Беседы с архипастырем

Почему мы не переходим на григорианский календарь

Слова Папы Римского Франциска о намерении вернуться к единой традиции расчета празднования Святой Пасхи Христовой с православными прозвучали для многих неожиданно. Как к подобному предложению понтифика относиться православному христианину и почему для православных так важен юлианский календарь? Об этом мы беседуем с ректором Минской Духовной Семинарии архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ.

—   Ваше Высокопреосвященство, а какова официальная позиция Православной Церкви в этом во­просе?

—   Заместитель председателя От­дела внешних церковных связей Мо­сковского Патриархата протоиерей Николай Балашов, думаю, ответил на него достаточно определенно: «Если Римско-Католическая Церковь на­мерена отказаться от Григориан­ской пасхалии, введенной ею в XVI веке, и вернуться к древней, Алек­сандрийской, которая использова­лась в эпоху, когда Церковь Востока и Запада была единой, и доныне ис­пользуется православными, — та­кое намерение можно только при­ветствовать. Если же некоторые журналисты верно передают слова Папы о том, что дата Пасхи должна стать «фиксированной» и не связы­ваться с первым полнолунием после весеннего равноденствия, как уста­новил почитаемый и на Востоке, и на Западе Первый Вселенский Собор еще в 325 году, — такое предложе­ние, безусловно, является совер­шенно неприемлемым для Право­славной Церкви».

—   Но почему неприемлемым, Ваше Высокопреосвященство? Не­которые недоумевают: почти весь мир перешел на григориан­ский календарь, а Православная Церковь с глубоких веков христи­анства никак не хочет обно­виться и все еще использует юли­анский?

—   Для этого есть очень важное ос­нование. На Первом Вселенском Со­боре было установлено каноническое правило, согласно которому Пра­вославная Пасха никогда не должна совпадать с иудейской. Был состав­лен Символ веры и определен поря-док празднования Пасхи. И разве можно отойти от проверенных века­ми церковных правил в угоду вре­мени и человеческим измышлениям?

      В то далекое время в ходу был юлианский календарь, составлен­ный астрономами при императоре Юлии Цезаре за 46 лет до Рождества Христова. Он словно специально создан для Православной Церкви, ибо как нельзя лучше размещает в себе весь круг христианских празд­ников и постов. Этот календарь имел определенную цикличность, повто­ряемость — условие, необходимое для определения дня празднования Пасхи.

      Римский же Папа Григорий создал другой календарь, так называемый григорианский, уже спустя много столетий, в XVI веке. Его тотчас при­няла Католическая Церковь, а затем и протестантский мир.

      Но для Православия такой кален­дарь совершенно непригоден, пото­му что пасхалия григорианского ка­лендаря расположена так, что Пас­ха в некоторые годы в нем совпада­ет с иудейской. Он прямолинеен и упрощен, пасхальный круг, назы­ваемый Великим индиктионом, в нем разрушен. Вот поэтому юлиан­ский календарь и по сей день оста­ется великим сокровищем Право­славной Церкви, которое необходи­мо беречь.

      Стремиться же к модернизму не в правилах нашей Церкви: ведь мир с неимоверной легкостью меняет даже свои идеалы, а не только календари. В годы Французской революции, на­пример, был введен республикан­ский календарь, при советской вла­сти перешли на пятидневки, сегод­ня почти во всем мире действует гри­горианский календарь.

      Но я искренне надеюсь, что Цер­ковь Православная, не поддаваясь веяниям времени, его политиче­ским запросам и все более «про­грессирующим» решениям, будет продолжать жить по своему веками проверенному церковному времясчислению.

      Это очень важный элемент цер­ковного Предания, который необхо­димо изучать, ценить и хранить, даже если он вызывает у кого-то не­понимание и неприятие.

—   Но, Высокопреосвященнейший Владыко, ведь и у нас тоже были попытки использования гри­горианского календаря. Почему же не удалось на него перейти?

—   Потому что при таком переходе сразу нарушается множество кано­нов: в григорианском календаре от­сутствует цикличность, нет должно­го соответствия между событиями ветхозаветными и новозаветными, нарушается ряд соборных опреде­лений и церковных установлений, в частности Богослужебный Устав, из­ложенный в Типиконе.

      Так что не так это просто — провести календарную реформу в Церк­ви, хоть пытались уже это сделать не раз. Такая реформа, кстати сказать, является одним из главнейших усло­вий радикальной реформации Пра­вославия.

      В 1923 году на обновленческом лжесоборе было принято решение перейти на новый (григорианский) стиль. Но верующие люди по-пре­жнему продолжали отмечать празд­ники по юлианскому календарю и не посещали храмы в праздничные дни по-новому. Григорианский стиль у народа нашего не прижился.

      А народ и есть хранитель Правос­лавия. Он не принял антиканониче­ских новшеств в Русской Патриаршей Церкви, и, несмотря на принуждение большевиков, Церковь наша сохра­нила доселе свой календарь и тем самым Церковное Предание.

—   Радетели за переход на новое церковное времясчисление моти­вируют тем, что весеннее рав­ноденствие по юлианскому ка­лендарю не совпадает с реальным весенним равноденствием.

—   Но уж совершенно точно оно не совпадает и в григорианском ка­лендаре, потому что Земля и вокруг оси, и вокруг Солнца движется не­равномерно. Говорить о точности времени вообще невозможно — су­ществуют лишь условные его отсче­ты и ориентиры. Точка весеннего равноденствия у каждого года своя, она изменяется, и для астрономи­ческих нужд ее всякий раз необхо­димо рассчитывать заново.

      Вообще надо сказать, что время — неуловимая субстанция и может быть выражено, зафиксировано толь­ко через символы. Юлианский ка­лендарь — это, как точно заметил из­вестный современный богослов ар­химандрит Рафаил (Карелин), ико­нографическое, а не астрономиче­ское выражение времени. А Пасха Христова — событие духовное.

      В Великую Субботу, накануне Вос­кресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, бы­вает каждый год в разные дни), в Ие­русалиме на Гроб Господень снис­ходит Божественный Благодатный огонь. Заметьте: по православному календарю снисходит! Так какое нам еще нужно свидетельство?

—   Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предупреждал об опас­ностях, которые стоят перед Православной Церковью. Одна из них как раз и есть переход на но­вый церковный календарь, то есть григорианский.

—   Об этом говорили и многие святые. По словам святителя Марка Эфесского, никогда то, что относит­ся к Церкви, не разрешается путем компромиссов.

      Кроме того, что чрезвычайная простота календаря юлианского со­ставляет его научное преимущество перед всякими исправленными ка­лендарями, при сегодняшней все­общей нашей деградации подобного рода перемены ни к чему хорошему не привели бы. Они могут лишь принести противостояние в обще­стве.

    «Враг старается разрушить здание нашей веры, — предупреждает пре­подобный Паисий Афонский. — Од­нако мы все понесем частичку ответ­ственности за разрушение: и те, ко­торые вытаскивают из стен камни, и те, которые не делают благочестивой попытки удержать готовое обру­шиться строение».

      Святому старцу в своей жизни пришлось поменять много калив. «Иногда, приходя на новое место, я что-то менял, — рассказывает он. — Заколачивал «ненужные» двери, вы­дергивал «лишние» гвозди... но по­том пришел к убеждению, что все, что сделано прежде, имеет какой-то смысл.

      Поэтому, придя в какую-то новую каливу, я уже не меняю ничего из сделанного моими предшественни­ками, даже если испытываю от это­го какие-то неудобства. Я не выта­скиваю из стен ни одного гвоздя. Ведь тот, кто жил на этом месте до меня, вбил их туда, проверив это практической необходимостью. Са­мое важное — держаться того, что проверено опытом. В противном слу­чае уходит Предание и остается пре­дательство».

      Будем же и мы с вами, дорогие чи­татели, хранить богатство, накоп­ленное веками и оставленное нам предками. В том числе и церковный календарь, который с древних веков был не просто счетной линейкой времени, а философским, рели­гиозным осмыслением и отражени­ем жизни.

—   Спаси, Господи, Владыко, Вас за беседу.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

27.06.2015