Беседы с архипастырем

О конце света, искусственном интеллекте, добре и зле

Мир опять очутился перед опасностью реальной военной угрозы, и СМИ в связи с этим публикуют многочисленные предсказания о конце света. Очередное, по их мнению, должно было состояться 19 августа. Не состоялось. Но некое истерично-экзальтированное ожидание не угасает. Об истинных угрозах для человечества мы беседуем с архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ, ректором Минской Духовной Семинарии.

Ваше Высокопреосвященство, о конце света говорили во все времена, но сегодня массив такой информации обретает глобальные формы. Это что, всеобщее предчувствие?

Действительно, эта тема сейчас популярна, и не без оснований. Мы также не раз ее поднимали. Страх перед апокалипсисом, как правило, будоражит общественную и церковную жизнь в периоды каких-то бедствий. Только вот, ожидая конца света, многие, к большому сожалению, не о спасении души радеют, а всеми силами стараются сохранить свою тленную жизнь — строят бункеры, убежища, способные выдержать даже удар ядерной бомбы. Может, на какое-то время эти люди и защитят свое тело, ну а душу? Никто не сможет уйти от Суда Божия.

        Церковь и есть тот Ноев ковчег, в котором возможно наше спасение. Общение с Богом с помощью церковных Таинств, постоянная молитва, чтение Святого Евангелия, а еще дела добра и служение ближним — вот главное, о чем все мы должны заботиться перед лицом опасности. Тогда о спасении и души, и тела каждого из нас позаботится Сам Господь.

Человеку невоцерковленному бывает трудно разобраться в потоках ложной информации: на этом на фоне возросшего интереса к Откровению Апостола Иоанна Богослова (Апокалипсису) появилось множество лжепророков...

Да, порой можно услышать совершенно фантастические вещи, не имеющие ничего общего с церковным Преданием, хотя многие берутся толковать эту пророческую книгу Нового Завета.

        На самом деле Апостол Иоанн в своих видениях постепенно раскрывает перед читателем разные стороны войны между добром и злом, процесс духовного само-определения в людях, в результате которого одни становятся на сторону добра, другие — на сторону зла. Он говорит и о роли Церкви в нашем мире, что нам следует делать, чтобы Царство Божие осуществилось на Земле.

        Апокалипсис указывает на диавола как виновника всех искушений и бедствий человечества. А орудия, которыми он губит людей, всегда одни и те же: неверие, непослушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения... Это то, с чем мы и должны бороться.

Накануне Своих Крестных страданий, Высокопреосвященнейший Владыко, прежде чем Христос принес Себя в жертву за спасение рода человеческого, Он молился и сказал удивительные слова: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:9). Он молится не о всем мире?

Господь молится о тех, кто уверовал, что Он Сын Божий. Он хочет сказать нам о том отступлении, которое будет постепенно происходить в мире и будет возрастать, когда мир станет восприниматься уже не просто как то, что сотворено Богом и искажено грехом, а как человеческое общество, объединяющееся без Бога и против Бога.

        Эти слова о том, что в конце концов все зависит только от Церкви, от тех, кто верит в Него: сохранится эта вера в мире или не сохранится. И судьбы народов, всего человечества зависят от этого. Потому что если Церковь поколеблется и утратит чистоту, отречется от Христа, тогда наступит полная тьма, гибель человечества.

        То, что происходит сейчас — катаклизмы, потрясения, войны,— сводится к одному простому: Господь предупреждает нас все более грозно. И насколько хранится Истина в роде человеческом, настолько Господь пока хранит его.

Но зла в мире так много, Владыко, что иногда людям кажется, будто оно берет верх.

Зло в мире уже побеждено. Оно побеждено не стараниями человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, Который Крестными Своими страданиями и Воскресением сокрушил силу зла и освободил нас от греховного рабства. Теперь всем верующим христианам дается в таинстве Крещения сила попирать зло и творить добро. Никто не бывает одержим злом насильно, но только те, кто не радеет о хранении Божиих заповедей и добровольно предается греху. Святитель Василий Великий пишет: «Зло — неживая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия».

        В наши души мы на удивление легко впускаем демона. Некоторые говорят об апокалипсисе, ожидая его извне, не допуская даже мысли, что слишком часто мы сами несем в мир не созидание, а крушение и смерть.

        Сегодня ядерного оружия в мире столько, что при использовании даже части его наша планета может быть сожжена дотла или просто сойти с орбиты. И это всем известно, однако ядерный арсенал только увеличивается. Себе на погибель создает его человек по своей же свободной воле.

Не так давно был создан еще и искусственный интеллект. И то, что мы видели в фильме «Терминатор», очень скоро может стать реальностью, только в главных «ролях» будем мы и машины...

Погоня за внешним прогрессом, к сожалению, оборачивается против человечества. Да, искусственный интеллект, по мнению ученых, может его уничтожить уже в ближайшие десятилетия.

        Вдумайтесь только в эту научную информацию: уже сегодня «мыслительные процессы» роботов на десять процентов приблизились к человеческому мышлению. К 2040 году они будут идентичны на сорок процентов, а еще через десять лет — на пятьдесят. Дальше — больше.

        Знаменитый английский физик-теоретик Стивен Хокинг предупреждает, что разработка полноценного искусственного разума может означать конец для всей человеческой расы.

        Рано или поздно человек создаст машину, которая выйдет из-под контроля или превзойдет своего творца. «Такой разум возьмет инициативу на себя и станет сам себя совершенствовать со все возрастающей скоростью. Возможности людей ограничены слишком медленной эволюцией, мы не сможем тягаться скоростью с машинами — и проиграем», — считает Хокинг.

        Есть опасения, что предсказать поведение запрограммированного разума будет невозможно. Сегодня он переводит языки и проходит тест на способность мыслить, а завтра может решить, что человечество как вид представляет ему угрозу, и поставит себе задачу стереть его с лица Земли.

        Но, впрочем, нет худа без добра. Еще преподобный Паисий отмечал: «Сегодня диавол своей великой злобой невольно делает миру огромное благодеяние. Благочестивые люди, видя, куда катится мир, сближаются с другими благочестивыми христианами и получают стимул в своей духовной брани с лукавым». Так что любую ситуацию можно использовать во благо.

В связи со всеми этими апокалиптическими процессами, Высокопреосвященнейший Владыко, напрашивается вопрос: почему Господь позволяет действовать диаволу, допускает зло?

Даже блаженный Августин, один из величайших отцов Церкви, который на V Вселенском Соборе был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных ее учителей, затруднялся ответить на этот вопрос. «Я не могу проникнуть в глубину этого решения и признаюсь, что оно превышает мои силы», — пишет он.

        Почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать?.. Сердце замирает перед тайной, будучи не в силах проникнуть в глубину Божественных судеб. Сам Господь так говорит в книге пророка Исаии: «Мои мысли — не ваши мысли, и пути Мои — не ваши пути... Но как отстоит небо от земли, так отстоит путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моей» (Ис. 55:8—9).

        Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но человеческий ум не в состоянии его осмыслить.

        Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения: давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас создан по образу и подобию Божию. Мы сознаем, в чем заключается наше религиозное призвание, но нередко, к сожалению, оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла.

        Что же касается конца света. «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36), — говорит в Евангелии Господь Своим ученикам. И великую эту тайну не могут постигнуть ни мудрейшие из сынов человеческих, ни благодатнейшие из Ангелов.

        Православные христиане ждут Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, но прежде мы должны пройти тяжелые испытания. В Откровении святого Иоанна Богослова разворачиваются пророческие созерцания, разоблачающие адский план борьбы с Церковью, который завершается появлением антихриста.

        Когда мир обнищает добродетелями, тогда отступит от людей благодать и только тогда противник Бога сможет прийти на землю.

        А значит, от каждого из нас зависит — приблизить это время или отсрочить.

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

26.08.2017