси. В середине XV в. Константинопольский патриархат, под давлением политических обстоятельств, согласился на унию с Римом и признал власть папы Римского над Восточной Церковью.

Все православные храмы и монастыри были насильно переданы униатам, православные священнослужители и народ подвергались жестоким притеснениям со стороны польских властей.

В 1839 г., после возвращения епископата, священнослужителей и народа униатской церкви в Православие, наши территории вошли в состав Гродненско-Новогрудской православной епархии. Эта огромная по территории епархия включала 20 благочиний, в том числе Белостокское, Барановичское, Несвижское, Слонимское и др.

После революции, гражданской войны и воссоединения в 1939 г. Западной Беларуси с БССР, наши земли вошли в состав Пинско-Новогрудской епархии. Управление епархией осуществлял патриарший экзарх, архиепископ Пантелеимон (Рожновский).

В годы немецкой оккупации архиепископ Пантелеимон на соборе 1942 г. в Минске принял титул Митрополита Минского и Всея Белоруссии. Новогрудок стал центром Новогрудской епархии. Новогрудская епархия существовала с 1942 по 1944 г.г. После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков Новогрудская епархия вошла в состав Минской епархии.

Возрождена же Новогрудская епархия была в 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Сегодня она объединяет приходы и монастыри на территории Дятловского,  Кореличского, Новогрудского, Слонимского районов Гродненской обл. Пастырское руководство епархией осуществляет архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий.

700–летняя история нашей епархии богата именами и событиями.  В Новогрудской епархии почитаются святые:  святитель Киприан, митрополит Московский и всея Руси (+1406); священномученик Макарий, митрополит Киевский (+1497); священномученик Петр, митрополит Крутицкий (+1937); священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский (+1919); священномученик Александр, архиепископ Харьковский (+1940); священномученик Гермоген, епископ Тобольский (+1918); священномученик Владимир (Хрищенович), пресвитер (+1933); священномученик Сергий (Родаковский), пресвитер (+1933); священномученик Ярослав (Савицкий), пресвитер (+1937); священномученик Киприан (Климуц), пресвитер (+1942); священномученик Иосиф (Сченснович), диакон (+1937); преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский (+1946); преподобный Елисей Лавришевский (+ок.1250); святой благоверный князь Ярослав Мудрый (+1054).  

Это люди, жизнь и духовный подвиг которых связан с нашей землей. Каждое Житие является примером святой, угодной Господу, жизни. Каждое интересно и достойно тщательного изучения. Но, из-за отсутствия времени, хотелось бы познакомить вас лишь с некоторыми из них.

Преподобный Елисей Лавришевский

(слайд 3)

Согласно церковному преданию, около 1225 года в  излучине на левом берегу реки Неман у подножия высокой горы сын  Литовского князя Трайната  Елисей  Лавришевский основал монастырь. Со временем монастырь, собрав  большое число братии, стал Лаврой, в которой преподобный  Елисей был первым  настоятелем. В ночь на 23 октября/ 5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении дьявола. Сам убийца, будучи бесноватым, исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого. 

После кончины мощи преподобного были прославлены чудотворениями. 

В книге Архимандрита Николая  «Историко-статическое описание Минской епархии» описывается о том, как нетленные мощи преподобного Елисея чудесно прогнали татар от монастыря. Около 1505 года, когда татары, опустошившие околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, чтобы покорить его, захватчики увидели на монастырском дворе многочисленную  отборную конницу  и  в страхе бежали, хотя двор на  тот момент  был пуст. Так монастырь сохранился.

Это чудо, вероятно, послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, состоявшемся в г. Вильни в 1514 году. 

Монастырь святого преподобного Елисея Лавришевского существует и поныне. Здесь непрестанно совершается молитва и верующие чувствуют заступничество преподобного Елисея.

В самом монастыре и в городе Новогрудке установлены памятники святому преподобному Елисею Лавришевскому.

Преподобномученик Серафим, архимандрит Жировичский 

(слайд 4)

Родился архимандрит Серафим (в миру Роман Романович Шахмуть) в 1901 году в с. Подлесье Ляховичского района. В июне 1922 года он  поступил в Жировичский монастырь, где через год принял монашеский постриг с именем Серафим.

Архимандрит Серафим был хорошим проповедником,  и в августе 1941 года ему и иерею Григорию Кударенко была доверена ответственная миссия: организовать на оккупированной территории Беларуси приходскую жизнь -- там, где она была разрушена в довоенный период. 

Известно, что во время миссионерского путешествия  отцом Серафимом  было открыто 74 храма. Кроме того, недалеко от Гомеля, в Ченках, проповедники основали женский монастырь. 

Отец Серафим стал первым летописцем тех страданий, которые претерпели служители Церкви Православной в два предвоенных десятилетия — везде, где он побывал, были собраны документальные материалы. 

Осенью 1943 года  миссионеры  открыли в Минске Свято-Духову церковь (ныне -- кафедральный собор). При храме организовали монастырь. В июне 1944 года проповедники переехали  в Гродно, где посещали лазареты, причащали раненых, проповедовали. Но 6 сентября их арестовали.  Пять дней длился допрос на месте, затем их перевезли в Минскую тюрьму.

На допросах осужденные держались с мужеством истинных пастырей Церкви. Не скрывая от следователя своих взглядов, отец Серафим на вопрос о том, что он говорил во время проповедей, когда ездил по Беларуси, прямо сказал, что часто обращался к народу примерно со следующими словами: «Святая Русь была верующая, верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без священников, а дети росли некрещеные и не венчались...». 

Служителей Божиих продержали под следствием десять месяцев, пока Особым Совещанием при Народном Комиссариате Внутренних Дел СССР 7 июля 1945 года обоим заключенным не вынесли приговор о лишении свободы сроком на пять лет.

Не оставив проповедь веры, отец Серафим и в лагере многих привел к Богу. Приблизительно через год после заключения архимандрит Серафим (Шахмуть) из лагеря отошел в Вечность. По некоторым сведениям, он был зверски замучен.

Это лишь 2 примера святости. 

Наше прошлое полно героизма, преданности Православию, подвига исповедания веры. 

Возможно, кто-то из вас слышал название «Новогрудская Голгофа». 

Это место казни священника, Николая Ивановича Недведского.

(слайд 5) 

Высокая, лесистая гора неподалёку от села Волковичи Новогрудского района. 

В 30-е годы  советская власть распространилась  на западных землях. Народ как будто подменили. Все громче и беззастенчивее стали возвышать свой голос богоборцы. Они не стеснялись угрожать священнику расправой, запугивали прихожан. Не удивительно, что многие священники в это время оставляли свои приходы и перебирались на запад. Но отец Николай выбрал иной путь. Тем, кто уговаривал его уехать, он отвечал: «Да будет воля Господня. Пастырь не должен свою паству оставлять. И в радости и в горе я должен быть здесь. Даже если пострадать придется».

В осенний день 1939 года, несколько человек, активисты местной партийной ячейки, подошли к дому священника. Сначала стали требовать золотой крест, церковную утварь. Но на этом они не остановились. Избив матушку и приемную дочь, они приступили к осуществлению своего дьявольского плана. Их целью было поразить пастыря, и через это запугать все местное население, прекратить церковную жизнь села. Пастырь погибал с молчаливого согласия своего народа, ставшего соучастниками злодейства.  На третий день отца Николая повели на заросшую лесом гору. Озверевшие нелюди вырвали ему бороду, выкололи глаза, отрезали уши. Получая сатанинское удовольствие от мучений служителя Бога, бандиты волочили его  тело по земле, привязывая к лошади, сломали суставы рук и ног. Истекающего кровью, обессиленного человека заставили копать себе могилу. Молитвы, творимые из последних сил священником, приводили их в бешенство. Не в силах преломить его волю, они отрезали ему язык. В довершение, связав ноги веревкой, они перекинули её через сук дерева, и подтягивая тело вверх, бросали его на землю. Все это повторялось неоднократно. В нечеловеческих муках отец Николай предал свою душу Богу. Матушка Вера все дни металась по селам в поисках супруга, но никто из сельчан не помог ей найти его. Матушка знала убийц в лицо, но никому не открыла их имена. Господь сам наказал их. Двое из них наложили на себя руки, один утонул, еще одного конь закрутил в телегу и переломал все кости. У одного из обидчиков дочь родилась слепая и с эпилепсией, как бы в наказание за выколотые глаза священника. Да и вся деревня, предавшая своего пастыря, постепенно вымирала. Кто уехал, кто покончил с собой. В 1964 году разрушили старинный храм. Разрушители храма, как и мучители священника, получили воздаяние за свои прегрешения еще при жизни.

Похожее злодеяние случилось и в Слонимском районе.

Тот же 1939 год.  Местные активисты творили  невиданные бесчинства.

Все понимали: в наступившие дни безвластия, когда жизнь человеческая уже ни во что не ставилась, священнику смерти не миновать.

(слайд 6)

Так оно и случилось. Мученическая кончина отца Андрея Куца и матушку Елену настигла в их собственном доме.

На вторые сутки после эвакуации Слонимского военного гарнизона и полиции пятеро подвыпивших безбожников явились утром в дом к священнику и стали "производить конфискацию", то есть грабить. Забрали скотину, разный сельскохозяйственный инвентарь, очистили кладовую - одним словом, взяли все, что сочли ценным.

После этого они связали священника, а над супругой жестоко надругались, скрутили руки и, вытащив в сени, проткнули ее заостренной палкой. Не выдержав таких мучений, матушка Елена скончалась.

А отцу Андрею эти нелюди выкололи глаза, отрезали язык, нос и уши.

Обнаженные, изуродованные и окровавленные тела отца Андрея и матушки Елены погрузили на повозку, в которой уже лежали три ранее убитых человека, и отвезли за село, на болото у реки Щара. Выкопав неглубокую яму, сбросили туда убиенных.

Смерть протоиерея Андрея Куца последовала между 1 сентября (приход Красной Армии) и 17 октября 1939 года.

Желая скрыть следы своего преступления, бандиты облили останки бензином и сожгли. Потом на это место с находившейся рядом фермы стали сбрасывать навоз.

Как рассказывают местные жители, один благочестивый человек откопал останки и перезахоронил их. Интересно, что недалеко от фермы, через поле у дороги стал расти из земли каменный крест. Он в половину человеческого роста и стоит очень твердо. Кто знает, может, это Господь так отметил место захоронения своего служителя протоиерея Андрея и его супруги?

Каждый год собираются верующие, чтобы почтить  память мучеников. Каждый год после Божественной Литургии отправляется к месту их казни Крестный ход.

Мученическим венцом Господь увенчал православных пастырей. Своею кровью доказали они верность Православию. А нам с вами нужно поминать их в молитвах, на их примере учиться оставаться стойкими в вере, любить Господа и быть верными Православию.

Наша епархия богата святынями. На территории епархии находятся 4 монастыря: Жировичский Свято-Успенский монастырь, Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь, Свято-Зосимо-Савватиевский  Велико-Кракотский мужские монастыри и Свято-Благовещенский женский монастырь в Слониме. 

Ни днем, ни ночью в монастырях не прекращается молитва о нас, грешных, о нашей земле, о мире. Прп. Силуан Афонский когда-то сказал: "Мир стоит молитвами святых, и монах призван молиться за весь мир. В этом его служение."

История каждого монастыря интересна и уникальна. У каждого монастыря – свои святыни. Но самое главное – там особая благодать, и почувствовать ее можно, лишь побывав там.

(слайд 7 — видеоролик о Жировичском Свято-Успенском монастыре)

Православная Церковь почитает Деву Марию, Пресвятую Богородицу, превыше всех святых, превыше ангелов. Ей молятся о спасении. 

Богородичные иконы  особо почитаются на Руси.  Ведь Православная Русь всегда называлась Домом Пресвятой Богородицы. Сколько в древние времена было всяких нашествий, крестных походов, войн! Но Пречистая Дева избавляла от опасностей, спасала от врагов наше православное Отечество.

И в нашей епархии есть несколько особо почитаемых Богородичных икон. Это местночтимые иконы Божией Матери: Мирская «Почаевская», Подлипская «Достойно есть», Мижевичская «Смоленская», Колпенская, Вензовецкая.

Среди чудотворных и наиболее почитаемых икон в Новогрудской епархии всеобщую  известность получила только Жировичская икона Божией Матери, находящаяся в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре.

Хотелось бы рассказать еще о нескольких из них.

(слайд 8)

Мижевичская икона Божией матери находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Мижевичи Слонимского района Гродненской области. Образ представляет собой рельефное изображение Смоленской иконы Божией Матери в овале, сделанное из желтого сплава, размерами 10 на 7 сантиметров.

Об этой иконе сохранились следующие сведения. На том месте, где ныне стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Мижевичи во времена царствования императрицы Екатерины Второй (1762 – 1796) стояла походная церковь одного из русских полков. Упомянутый образ был собственностью этой полковой церкви и воинами почитался как чудотворный. 

Где и при каких обстоятельствах был изготовлен и обретен этот образ, сейчас установить невозможно. Икона необычна тем, что отлита из металла. Нужно отметить, что уже в XIX в Своде законов Российской Империи было оговорено, дабы внушить благоговение к священным изображениям, запрещалось употреблять иконы «резные» и «отливные», кроме распятий…, малых крестов и панагий искусной работы».

Однажды полк, стоявший в Мижевичах лагерем, собрался в путь. В повозку уложили походную церковь с чудотворной иконой, запрягли лошадей, но сдвинуть повозку с места никак не могли. Сколько ни трудились, ни употребляли усилий, все было напрасно. После общего совета решили отслужить акафист Божией Матери. Акафист отслужили, но повозка все равно не двигалась. Целый полк пришел в смущение и недоумение. В конце концов, пришли к мысли, что Пресвятой Богородице не угодно расстаться с этим местом. Это подтверждалось и просьбами крестьян оставить тут святой образ. Тогда икона была вставлена в большой деревянный крест, который утвердили на том месте, где стоял престол походной церкви.

Крестьяне, видя это знамение и любовь к ним Царицы Небесной, стали собираться на молитву к этому образу, а с течением времени, собрав необходимые материалы, построили на том месте деревянную церковь, которая была освящена в 1800 году. Прихожане Мижевичской церкви в середине XIX столетия свидетельствовали, что этот образ Божией Матери Сам Бог послал им для избавления от несчастий. Пока не было иконы, пожары, голод и различные болезни у людей и у домашнего скота часто посещали ту местность. А с момента появления иконы, не было в Мижевичах ни одного пожара, ни какой повальной болезни, ни на людях, ни на скоте, чего нельзя было сказать о соседних селениях. Только в 1855 году, когда свирепствовала эпидемия холеры, пострадали жители Мижевич. «Ёна бо таки везде была», - говорили они.

К местночтимым Богородичным иконам относится  и Вензовецкая икона Божией Матери (слайд 9), находящаяся на Горнем месте в храме святых апостолов Петра и Павла с. Вензовец Дятловского района Гродненской области. Икона, размерами примерно 60 на 40 сантиметров, писана на доске, находится в серебряной ризе и старинной барочного типа позолоченной раме. Об иконе сохранилось предание, что в период Северной войны 1700 – 1721 годов в Вензовецкий храм вошли шведы, ввели туда своих лошадей. Один из них ударил саблей по упомянутой иконе и отсек кусок рамы. В ту же минуту кощунники были поражены слепотой.

Сегодня Новогрудская епархия – это 4 благочиннических округа, 99 храмов и 14 часовен, в которых совершаются Богослужения. Это около 100 священнослужителей, несущих Слово Божие людям, это 3 монастыря, откуда молитва идет к Господу деннно и нощно. Это 36 Воскресных школ, в которых занимается около тысячи детей и подростков, это десятки тысяч прихожан, понимающих роль веры в жизни каждого человека, старающихся жить по Христовым заповедям. 

Это наша Родина, наш дом, то место, к которому душа будет тянуться всегда, вне зависимости от того, сколько нам лет и как далеко от нее мы находимся. Давайте не забывать о ней никогда и не только практически помогать и заботиться о ее благополучии и процветании, но и просить помощи Божией и заступничества Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих в своих молитвах.

(слайд 10 слайд-фильм о Новогрудской епархии)