Беседы с архипастырем

Любовь к деньгам — главная страсть современного человека

Современное общество называют обществом потребления материальных благ. Оно сложилось во всех так называемых развитых странах и имеет свою систему ценностных ориентиров. Главный из них — жажда преуспеть и любой ценой разбогатеть. Культ денег настолько вошел в наш повседневный быт, что курс валют стал обязательной новостью для всех, которая сообщается наряду с прогнозом погоды. О пагубной страсти человеческой — сребролюбии мы беседуем с ректором Минских Духовных Академии и Семинарии архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

— В сознание людей постоянно вкладывается, что без больших денег, без богатства невозможно быть счастливым, и если их нет, то ты просто неудачник. Можно ли сказать, Ваше Высокопреосвященство, что любовь к деньгам, к наживе превратилась в главную страсть современного человека?

— Да, это один из главных поражающих людей пороков. В эпоху Ренессанса человека, жадного до денег, называли рабом мамоны. Страдающий этой страшной болезнью не может молиться, не может творить милостыню, не в состоянии делать добро. Это жалкий, несчастный че-ловек. Душу его иссушает одна неотступная мысль: как разбогатеть?

    Мамон — демон богатства и алчности. Есть картина, изображающая огромный, блестящий золотой слиток-камень. На нем — фигура сатаны, царя мамоны. А кругом — толпа в безумной давке. Люди толкают друг друга и над повергнутыми слабыми протягивают свои жадные руки.

    Золото, деньги... Где они царят, там в жизни человека нет места Христу — слишком много забот у него о земном благополучии. Потому Господь предупреждает: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24).

— Есть в Евангелии и такие поразительные слова: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное» (Лук. 18:25). Что конкретно здесь имеется в виду?

— Мне довелось бывать в паломничестве в Иерусалиме, и там от экскурсовода я услышал такой рассказ.

    Как известно, Старый город Иерусалим окружен крепостной стеной. И хоть в разные времена она видоизменялась, но существовала всегда. С наступлением сумерек или при вражеском нападении все врата запирались. Не успевшим возвратиться в город жителям спасением служило именно «игольное ушко» — узкая щель в стене, защищать которую изнутри было во сто раз легче, чем сами ворота. Проем был слишком мал, и через него протащить верблюда было почти невозможно. Лишь только развьюченный верблюд, без груза и без наездника, мог протиснуться в него.

    В связи с этим заметьте: ведь Господь не сказал, что верблюду невозможно пройти сквозь игольное ушко. Он сказал, что верблюду «легче пройти», то есть возможно при определенных условиях — полностью развьюченному, будучи свободнымот всякой поклажи. Это касается и любого человека: войти в Царство Божие возможно лишь со смирением, сбросив с себя весь ненужный груз материальных устремлений, отказавшись от излишних удобств. Именно этого подчас и не хватает состоятельному человеку — желания и способности сбросить с себя груз богатства, покаяться, пожертвовать земными благами, комфортом и удобствами жизни.

— Страсть сребролюбия, как ни странно, свойственна не только богатым, Владыко?

— Да, можно, и не имея богатства, страсть в себе эту культивировать и стать подобным Иуде. Сребролюбие — это и есть грех Иуды, так низко павшего, что из ученика Христа он превратился в предателя и окончил жизнь самоубийством. По преданию, дерево, на котором Иуда повесился, дрожало от ужаса и омерзения к трупу предателя.

    Вдумайтесь, как опасно сребролюбие, к чему оно приводит! Вначале Иуда был Апостолом и, разделяя все трудности и опасности, следовал за своим Божественным Учителем. Его падение произошло не сразу.

    У Иуды хранилась кружка для пожертвований, из которых ученики Христа покупали провизию, а также давали милостыню бедным. Оттуда он стал воровать деньги.

    Страсть всегда усиливается, если с ней не бороться, и постепенно в Апостола вселился демон сребролюбия. Он лишил Иуду веры во Христа как Спасителя мира, а затем овладел им так, что тот предал на смерть своего Учителя за тридцать сребреников — цену раба.

— В Евангелии есть такое повествование. Однажды богатый юноша спросил у Христа, как спастись, и Господь ответил: «Продай свое имение, раздай нищим и следуй за мной» (Мф. 19:21). Опечаленный юноша отвернулся от Него и, опустив голову, пошел прочь: он не смог расстаться с земными благами.

— Господь призывал юношу к высшему апостольскому служению, однако тот, имея богатое имение, принял это как жестокий приговор. Желание вечной жизни померкло, Небесное было отвергнуто ради земного. Перед ним стоял Тот, Кто воплощал в Себе Истину, спасение и вечную жизнь, а сребролюбец, послушав внушения демона, выбрал земные богатства и потерял Царствие Небесное. Хоть юноша и считал, что он исполняет все Заповеди Священного Писания, но на самом деле демон сребролюбия сделал его своим пленником.

   «Корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим. 6:9—10), — читаем в Священном Писании. Сребролюбец не может любить Бога, даже если исполняет длинные молитвенные правила, посещает храмы, ездит в паломничества по святым местам и раздает пожертвования. У кого нет надежды на Бога, у того нет доверия к Богу, а любовь требует доверия — она по природе своей доверчива. Еще никого богатство не сделало лучше. Напротив, чаще всего в зажиточных семьях дети вырастают неблагодарными эгоистами. У людей богатых обычно атрофируется чувство сострадания, сердца словно каменеют.

— Значит, богатый человек, Ваше Высокопреосвященство, не может быть счастливым?

— Счастье нематериально, оно не имеет ничего общего с благосостоянием. В Евангелии прямо сказано: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Но здесь полезно помнить: все, что мы имеем, дано нам Богом лишь как «управляющим», чтобы мы правильно и достойно им распорядились. Используя богатство во благо людям, мы пребываем в любви и свете Божием и получаем добрые плоды. Если же бездарно благами Божиими распоряжаемся, бываем за это наказаны.

— Недаром даже французский социолог и философ Жан Бодрийяр считал общество потребления обществом самообмана, где невозможны подлинные чувства. Он рассматривал его в отрыве от естественной природы — как следствие возведенной в культ социальной дифференциации (расслоения).

— Действительно, сегодня, когда все говорят о кризисе, только бедные становятся еще беднее. Но зато растет число миллиардеров. В этом году по сравнению с прошлым в мире на семь процентов больше стало сверхбогатых людей, чье состояние превысило миллиард долларов США.

    Только вот разрываемый между виллами, яхтами, коммерческими предприятиями, важными встречами и приемами, озабоченный лишь сохранением и приумножением своего состояния, обманувший ближнего — разве может быть такой человек счастлив? Конечно же, нет. Ведь у него есть душа, а душа, стремящаяся к Небу, ничем на земле удовлетвориться не может.

    Благоденствие неверующих, вернее сказать, живущих только земным, недолговечно и призрачно. При всей внешней привлекательности жизнь богача часто бывает тосклива и беспросветна, потому в ряде случаев заканчивается самоубийством. Взять, к примеру, того же Кодака, который на фотоаппаратах нажил огромное состояние, но в конце концов свел счеты с жизнью — деньги не спасают, и душу они не греют.

    Любая человеческая жизнь имеет свой вектор, свое направление. Человеку дан величайший дар от Господа — свобода. Свобода самому избрать это направление, наполнить жизнь или Божественным смыслом, или собственным безумием.

— Так что же такое счастье, Владыко, в христианском понимании?

— Счастье — это когда благодать Божия преисполняет  сердце человека, и оно ликует. Когда человек со Христом. Ведь где Христос, там нет места ни печали, ни унынию.

    Тот, кто заботится о своей душе, старается не обогащаться. Царь Соломон молился: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне. Богатство, как и нищета, становится прессом, который давит на душу, наполняя ее постоянной тревогой.

— Если человек захочет избавиться от страсти сребролюбия, то как он может это сделать?

— Только с помощью Божией — как от любой страсти, любой болезни, любой злой привычки. Господа нужно призывать на помощь, а не только размышлять о Нем. Еще надо стараться делиться с другими тем, что имеешь. Как учат святые, сребролюбцу следует начинать раздавать нуждающимся то, что ему самому не нужно. Постепенно человек научится жертвовать ради ближнего, а затем и испытывать радость от того, что может помочь. Со временем начинает умягчаться сердце, больше любить, жалеть людей. Господь такому человеку дарит радость. А она лечит не только душу, но и тело.

    Каждый наш шаг, каждый поступок влечет за собой награду или порицание. Ничто на земле не проходит бесследно, и потому очень важно, чем мы наполняем свою жизнь.

    Дай Бог всякому, имеющему хороший достаток, помнить о тех, кто рядом, кто нуждается в помощи и заботе. Поверьте, отдавая, вы получите во сто крат больше: сердце испытает духовную радость, с которой никакие богатства нашего тленного мира не сравнятся. Как хотелось бы, чтобы все мы, независимо от звания и состояния, научились думать о других, богатеть не «в себя», а в Бога!

 

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок 

27.10.2014