Беседы с архипастырем

Великий пост — ступенька к духовной любви

23 февраля мы вступили в Великий пост — самый древний и важнейший из многодневных постов, время духовной подготовки к Светлому Христову Воскресению. Как достойно пройти этот путь, вырваться из плена страстей и с воистину обновленной душой встретить Праздник праздников – об этом беседа с ректором Минской Духовной Семинарии, архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

—  Пост, к сожалению, каждый воспринимает по своему разумению. Некоторые усердствуют настолько, так нещадно ограничивают себя в пище, что случаются даже голодные обмороки. Как объяснить таким прихожанам, что совсем не это угодно Богу?

—  Святой Иоанн Кронштадтский по этому поводу писал: «На принятие пищи обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и пития, от качества и количества весьма зависит ваша духовная, общественная и семейная деятельность». Заметьте: «от качества и количества». И чтобы не нанести ущерб вашей деятельности. Полагаю, это исчерпывающее определение. Любые крайности опасны. И уж, конечно, излишние ограничения в пище, которые могут привести даже к болезни, Богу не нужны.

     Но все же пост — это не просто диета, а добровольное аскетическое действие во славу Божию. Он включает в себя не только воздержание от сытной и вкусной пищи (само славянское слово «пост» указывает на состояние пустого тощего желудка), но и своеобразную проверку на воздержание души, возможность ее исправления, отказ от развлечений и всяческих увеселений.

     Пост должен настраивать христианина на добрые дела, на молитву, чтение священных книг, размышления о духовном. Мы же, как правило, не задумываемся о смысле своего бытия, в основном тратим время на малозначительные мысли и ненужные дела. Наши желания, пораженные грехом, суета повседневной жизни и такие же суетные планы на будущее не позволяют сосредоточиться на спасении души, подменяя истинные потребности ложными и сиюминутными. Вот пост и дает нам возможность задуматься об этом, увидеть себя словно со стороны и изменить курс.

— Можно сказать, Высокопреосвященнейший Владыко, что Великий пост есть наилучшее время для духовного трезвения, для молитв и максимального приложения усилий в борьбе со своими страстями?

— Конечно. В Православной Церкви посты и учреждены для содействия господству в верующем человеке духовно-нравственных стремлений над чувственными.

    Пост — хороший повод, например, для одних бросить курить, для других — избавиться от сериалозависимости, для третьих — убрать подальше диски с компьютерными играми. И не так это легко, как может показаться.

    Хотя очень многие, решившись соблюдать Великий пост, слишком усердствуют и ошибочно переоценивают свои силы, что приводит к печальным последствиям: истощенный физически и морально человек вместо радости начинает испытывать злость и раздражение.

    Воздержание необходимо, но все должно быть в меру. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает нас, что глава страстей есть объядение. Это значит, что нужно отказаться от всякого рода излишеств, услаждения себя любимыми блюдами, но не следует устраивать голодовок. Главное в посту — борьба со страстями, а еще осознание себя последним грешником и желание очиститься от душевной скверны, приблизиться к Отцу.

— О чем еще надо заботиться нашим прихожанам в дни Великого поста, Владыко?

— Прежде всего я бы порекомендовал каждому особо постараться в делах милосердия, что является важной частью жизни христианина. Если же мы будем только поститься и молиться, затворившись в храме или дома, но не сделаем ни одного доброго дела за время Великого поста, то тщетным будет наш труд пред Господом.

    Об этом же говорит и пророк Исаия, когда определяет пост истинный как пост дел милосердия, ибо тот, кто хочет подлинно, а не фарисейски поститься, должен помогать бедным, вдовам и сиротам.

    В христианском милосердии чрезвычайно важно то, что оно не ограничивается только чувством сострадания к ближнему: жалко человека, вот и надо ему помочь. Христианское милосердие — это отображение в делах человека Божественного милосердия. Господь сострадателен к нам не только тогда, когда мы претерпеваем муки безвинно, но и когда горести являются результатом наших собственных ошибок.

    Совершая милость ближнему, мы соединяемся с тем, кому благотворим. И происходит чудо: удивительным образом человек перестает быть для нас чужим, становится по-настоящему близким.

— К сожалению, Ваше Высокопреосвященство, так считают не все. Власти Норвегии, например, намереваются перевести помощь бездомным и попрошайкам в разряд уголовных преступлений...

— Мы с вами — православные люди. И вера наша основана на любви, добре и милосердии. Сам Господь нас учит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук. 6:36).

    Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Человек всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. И не будем почитать жизнью время, проведенное без милосердия».

    Если не живут в душе добрые начала, там поселяются равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. Немилосердие — это разрушение человеческого в человеке.

    Добродетель милосердия — наивысшая. Кто исполняет заповедь Христову о любви и милосердии, тот исполняет весь христианский закон. И это не просто наше человеческое рассуждение. Этому нас учит Господь.

    Если Он попускает быть на земле и нищим, и плачущим, и скорбящим, то не только ради того, чтобы испытать терпение и любовь к Богу тех, кого Он посещает этими испытаниями, но и чтобы наши сердца расположить к делам любви и милосердия. Сам по себе пост ничто при отсутствии любви, потому как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

— А что делать, если сердце никак не откликается (такое ведь бывает) на любовь и дела добра?

— Нужно нудить себя на добро, подчиняясь воле Божией. И тогда постепенно проснется в душе доброе чувство к людям, а через него милосердие.

    Без любви христианин — не христианин. Любовь есть закон человеческого сердца. Она все живое на земле соединяет в целостную гармонию. И если человечество не следует этому закону, оно само себя осуждает на страдания, заблуждения и смерть. Почему? Потому что Бог по Своей природе, по существу есть Бог любви и Бог мира.

    Святой Апостол Павел воспел гимн христианской любви, которую заповедал миру Господь наш Иисус Христос, указав на ее неземные свойства: «Любовь долго- терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4—7). Если люди живут иначе, значит, они служат не Богу.

— Ваше Высокопреосвященство, пост всенепременно приближает нас к духовной любви?

— Без сомнения, если пост не внешний, то станет ступенькой к ней. Он приносит телу бодрость и легкость, а в таком состоянии человеку легче дается понимание Священного Писания и духовных книг, он приучается к длительной молитве и бодрствованию.

    Постепенно приходит понимание того, что жизнь состоит не только из желаний и вожделений. С другой стороны, человек начинает ощущать тяжесть грехов, от которых хочется освободиться, чтобы дышать легко и свободно. В конце концов, хочется ощутить любовь Божию, потому что если всего этого нет, и остальное в жизни теряет смысл.

    Мало-помалу, понуждая себя к любви и милосердию, мы начинаем чувствовать, что какое-то таинственное преображение совершается в нас и суета жизни, то, чем обычно наполнены дни, теряет над нами прежнюю власть. Мы начинаем испытывать освобождение.

    Но главная задача диавола заключается в том, чтобы не дать человеку приблизиться к Богу — начать поститься, молиться. Масса аргументов против возникает как бы из ниоткуда, как бы из глубин нашего ума: о плохом здоровье, напряженной работе, нехватке времени и так далее... Нужно все это преодолеть и сделать первый шаг, памятуя, что цель нашей жизни — постоянное нравственное совершенствование, которое достигается преодолением себя.

— Хотелось бы услышать, Высокопреосвященнейший Владыко, Ваше напутственное слово всем нам на прохождение Великого поста.

— Многие из нас склонны говорить о Боге, много рассуждают о вере, изучают Священное Писание, но в сердцах нет ничего, кроме холодного любопытства. Нужно любить Бога, дорогие мои!

    А любовь к Богу начинается тогда, когда Господь становится центром нашей жизни, всех наших дум и устремлений. Любить Бога всей крепостью своей — это значит, прилепиться к Нему всей своей энергией, волей так, чтобы никакая сила не могла от Него оторвать. Правильное соблюдение Великого поста и посодействует нам в этом.

    Помоги всем нам, Господи, очиститься от душетленной скверны и обновленными духовно встретить Великий праздник Твоего Воскресения!

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

26.02.2015