Беседы с архипастырем

«Вокруг томоса»: возможно ли объединение Церквей в Украине и как всем нам относиться к происходящему

Сегодня церковные события в Украине по-прежнему находятся в центре внимания всей мировой общественности. 3 ноября украинский президент Петр Порошенко и Вселенский Патриарх Варфоломей подписали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между Украиной и Константинопольским Патриархатом. Как развиваются события в ожидании предоставления томоса (автокефалии), возможно ли объединение Церквей в Украине и как всем нам относиться к происходящему — об этом мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной семинарии.

Ваше Высокопреосвященство, Соглашение о сотрудничестве, подписанное президентом Украины и Константинопольским Патриархом, направлено на ускорение процесса дарования томоса. И как же осуществляется этот процесс?

«Киевский патриарх» Филарет призвал Украинскую автокефальную православную церковь и Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата созвать объединительный собор в связи с решениями Константинополя.

         Задачей собора Киевская патриархия называет принятие решения «о церковном единстве» и выбор предстоятеля единой поместной автокефальной УПЦ, который от ее имени и должен получить патриарший и синодальный томос. Каноническая Украинская Православная Церковь отказалась от участия в соборе.

         13 ноября должна была состояться встреча епископов с П.А. Порошенко в Киево-Печерской Лавре. Но в определенное сторонами время президент к украинским священнослужителям не приехал. Между тем собор епископата Украинской Православной Церкви в этот день состоялся и очень конкретно определил свою позицию относительно всего происходящего на своей канонической территории, в том числе и действий Константинопольского Патриархата.

        Тем не менее власти в Киеве и неканоническая церковная структура в Украине все же рассчитывают до конца 2018 года получить томос об автокефалии от Константинополя. Остается лишь избрать на соборе предстоятеля так называемой «объединенной Церкви».

А между тем, Владыко, «праздник томоса» уже некоторые активно отмечают, хотя вопрос еще далек от решения.

Новость о томосе для Украины активно муссируется в СМИ, в том числе теми, кто абсолютно не разбирается в этом вопросе. Само обсуждение превратилось в какое-то показательное шоу и в очередной, как говорят сегодня, хайп — навязчивую рекламу.

        Объединение Церквей — благое дело. Но не с раскольниками же! Во всяком случае пока ни одна Поместная Церковь не признала решения Константинополя по возвращению сана главам Киевского патриархата «Филарету» и Украинской автокефальной православной церкви Макарию. Ни одна! Это означает, что Православная Церковь сохраняет единство, что в Православии все решает Собор, как это и было во все времена.

        Если же Константинопольский Патриархат будет и дальше придерживаться выбранной линии, то, на мой взгляд, он может окончательно потерять авторитет среди верующих. Недопустимо церковные вопросы решать политическим путем.

        Конечно же, много задач ставит перед нами современность, и мы должны разрешать их в соработничестве с государственными властями. Поэтому важно укреплять единое направление в движении Церкви и государства к защите нации, народа, государственности. Однако смешивать два этих института ни в коем случае нельзя. Церковь — не политическая партия, тем более не оппозиционная, которая зарабатывает очки, ставя ультиматумы власти. Церковь — столп государственности, ее системообразующий элемент, потому-то силы извне так и пытаются ее расшатать, уничтожить.

        Искусство же и мудрость заключаются для нас всех в том, чтобы постараться правильно отнестись к наступившим трудностям, обратить их на пользу духовную и превратить в благословение. «Церковь же пребудет на этой земле не на краткое время, но до конца века... Церковь не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, пока не настанет конец мира», — пишет блаженный Августин (Т430). Вот и нам с вами надо меньше думать о политике, а больше сохранять спокойствие и духовно реагировать на происходящее.

Ваше Высокопреосвященство, некоторые люди порой недоумевают: почему же Бог, видя все беззакония и несправедливости, молчит? Почему Он не спешит вразумить и наказать отступников веры?

Господь дал нам свободную волю и не нарушает ее. Бог безмолвствует, Он вершит Свои дела в молчании. Ничто не уклоняется от Его взора, но в то же время Господь словно отстранился и не участвует в том, что происходит в нашем мире, в жизни каждого человека, даже в жизни Церкви.

        Интересно жизнеописание святого из семидесяти Апостола Карпа. Он жил в Риме и, будучи учеником Апостола Павла, разносил его послания христианам в разные страны, проповедуя Евангелие, претерпевая много напастей и бед.

        В этом же городе жил и некий еретик, который отвратил от Церкви к своему злочестию одного из верующих, чем сильно опечалил Апостола Карпа. Святой всегда имел обычай в полночный час вставать молиться. И вот, стоя на молитве, Апостол не мог преодолеть в себе чувства сильной скорби, которую причинили два вышеупомянутых человека. Ему стало представляться, что эти беззаконные мужи, развращающие правые пути Господни, несправедливо остаются жить на земле. В неразумной такой духовной ревности он стал молить Бога, чтобы ниспал на них с неба огонь.

        Подняв свой взор, святой Карп увидел отверстое небо и Господа Иисуса Христа, окруженного бесчисленным сонмом Ангелов. Когда же опустил глаза вниз, его взору представилась глубокая темная пропасть, на краю которой стояли те два несчастных отступника, которым Карп в гневе испрашивал погибели от Бога. Они стояли с мольбой во взоре, великим страхом и трепетом, ибо вот-вот могли сорваться и погибнуть.

        И что же Апостол видит дальше? Господь наш Иисус Христос, встав с Небесного Престола, приблизился к этим людям, стоявшим на краю бездны, и подал им руку помощи. Ангелы же поддержали тех бедолаг и, укрепляя их, отвлекли от пропасти.

        Святому Карпу же Господь сказал: «Для чего ты желаешь погибели братьям? Подражай Мне, и не желай смерти грешнику, ибо Я готов за спасение людей сих снова пострадать, только бы они обратились от своих лукавых путей и возненавидели свои грехи».

        Сколь поучительна эта история для всех нас с вами и как далеки мы от той всеобъемлющей любви, которая есть Бог. Церковь своим исцеляющим действием совершает изменения в душах, потому что Сам Господь действует в ней. «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), — обещает нам Спаситель в Евангелии. И не дай Бог даже мысленно оказаться в числе ее разрушителей. От нас же Он хочет, чтобы мы желали для оступившихся не наказания, а покаяния, усердно молились Господу, не желающему смерти грешников, чтобы Он Сам Своею благодатию обратил и помиловал их.

        Быть с Богом — значит любить, снисходить, милосердствовать не на словах, а на деле. Остальное все Господь устроит Сам.

Почему же, Владыко, так мало мы думаем о спасении в Вечности? Во всем мире все больше нарастают ненависть, разные нестроения, беспокойства...

Мы с вами живем в эпоху постдемократии, двойных стандартов, спектаклей и парадоксов. Есть ощущение, что буквально во всех слоях нашего общества сегодня присутствует какое-то бредовое, психически неустойчивое состояние ума и души. И это, увы, становится каким-то печальным симптомом нашего времени.

        Особенно это понимаешь, просмотрев глубоко неутешительные новостные порталы в интернете. Многие люди, подогреваемые умело нагнетаемой новостной истерией, живут в страхе.

        Кто-то ожидает Апокалипсиса со дня на день, уже и самым серьезным образом вырабатывая план спасения, сооружает бункеры, убежища. А некоторые особенно отчаявшиеся и вообще строят подземные города с привычными роскошными условиями жизни. Все это вместо того, чтобы подумать о своей душе, «которая, — как говорил великий князь Владимир Мономах (|1073), — дороже мне мира всего!» Кстати, потомкам оставил этот богобоязненный человек и мудрый государственный деятель такое завещание: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра...» Вот именно так устанавливается мир в душе и соответственно нашим внутренним мирным устроениям — мир вокруг нас.

        В церкви на каждой Божественной Литургии провозглашается: «блаженны миротворцы». Мир Христов — это состояние человека, свободного от зла и греха, это то блаженство, которое разместилось в сердце, а не в словах. Мы становимся миротворцами, когда избавляемся от нашего собственного зла, лишающего нас мира с Богом и другими людьми.

        Господь дает нам мир и хочет, чтобы мы явили этот мир другим, чтобы мы прославили Его, нашего Спасителя, своей жизнью. Вот что значит быть миротворцем, и каждому из нас необходимо стремиться к этому.

Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

28.11.2018