Беседы с архипастырем

О «золотом миллиарде» и духовной экологии

Начало нынешнего века ознаменовалось чередой глобальных политических потрясений и экономических кризисов. Многие аналитики полагают, что большая часть всех неурядиц на планете обусловлена посягательством на ее ресурсы «золотого миллиарда». Но только ли в этом корень зла? Духовным видением современного состояния мира мы попросили поделиться ректора Минской Духовной Семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского ГУРИЯ.

—   Ваше Высокопреосвящен­ство, все чаще мировой финан­сово-экономический кризис свя­зывается в средствах массовой информации с «золотым миллиардом».Что это за феномен та­кой?

—   Такого термина ни в одном официальном документе вы не най­дете, хотя смысл его очевиден. Ряд ученых и экспертов ООН объя­вили, что благополучная жизнь на земле в ближайшем будущем воз­можна только для одного милли­арда человек — таким образом они, по сути, легализовали понятие «зо­лотой миллиард» (его еще называют «сытым миллиардом»).

      Все дело в проблеме ограничен­ности ресурсов на планете и уста­новлении своеобразной квоты для человечества: кто-то получит доступ к ресурсам, кто-то не получит. Фак­тически это разделение жителей земли на первый и второй сорт ради сохранения комфортных усло­вий для меньшинства.

      Конечно же, «золотой милли­ард» — великое искушение совре­менности, так как этому миллиар­ду гарантирована жизнь в достатке, но без Бога, Который, без сомнения, останется со всем остальным че­ловечеством.

      А что значит жизнь без Бога? Вот как говорит об этом святой Симеон Новый Богослов: «В душе, лишив­шейся Божественной благодати, будто черви расплодились — за­висть, лукавство, ложь, нена­висть, вражда, брань, злопамят­ство, клевета, гнев, ярость, пе­чаль, месть, гордыня, спесь, тще­славие, немилостивость, ли­хоимство, хищение, неправда, не­разумная похоть, шепотничество, пересуды, завиствования, спорливость, поношения, осмея­ния, славолюбие, клятвопреступничество, клятьбы, богозабве­ние, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло, Богу ненавист­ное».

      Не будь греха, человек мог бы иметь не только богатую жизнь ду­ховную, но и во всем достаток ма­териальный. После падения наших прародителей страсти поселились и всегда жили в душах людей, но каж­дый видел в себе источник зла и бо­ролся с ним.

      Сегодня же человек зла в себе, как правило, не замечает, предпо­читая во всем руководствоваться эгоистическими, потребительскими побуждениями. Вот и превратилось современное общество в общество глобального риска.

—   Думается, Владыко, что по­следние Ваши слова касаются не только людей, но и природы. Окружающая среда не может не реагировать на бездушное к себе отношение и все больше отве­чает катастрофическими реак­циями.

—   Действительно, мы словно исис­пытываем экологическую прочность планеты, и она, естественно, со­противляется. Загрязнение окру­жающей среды, безоглядное исто­щение природных ресурсов — пря­мая угроза существованию рода людского. И если человек не обуз­дает свою жажду наживы, не по­старается преодолеть отчуждение от Бога и жить по Его заповедям, все более грозными будут вразум­ления.

      Только с помощью Божией мож­но прийти к процветанию.

      Когда всякий труд мы начинаем с молитвы, он благословляется Гос­подом и духовно очищается все вокруг. Окружающий мир меняется в соответствии с внутренним миром каждого из нас, а потому преобра­зование природы должно начи­наться с души, преодоления ду­ховного кризиса каждого человека и уже затем всего человечества.

      Слова знаменитого французско­го химика Луи Пастера могут по­служить нам примером: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в бла­гоговейном изумлении перед де­лами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории».

      Каждый из нас может выступать творцом и хранителем, но может являться и разрушителем своей души. А последствия этих разру­шений, загрязнений собственной нашей экологии сегодня очевидны — наркомания, алкоголизм, пре­ступность, пропаганда агрессии и ненависти, культа силы и мгновен­ного успеха, власти денег. Хотя никогда богатство на Руси не ставилось во главу угла, и оно не было критерием добропорядочности человека. Все это — результат без­духовности.

      От хаоса, засоренности сознания и моральной нечистоплотности поя­вляется мусор на улицах, загряз­няются реки и моря, разрушается озоновый слой и варварски выру­баются леса...

      Человек забыл, что окружающий мир — это его продолжение, и если он позволяет себе загрязнять и разрушать среду своего обитания, то прежде всего вредит себе.

      Экологические проблемы неот­делимы от духовной стороны су­ществования человечества.

—   В связи с этим, Высокопреосвященнейший Владыко, не могу не сказать о проблеме, связанной с нашей духовной экологией: сквернословие уже стало у нас нормой общения. Это страшно, но даже дети наши, хоть и неос­мысленно, употребляют сквер­ные слова.

—   Чему же здесь удивляться? Сквернословие почему-то воспри­нимается в нашем обществе как бе­зобидное явление. Дети слышат и дома от родителей, и с экрана те­левизора разные нецензурные сло­ва, пошлости, двусмысленности. Затем повторяют их, сами не ведая, что говорят.

      А ведь когда человек скверно­словит, он не просто демонстриру­ет отсутствие культуры. Он разру­шает собственную личность. Ма­терные слова — своего рода мо­литвенные формулы, обращенные к демону.

      Как слова молитвы привлекают к человеку силу Божию, так гнилые нецензурные выражения призывают к себе темную, бесовскую силу. И чем дальше человек отходит от Бога, тем больше употребляет он срамные слова.

—   Это очень прискорбно, Высокопреосвященнейший Влыдыко: ведь у нас такие богатые нравственные и духовные тра­диции!

      Традиции у нас действительно достойные подражания. Ведь о чем радовались наши предки? Да уж не о том, конечно, что придумали какое- то сверхсовершенное оружие для — уничтожения себе подобных. Нет, они радовались красоте окружаю­щего мира, проявлениям любви, добра, благородства, живущим в человеческой душе. Они помнили о Вечности, осознавая тленность зем­ного бытия, самовластие греховных страстей, возмущающих мир и душу.

      Сегодня наше нравственное со­стояние в целом можно охаракте­ризовать как кризисное. Конечно, радует, что духовность стала воз­рождаться: из руин поднимаются храмы, многие люди обретают свя­тую православную веру, воцерковляются и начинают жить по-хри­стиански. Но надо признать, что все это лишь островки здоровой жизни в океане хаоса.

—  «Необходима наука о нрав­ственности современного чело­века», — так считал академик Дмитрий Лихачев, ибо без высо­кой нравственности и культуры не может существовать любое общество.

—   И разве можно с этим не сог­ласиться? Без главного стержня — нравственности и культуры — не мо­гут действовать ни законы эконо­мики и юриспруденции, ни законы исторические. Нравственность — это самое могучее объединяющее начало.

      Не может нормальное общество существовать без сострадания, жа­лости, милосердия, доброты, бла­готворительности, без ответствен­ного отношения к детям, стари­кам, больным. Доброта ведь не только отдает — она еще больше получает. Когда человек совершает дела милосердия, он становится ду­ховно богаче и, поверьте, намного счастливее.

      Господь ждет, чтобы каждый из нас духовно совершенствовался и менялся к лучшему, а мы все норо­вим изменить обстоятельства под себя. Вот уже и научно-технический прогресс прочно укоренили в своей жизни, но он не победил нужду, не накормил голодных, не дал кров бездомным. Успехи в материаль­ном производстве превзошли всякие ожидания, а желаемый результат так и не достигнут, потому что как внеш­не ни старайся, а все зависит от на­шего внутреннего расположения.

—   И это внутреннее благорас­положение, Высокопреосвященнейший Владыко, достигается только в непрерывной борьбе с искушениями и с помощью Божией.

—   «Сыне, даждь ми сердце твое» (Прит. 23:26), — просит Господь, же­лая его очистить. Но мы усиленно этому сопротивляемся, хотя в серд­це нашем корень всех дел — и доб­рых, и злых. Нужно быть чрезвы­чайно внимательными к тому, что­бы оно было мирным и спокойным, жило добродетельными устремле­ниями, каждое благое дело совер­шая с удовольствием и радостью.

      Святой праведный Иоанн Крон­штадтский отмечает: «Сердце — жизнь, но жизнь, испорченная гре­хом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, жела­ниям и стремлениям человека, всей его жизни».

      Когда, говоря словами классика, мы сбросим «этот бренный шум», наши бессмертные души вернутся к Богу, Который их дал. Каким будет Его Суд и сможем ли мы оправ­даться? Вот главное, о чем должны мы беспокоиться. Перед Господом все же нам не за глобализационные процессы отвечать придется, а за свои каждодневные дела и поступ­ки, за то, какие добродетели суме­ли стяжать. Да поможет всем Бог жить по Его Святой воле.

—   Спаси, Господи, Владыко, Вас за беседу.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

25.08.2016