Истинные христианские ценности

Истинные христианские ценности

Новогрудская епархия

Занятие факультатива «Основы православной нравственности» 6 класс

Раздел: Принципы христианской морали. Ценностное отношение к Богу, людям, миру, к себе как принцип христианской морали.

Тема:   Истинные христианские ценности

Цель: формировать у учащихся христианские ценности и мотивацию поступков, основанных на осознанных нравственных ориентирах православной культуры. 

Задачи: 

  • углубить знания учащихся об истинных христианских ценностях, их насущности и необходимости в современном мире
  • развивать самостоятельность и личную ответственность в проявлении моральных норм, руководствуясь заповедями Закона Божия
  • побуждать к сознательному выбору учащимися добродетелей: любви к Богу, сострадания, внимания к ближнему 

Оборудование: экран, видеофильмы, интервью, компьютер, задания для работы учащихся, вспомогательная литература.

Структура занятия: 

1.Организационный момент. 

2.Определение темы и задачи

3. Задание на дом. 

4.Притча о милосердном самарянине. 

5.Мыслительная деятельность «Ситуация выбора». 

6.Игра «Найди слова».  

7. Приём «Голос совести».   

8.Упражнение «Дополни предложение». 

9.Игра «Выбери правильный вариант утверждения». 

10.Упражнение «Создай информационный лист». 

11. Словарная работа. 

12. Приём «Одна голова хорошо, а две лучше». 

13. Рефлексия. 

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие учащихся и гостей.  

                       (на экране слайд «Явление Христа народу»)

2.Определение темы и задачи учащимися. 

      Чтение стихотворения о проявлении любви и сострадания к человеку. Читает ученик.

         -  В сторонке бабушка стояла, рецепт, потёртый кошелёк…

            А по щеке слеза бежала…жестокости немой урок.

            Тихонько отошла и плачет, ведь на лекарства денег нет.

            Другие люди, спрятав сдачу спешили, суета - сует…

            У  каждого  свои  проблемы,  у каждого судьба своя…

            А у неё кружились стены, от слёз болела голова.

            Последние считает крохи, до этого пришлось дожить…

            На том листке, всего лишь строки, от этих строк зависит жизнь…

            И женщина, приняв своею, ту боль, что в тех глазах прочла,

            К окошку повела, жалея, и мимо боли не прошла…

            Держалась за руку старушка, боясь надежду потерять…

            К окошку шла она послушно, чтобы рецепт опять подать.

            Та женщина всё оплатила, вложила деньги ей в ладошку…

            У бабушки слеза застыла… не верила, так быть не может.

            Привыкли мы в добро не верить. Проходим смело мимо слёз…

            Мы душу прятали за дверью, а на добро немой вопрос…

            А бабушка, поверив в чудо, поверив – есть добро на свете, 

            Быть может долго помнить будет, молитвой на добро ответив.

                    (на экране слайд с названием темы занятия)

- Прослушав это стихотворение, мне хочется прочитать четверостишие:

               Если ты кому-то помогаешь, никогда не говори о том.

               Так ты эго лишь своё питаешь.  А не делишься добром.          

      …Равнодушие происходит из замыкания на себе и нежелания в чем-то потревожить себя. Такой человек словно спрятан в капсулу, из которой смотрит холодно и отстраненно. Его сердце пребывает в каком-то забвении, замерло и потому не рождает никаких живых чувств. Но в итоге и сам он испытывает пустоту и одиночество. Равнодушие к ближним непременно оборачивается самоизоляцией и внутренним опустошением. Равнодушный не может быть счастлив. Это лишение подлинной жизни, шаг к смерти души. И действительно, когда мы равнодушны к ближним, то уподобляемся мертвым, ведь на кладбище мертвые не замечают друг друга. Жизнь есть движение, активность, она выражается в действии. И потому равнодушие можно преодолеть лишь активным деланием добра. 

      Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться делать добро. Нужно спешить его делать. От этого станет и вам радостнее и светлее. Если вы сделали что-то от чистого сердца, искренне пожалели человека и при этом его не унизили, то вспомните его благодарный взгляд. Как бы вам не было тяжело от своих внутренних переживаний, вы сумели найти в себе душевные силы, оторваться от них, помочь тому, кто страдает больше вас. Пропустив через себя боль другого, постороннего вам человека, вы излечиваетесь от собственной боли. Это есть милосердие, которое строится на уважении и чувстве сострадания, сопричастности к человеку. 

               «Великие о равнодушии»

-Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей о равнодушии, выберите понравившееся вам, прокомментируйте его:

*Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.      Саади

*Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство."

Равнодушие — тяжкая болезнь души.

                                             А. Токвиль

*Равнодушие – есть наивысшая жестокость. 

                                             М. Уилсон

*Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть.

                                            А.П. Чехов

*Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

                                           М. Горький

*Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности.

                                             Дж. Шоу 

                             Равнодушие – Ровнодушие

   Скажите, кто и когда смог допустить такую чудовищную ошибку в написании этого слова? 

   РАВНО – ДУШИЕ – равенство душ, их единство, идентичность. Всё равно, как две равные фигуры, если наложить их одна на другую, совмещаются, сливаются и становятся единым целым. Души, ставшие равными. Они на одном уровне - ни одна не позволит себе стать выше другой, не унизит, не покажет своего превосходства, не оттолкнёт с презрением. Сольётся в едином порыве Сочувствия, Сострадания, Сопереживания. 

   Разве можно поставить знак равенства между этими качествами и тем, что подразумевается под понятием «равнодушие»? 

   Может всё-таки РОВНО-ДУШИЕ? 

   Когда душа, словно ровная линия кардиограммы – смерть? А разве нет? 

   Бессердечие – нет сердца. 

   Бесчувственность – нет чувств. 

   Безразличие - нет различия между «хорошо» и «плохо» в других. (А зачем? – их проблемы). 

   Безэмоциональность – отсутствие эмоций (вот ещё – энергию терять!). 

   Безмолвие в ответ на обращение другой души – сказать то нечего. 

   Без…без…без… 

   Сколько этих «без» и «бес» можно ещё добавить? 

   Если ничего нет – разве это не смерть? Где здесь жизнь? 

   Общение с живым мертвецом – с «зомби»… Вот почему так оно болезненно и страшно. 

   Ещё страшнее то, что в моду вошло словечко – РОВНО. 

   - Как ты относишься к чувствам Татьяны Лариной? 

   - РОВНО! 

   - Твоё отношение к старости? 

   - РОВНО! 

   - Как ты относишься к вере в Бога? 

   - РОВНО! 

   - Как ты относишься ко мне? К моим чувствам? 

   - РОВНО! 

   И эти РОВНО, даже без склонения, везде и всюду, по любым вопросам. Лишь бы, не дай Бог, не взволновать сердце, не взбудоражить чувства, не всколыхнуть ледяное спокойствие души. 

   Лишь бы не заставили ЖИТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, не заставили шелохнуться линию кардиограммы. Дёрнуться резкими линиями вверх – вниз! 

   Всё РОВНО! Душа ровная – РОВНОДУШИЕ! Ровность Души к чужой Боли, Страданиям, Счастью, Любви. Всё РОВНО – всё хорошо. 

 3. Опережающее задание к следующему занятию. 

Учитель: - Мы уже вели разговор на прошлом занятии на эту тему. Но она так важна сейчас в наше нелёгкое время. Сегодня и на следующем занятии мы продолжим говорить о любви к ближнему, к Богу, к себе. Сейчас я хочу предложить тему для диспута к следующему занятию: «Есть ли место любви и состраданию в современном мире». Вы можете подготовить сообщение или написать сочинение-эссе. 

   -Что бы вы хотели узнать на занятии, чтобы полнее раскрыть тему своего сочинения? (ребята формулируют свои вопросы, понятия, о которых хотелось бы услышать на занятии) «Как я могу помочь ближнему?», «Каждый день в моей помощи могут нуждаться …», «Кому нужна моя помощь?».

4.Притча о милосердном самарянине.

   Учитель: Предлагаю посмотреть на экран. (Слайды с репродукциями картин Рембрандта «Добрый самаритянин») Фрагмент из какой притчи отражен на экране? (Обсуждение. Учащиеся рассказывают притчу).

  5. Мыслительная деятельность «Ситуация выбора».

    Ребята делятся на две команды. Их мыслительная деятельность заключается в том, чтобы доказать правильность своей точки зрения и опровергнуть теорию другой группы. 

1-ая  группа:  Почему священник и левит не помогли пострадавшему? 

2-ая группа: Почему самарянин помог лежащему у дороги ограбленному человеку? 

Вопрос: Так кто же из этих троих, по вашему мнению, был ближним пострадавшему от разбойников?

Вывод: Главная заповедь - любовь к Богу и к ближнему. Но кто мой ближний? (Тот, кто рядом и нуждается в настоящий момент в нашей помощи.) Доброта и милосердие – это добродетели, то есть такие качества человека, которые делают человека подобными Богу, похожими  на Отца Небесного.                            

 – Еще раз взглянем на картину. Что мы видим? (Действие происходит во дворе гостиницы. Богатый человек привёз больного бедняка с целью позаботиться о нём и пролить в его сердце, ещё более чем на его раны, сокровища милосердия и доброты. Надвигающиеся сумерки со своей мягкой меланхолией, кажется, принимают участие в этих человеческих чувствах. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии). 

-Картина принадлежат кисти художника Рембрандта и называется «Добрый самаритянин», сейчас она находится в Лувре. 

  Притча же о милосердном самарянине учит не тому, кого надо считать ближним, а как самому стать ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии. В то время для евреев «ближними» считались только их соотечественники и единоверцы. Законник спрашивает: «Кто мой ближний?» - как бы опасаясь возлюбить людей, которых он любить не должен. Господь же поучает его, что не на людей должно смотреть, а на своё собственное сердце, чтобы не было в нём холодности жреца и левита, а было милосердие самарянина. Если будешь рассудком различать, ближний это или    неближний, то не избежишь жестокой холодности к людям и равнодушия                 к несчастным, нуждающимся в твоей помощи, как прошли мимо страдающего человека, лежащего на дороге, и священник, и левит, хотя он как иудей был им ближний. Милосердие – условие наследования жизни вечной.

-Какие понятия затрагивает притча вы узнаете, если правильно отыщете слова в этом квадрате.

6. Игра «Найди слова».      (На экране слайд с таблицей)

м и р м и л о

л ю р б о г с

п б а в е л е

о о д к р а р

м в о с т ь д

о ь с о ь т и

щ ь о в е с е

Слова записываем на доске: любовь, Бог, радость, вера, милосердие, помощь, совесть, мир.

-Какие условия любви к Богу и ближнему важны? (вера и совесть). Вера - необходимое условие любви к ближнему. Любовь к ближнему это путь обретения любви к Богу. Любить себя и брата своего – значит поступать по совести. 

Что такое совесть? (Совесть - голос Божий, который говорит нам, что хорошо, а что плохо)

Для чего нам совесть? (Совесть нам нужна для того, чтобы отличать хорошее от плохого.)                  

                        Любую боль, коварство, напасть, гнев

                        Осилим мы, вооружась ЛЮБОВЬЮ!  (Микеланджело)

7. Приём «Голос совести». Просмотр сюжетов. Обсуждение.

(видео о ребёнке-инвалиде, об одноклассниках, о старике на скамейке и др.)

-Почему мальчик выбрал щенка-инвалида?

-Кто более внимательными оказались к человеческим бедам?

-Можно ли сказать, что мир перестал рождать добрых людей?

-Кто учит и постоянно напоминает нам о милости и сочувствию к ближнему?

-Как научиться любви к Богу?

        Бог есть, и всё есть Бог! Вот средоточье знанья,

         Почерпнутого мною из Книги мирозданья.

         Сиянье Истины увидел сердцем я.

         И мрак безбожия сгорел до основанья.       (Омар Хайям)

8. Упражнение «Дополни предложение».

  -«Полюбить человека – значит увидеть …» 

  - Любовь как антипод …

  - Признаки духовного здоровья - это …

(учащимся предлагается дополнить предложение и объяснить, почему так считают, доказать правильность своей мысли)

Учитель: Полюбить человека – это всегда значит увидеть в нём образ Божий, икону Христову. Когда к реставратору приносят старую чёрную доску, он смотрит на неё и говорит: «Какая красота!» А вот мы призваны любить любого человека, как Серафим Саровский, который, встречая каждого, говорил: «Радость моя, Христос посетил меня». Несмотря на всю гору грехов, которая покрывает лицо каждого, он умудрялся это рассмотреть, как опытный реставратор. 

- Какие строки сейчас уместно прочитать, как вывод?

                  Красивым быть - не значит им родиться,

                  Ведь красоте  мы  можем научиться.

                  Когда красив душою человек – 

                 Какая внешность может с ней сравниться.      (Омар Хайям)

9. Задание «Выбери правильный вариант окончания утверждения».

Задание предлагается выполнить в группах.

«Почитай другого так, как …

А) нужно ему.     Б) как велят родители.   В) желаешь, чтобы почитали тебя.

«Не следует отворачиваться от тех, на чьём …

А) сердце благодать. Б) месте можешь оказаться сам. В) попечении ты живёшь.

«Не считай никого чужим, но …

А) своим братом.  Б) только тех, кто дорог.   В) родным.

«Воздавай почтение ближнему как образу …

А) своему.    Б) брата своего.   В) Божию.

*«Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» (Мф.5, 48)

10.Упражнение «Информационный лист».

- У кого нам, современным людям, учиться любви к Богу и ближнему? (у святых людей, у Самого Иисуса Христа, у Пресвятой Богородицы)

- Вы знакомы с именами святых, жизнь которых для нас яркий пример милосердия, сострадания, любви к Богу и к людям. Назовите их. 

- Предлагаю создать информационный лист. Работать будете в группах в компьютере. Вам предложен шаблон заполнения. Здесь даны файлы с содержанием текстов, фото. Но необходимо дополнить лист духовными наставлениями, которые вы составите сами. 

- Не быть равнодушными.      – Быть внимательным к людям.

- Быть ближним каждому.      – Быть отзывчивым.

- Проявлять сочувствие.          – Сопереживать ближнему.

- Любить – значит быть духовно здоровым.

- Ценить ближнего – твоё состояние души. 

      Господь говорит: 

*«Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9,13)            

11. Словарная работа.                       (на экране слова)

- Мы говорим о духовных ценностях, которые не положишь в ларец, не потрогаешь. Эти ценности – состояние души. Назовите и раскройте их истинный смысл. Малодушие -Надменность -Сочувствие -Сопереживание -Принципы -Мораль -Духовное здоровье –Состояние души и другие.

12. Приём «Одна голова хорошо, а две лучше».

-Предлагаю оценить следующие ситуации:                     

Ситуация 1. Антон, выходя из класса на перемену, взял незаметно с парты телефон у своей одноклассницы, чтобы потом продать, а деньги потратить на свои удовольствия. Это заметило несколько человек, но не остановили его. Позже, когда был поднят шум, опять же все промолчали.

Ситуация 2. Старый дедушка пытался перейти дорогу. Вернее, он смог перейти только одну полосу, дальше никто не останавливался. Водители сигналили, объезжали, но никто не пропускал.

Ситуация 3. Молодого человека высадили из автобуса, и он простоял на морозе 12 часов, получив серьезные обморожения. Теперь ему нужна операция – врачи опасаются, что придется ампутировать кисти рук, сообщает радио "Вести ФМ". 

Ситуация 4. Инвалида Виталия Седухинского сопровождала мать, но на остановке она поскользнулась и не успела зайти в салон. Двери захлопнулись прямо перед ней. Догнать сына на другом автобусе женщина не смогла. Молодой человек уехал до конечной остановки – в поселок Новосиликатный. Попросить помощи молодой человек просто не мог – в силу состояния здоровья он не разговаривает. Спустя 12 часов, в 4 часа утра, на этой остановке инвалида обнаружила прохожая. Она и вызвала скорую помощь. 

*Отойдите от Меня, все делающие беззаконие, не знаю вас…» (Лк.4, 24)  *«Какою мерою мерите, такою и вам отмерено будет» (Мф.7, 2; Лк.6, 38).                                                                                                                                 

13. Рефлексия. 

- Из точных и ярких высказываний поэтов получилась лестница. Что ассоциируется с лестницей? (восхождение к образу Божьему, духовный рост души, стремление изменяться) Предлагаю взять ладошки тепла. Они разного цвета. Красные – приклеит тот, для кого занятие было поучительным, интересным и необходимым. Жёлтые – прикрепит тот, для кого оно было просто интересным, помогло измениться в некоторых своих взглядах, и синие – кому было скучно, кто не почерпнул ничего полезного для себя.  

- Мне хотелось, чтобы каждый из вас, почувствовал, насколько мир нуждается в любви, сопереживании, помощи. И хоть сейчас 21-й век, но потребность в этом, как и прежде, есть. Вы можете взращивать эту любовь в своих сердцах. С вами рядом Бог – источник света, источник этой самой любви. Верьте Ему, верьте в Него, верьте в свою совесть. 

- Пусть этот день начнётся с доброты.

И с чьей-то удивительной улыбки. Кому-то кто-то принесёт цветы,

Или пришлёт записку на открытке. А кто-то принесёт горячий чай,

Добавив пару ломтиков лимона и скажет: «Больше не скучай.

Когда ты так грустишь, мне тоже плохо». А кто-то поцелует нежно в лоб, 

Обнимет крепко хрупкие ладошки и, растворив ноябрьский озноб

В мечтах, и в нежности, и в счастье понемножку.

Пусть этот день начнётся с тёплых глаз. И расцветая радостью на сердце. Пусть кто-то улыбнётся вам сейчас, улыбкой помогая вам согреться.  

 

Занятие подготовила Н.А.Пашкевич, 

преподаватель «Основ православной нравственности (культуры)» 

СШ№1 г.Новогрудка. 

Презентация – Н.В.Клок