Беседы с архипастырем

Как бороться с депрессией — опасной реальностью нашего времени

Депрессия становится самым распространенным недугом нашего времени. От расстройства психики страдают миллионы людей, в том числе, по данным разных исследователей, до 20 процентов населения развитых стран. Что это — психическое заболевание или духовная проблема?

Высокопреосвященнейший Владыко, депрессия уже стала опасной реальностью, приносящей страдания и самому больному, и его близким. В чем же причины этого состояния и насколько губительно оно для души?

Депрессии возникают обычно на фоне стрессов, длительных житейских неурядиц, тяжелых для человека ситуаций. Начинает страдать душа. А душевные страдания, как известно, в сравнении с физическими куда более гнетущие. Не случайно именно в этой когорте больных особо высокий процент самоубийств и суицидальных настроений.

        В Православии для обозначения депрессивного состояния используется слово «уныние». Это состояние, при котором в душу проникает и поселяется тоска, а с ней приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, друзьями и даже Богом.

Но разным бывает уныние — без озлобления и с приступами беспричинной злобы, раздражительности, гнева. А от последнего недалеко и до бесоодержимости?

Среди духовных заболеваний это наиболее опасное. И определить его совсем не сложно: одно из проявлений — боязнь святыни. Есть такой пример, связанный с епископом Стефаном (^1963), который еще до рукоположения в священный сан, в лагере, будучи врачом, носил на себе Святые Дары. Однажды его как врача попросили проконсультировать дочь начальника лагеря. Когда он пришел, та неожиданно стала метаться по комнате и кричать, чтобы убрали святыню.

        Как известно, бес часто обнаруживает себя в человеке и во время особо значимых моментов церковного Богослужения. Бывает это во время «Херувимской» и особенно когда происходит пресуществление Святых Даров («Тебе поем»).

        Бесоодержимый человек очень не любит церковь, на службах нередко теряет сознание или, наоборот, выкрикивает ругательства и проклятия. Окропление святой водой, прикосновение креста, вдыхание ладана могут вызвать у него физические муки, даже звон церковного колокола заставляет морщиться и страдать от головной боли.

Ваше Высокопреосвященство, людей, одержимых бесами, нередко принимают за психических больных. Как же определить врачам, их ли это пациент?

Отличить больного человека от одержимого достаточно просто. Подозреваемому в одержимости предлагают два стакана с водой: в одном — простая вода, а в другом — святая, крещенская. Естественно, знать человек об этом не должен. Бесоодержимый, сколько раз ни предлагай, обязательно выберет стакан с простой водой...

        На протяжении почти всей истории психиатрии ее развитие так или иначе было связано с Церковью. И первыми учреждениями, где душевнобольной мог найти кров, пищу, утешение, лечение, были монастыри и храмы. Отношение православных священнослужителей к этим несчастным хорошо выразил епископ Игнатий (Брянчанинов): «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу окажи почтение как образу Божьему. Что тебе за дело до его немощи, недостатков? Наблюдай за собой, чтобы не иметь недостатков в любви».

        К сожалению, люди очень мало осведомлены о типичных проявлениях и последствиях депрессии, поэтому многим больным оказывается помощь, когда состояние принимает затяжной и тяжелый характер, а иногда и вовсе не оказывается.

        Грех уныния, как учит преподобный Иоанн Лествичник, есть всепоражающая смерть.

      «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение», — читаем у святителя Иоанна Златоуста. А депрессия — это именно уныние в крайней степени, возникающее от того, что в душе нет Бога.

—     Многие доктора, Высокопреосвященнейший Владыко, сомневаются в том, что бес может обладать человеком.

Об этом могут говорить только далекие от веры люди. Ведь достаточно вспомнить евангельскую повесть о бесноватом в Гадаринской стране и исцелении его Иисусом Христом. Бесы мучили несчастного человека, и он бедственно влачил свою жалкую жизнь.

        В наше время, увы, людей духовно больных, не заботящихся о своей душе не стало меньше, хоть бесы действуют более скрытно и хитро.

        Преподобный Григорий Синаит, когда перечисляет главные страсти, вместо «уныние» употребляет слово «лень» по отношению к духовной жизни. Почему? Потому что не хочется ходить в храм, не хочется молиться, читать Священное Писание и вообще трудиться над своей душой. А отсюда, вследствие пустоты в ней, состояние сильнейшего уныния и наступает.

        Человек сам лично готовит жилье для демонов своими поступками, ведь они входят в душу вместе с грехом. Закоренелый грешник не находится под защитой Божией благодати, чем немедленно пользуются демонические сущности. Убийства, блуд, цинизм, интерес к оккультизму — все это открывает дорогу темным силам.

        В общем и целом любая страсть, которая делает человека рабом его желаний и заставляет поступать не по совести, может быть признаком бесноватости.

Какое, Ваше Высокопреосвященство, Вы знаете наилучшее средство от уныния-депрессии?

Лучшее средство от уныния — молитва. А еще нужно стараться стяжать память смертную. Когда человек начинает думать о Вечности, то осознает, как незначительны все наши земные скорби. Благодаря памяти смертной все предстает в другом, истинном свете. Надо постоянно, всегда держать в уме тот час, когда душа разлучается с телом, нелицеприятный Суд и как придется держать ответ за греховные дела, слова и мысли.

        Главное — понуждать себя в борьбе с унынием. Будем брать пример со святителя Иоанна Златоуста — не только великого учителя, но и великого подвижника. Святой всегда, в самых скорбных обстоятельствах, говорил: «Слава Богу за все!». И даже перед смертью, будучи очень больным, пребывая в самом униженном состоянии, вдали от родины, повторял: «Слава Богу за все!». Благодарение Господу — это те слова, которых очень боится темная сила.

        Каждый человек может стать святым исповедником. Если он славословит и благодарит Бога в несчастье, то несет подвиг исповедника. Вот как об этом говорит преподобный Паисий Святогорец: «Давайте представим, что я родился калекой, без рук, без ног. Совершенно расслаблен и не могу шевелиться. Если я приму это с радостью и славословием, Бог сопричислит меня к исповедникам. Так мало надо сделать, чтобы Бог сопричислил меня к исповедникам! Когда я сам врежусь на своей машине в скалу и приму с радостью случившееся, Бог сопричислит меня к исповедникам. Ну, чего еще мне желать? Даже результат моей собственной невнимательности, если я с радостью принимаю его, Бог признает».

        Унылый человек не тот, кто время от времени подвержен помыслам уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. Наверное, нет человека на земле, который не испытал бы этого тяжелого, давящего чувства. Но важно с ним бороться и побеждать.

Почему же, Владыко, депрессиям бывают подвержены даже люди воцерковленные?

Я бы так сказал: это сигнал о том, что у человека не все в порядке с душой. К депрессии часто приводит гордыня, сосредоточение сугубо на себе, предпочтение внутреннего монолога взамен диалога с Творцом. Это и неблагодарность Богу: человек перестает замечать ближних, реагировать на их беды и проблемы, видеть удивительную красоту природы, созданной Богом для человека.

        Преподобный Паисий Святогорец учит нас: «Когда грех пребывает в душе человека на протяжении долгого времени, тогда диавол приобретает на него больше прав. И тогда, чтобы он оставил, нам нужно разрушить старый дом и построить новый».

        Только верой в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвой и постом побеждается вражья сила, — об этом говорит нам Сам Господь (Мф. 17:21). Потому и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели оружие против диавола и бесчисленных козней его.

        Идет Великий пост — время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу, поэтому будем стараться соблюдать его. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум, человек начинает лучше видеть свои недостатки, появляется жажда очистить совесть и покаяться пред Богом.

        В посту верующие должны особенно стремиться делать добро, исполнять заповеди, жить духовной жизнью. Принуждать поститься, конечно, никого нельзя. Но люди, отрицающие пост (в том числе и супружеский), сами, как это ни странно на мирской взгляд, очень многого себя лишают. Они видят пост как сплошные ограничения и путы для их свободы, не подозревая о том, что пост — прекрасное средство к внутреннему совершенствованию.

        Мне хочется пожелать нашим читателям: мир и его соблазны да не обладают вами, дорогие мои. Будьте примером для всех, кто рядом, старайтесь жить по закону Божию, думать, говорить и поступать в трепетном сознании Его присутствия.

        Эта жизнь дана нам, чтобы сочетать свое сердце с Господом, чтобы сделать его нерукотворным храмом Святаго Духа. Давайте помнить об этом и стремиться к Горнему.

 

С архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ

беседовал протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ,

г. Новогрудок

27.02.2017