Беседы с архипастырем

С Праздником праздников – Светлым Христовым Воскресением!

Великим постом, покаянием и молитвой готовимся мы к Празднику праздников - Светлому Христову Воскресению. Христос победил смерть, даровал нам вечную радость и блаженство, открыл двери в Царство Небесное. О значении Его великой искупительной жертвы, светлом празднике Воскресения Христова мы беседуем с ректором Минских Духовных Академии и Семинарии архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

—  Невозможно представить, Ваше Высокопреосвященство, какая судьба постигла бы мир, если бы не произошло это ве­ликое событие — Воскресение Христово.

—  Без Воскресения Христова не только не было бы христианства, но и сама вера в Бога, в силу доб­ра и правды была бы подорвана, утрачен смысл жизни.

     Но Воскрес Христос — и остался поруган и бессилен «отец лжи, исконный человекоубийца — диавол» (Ин. 8:44). Христос победил грех и смерть и открыл нам путь к вечной жизни. «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! — восклицает в ог­ласительном слове на Пасху свя­титель Иоанн Златоуст. — Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются Ангелы! Вос­крес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе!».

     Восставший из мертвых Господь предложил человечеству новую жизнь, в которой духовное и зем­ное находятся в совершенной гар­монии. И теперь нам с вами толь­ко нужно встать на этот спаси­тельный путь, который ведет к жизни вечной, свободной от пора­бощения греху и смерти, принять в свое сердце весть о Воскресшем Спасителе.

—  Земная жизнь Господа на­шего Иисуса Христа — единое не­прерывное служение Богу и лю­дям. Между тем, Владыко, ни один праведник не был более Его посрамлен, презрен, умучен.

—  Из любви к человеку принял Он такие страдания, отдал душу Свою, и с тех пор души всех сынов человеческих предаются Ему во власть как Искупителю и Судии.

     Факты смерти и Воскресения Христова широко известны, но их духовная суть, внутренний смысл — великая тайна Божией прему­дрости, правосудия и Его беско­нечной любви. Умом этого не по­нять и не осмыслить, и тем не ме­нее духовные плоды смерти и Вос­кресения Спасителя доступны на­шей вере и ощутимы для сердца.

     Явления Господа Иисуса Христа по Воскресении убеждают нас, что кроме видимого мира существует и невидимый, таинственный. Этот мир — высший, духовный, неизменяющийся — не просто нахо­дится рядом с нашим, но и обле­кает его со всех сторон, приникает в него и воздействует на него.

—  Казалось бы, сам историче­ский факт Воскресения Христо­ва несомненен: Апостолы воо­чию видели Воскресшего Хри­ста. И тем не менее есть уче­ные, которые всячески этот факт отрицают.

—  Есть, и немало. Но даже сре­ди них встречаются те, кто от­крыто отказывается бороться про­тив Христа. Для примера возь­мем хотя бы немецкого богослова Де Ветте (1780—1849). Это был известнейший ученый, основатель мифической школы, не одно де­сятилетие стоявший во главе ра­ционалистов (признающих разум основой познания и поведения людей)... Так вот на смертном одре Де Ветте сознался: «Событие Воскресения, хотя способ его со­вершения покрыт непроницаемым мраком, представляется, однако, столь же несомненным, как и смерть Цезаря».

     Без Воскресения Христова не было бы христианства и христи­анской культуры. История мира приняла бы совершенно другое направление. Без живых сил хри­стианской веры древний мир раз­ложился бы и погиб.

     Христос воскресил воспринятую на Себя плоть человеческую и та­ким образом преобразил челове­ческое естество в духовное — для вечной жизни с Богом. В этом и за­ключается победа Спасителя над смертью ради всего рода челове­ческого.

—  Потому великая радость и торжество этого преображе­ния пронизывает все Пасхальное Богослужение, проникая в души...

—  Пасхальная служба, испол­ненная духовной радости и лико­вания, — это торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, по­беде жизни над смертью. Весь мир — материальный и ду­ховный, видимый и невидимый — радуется, сливается с вечной жиз­нью Царства Небесного.

     Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю. И все это время Богослужения со­вершаются при открытых Царских вратах — в знак того, что теперь Воскресением Христовым для всех открыты врата Царствия Божия.

     Во все дни этого великого праздника мы приветствуем друг друга братским целованием со словами «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!». Христосу­емся и обмениваемся после пер­вой Пасхальной Литургии крашеными яйцами. Они служат симво­лом новой, блаженной жизни, от­крывшейся из гроба Спасителя.

     Всю неделю звонят колокола. Начиная с первого дня Святой Пасхи до вечерни праздника Свя­той Троицы коленопреклонений и земных поклонов полагать не по­ложено.

—  О празднике Воскресения Христова и вечной жизни напо­минает нам каждое воскресенье. Только многие, увы, об этом не задумываются, так как больше привязаны к земному.

—  Как сказал святитель Николай Сербский, «человек хочет утвер­диться в гавани материального благополучия». Действительно, многие будто решили навечно обосноваться на земле, построить свой уютный рай без Бога. И вме­сто Бога поклоняются славе, бо­гатству. Но ведь жизнь дается не для этого. Человек состоит из бес­смертной души, которая принад­лежит миру духовному, и тела, от­носящегося к миру материально­му. Когда возникает разнонаправленность влечений души и тела, между ними происходит кон­фликт.

     Чтобы его избежать, главен­ствующим началом должна быть душа. Только тогда человек об­ретает полноту жизни, находит истину, красоту и счастье. Дей­ствует особый  нравственный за­кон, заложенный в нас Творцом. И в каждом человеке есть индикатор этого закона — совесть. Чтобы сохранить нормы нравственного закона и оживотворить их высо­чайшими идеалами, Господь дал нам Священное Писание и Свою Церковь.

     Пасхальная неделя — хорошее время для того, чтобы вспомнить, каким образом и какой дорогой це­ной Бог изменил нашу жизнь, на­полнив ее вечным смыслом, вы­соко подняв планку наших устрем­лений.

—  Однако, Высокопреосвященнейший Владыко, на нашу совесть воздействуют и среда, и воспитание, и образование, и общественные стандарты — великое множество соблазнов, искушений встречает на своем пути человек...

—  Соблазны всегда были и будут в мире, но мы должны им проти­востоять. Человек, живущий с Бо­гом, никогда не бывает одинок в борьбе с искушениями. Господь присутствует в нашей жизни и ре­ально помогает каждому, кто сох­раняет с Ним живую связь.

     Грех или зло есть нарушение За­кона Божия. Господь говорит: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, и судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в тем­ницу» (Лк. 12:58). Дорога — это наша жизнь; соперник — противо­борствующая сила, преследующая нас постоянно, изобретающая все новые способы совратить с узкой тропинки, ведущей к Богу. Вот Господь и советует: пока мы еще в пути с противником, нужно по­заботиться о том, чтобы изба­виться от него. Иначе в последний час, найдя в нашей жизни много своего, враг этот предаст нас Су­дии, обличая нас и не позволяя отречься всего греховного.

     Итак, пока еще есть время и мы можем изменить свою жизнь, на­полнить ее добром, постараемся избавиться от соперника! Грех незаметен, особенно тя­жело распознать его в себе. Но если человек осознал свою греховность, он на верном пути к Богу.

     Многие боятся адских мук по смерти, но мало кто задумывает­ся, что начинаются они уже здесь, на земле. Если человек предает­ся грехам, его жизнь превраща­ется в череду страданий. И от них освобождает только покаяние.

—  Впереди светлые пасхаль­ные дни. Что пожелали бы Вы, Высокопреосвященнейший Вла­дыко, своей пастве?

—  В эти праздничные дни мы бу­дем прославлять Бога, внимать голосу нашей христианской со­вести и возносить молитвы о со­хранении мира и прекращении нестроений на земле. Вникнем в смысл слов стихиры Пасхи: «Рцем, братие, и ненави­дящим нас, простим вся Воскре­сением, и тако возопием: Хри­стос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». И постара­емся воплотить их в жизнь дела­ми взаимного примирения и про­щения.

    Давайте, дорогие мои, взглянем на Голгофу и испытаем себя. Гос­подь и сегодня истекает кровью, Он страдает за всех нас с вами. Го­товы ли мы разделить эти страда­ния? Если да, значит, мы со Хри­стом!

    С наступающим Воскресением Христовым!

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

 

 

05.04.2014