Беседы с архипастырем

Святой Афон — проповедь о безмолвии, посвящении сердца Богу

О паломничестве на Святую Гору Афон — месте особого покровительства Матери Божией, монашеской жизни в Ватопедском монастыре. О значении для мира подвига безмолвной молитвы, которая удерживает на земле, оскверняемой нашими грехами, ту божественную силу, которая называется благодатью. А также о великой силе церковных таинств рассказывает Владыка.

—   Ваше Высокопреосвящен­ство, Вам довелось побывать в Ватопедском монастыре как раз во время праздничных меро­приятий, посвященных Положе­нию Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Как проходили тор­жества?

—   Своею милостью Господь спо­добил нас с Владыкой Вениамином великой чести не просто побывать на праздничных мероприятиях в Ватопедской обители, но даже и при­нять участие в торжествах 13 сен­тября. Накануне праздника в монасты­ре состоялось ночное Богослуже­ние, по окончании которого был со­вершен молебен с водосвятием и Крестный ход вокруг обители.

      В самый день праздника Боже­ственную Литургию возглавил ми­трополит Леонтопольский Гавриил (Александрийский Патриархат). Мы с Владыкой Вениамином сослужили Его Высокопреосвященству вместе с игуменом обители архимандритом Ефремом, игуменом монастыря Григориат архимандритом Христофо­ром и сонмом иеромонахов.

      На Богослужении присутствова­ло множество паломников из Гре­ции, России, Беларуси и других стран. И каждый имел возмож­ность поклониться Поясу Пресвятой Богородицы, хранящемуся в Ватопедском монастыре. Царила очень молитвенная, благодатная атмос­фера, и не покидало ощущение, что земля и Небо соединились.

—   Гора Афон — место особого покровительства Матери Божией, место молитвы. Но ведь таким, Владыко, оно было не всегда?

—   С незапамятных времен глав­ный Афонский пик, соперничающий высотой с Олимпом, почитался му­дрецами древности символом Веч­ности, знаком величия мироздания. В античные времена на вершине горы находилось святилище с хра­мом Аполлона. Сюда к прорицательницам-пифиям, а также на по­клонение другим языческим идо­лам стекалось множество народа.

      Однако Промыслом Божиим Афо­ну была предназначена особая роль в истории спасения человечества. Его стали населять монахи — люди, без остатка посвятившие себя слу­жению Богу. Их жизнь — это непре­рывная молитва, таинственные гла­голы Духа Святого, неслышимые и непонятные для мира, но все еще удерживающие его от краха.

      Жизнь монахов на Святой Горе издавна сложилась в разных фор­мах устроения, донесших свое зна­чение до наших дней. Монаше­ская традиция никогда здесь не прерывалась: она хранила в особой чистоте церковное Предание.

      Основной тип монашеского уч­реждения — это монастыри. Затем идут подчиненные монастырю скиты — небольшие иноческие общины, состоящие из нескольких монашеских келий и имеющие свой храм. Существуют также и каливы (хижины), в которых под­визаются, как правило, старец и несколько его учеников. Но не­зависимо от формы устроения жизнь святогорца посвящена ис­ключительно молитве, Богослужению и труду.

—   Ваше Высокопреосвящен­ство, что лично Вас более все­го духовно впечатлило в этой поездке на Святой Афон?

—   Меня очень порадовало, что монахи по-настоящему подвизают­ся. Все они пришли сюда с мира со своими недостатками, немощами — это не Ангелы с Небес спустились, но братия c великим усердием не­сет монашеские труды, совершает духовные подвиги. И это видно не только по расписанию Богослуже­ний, но и по богодухновенному выражению лиц.

    «Не может укрыться град, стоя­щий на верху горы» (Мф. 5:14). Так и в монастырях на Афоне подвиг, молитва проявляются в духовном состоянии этих подвижников. Святогорцы в каждом человеке видят образ Божий, с искренней душой приветствуют паломников, всех радушно встречают.

      Я наблюдал за монахами, схим­никами, послушниками, которые трудятся в Ватопедской обители. Казалось бы, на первый взгляд, у них сплошь одни трудности и скор­би: днем молятся и трудятся, ночью — молятся, а на отдых их время весьма ограничено. Но я поражался, глядя на их лица, све­тящиеся духовной радостью. Пре­бывая в постоянной молитве, одни служители Божии достигли высо­кого духовного состояния — та­кие, как игумен Ефрем, а другие идут по этому пути.

      Думаю, к ним применительны слова Апостола Павла: «Преизобилую радостью при всей скорби на­шей» (2 Кор. 7: 4).

—   Однако, Владыко, такая ра­дость становится все более не­свойственной нашему миру. И человечество сегодня пережи­вает немало бедствий.

—   К сожалению, это так. При­том самое страшное, невидимое бедствие — это катастрофиче­ская потеря благодати. Демон ненавидит все добрые дела, но по-настоящему страшна ему толь­ко благодать. Подвиг безмолв­ной молитвы (исихии) — это удер­жание на земле, оскверняемой нашими грехами, той божествен­ной силы, которая называется благодатью.

      Существуют различные виды ми­лостыни — материальная, душев­ная, духовная. И все они важны, спасительны для человека. Но мир держится милостью Божией все же на духовном подвиге, неиз­вестном ему и непонятном. Святой Афон — это и есть проповедь о без­молвии, стяжании благодати, по­священии сердца Богу.

      Болезнь нашего времени в том, что произошла подмена боже­ственного света интеллектуаль­ным, когда превалируют рассу­дочные представления, догадки, всевозможные теории и душевные переживания. Для стяжания же духовного света необходим подвиг, основанный на опыте подвижников, уже стяжавших этот свет.

—   Возможно ли, Ваше Высоко­преосвященство, перенять и применить подвижнический опыт афонских монахов и в на­ших обителях?

—   Стремиться подражать под­вигу афонских монахов, безу­словно, нужно. Потому и благо­чинный обители Жировичской, и эконом посещают это святое ме­сто, чтобы поучиться и привить у нас хоть маленькие ростки такой высокодуховной жизни. Но нужно сказать, что у каждого монасты­ря, как и у монаха, свой духовный путь, определенный Господом: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор. 15: 41).

      Наша задача в первую очередь спасти душу, и я считаю, что, на­пример, в Жировичской Свято-Ус­пенской обители все условия для этого есть. Только бы мы сами при­лагали усердие, понуждали себя к духовному подвигу и всецело, без­раздельно любили Господа.

      Несомненно, что Афон свою спа­сительную роль выполняет. Гос­подь по заступничеству Божией Матери, по молитвам реальных подвижников (а не тех, что только говорят о подвиге), все еще милу­ет нас.

—   А миряне, Владыко, могут научиться чистой молитве, чтобы хоть немного прибли­зиться к подвигу?

—   При старании можно многого достичь. Главное — беречься от соблазнов нашего грешного мира, которые бывает трудно преодо­леть.

      Для этого Господь дал нам сред­ства для спасения — церковные таинства. Во время таинства Ис­поведи, например, очищается душа от грехов, а во время Свято­го Причастия человек освящается. Всякое таинство бесконечно глу­боко и соединяет нас с Богом, от­крывает нам новую жизнь — со­кровенную, духовную. Таинства церковные непостижимы разуму человека, они познаются сердцем в той мере, в какой оно способно вместить. Но таинство Исповеди имеет особое значение, так как в нем Господь (если у человека глу­бокое, искреннее осознание греха) снимает нечистоты с души чело­века.

      Что касается чистой молитвы... Как невозможно высшую матема­тику постичь в один день, так и мо­литва чистая, величайшая наука из наук, быстро не постигается. Но стремиться к этому нужно. Перво­начально Господь принимает даже молитву рассеянную, если человек себя к ней понуждает. Обязатель­но нужно посещать храм, а дома читать жития святых, которые являют образцы нравственности духа, стараться молиться и жить по Божиим Законам.

      В Евангелии, отвечая на вопрос, какая наибольшая из Заповедей, Спаситель говорит: «Возлюби Гос­пода Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая Заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближ­него твоего, как самого себя» (Мф. 22: 36—39).

      Это непреложный закон, кото­рый дан нам Самим Богом, Твор­цом Вселенной. Вот эти слова и должны быть начертаны в уме и сердце у каждого. Только ими мы должны в жизни своей руковод­ствоваться. Эта Заповедь — как об­раз совести христианина, как кри­терий.

      Устраивайте свою жизнь так, чтобы она была угодна Богу. И да поможет всем нам Господь наш Ии­сус Христос жить по-христиански.

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

 

29.09.2014